На вторые майские праздники группа представителей объединения «Саровская пустынь» поучаствовала в немалочисленном саровском туристическом десанте, высадившемся на берегу Тихого океана в городе Владивостоке. Спасибо за это мы говорим организатору десанта Наталии Николаевне Москаленко, пригласившей нас на это мероприятие. Потому что побывать в столице русского Дальнего Востока мечтают многие, а осуществить это пока удалось далеко не всем. И поэтому есть желание поделиться некоторыми впечатлениями.

Образ города в ходе поездки формировался как-то неожиданно трудно. Наверное, сказалась утомительная дорога (11-часовой ночной автобусный переезд в Шереметьево, потом 8-часовой перелёт через 7 часовых поясов – и почти сразу в экскурсионный автобус). Я обычно хорошо ориентируюсь в городах, но с Владивостоком этого долго не получалось. В приморских городах всегда есть чёткий ориентир – направление на море. А тут море и там, и там, и в противоположной стороне… Владивосток очень сложно устроен географически, он расположен на холмах (сопках) между трёх заливов. К тому же программа была настолько насыщенной, что нам практически не удалось походить по городу своими ногами, а это тоже помогло бы его понять.

Покинув Саров в состоянии первомайской жары, мы попали в относительную прохладу и сразу оделись в тёплые куртки, которые уже собирались убирать в кладовки на зиму. «Широта у нас крымская, а долгота колымская», — любят повторять жители Владивостока. Широта, вообще-то, даже не крымская, а сочинская, но вступают в дело какие-то заграничные течения, ветра… «В сентябре у нас хорошо», — говорят владивостокцы. Но стоял май, и нам, наверное, повезло – ни одного дождя, иногда только утром были туманы, а днём светило яркое «сочинское» солнце. И ветер. Правда, благодаря этим ветрам город с моря хорошо продувается, автомобильный смрад улетучивается, и дышится хорошо.

Здесь заканчивается Транссиб

Автомобили – большая проблема Владивостока. Благодаря близости Японии и Кореи хорошие машины здесь довольно доступны, и весь город стоит в пробках. Умножьте это на сложный рельеф и запутанную географию. Как обычно в больших городах, самая лакомая земля – в центре, около моря, и высотные здания растут тут как грибы, так что на полное решение транспортной проблемы в ближайшее время рассчитывать, по-видимому, не стоит.

Улицы Владивостока перегружены автотранспортом

Хорошими словами владивостокцы поминают прошедший у них форум АТЭС (организация Азиатско – Тихоокеанского экономического сотрудничества), благодаря которому в городе построили три великолепных и очень нужных моста. Мы из центральных СМИ знали только, что на мосты эти потратили кучу денег, что ещё больше разворовали, что мосты плохие и не нужны… Оказалось – очень даже нужны. Люди говорят, что Владивосток до и после 2012 года (когда проходил форум) — это два разных города. Мосты построили на остров Русский, через залив Золотой Рог и низководный через Амурский залив (по всем мы ездили, и не по одному разу).

«Золотой» мост через залив Золотой Рог

(Возникло грустное сравнение с нашим Нижним Новгородом, который к чемпионату мира по футболу получил от центральной власти не мосты, а новый стадион, определённо никому не нужный, поскольку в городе нет команды не то что высшей, а даже первой лиги, и станцию метро, ведущую к этому стадиону).

Владивосток – тихоокеанский Севастополь. Только в два раза больше по населению. Также как и Севастополь, он возник как порт и база военного флота. Также был укреплён многочисленными батареями и фортами, то есть он фактически представлял собой город — крепость. Также в советское время долго был закрыт. Солидная часть экскурсий первого и второго дней была посвящена осмотру укреплений и артиллерийских батарей, превращённых в музеи. Состоялась экскурсия и в музей истории Тихоокеанского флота.

Во время экскурсии в музее Владивостокской крепости, расположенном в одной из старых артиллерийских батарей, мы услышали знакомое имя — П.Ф. Унтербергера. Этот человек в 1888 — 1889 годы занимался строительством морской крепости Владивостока, потом получил должность Нижегородского губернатора, находясь на которой участвовал в организации торжеств по канонизации Серафима Саровского. 17 июля 1903 года делегация Нижегородской губернии во главе с П.Ф. Унтербергером торжественно встретила Николая II, приехавшего на поезде в Арзамас, в специально выстроенном для этого случая близ Выездной слободы павильоне. Вот зримая историческая ниточка от Сарова к Владивостоку.

