Главный специалист РФЯЦ-ВНИИЭФ по ядерной взрывобезопасности
В рубрике «ЛЮДИ ОБЪЕКТА»
Сегодня мы публикуем цикл статей, посвящённых главному специалисту РФЯЦ-ВНИИЭФ по ядерной взрывобезопасности – Родионову Вячеславу Алексеевичу. 17 мая исполнилось 40 дней, как Вячеслав Алексеевич покинул наш мир земной. На поминках было много ветеранов и сотрудников отдела рентгенографических исследований, с которыми он проработал долгие годы… Покажем фото, каким Вячеслав Алексеевич прибыл на наш Объект.
Для полноты картины приведём некролог, написанный сотрудниками его отдела.
Некролог Вячеслава Алексеевича Родионова
Статьи, посвящённые В. А. Родионову, дадим полностью без изменений, несмотря на некоторые повторы. Начнём со статьи Ю.М. Макарова, который 40 лет руководил отделом рентгенографических исследований в ИФВ. (Статья была написана к 85-летию В. А. Родионова.)
Вячеслав Алексеевич Родионов –
старейший сотрудник Института физики взрыва
и всего ВНИИЭФ.
Он приехал после ВУЗа на работу во ВНИИЭФ в 1954 году. Начиная с первого и до последнего дня работы, он трудился в рентгенографическом отделе ИФВ № 0307(23). Ему пришлось иметь дело с рентгеноимпульсной техникой, ее разработкой, созданием и эксплуатацией. И в то же время он занимался исследовательской работой. С помощью этой техники он получал информацию о разрабатываемых во ВНИИЭФ ядерных зарядах, их параметрах и свойствах.
В первые годы он работал вместе Борисом Васильевичем Литвиновым, сотрудником этого же отдела №23, впоследствии ставшим академиком РАН. Задач, которые можно и нужно было решать с применением рентгена, было великое множество. Я бы сказал, что Литвинов и Родионов хорошо чувствовали это и понимали важность этих задач.
В частности, по инициативе Литвинова была сделана попытка решить сложнейшую и очень важную задачу – определение по рентгеновским снимкам локальной плотности материала объекта в процессе его взрывного нагружения. Задача оказалась настолько сложной, что в те времена решить ее было невозможно, но попытка состоялась.
Много сил и незаурядного мастерства В.А. Родионова было потрачено на создание передовой в 50-е и 60-е годы рентгеноимпульсной техники. Рентгеновская трубка на рекордные 4.5 МэВ, созданная им совместно с В.П. Рябовым, была в ту пору самым мощным генератором импульсного рентгеновского излучения.
В вопросах исследования с помощью рентгеноимпульсной техники параметров ЯЗ Вячеславу Алексеевичу пока не было равных. Аварийный режим ЯЗ – это важнейший вопрос конструирования зарядов. Требуется исключить при несанкционированном (падение, прострел) подрыве ВВ, содержащемся в ЯЗ, ядерное энерговыделение. Экспериментально-расчетным путем В.А. Родионов определял для всех ЯЗ, разрабатываемых во ВНИИЭФ, и не только во ВНИИЭФ, степень аварийной опасности изделий. Он был дока в этих вопросах, консультировал разработчиков ЯЗ – теоретиков, обращавшихся к нему за помощью.
Вячеслав Алексеевич был начальником лаборатории по исследованию аварийных режимов работы ЯЗ, единственной во ВНИИЭФ. И хотя вопросы аварийной безопасности были основными в деятельности Вячеслава Алексеевича, он не упускал из вида все остальные вопросы деятельности рентгенографического отдела.
Его эрудиция позволяла ему участвовать в обсуждении и принятии решений по всем вопросам, которыми занимались остальные сотрудники отдела. Его опыт и знания помогали многим.
Он очень любил и любит петь. На праздничных застольях коллектива отдела не было равных его красивому баритону.
Жизнерадостность и общительность всегда отличали нашего юбиляра, Вячеслава Алексеевича Родионова!
Желаем ему здоровья и радости в жизни!
