Часть первая СПМ «Крым-2019» успешно закончилась и 9 мая рано утром мы отправились в Керчь.

09 -10 мая . Прогулки по Керчи

В Керчь мы приехали к обеду. Заселились  в гостиницу и отправились  гулять по праздничному городу.

На центральной площади проходил концерт творческих коллективов,  работала ярмарка. Под звуки оркестра очень красиво танцевала возрастная пара из числа зрителей.

Активное участие принимали детишки в акции «Рекорд Победы». Суть этой акции — сделать в сумме всеми участниками 27028 отжиманий от земли, что соответствует количеству дней, прожитых под мирным небом со дня Великой Победы 1945 года.

Немного послушав выступления, мы отправились на  Митридат. На Митридат ведет широкая лестница, насчитывающая 432 ступеньки. Состояние лестницы  произвело на нас удручающее впечатление. Правда впоследствии оказалось, что она на реконструкции. На реконструкцию отправлены и грифоны (один из символов Керчи), украшающие Митридатскую лестницу.

Обелиск Славы на горе Митридат — один из самых известных и узнаваемых памятников Керчи.  Воздвигнут  в 1944 году по проекту архитектора Алексея Дмитриевича Киселева.  Для строительства использовались камни Троицкого собора, который был когда-то главным керченским храмом. Украшением памятника служат три пушки 76-мм, которые использовались по назначению во время войны. 9 мая 1959 г. на Митридат торжественно зажгли Вечный огонь. С тех пор здесь проводятся основные мероприятия, посвященные Дню Победы.

К сожалению, сегодня обелиск Славы в аварийном состоянии. На каменной кладке обелиска растет количество трещин, выпал один из камней кладки. Для укрепления в кладку вбили арматуру.

На обелиске видна тень от арматуры

Будем надеяться, что к 75-летию Победы символы Керчи — Митридатская лестница и Обелиск Славы будут выглядеть достойно.

Увы, разрушения коснулись и памятника античной культуры на Митридате — Пантикопея.  Одна из главных достопримечательностей Керчи — колоннада пританея (здания общественного совета) накренилась, у основания появилась трещина и была демонтирована.

Как утверждает руководство Восточно-Крымского историко-культурного заповедника,  демонтаж колоннады проведен «в связи с прогрессирующим ухудшением ситуации и возникшей угрозой физическому состоянию основной конструкции памятника».

В День Победы на Митридате по традиции много народа. Среди античных развалин отдыхают горожане.

С горы открывается потрясающий вид на город и пролив.

Вид на мост и место для фото.

После Митридата отправились по набережной. Обращает на себя внимание большое количество разных скульптурных групп на набережной и красные бордюры, которые стали своеобразным символом города.

Композиция «Дары моря» или Памятник рыбе — в память о славе Керчи как рыбной столицы.

Памятный знак, посвященный школьникам Керчи, участникам трудового десанта, которые помогали облагораживать набережную.

А вечером смотрели праздничный салют, который проходил на генмолле и хорошо был виден с городского пляжа, рядом с нашей гостиницей.

 

На следующий день наша экскурсия по Керчи продолжилась.

С экскурсоводом мы вновь прогулялись по городу: Митридат — площадь Ленина -Храм Иоанна Предтечи 8 века.

Посетили  Музей флоры и фауны Мирового океана. Собранная со всего мира экспозиция находится в здании Южного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии «ЮгНИРО». Есть довольно интересные экспонаты.

Далее наш путь лежал в  Героевку (Эльтиген) к памятнику эльтигенскому десанту – «Парус» и в музей истории Эльтигенского десанта. Когда мы были у «Паруса» в 2016 году в рамках Туриады «Крым-2016», то он был естественного серого цвета, как и задумывал автор. Недавно энтузиасты-реставраторы из Москвы покрасили его в белый цвет. Наверное, это было неудачно, потому что краска местами уже отслаивается.

Вид на Героевку

В завершение экскурсии  мы отправились в  станицу Тамань по Керченскому мосту.