Портрет П.Ф. Унтербергера в музее Владивостокской крепости

17 июля 1903 г. Павильон у Выездной слободы. Царская семья на верхних ступенях, на переднем плане в тёмном мундире – губернатор Унтербергер

Особенно милитаризованным в недавнем прошлом был прикрывающий подход к Владивостоку остров Русский, экскурсии на который был посвящён весь второй день. Впервые упоминание острова Русского мне встретилось в спектакле Е. Гришковца «Как я съел собаку». Там остров Русский представлялся этаким краем земли, дальше которого служить молодого моряка и послать не могли. Поэтому удивительным оказалось, что этот остров отделён от Владивостока только узким проливом, а с постройкой моста остров стал просто частью города. На остров к саммиту АТЭС перевели Дальневосточный университет, для образования которого объединили несколько вузов. Перевод студентов и преподавателей на остров в свежепостроенный кампус имеет, наверное, как плюсы, так и минусы. Мы слышали разные мнения на этот счёт.

Мост на остров Русский

Долгое время остров Русский был ещё более военизированным и закрытым, чем остальной Владивосток. Он просто напичкан военными сооружениями разного времени – от времён крымской войны до русско-японской и Великой отечественной. Говорят, что и сейчас тут что-то есть, посовременнее, но туристам эти объекты пока не демонстрируют.

Пушки острова Русского

Где-то багульник на сопках цветёт…

Анатолию Александровичу разрешили пальнуть из главного калибра Ворошиловской батареи

Этот снимок — специально для экспериментаторов 3-го отделения. Ничего не напоминает?

Новый кампус Дальневосточного университета

После осмотра нескольких артиллерийских батарей и обеда в кампусе нас повезли в океанариум, построенный тоже на острове Русском. Тут мы окончательно удостоверились, что Владивосток — не заграница. Судите сами:

Все подъезды к океанариуму заставлены машинами

… но к самому океанариуму приходится идти пешком

…а там совершенно пустая автостоянка

Где-то чего-то, как всегда, недоучли…(Правда, к океанариуму ходит от ворот автобус, но нам им как-то не пришлось воспользоваться).

Сначала нам предложили посмотреть представление в дельфинариуме, довольно стандартное, после чего мы отправились на осмотр экспозиции. Поскольку я не первый раз был в подобном заведении, особого интереса не было. Больше всего мне понравился зал «Бездна», где была большая стеклянная стена, за которой плавали рыбы, а главное, всё это можно было созерцать лёжа на специальном мягком матрасе. Жаль, что этот зал был на маршруте последним, и на матрасы осталось совсем мало времени.

Экспонат океанариума — клоп постельный. Наверное, исчезающий вид

Но и рыбы тут есть

Ужины в программу поездки не входили, и нам вечерами приходилось питаться самостоятельно. Конечно, Дальний Восток не в последнюю очередь ассоциировался у нас с рыбой и морепродуктами. В последний день было даже запланировано посещение рынка, но рынок разочаровал – ничего такого, чего бы мы не видели в ближайших к гостинице магазинах, там мы не нашли. Всё-таки Владивосток – большой город и добычей морепродуктов его жители, видимо, занимаются мало. А вот рестораны порадовали, в их меню оказалось всё, чего мы только не пожелали: мидии, морские гребешки, осьминоги, креветки, крабы и т.д., и всё это оказалось вкуснейшим и свежайшим, так что приехали не зря! Между прочим, во владивостокских ресторанах сидит много китайцев, а уж они-то, наверное, в морепродуктах и дальневосточной кухне разбираются.

Владивосток — город многих языков

Не знаю, как с китайским, а с английским тут — не очень

Китайцев вообще на улицах много. Как нам объяснил сотрудник турфирмы, для китайцев Владивосток – ближайший европейский город, тем он им и интересен. Есть и корейцы (северных корейцев легко опознать по красным значкам с портретом вождя). Возможно, есть и японцы, но различать их всех, кто без значков, мы пока не научились.

Заезд небольшой группы китайских туристов в нашу гостиницу

Приезжие из Северной Кореи держатся организованно

Было время, когда китайцы составляли значительную часть населения города. Этому у нас была даже посвящена специальная экскурсия – нам показали Миллионку — бывший полукриминальный китайский квартал Владивостока, просуществовавший до середины 1930-х годов.

Бывшие трущобы Миллионки

Нам показалось, что если говорить об оторванности от основной России, то проблема Дальневосточного региона не столько в китайцах, сколько в самих русских. Среди них, например, много людей, не побывавших ни разу ни в Москве, ни в Петербурге, зато многократно ездивших в близлежащие китайские города. Правильно ли это?

Спрашивали мы, конечно, про пресловутые «дальневосточные гектары». Кто-то сказал, что самые лакомые участки на побережье уже попилены. Другой — что ничего про это не знает. В общем, выбрать себе по гектару нам не предложили.

