Как я уже говорил, именно с поездки началось моё участие в работе «Саровской пустыни», эта сторона её деятельности мне особенно близка и ценна. Наверное, просто в силу личных пристрастий. Впрочем, в нашем объединении собрались в основном такие люди, которым дома подолгу спокойно не сидится. Приход в краеведение через туризм – довольно частое явление, в нашем сообществе серьёзным туризмом занимались Агапов, Кудрявцев, Лазарев, Егоршин, Маслов.
Можно сказать, что в «Саровской пустыни» практикуется особый вид туризма – связанный с историей Сарова и нашего края. Некоторым больше нравится называть наши поездки экспедициями, и с этим нужно согласиться, потому что большинство из них дали нам много интересного материала, причём такого, какой нельзя добыть в тиши музеев и библиотек.
О том, что «Саровская пустынь» пешком и на автотранспорте облазала все ближайшие и не очень окрестности города, даже как-то и не стоит говорить. Здесь же хочется упомянуть только наиболее интересные более или менее дальние экспедиции.
1991. Валаам.
Первая дальняя экспедиция «Саровской пустыни». К сожалению, я в ней не участвовал. У меня только что родилась дочь, и было не до экспедиций.
Чтобы организовать эту поездку, как часто бывает, помог случай. После установки часовни у родника мы частенько туда наведывались, чтобы просто проверить, как она там. И как-то у родника Толя Агапов познакомился с заместителем директора валаамского музея уроженцем нашего города Сергеем Недошивиным. Историческая связь Саровского и Валаамского монастырей к тому времени нам была известна, — основное строительство и восстановление Валаама началось при игумене Назарии, который во второй половине XVIII века был взят туда из Сарова. Вот и хотелось побывать на месте, где жил наш Назарий, поискать его следы.
Поездка на Валаам состоялась ранней весной 1991 года, но пусть о ней лучше расскажут её участники. По итогам этой экспедиции в Доме учёных был проведён отчётный вечер. Брат Сергея Алексей Недошивин после этого вошёл в состав Исторического объединения.
1999. Оптина пустынь.
Историческая связь Саровской и Оптиной пустыней также хорошо известна. В XIX веке во главе обоих монастырей стояли братья – Исаия и Моисей Путиловы. Третий брат – Антоний Путилов – начальствовал в скиту Оптиной пустыни. Организовать поездку также помог случай, хотя случайность, как нас убеждают классики, и мы с этим согласны, есть лишь форма проявления необходимости. В общем, ищите и обрящете.
Работая в саранском архиве, Марина Куванова познакомилась с главой издательского отдела Оптиной пустыни отцом Василием. Правда, пока мы думали да готовились, этот издательский отдел возглавил другой монах – о. Афанасий, но и он к нашей просьбе отнёсся доброжелательно, и летом 1999 года наша поездка состоялась.
Ехали на машине, и не торопясь. Расстояние в 800 километров, которое иные пролетают за полдня, мы ехали два с половиной, ведь по пути так много интересного. Мы заезжали в Меленки, Рязань, Венёв, Белёв, на обратном пути – в Калугу, Тулу, Старую Рязань, Вышинскую пустынь. Вообще, наша цель в подобных путешествиях не покрыть как можно большее расстояние, а как можно больше увидеть.
Поездка в Оптину пустынь стала первой, после которой был выпущен иллюстрированный отчёт. С тех пор эти отчёты стали непременными атрибутами наших путешествий, их накопилось уже почти десяток.
Зав. издательским отделом Оптиной пустыни о. Афанасий, А.Агапов, М. Куванова, В. Назаров. 1999 г. Оптина пустынь
2001. Наровчат.
Эту поездку можно было бы и не считать дальней, если бы она не имела далёких последствий для нашего города. Началось всё, как водится, со знакомства – на этот раз с директором типографии в городе Ковылкине Николаем Серовым. Как результат – мы познакомились с новыми интересными для нас объектами, которые почти сразу потом включили в свои экскурсионные маршруты, а ковылкинская типография получила доступ на саровский рынок издательских услуг.
Пещеры у Сканова монастыря. М.Куванова, А.Агапов, Н.Серов — директор ковылкинской типографии. 2001 г.
2002. Инсар – Пайгарма – Чуфарово – Алатырь.
Мордовия находится рядом, но много в ней мест, не очень интенсивно посещаемых жителями нашего города. Эту поездку можно назвать «По монастырям Мордовии». А закончилась она в старинном русском городе Алатыре, стоявшем некогда на засечной черте и находящемся ныне на территории Чувашии.
Участники поездки по монастырям Мордовии перед отъездом у музея «Саровская пустынь. Передний рад: А.Подурец, И.Малышева, О.Берзина, С.Юнацкий, В.Назаров; задний ряд: М.Куванова, А.Агапов, Н.Файкова. 2002 г.
2003. Заволжье.
Идея этой поездки зрела очень давно. В 1703-1705 годы основатель Саровской пустыни Иоанн много времени и сил потратил на обращение старообрядцев в лоно синодальной церкви. Жили эти старообрядцы в Нижегородском Заволжье. Нам также было известно, что результатом этой деятельности было обращение Иоанном нескольких старообрядческих скитов, места которых очень хотелось поискать.
Несмотря на прошедшие с того времени века, кое-какие вещественные свидетельства тех событий удалось обнаружить. Кроме того, мы побывали и в некоторых местах, имевших более позднее происхождение, но так или иначе тоже связанных с историей русского раскола. В частности, на месте Комаровского скита, описанного Мельниковым-Печерским в эпопее «В лесах».
