Похоже, история со строительством Успенского собора выходит на более высокий уровень. В своём родном отечестве ведь нет и не может быть пророков. Хотя где-то в каком-то из городских СМИ была опубликована информация (возможно, здесь и здесь), которая взволновала сначала нижегородское археологическое сообщество, потом нижегородских блогеров, а потом информация дошла и до федерального министерства культуры. Нам пока не удалось проследить все пути информации об экскаваторных раскопках на монастырской площади, но в какой-то момент она была размещена на одном из археологических сайтов, где, в основном, идёт борьба с так называемыми «чёрными копателями», также нарушающими законодательство об охране памятников.
Долго ли, коротко ли шло дело, но в Саров из Государственного управления охраны культурного наследия по Нижегородской области была направлена комиссия во главе с ведущим специалистом этого управления, известным археологом Андреем Владимировичем Гонозовым. В качестве консультантов были приглашены также Н.Н. Грибов , И.А. Очеретин, В.А. Батюков. Комиссия прибыла на Котлован 18 апреля. Выводы комиссии были очевидны: на месте строительства собора культурный слой уничтожен. Также уничтожены и подлежащие охране «малые архитектурные формы», а именно, склепы с захоронениями саровских настоятелей, казначеев и соборных старцев. Представители саровской прессы работу комиссии не освещали. Официальной реакции на её приезд нет пока ни в церковных кругах, ни у саровской власти.
Котлован стал лейтмотивом состоявшейся 27 апреля XI исторической конференции, на которую в качестве докладчиков были приглашены Николай Николаевич Грибов и Елена Леонидовна Хворостова, благодаря археологическим раскопкам которой в 2007 году были установлены истинные габариты Успенского собора и его точное расположение. Уже в ходе конференции была устроена встреча этих специалистов с главой администрации А.В. Голубевым, который признал за городскими властями часть вины за произошедшее. Что может сделать город, чтобы немного искупить эту вину? Е.Л. Хворостова предложила главе администрации профинансировать антропологическую экспертизу человеческих останков, найденных в склепах и рядом с ними. Хорошее предложение, оно хотя бы частично компенсирует научный ущерб, нанесённый экскаватором.
А кто же главный виновник? Как говорится, кто виноват и что делать?
Как разъяснил нам Н.Н. Грибов, с юридической точки зрения, главный документ для производимых работ — это проект. Проект включает в себя всё, в том числе отдельным разделом в нём должны быть предусмотрены археологические работы. Но их там, как известно, нет. Формально даже заказчик (церковь) не при чём. И оказывалось ли им какое-либо воздействие на разработчиков проекта, неизвестно.
Кроме того, проект должен был пройти государственную экспертизу, и он её прошёл, раз работы начаты. Экспертизу осуществляют три независимых эксперта. Кто эти люди? Какова их квалификация? На данный момент мы даже не знаем их фамилий. Вызывает сомнения и независимость экспертов. Мы знаем, что у нас много чего формально независимо: СМИ, профсоюзы, даже депутаты и политические партии. А на практике? Большинству ответ известен.
О чем шумим? — скажет какой-нибудь продвинутый горожанин, — кости спасли и прочитали над ними молитву, а домонастырского культурного слоя там, может быть, и нет вовсе, — ведь и соборы взрывали, и трубы с кабелями прокладывали, и дорожки асфальтировали. Осмотр специалистами Котлована показал, что средневековый культурный слой есть, и он вполне был бы пригоден для научного исследования. Археологи подобрали на стройке и мордовскую керамику XII века, и даже части более древних каменных орудий. Но то, что наше городище интересное, мы и раньше знали.
Остаётся надеяться, что археологам Москвы и Нижнего Новгорода совместными усилиями удастся зафиксировать хотя бы то, что видно сегодня. Речь идёт о бортах Котлована. Но на это нужна воля строителей.
И второе. Если когда-нибудь будет происходить восстановление третьего храма на монастырской площади — церкви Живоносного Источника, жители города уже не должны допустить уничтожения культурного слоя.
Так Котлован выглядит сегодня
Морозобойные трещины — свидетельства оледенения. Такие геологические структуры можно встретить в современной сибирской тундре
Тёмная горизонтальная полоска посередине борта Котлована — средневековый древнемордовский слой
И тут есть культурный слой
Внизу — деревянный гроб захоронения монастырского времени
Елена Леонидовна Хворостова и Николай Николаевич Грибов
О-очень ОПЕРАТИВНО! Спасибо, Алексей Михайлович!
Лёша, твой пафос по поводу «независимости» экспертов вызывает умиление. Абсолютно независимых людей не бывает в принципе, а ты об этом догадался только ближе к шестидесяти.
Я думаю «независимые эксперты» в данном контексте означает только одно — независимость экспертов друг от друга.
Вряд ли эти эксперты идиоты, значит давая своё «добро», они были уверены, что в случае чего их прикроет кто-то влиятельный. Как минимум на уровне губернии. И я думаю, мы все догадываемся, кто это.