Два дня в Керчи были насыщенными и интересными. Следующий день мы посвятили Багерово.

11 мая. Пос. Багерово — пос.Курортный.

По замыслу планировалось доехать на электричке до станции Багерово, а от туда пешком через полигон выйти к озеру Чокрак, Азовскому морю и поселку Курортный. Из Курортного планировалось вернуться на автобусе.

Но сначала немного о Багеровском полигоне.

Поместье на территории нынешнего Багерово было приобретено немцем Баугером в 1897 году. В доступных источниках впервые встречается в «…Памятной книжке Таврической губернии на 1902 год».  В 1925 году из нескольких мелких совхозов был образован колхоз «Россия», администрация которого расположилась в Багерово. Во время Великой Отечественной и оккупации Крыма возле Багерово был построен аэродром для связи Керчи с незанятой фашистами территорией. Сначала аэродром был советский, потом немецкий, потом снова советский.

И  наконец, в 1947 г. появляется полигон №71 .

Постановление СМ СССР 2939-955сс/оп «Вопросы Учебного полигона № 2 Министерства Вооруженных Сил СССР»

г. Москва, Кремль           21 августа 1947 г.

Сов. секретно (Особая папка)

Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Для проведения подготовительных работ, связанных с Учебным полигоном № 2, и для проведения предварительных испытаний изделий КБ-11 обязать Министерство сельхозмашиностроения (т. Горемыкина) передать до 1 сентября 1947 г. Министерству Вооруженных Сил СССР аэродром и полигон «Багерово» в районе г. Керчь, со всеми находящимися на них постройками и оборудованием, во временное пользование.

 

Полигон появился именно здесь, поскольку здесь большое количество солнечных дней, что важно для обеспечения визуального наблюдения за испытываемыми объектами, значительная территория. При этом учитывались безопасность испытаний и соблюдение режимных условий, а также возможность отчуждения для полигона значительной территории.

Восточная граница полигона от Багерово выходила к Азовскому морю в районе Чокракского озера, а западная — к Казантипскому заливу.

71-й полигон на Керченском п-ве (заштрихованная зона)

Схема расположения объектов 71-го полигона.

К моменту создания полигона все бывшие аэродромные сооружения и взлётно-посадочная полоса были разрушены, жилой фонд отсутствовал, не было дорог, источников водоснабжения, линии электропередачи.

Приказ главкома ВВС о формировании 71-го полигона как воинской части № 93851 с его штатной структурой был подписан 10 ноября 1947 года. Начальником полигона назначили энергичного, обладающего опытом руководства большими коллективами и ведения боевых операций генерал-майора авиации, Героя Советского Союза Георгия Осиповича Комарова.

Заместителем полигона по научно-испытательной части назначен Чернорез Виктор Андреевич. А через несколько лет в связи с переводом начальника полигона Комарова в другую часть Чернорез назначается начальником полигона. В формировании 71-го полигона, его благоустройству, организации строительства объектов жилищно-бытового обеспечения Чернорез В. А. отдавал много времени. А самые яркие страницы в новейшей истории пос. Багерово связаны с именем Виктора Чернореза. За его заслуги над входом в гарнизонный Дом офицеров посёлка Багерово установили мемориальную доску.

На долю руководства полигона выпала необычайно сложная и ответственная задача по строительству производственно-служебных сооружений, созданию казарменного и жилого фонда для личного состава и других объектов. Необходимо было уже со следующего года приступить к лётным испытаниям разрабатываемых изделий.

Темпы работ, их организация с позиции нынешнего времени кажутся невероятными. Для выполнения строительных работ полигону вначале был придан строительный батальон, который был затем заменён строительной бригадой, оснащённой техникой и специалистами. Всё это позволило, как и планировалось, своевременно приступить к лётным испытаниям изделий. Вначале полёты выполнялись с взлётно-посадочной полосы, покрытой металлическими плитами. Строительство её было выполнено как внеочередное.