На третий день нас ждало самое, пожалуй, интересное и красивое, — плавание на остров Попова с экскурсией по экологической тропе морского заповедника. Накануне даже были опасения, что поездка не состоится – синоптики предсказывали сильный ветер, но всё обошлось, шторма не было, и мы вовремя отчалили от пассажирского причала на специально арендованном катере.

Константин Иванович к отплытию на остров Попова готов

Проплываем маяк, один из символов города

Остров Русский (справа), Русский мост и русский флаг. Патриотическая симфония

Пролив Старка, отделяющий остров Русский от острова Попова

Причалили

Остров Попова – следующий после Русского остров в цепочке архипелага императрицы Евгении (назван открывшими его французами в честь супруги Наполеона III). На острове находится одна из баз Дальневосточного морского заповедника с музеем. Нам была предложена довольно продолжительная прогулка по берегам острова, во время которой по-настоящему искупаться мы не смогли – не сезон ещё, зато полюбовались красивыми видами и покопались в водорослях на литорали, познакомившись с крабами, морскими ежами и звёздами. На обратном пути во Владивосток нас даже немного покачало, но без последствий.

Виды острова Попова

Литораль острова Попова и её обитатели

Мы провели во Владивостоке четыре полных очень насыщенных дня. Много это или мало? Лично мне не хватило свободного времени, когда можно было бы походить по городу самому, заглядывая туда, куда хочется. Но для этого пришлось бы жертвовать какой-то экскурсией. У нас даже была в последний вечер экскурсия по ночному Владивостоку, также, хоть и неожиданно, оказавшаяся интересной.

Я считаю, что Дальний Восток должен посетить хоть раз в жизни каждый наш соотечественник, чтобы увидеть своими глазами, как велика и разнообразна Россия.

Вид из нашего гостиничного окна

Просмотров: 5 838

К этой записи 14 комментариев

  • В.Н. Ганькин Валерий:

    Интересно. А что-то про музеи ничего нет — вы же вроде какие-то посещали.
    Две ошибочки у тебя нашёл:
    1) «Этот человек в 1888 — 1989 годы занимался строительством морской крепости Владивостока…» — что-то не то с годами.
    2) Нижний к международному событию не только стадион получит (кстати, это ты, Саровский житель, что-то имеешь против Нижегородского метро — а вот многочисленные жители того района оч-чень этим довольны), но и мост через Волгу, и объездную дорогу, и фактически новый аэропорт! Здесь, видимо, у тебя что-то личное?!

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      Я действительно рассуждаю как житель области и езжу в Нижнем другими путями, в основном, в центре.
      Объездная дорога строится давно, до всяких чемпионатов. Насчет моста через Волгу — не знаю, в пробке я там однажды стоял многочасовой, если теперь пробок не будет — сниму шляпу. Только про это я ещё не слышал. Аэропорт — это хорошо, во Владивостоке он тоже производит впечатление нового. Но то, что городу нужен новый стадион, ты меня не убедишь.

      1. В.Н. Ганькин Валерий:

        Зачем же подтасовывать факты?!
        Я ведь слова не сказал про надобность этого стадиона для Нижнего! (Хотя, если интересно, могу высказать своё мнение — может, он и не очень нужен, но ему найдут применение. Да и дареному коню в зубы не смотрят!)
        Я лишь обратил внимание на то, что ты неправильно изложил факты. Цитирую: «Возникло грустное сравнение с нашим Нижним Новгородом, который к чемпионату мира по футболу получил от центральной власти не мосты, а новый стадион…».
        А на самом деле — и мост получил, и не только его! Зачем же такие передёргивания фактов? Наверное, неспроста! Вот я и выдвинул предположение о личных мотивах. Если я не прав —
        опровергай фактами, а не их подтасовками.
        Ну а твой пассаж о том, что ты рассуждаешь как житель области и ездишь в Нижнем другими путями — вообще чудо! Видимо ты ездишь туда через Владивостокские мосты! (О которых, в отличие от Нижнего, ты точно знаешь, что они нужны)

        1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

          Пошёл сдаваться.

          1. В.Н. Ганькин Валерий:

            Да, по поводу объездной дороги: насчёт западной ты, конечно, прав — она начала строится до решения о чемпионате. А вот на восточный участок центр выделял деньги уже после! И далеко не факт, что их дали бы в такие сжатые сроки и в таком количестве, если бы не ЧМ!
            Другое дело, что Сарову от этого пользы мало — нам более важна Кремёнковская дорога, а вот тут что-то Шанцев не очень «чешется». Впрочем, он летает на вертолёте и наши дороги ему не слишком нужны.

