На сайте писателей — любителей Проза.ру В.Н. Ганькиным недавно были обнаружены мемуары Людмилы Осиповой «Саров. 1953-1958 гг.» Валерий Николаевич посоветовал мне их прочитать, что я и сделал. А теперь я хочу порекомендовать их читателям нашего сайта.
О героическом периоде Сарова написано немало мемуаров. Отличие этих в том, что они написаны не разработчиком или испытателем, а человеком другой, более мирной профессии — поваром. Как пелось в известной песне, «работница питания, приставлена к борщам».
Впечатления Людмилы Осиповой, молодой девушки, неожиданно попавшей в наш закрытый город, читаются с большим интересом. Они человечны, искренни и написаны легко. За немногие годы, проведенные Людмилой в Сарове, она успела поработать в столовой Первого завода (видимо, это столовая № 1), в Генеральской столовой и даже выезжала в командировку на Семипалатинский полигон.
Воспоминания о Сарове — это 3-я часть воспоминаний Л. Осиповой, размещённых на Прозе.ру. Предшествующие части посвящены детству и пережитой автором Ленинградской блокаде.
Понятно, что воспоминания писались значительно позже описываемого времени. Позволю себе несколько цитат из текста с некоторыми историческими уточнениями.
«Вы приехали в город, который называется объект Арзамас-16» — В 1953 году объект ещё не назывался Арзамас-16.
«Я сразу пошла записываться в библиотеку, она находилась в бывшей церкви» — Библиотека была не в церкви, а в трапезной. Поэтому грусть автора о том, что от церкви остались только стены и расписной потолок, не обоснованна.
«Сахаров очень тяготился соглядатаем и старался незаметно от него убежать. Его коттедж в сосновой роще стоял на берегу реки Сатис». — Хотя в городе есть постройка, неофициально носящая название «Сахаровский коттедж», А.Д.С. в нём не жил. Эпизод, когда А.Д.С., скрываясь от телохранителя, вылезает через окно, скорее, относится к устным преданиям о другом академике, Я.Б. Зельдовиче.
Переходите по ссылке и приятного вам чтения.
Портрет Л. Осиповой с сайта Проза.ру
Когда я случайно обнаружил эти воспоминания, то с трудом оторвался от их чтения на ужин. Читаются в «один присест». В них есть то, что я называю «дыханием эпохи». Написаны прекрасным языком (не повара, пусть даже со средне-техническим образованием) и ясно, что подверглись «литературной обработке» специалиста. Это видно и при чтении её стихов, написанных несколько другим языком. Но при этом воспоминания не потеряли своей искренности и непосредственности.
P.S. Не понял, кого она зашифровала под видом «академика А», делавшим ей предложение. Никто из мне известных наших учёных не подходит под упомянутые данные — учёное звание (академик или член-кор.), фамилия на А, возраст 32 года! Сахаров не интересовался женщинами, кроме любимой жены. По повадкам похож на Зельдовича, но он тогда не имел таких регалий, да и было ему под 40 лет.
Посмотрел википедию — Зельдович был тогда уже член-корром (почему-то думал, что ему дали это звание за РДС-6 в 1954). Видимо, всё-таки он.
Ты решил, что автор ошиблась в подробностях, но не ошиблась в звании. А, может, всё наоборот? Помнишь, в «Джентльменах удачи» тоже все персонажи были «академиками» и «доцентами».
Может и так. Но, сдаётся мне, тут имеет место та же ситуация, что и в Женитьбе Гоголя — «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча…». За давностью лет подробности забываются, похоже, она объединила Сахарова и Зельдовича в одного персонажа. Академик в 32 года — это явно Сахаров, а манеры — явно Зельдовича. В пользу этой версии и твоё предположение о том, что она перепутала этих двоих в эпизоде о сбегании от соглядатаев, с коротым я согласен. Известно, что Сахаров этим не очень-то тяготился, а вот Зельдович — наоборот, ему не нужны были свидетели его амурных похождений. Кстати, это путание косвенно доказывает и то, что она не была близко знакома с «академиками».
Готовила Людмила Осипова, конечно, замечательно, но званий высокопоставленных чиновников могла и не знать! А фамилии ТОЧНО знала! Под «академика» «А» подходит Алфёров, надо проверить эту версию…
Упоминание Арзамаса -16 говорит о том, что кто-то совсем недавно литературно обрабатывал её воспоминания…
Я бы хотел посмотреть исходный материал…
А так весьма занимательно, кто не знаком с историей Объекта…
А девушка ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ОЧЕНЬ КРАСИВАЯ! Да и ещё готовила ХОРОШО, как в фильме «ДЕВЧАТА»! 🙂
У меня был знакомый, который, знакомясь с девушками, представлялся кинорежиссёром.