В последующем была уложена взлётно-посадочная полоса с железобетонным покрытием и созданы соответствующие аэродромные системы, обеспечивающие полёты в дневных и ночных условиях всех существовавших и проектировавшихся в то время самолётов. Вошли в строй лаборатории и измерительные пункты, оснащённые совершенным по тому времени оборудованием. За сравнительно короткое время казарменная и жилая зоны городка были благоустроены. Решены проблемы электроподачи, водо- и теплоснабжения, канализации. Построили жилые дома, солдатский клуб и гарнизонный Дом офицеров, две гостиницы, госпиталь и поликлинику, четыре магазина, образцовую среднюю школу, детский сад, пионерский лагерь. Городок радовал чистотой и порядком, благоустройством дорог и зелёными насаждениями.

Основные задачи полигона: выполнение бомбометаний с самолетов-носителей в режиме воздушных ядерных взрывов и проведение отбора продуктов взрыва из облака самолетными средствами. На территории полигона велась отработка и «неядерные» испытания ядерных бомб совместно с испытаниями их самолетов-носителей. По результатам этих испытаний определялась пригодность и готовность комплекса «самолет-бомба» к проведению воздушных ядерных испытаний.

Что касается РДС-1.

Летно-баллистические испытания первого изделия начались в первой половине 1948 года на  Ногинском полигоне 4-го управления ГК НИИ ВВС. Летные испытания и исследования показали недостаточную устойчивость «изделия» на траектории падения. Требовались дополнительные меры по оптимизации конструкции за счет изменения формы обводов, положения центра масс, момента инерции. Дальнейшие летно-баллистические испытания изделия с конструктивными уточнениями были продолжены на базе  полигона №71.

Так в 1948 году на полигоне  №71 начались испытания «изделия 501» на самолетах Ту-4:

в июле прошли баллистические испытания пять корпусов «изделия 501»,

в сентябре-октябре были испытаны еще пять корпусов с вмонтированной аппаратурой автоматики, радио- и бародатчиками,

К апрелю 1949 года были закончены летные испытания блока зажигания и электрической схемы синхронного инициирования.

Подписание акта об окончании испытаний «изделия 501» на 71-м полигоне ВВС в 1948 г.

Слева направо: капитан Куликов С. М., полковник Чернорез В. А., генерал-майор Комаров Г. О., подполковник Федотов Ф. С.

В конце 1949 года  пять «изделий 501» на полигоне прошли  летные Государственные испытания.

29 августа 1949 г.  задачей полигона 71 являлось  авиационное обеспечение испытания первой советской бомбы РДС-1 при наземном взрыве на Семипалатинском полигоне.

После 1949 года были продолжены летные испытания «изделия 501» и новых разрабатываемых изделий …

В 1972 г. 71-й полигон прекратил свое существование.

В 1973 году на базе военного гарнизона был открыт филиал Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов, который готовил кадры для бомбардировочной, истребительной, фронтовой, армейской авиации.

В 1996 году филиал ВВВАУШ так же прекратил своё существование.

 

Ну а мы начинаем свой маршрут от станции Керчь. Как оказалось, железная дорога из Керчи до Багерово не электрифицирована. Под видом электричек курсируют пригородные поезда из нескольких плацкартных вагонов.

На подъезде к Багерово идет большое строительство новой  железной дороги, которая идет от Керченского моста.

 

С появлением новой железной дороги станция Багерово будет реконструирована.  А пока вполне миленькое здание.

На здании станции памятная доска, о том что в Багерово базировался филиал Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов.

Логично, что приезжающих встречает летчик.

Багерово разделен железной дорогой на два поселка: гражданский поселок и бывший военный. Мы направляемся в военный городок. Очень много зелени. Цветет сирень.

Немного отойдя от вокзала, попадаем в старую часть поселка, построенную, по-видимому, в первые годы существования полигона.  Архитектура свойственная городам-поселкам атомного проекта, таким как  Саров, Краснокаменка в Крыму.  Во время действия полигона здесь жизнь кипела.