Ю.М. Макаров
Далее статья подготовленная Советом ветеранов ИФВ в основном Демидовым Ал. А.
Старейшина ветеранов ИФВ
(Родионову В.А. – 85!)
Родионов Вячеслав Алексеевич родился 19 февраля 1931 года в г. Туле в семье высокопоставленного совслужащего. Кроме Славы в семье было ещё три брата, младший из которых появился на свет в 1941 году. Семья не была эвакуирована, и Слава, можно сказать, мальчишкой, стал свидетелем, как рабочие–оружейники-ополченцы отстояли свой город-ГЕРОЙ. Тогда зенитчики прямой наводкой расстреляли танковый кулак Гудериана! Тульские школы отдали под госпитали, но учёба школьников не прекращалась ни на один день, даже когда Тула была фактически в осаде.
После успешного окончания средней школы в 1948 г. Слава поступил в Московский энергетический институт, но уже через год, как отличник был отобран и переведён в Московский Механический. Советскому Атомному Проекту нужны были лучшие кадры, и будущий МИФИ собирал одарённых студентов со всей страны. После окончания Московского инженерно-физического института по специальности “инженер-физик по проектированию и эксплуатации приборов и установок», В. А. в апреле 1954 года был направлен на наш «Объект» в КБ-11 (ныне РФЯЦ-ВНИИЭФ в г. Сарове Нижегородской области), где попал в газодинамический Сектор 3, руководимый В. К. Боболевым, в отдел 23 под началом Д. М. Тарасова. В то время и до сегодняшнего дня отдел как занимался, так и занимается газодинамическими исследованиями с использованием рентгенографических установок и комплексов.
Фото 1 — Таким В. А. Родионов прибыл на Объект (1954)
За 55 лет непрерывной работы в Секторе 3 (сегодня ИФВ) В.А. Родионов прошел путь от инженера до начальника лаборатории. Более восьми лет выполнял обязанности заместителя начальника отдела. Здесь, в родном коллективе он показал себя разносторонне развитым специалистом, способным экспериментатором, вдумчивым исследователем, умеющим глубоко анализировать, как экспериментальный, так и расчетно-теоретический материал.
Фото 2 – В. А. Родионов — ведущий специалист Ядерного Центра (2001)
Можно без преувеличения сказать, что В. А. Родионов за более чем полувековой период стал не только ведущим специалистом Ядерного центра ВНИИЭФ по одному из важнейших направлений – ядерной взрывобезопасности (ЯВБ) специзделий, но и одним из лучших специалистов ЯОК России. ЯВБ — это свойство ядерных зарядов (ЯЗ) оставаться безопасными в любом аварийном режиме работы.
Полигонные испытания первых образцов ЯЗ на ЯВБ показали, что они не являются безопасными. Надо было срочно решать данную проблему. Необходимо было выработать новые методологические подходы, определить и разработать критерии, по которым можно считать ЯЗ безопасным. Все это приходилось делать впервые совместно с теоретиками, конструкторами и военными. В итоге методика определения ЯВБ специзделий была доведена до ОСТа.
Трудность решения этой проблемы в то время заключалось еще и в том, что не были развиты математические методы, не хватало мощностей ЭВМ для расчёта безопасности изделий. Все приходилось решать экспериментально. Только “Его величество эксперимент” давал ответы на все вопросы. Но опыт надо было качественно придумать, поставить, провести, а затем — аккуратно обработать и тщательно проанализировать результаты эксперимента. И В. А. Родионов без страха брался за любую проблему, которая стояла на пути экспериментальных исследований. Надо было составить особый проявитель для импортной рентгеновской пленки – без проблем, надо было настроить и починить сложнейший микрофотометр – пожалуйста. В. А. Родионов умело обращался с любой техникой. Мог легко разобрать и починить как наручные часы, так и коробку передач любимого “Москвича”. Особые отношения у Родионова В.А. были с математикой. Он блестяще разбирался в теории вероятностей и в оценке погрешностей измерений. Мог спокойно программировать, как на специальном калькуляторе, так и на персональном компьютере. Иногда казалось, что для Родионова В.А. нет ничего не возможного.