Я рад, что ты догадался. Моя цель — достигнута.
Я всё это разложил по полочкам ещё вчера после клуба своим попутчикам. Так что не слишком обольщайся.
Цитата:
«И второе. Если когда-нибудь будет происходить восстановление третьего храма на монастырской площади — церкви Живоносного Источника, жители города уже не должны допустить уничтожения культурного слоя».
Алексей Михайлович! Твоё пожелание в концовке статьи я задал В. А. Степашкину, как ты слышал, после его доклада:
«Очевидно, что следующим шагом на Монастырской площади будет восстановление Храма Пресвятой Богородицы и её Живоносного Источника! Не пора ли уже СЕГОДНЯ организовать профессиональные археологические раскопки на месте этого Храма»?
Ответ последовал незамедлительно! «Уже ВЧЕРА этот вопрос обсуждался со специалистами, и думаю, таких ошибок как с восстановлением Успенского собора уже не будет»!
Не гарантирую дословность, но смысл передан точно!
Так что есть надежда, что культурный слой домонастырского периода в Сарове будет исследован перед восстановлением «Верёвочки»… 🙂
Только решает это не Степашкин. Я думаю, что он так же говорил и перед закладкой Успенского собора. И что мы получили?!
А вот потихоньку нарастающий шум в прессе может сделать своё дело. Гражданское общество строим, блин!
Когда на Степашкина после его доклада на Конференции начали «нападать» возбуждённые слушатели своими вопросами, он заявил, что он такой же простой житель города, как и все мы…
А на стройке оказался, как бы случайно, и всё зафотографировал для истории из лучших побуждений…
Правда состоит в том, что он был чуть ли не организатором молебнов нашего Никона перед вскрытием и ликвидацией склепов…
Смотрю я на эти картинки…а не окажется пророческой статья Стасевича…..
Виктор! Статья старшего Стасевича НЕ ОКАЖЕТСЯ ПРОРОЧЕСКОЙ! Если бы у РПЦ были сомнения, то давно бы В ТИХУЮ заказали бы генетическую экспертизу и сняли бы все вопросы…
Не перестаю удивляться повторяемости саровских событий. Можно сравнить то, что произошло в 1992 году при открытии объединением «Саровская пустынь» купальни и пещер и то, что происходит сейчас.
1. В городе ведутся земляные работы, которые их участники называют раскопками.
2. Информация об этом публикуется сначала в городских СМИ, потом — в областных.
3. Информация в областном СМИ попадает на глаза чиновникам, отвечающим за охрану памятников.
4. В город направляется комиссия для проверки фактов.
5. В состав комиссии входит Иван Очеретин.
Отличие только в выводах комиссии. Тогда «раскопки» признали безвредными, а сейчас — нет.
Алексей Михайлович!
Хотелось бы почитать ОФИЦИАЛЬНЫЕ «выводы комиссии»!
Наверное, это будет УТВЕРЖДЁННЫЙ «АКТ» или «ПРОТОКОЛ»?
Когда появятся ДОКУМЕНТЫ этой комиссии? 🙁
На нас сослались: http://www.sarov.net/news/?id=32463
Хороший репортаж и фото А. Виноградовой с 11- ой исторической саровской конференции:
http://pravsarov.su/content/news/2016/5121/5189.html&gid=1775&gpn=0
Материал называется:
«Восстановление собора началось с утрат»
28 апреля 2016 года
Грузовики вывозил грунт круглосуточно. Где отвал сейчас — знает подрядчик. Как воры ведут строительство. Стыдно!! Стыдно за власть «интеллигентов» и «ученых», стыдно за поругательство прошлого и стыдно перед потомками. Я помню рассказы бабушки про эти два храма, только вот в виду данных событий вернется ли благодать? или быть может Бог покинул Саров?… Власть имущие слово за вами.
Михаил! Если Вы помните «рассказы бабушки про эти два храма», то изложите Ваши воспоминания и «рассказы бабушки про эти два храма» для нашего сайта в письменном виде!
Может тогда Вам полегчает, и «БОГ ВЕРНЁТСЯ В САРОВ»!?
Наконец-то!
Впервые в истории Сарова в городе пройдёт строительство с предварительными раскопками:
http://www.sarov.net/news/?id=32499
Считаю, это победа общественности.
Прошёл слух, что в связи со скандалом, связанным со строительством Успенского собора в епархии снят с должности о.Артемий, отвечавший за строительство и административно-хозяйственные вопросы.
Добрый день! Я к большому сожалению потеряла все контакты Елены Леонидовны! Очень прошу вас помочь! Пожалуйста, поделитесь адресом ее электронной почты!
Лифановская Марина
marina@lifanovsky.ru
На предпоследней фотографии гроб расположен близко к поверхности. И ещё виден угол старой кирпичной кладки – это, наверное, склеп.