Багерово был культурным центром района. На концертные площадки приезжали театры из Москвы. Центр культуры — Дом офицеров.

Сегодня в этом здании разместилась  школа искусств (судя по вывеске). Само здание представляет весьма печальное зрелище.

На здании три памятных доски: основателю военного Багеровского гарнизона, начальнику 71 полигона ВВС , герою Социалистического труда, генерал-лейтенанту В.А. Чернорезу,

дважды Герою Советского Союза, Заслуженному летчику-испытателю СССР Амет-Хан Султану, который принимал участие в летных испытаниях  на этом полигоне в 1952 — 1953 г.г.

Третья доска, аналогично доске на здании станции Багерово, увековечила память о том, что в поселке находился филиал Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов.

Сочетание: памятные доски, школа искусств и обшарпанное здание — вызывает смешанные чувства.

Напротив Дома офицеров на центральной аллее памятник Авиаторам Багерово . Высечены имена курсантов и погибших в горячих точках выпускников Багеровского филиала училища, всего тридцать человек.

Сразу за ним, спиной к Дому офицеров — утопает в зелени золотой Ленин.

Памятник летчику Прокурату и погибшим в годы войны советским воинам.

А вот здание Администрации выглядит посимпатичнее Дома офицеров. Правда, лишь с лицевой стороны.

Проходим мимо раскопок какого-то городища.

Постепенно выходим к территории полигона. Здесь также ведутся раскопки городища Багерово — Северное.

Почти ничто не говорит о том, что здесь был полигон. Лишь развалины отдельных строений. По огромному полю ездят тракторы.

Большое количество капониров. Поднимаемся на пару из нх.

Вдали за забором, наверное, казармы.

Наблюдательная вышка.

А это взлетно-посадочная полоса… шириной 80 метров и длиной 3,5 километра . Точнее , то что от нее осталось. Разобрали ее, похоже, давно. Потихоньку зарастает деревцами, которые уже порой в рост человека.

Проходим вдоль ВПП и по грунтовой дороге пытаемся выйти к озеру Чокрак. Частично срезаем по траве. Трава высокая, густая. Клещей- несметное количество.

Озеро Чокрак известно рапой и грязями. Питается подземными сероводородными лечебными источниками (а также морскими водами).

По сравнению с 2016 годом, в озере воды мало.  Пытаемся немного срезать — идти по открывшемуся дну, но начинаем вязнуть в грязи и поэтому приходится придерживаться берега. Озеро еще бледно-розовое.

А вот и песчаный пляж Азовского моря. Купаемся, делаем перекус.  Из Курортного на такси  отправляемся в Керчь в  гостиницу.

Длина маршрута пос. Багерово — пос.Курортный — 24,5 км.

 

Просмотров: 2 359

К этой записи 9 комментариев

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Марина! Надо всё-таки установить памятную доску об испытаниях баллистических корпусов РДС-1 в Багерово!

    Давай разработаем текст для доски…

    1. ОдинИзНас:

      Алексей, Вам лишь бы таблички везде ставить! Лучше бы Саровку с Сатисом почистили, как обещали. Год уже минул с тех пор.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Марин! Этот «ананимный малолетний недоумок» «одинизних» продолжает «гадить» в наших материалах. Его место на помойке… 🙂

    1. ОдинИзНас:

      Как называется человек, который обещает, а потом не выполняет свои обещания?
      Вас за язык никто не тянул. А если любите убираться — для начала уберитесь на помойке внутри себя.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Марина! Ждём ЧАСТЬ 3 о Белогорске, Гимназии Щёлкина и Суворове! 🙂

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Константин Иванович! Для тебя!

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      В Керчи ЗНАЮТ ТАКОЙ ГОРОД-ГЕРОЙ!

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        В России город — ГЕРОЙ ЛЕНИНГРАД, а не Санкт-Петербург…

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Мы помним и ТАКОЙ наш ГОРОД-ГЕРОЙ!

Добавить комментарий для Ал. А. Демидов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>