В «Справке о возможных датах основания Сарова» перечислены все по нашему мнению возможные исторические события, которые могут быть приняты за начало отсчёта истории нашего города. Необходимо выбрать из этих событий одно, которое удовлетворяло бы требованиям научной обоснованности и достоверности исторического источника.

По нашему мнению, этим условиям удовлетворяет дата 1691 год.

История Сарова насчитывает по меньшей мере восемь веков. Её можно разделить на два неравных периода, которые условно назовём «историческим» и «доисторическим». Между окончанием одного из них и началом второго лежит временной интервал в четыре века, когда территория города была необитаема.

Несомненно, доисторический период оказал значительное влияние на ход саровской истории, в частности, наличие городища повлияло на выбор места для монастыря. Видимо, в будущем значение этого периода для нас будет даже возрастать. Но опираться на него при определении даты начала Сарова пока рано. Возможно, когда доисторический период будет исследован более подробно, это станет возможным.

Поэтому нам кажется, что этот период истории и следует рассматривать как доисторический, предшествующий известной истории Сарова.

Попытка организации монастыря, предпринятая монахами-отшельниками Феодосием и Герасимом около 1664 года является важной с точки зрения смысла и предсказания будущности Сарова, но она

а) не имеет строгой датировки;

б) носит полулегендарный характер;

в) окончилась неудачей, после чего место оказалось необитаемым более десяти лет.

С 1691 года на месте города Сарова постоянно существует поселение, т.е. находятся жилые постройки и живут люди. Недаром именно иеросхимонаху Иоанну (а не Феодосию или Герасиму) монахами Саровской пустыни было присвоено звание Первоначальника. Основанный им населённый пункт неоднократно менял статус и способ управления, но как местообитание людей существует с 1691 года.

Поскольку Иоанн длительное время жил на Старом Городище один, будучи при этом монахом Введенского монастыря, некоторые периоды в 1691-1700 годы его жилище пустовало. Тем не менее, мы считаем, что поселение в эти годы уже можно считать постоянно существовавшим.

Дата 1691 г. имеет чёткое историческое обоснование и, кроме того, обладает тем достоинством, что позволяет разнести церковные и светские юбилеи: как говорится, богу богово, а кесарю кесарево. Основание монастыря отмечается церковью с 1706 года, когда был освящен первый храм и было положено начало молитве и храмовому богослужению – основному предназначению монастыря. Светская общественность должна отмечать начало поселения.

Таким образом, через два года в 2011 году город может отметить 320-летие.

 

Председатель исторического объединения

«Саровская пустынь»                                                                     ____________А.А. Агапов

 

Член исторического объединения

«Саровская пустынь», сотрудник Городского музея                  ____________А.М. Подурец

Просмотров: 1 224

К этой записи 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>