Поездка запомнилась удивительно красивыми видами, безлюдьем и очарованием тех мест и фантастическим обилием грибов в лесу.
С.Юнацкий и А.Подурец на месте Комаровского скита. Заволжье, 2003 г.
2004. Ветошкино – Курмыш.
Усадьба Ветошкино в Гагинском районе нашей области – удивительный образец архитектуры и в то же время совершенно не удивительный образец наплевательски-потребительского отношения нашего народа к своим культурным ценностям. Будучи оставленной своими уже советскими хозяевами, усадебный дом был разграблен местными жителями, а потом ими же подожжён. Нам ещё удалось застать остатки былого величия.
Ну, а Курмыш – место древней русской крепости на реке Суре, восточный форпост Нижегородского княжества и третий по древности город нашей области. Любитель старины просто должен там побывать. Особенно, помимо древностей, нас удивило, что в центре Курмыша стоит ликёро-водочный завод, выпускающий водку «Саровскую».
Завтрак на «графских развалинах». Ветошкино, 2004 г.
2005. Павлово – Ворсма – Кудрёшки – Богородск – Подвязье
Воистину, родная Нижегородская область неисчерпаема, как Россия. В ней есть замечательные и малоизвестные уголки. В Ворсме – руины Островоезерского монастыря, расположенные на острове посреди озера. Кудрёшки – родина декабриста Бестужева-Рюмина. Подвязье – жемчужина усадебной архитектуры, потрясающе расположенная на высоком берегу Оки с умопомрачительными видами. Там у нас произошла необычная встреча с двумя московскими профессоршами, занимающимися историей архитектуры – И.Н. Слюньковой и Е.И. Кириченко, с которыми мы познакомились на нашей конференции 2003 года. Вот так, московская искусствоведческая элита специально приезжает под Нижний, чтобы посмотреть нашу архитектуру, а мы даже не всегда знаем про её существование.
Панорама Оки в Подвязье. Ольга Берзина. 2005 г.
2005. Байкал.
Конечно, это путешествие нельзя считать краеведческой экспедицией. Но организовано оно было «Саровской пустынью», и в нём приняли участие члены объединения. Было потрясающе интересно и красиво. В общем, там должен побывать каждый, хотя бы для того, чтобы понять, как прекрасна, разнообразна и огромна страна, в которой мы живём (поймал себя на мысли, что пишу в стиле «Пионерской правды», но что поделать, если сказанное выше справедливо).
Прибайкалье. Спуск с пика Черского. В.Селезнёв и А.Подурец, ползуны по скалам. 2005 г.
2006. Урал.
А вот это автомобильное путешествие по Южному и Среднему Уралу помимо общетуристического дало и краеведческий результат. В Орске, куда в 1738 году был сослан саровский монах Ефрем, была обнаружена современная икона с его изображением и надписью «преподобный Ефрем Саровский», хотя Ефрем не был никогда официально канонизирован. Интересно, как слава Саровской пустыни, распространившись за тысячу с лишним километров от Сарова, нашла своё выражение в этой иконе.
Поездка на Урал. В Аркаиме. Валентин Медведкин, Марьяна Подурец, Алексей Подурец, Людмила Виноградова, Ирина Малышева. 2006 г.
Нетрудно заметить, что наши поездки стали идти гуще в последнее время. С одной стороны, наши дети выросли, и у нас появилось больше свободного времени. С другой стороны, страна пережила трудное время, и, соответственно, немного подросло наше благосостояние, и мы стали мобильнее (чуть не схохмил: автомобильнее). Но, скорее всего, нам со временем всё ближе и понятнее становится афоризм Игоря Губермана «Пока способен ходить, надо ездить».
В список не вошли многие путешествия, в которых я не принимал участие. Например, пеший поход на Приполярный Урал в 2003 году. Не писал я также и о поездках и походах, в которых мы принимали участие, но которые были организованы не нами. К последним, например, надо отнести многочисленные пешие походы по окрестностям Сарова, проведённые мной с детьми в рамках деятельности в качестве педагога дополнительного образования Центра внешкольной работы. Эти походы имели, конечно, краеведческую направленность, и в них члены «Саровской пустыни» часто и с удовольствием и пользой принимали участие.
Одним из результатов интереса к округе стала выпущенная в 2001 году совместно с Николаем Владимировичем Морохиным и Дмитрием Павловым карта «Окрестности Сарова».
Существуют места, куда «Саровская пустынь» любит наведываться уже многократно, не для того, чтобы узнать новое, а просто потому, что нравится. Это пушкинское Болдино, карамзинская Рогожка, Итяковское городище, родина протопопа Аввакума Григорово.
Продолжение следует
Алексей! Посмотрел книжицу твою с одноименным названием… Этого раздела «Походы и поездки» там нет… Т.е. это — новый раздел. Хотелось бы увидеть здесь или еще где-либо твое описание посещения бывшего села Ездаково, где теперь только скит, а ранее жили «богатые благотворители Саровского монастыря»… Сам знаешь ПОЧЕМУ «хотелось бы увидеть»… Может быть туда будет еще вылазка в рамках работы вашей в ЦВР?! Тогда я — С ВАМИ!!!
Если ты посмотришь текст, который я тебе передавал ещё раньше в электронном виде, то найдёшь там и эту главу, и кое-что ещё.
В книжке — сокращённый вариант.
Я рад, что лично у меня есть самая полная электронная версия «Подлинной истории…» Надеюсь придет время, когда можно будет обнародовать «и кое-что ещё» из «самой полной версии»… 🙂