  • К.Зайцев:

    На острове Русский находится один из старейших в России монастырей прп. Серафима Саровского, с красивым садом и небольшим памятником о. Серафиму, находящийся в беседке. Знаю, что многие верующие из Владивостока ездят именно в этот монастырь на Службу. Хотя в самом Владивостоке тоже есть церковь Серафима Саровского, но уже более современная.

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      К сожалению, нам про этот монастырь не рассказали и его не показали.

      1. К.Зайцев:

        Вот карточка, отправленная оттуда. Примерно так он выглядит, но это только маленькая его часть.

  • Подписываюсь под каждым словом в последнем предложении. Надо добавить, что северокорейцы, все как один запрещают фотографировать свои значки с портретом вождя.
    Хотел написать материал об этой поездке, но ты по объективным причинам (утром встаёшь на много раньше меня) опередил. Теперь уже и не знаю писать ли, тем более, что ещё и не начинал.
    В последнем снимке, горизонт ты всё-таки завалил.

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      Что плохого, если будут две заметки?
      Тем более, если ты не завалишь ни горизонт, ни идеологию 🙂

  • спасибо большое за вальяжный и атмосферный репортаж, по мне так очень интересно было прочитать.- Знаком с потомками адмирала Бурачека — основателя города, поэтому слышал много удивительных историй про славное прошлое города.-
    Вставлю свои 5 копеек про НН…
    1) Я не против стадиона как такового, но для меня личная драма, что он испортил исторический вид на Стрелку Оки и Волги.- Тот, кто это предложил — подлец и мерзавец, ненавидящий город.- Команда спортивная — может и нарастёт когда, а вот вид волжской дали уже не вернётся.- Собор Александра Невского выглядит теперь на фоне стадиона нелепо.-
    2) Метро — очень нужная вещь: у меня много знакомых и друзей живут на Мещерке, которые с ужасом выходя с работы представляют как поедут через Канавинский мост… Потому что примерно с 16 до 19 часов он плотно стоит.- Путешествие через него превращается в муку, ведёт к потерям тысяч человекочасов.-
    3) Борский мост должен был быть построен без всякого чемпионата — это давно назревшая необходимость, просто подверстали одно к другому, ну и пусть, лишь бы был.-
    в связи с чемпионатом существует другая — очень злободневная проблема, которая поедает город и горожан как опухоль, порождая недоверие, через недоверие — агрессию, а после — разочарование и апатию.- Это массированный и разбойничий снос деревянной архитектуры, признанных ОКН и, под шумок, уничтожение малых архитектурных форм.- Всё это делается под предлогом водворения порядка к чемпионату.- Вот что хотел сказать.-
    Меня радует, что объединение «Саровскаая пустынь» продолжает работу — мы вас любим.-

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      Роман, спасибо за отзыв.
      Мне кажется, что деревянный НН планомерно подвергался сносу и выжиганию тоже задолго до чемпионата. Просто теперь у поджигателей, наверное, появилась дополнительная отмазка.
      Конечно, «Саровская пустынь» продолжает жить, работать, но в данной заметке я решился написать и об отдыхе.

    2. В.Н. Ганькин Валерий:

      Интересный пассаж про Борский мост, который «…должен был быть построен без всякого чемпионата — это давно назревшая необходимость…».
      Рискну продолжить вашу мысль:
      — новый жилой фонд взамен ветхого жилья «…должен был быть построен без всякого чемпионата — это давно назревшая необходимость…».
      или ближе к нам:
      — ФОК в Сарове «…должен был быть построен без всякого чемпионата — это давно назревшая необходимость…».
      Достаточно примеров, чтобы понять абсурдность этого аргумента?! Нет?! Тогда прикиньте, сколько регионов едут в Москву с такой же аргументацией! И большинству показывают «фигвам»!
      На самом деле, «…давно назревшая необходимость…» — всего лишь один из многочисленных поводов для дальнейшего трудного процесса «выбивания» денег. А реально в случае Борского моста мы получили бы его не раньше, чем лет через 10-20. То, что он построен сейчас — заслуга, конечно, Чемпионата и пробивные способности Шанцева. Причём, я думаю, примерно в равных пропорциях.
      Другое дело, что нам от этого мало проку. Но и наибольшее количество избирателей Шанцева живёт не у нас!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Замечательный материал, Алексей Михайлович!
    Спасибо!

    Думаю, описать свой «владивосторг» по поездке прошлого года!
    Жаль, времени не хватает всё делать вовремя, и события наслаиваются… 🙁

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>