Всю свою трудовую деятельность Родионов В.А. занимался проблемой ЯВБ наших изделий. Через руки Родионова В.А. прошли все ЯЗ разработки ВНИИЭФ. Его высоко ценили как теоретики, так и математики. Однажды даже Родионов выиграл на спор ящик коньяка у теоретиков, так как его прогноз на результат испытания одного из зарядов на ЯВБ оказался более точным. В период с 1972 г. по 1978 г. В. А. Родионов непосредственно участвовал в подземных испытаниях ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Неоднократно сам Ю. Б. Харитон просил В. А. Родионова подготовить ему материал о состоянии дел по «проблеме ЯВБ» в институте.
В.А. Родионов — автор и соавтор более 200 закрытых научно-технических работ, автор нескольких статей, имеет два авторских свидетельства на изобретения.
За успешное выполнение спецзаданий В. А. вынесена Благодарность Правительства, он награжден Знаком «Отличник Социалистического Соревнования (1957), медалями “За трудовое отличие” (1960) и «За трудовую доблесть (1970). Удостоен звания «Ветеран Труда (1981), Почётного звания «Ветеран предприятия» (1986). А 1989 году В. А. Родионов стал «Лучшим исследователем ВНИИЭФ». Его портрет многократно помещался на Доску Почёта Сектора, Отделения, Института, а 1973 году был занесён на Доску Почёта Города. С 1968 года имя В. А. Родионова — в Книге Почета Сектора 3 (ИФВ).
В. А. постоянно участвовал в общественной жизни Сектора, Отделения, Института. Член КПСС с 1961 г., он неоднократно избирался членом и секретарем партийного бюро Сектора 3, работал председателем ревизионной комиссии партийной организации Сектора. В его характеристиках можно прочитать: «Обладает высоким уровнем идейно-политической зрелости и сознательности. Принципиален, самокритичен». Вячеслав Алексеевич и сегодня остаётся, верен своим идеалам.
С 1955 года В. А. идёт по Жизни со своей верной тульской подругой – женой Лидией Анатольевной. Бок о бок они вместе проработали в Секторе 3 всю жизнь!
Фото 3 – Супруги Родионовы (2013)
Вырастили и воспитали дочь Ирину и сына Алексея. Помогают растить внуков. А Ирина и Алексей пришли на работу в Сектор 3 (ИФВ) по стопам родителей. И родители по праву гордятся ими. Семья Родионовых по общему стажу работы в ИФВ — в числе лидеров! Их сын Алексей Вячеславович уже дважды стал Лауреатом Премии Правительства РФ в области науки и техники (2003, 2015). Прекрасный результат в 55 лет!
Фото 4 – Супруги Родионовы с дочерью Ириной и сыном Алексеем (2015)
С декабря 2009 г. В. А. Родионов — на заслуженном отдыхе. Но он продолжает вести напряжённую общественную жизнь!
Пожелаем же ему Доброго Здоровья на многие лета, а Бодрости Духа и Веры в свои Идеалы ему не занимать!
Коллеги и друзья ИФВ
Далее пойдёт статья, подготовленная в основном М. А. Власовой к 90-летнему юбилею В. А. Родионова.
Ответственный за ЯВБ
19 февраля исполнилось 90 лет одному из старейших сотрудников Института Физики Взрыва — Вячеславу Алексеевичу Родионову.
Вячеслав Алексеевич родился в г. Тула. Детские годы Славы пришли на тяжелейшие военные годы. Семья 10-летнего Славы не эвакуировалась – отец был призван в армию, а мать с тремя сыновьями наотрез отказалась уезжать. Мальчику приходилось с родными ходить за несколько километров от города – менять вещи на продукты. А мешки потом нести на плече. У Вячеслава Алексеевича навсегда остался в памяти военный черный – из сгоревшего зерна – хлеб, который нельзя было даже показывать никому в других местах. Он был похож на глину и весь в остьях.
После окончания школы Вячеслав Алексеевич поступил в МЭИ, из которого как один из лучших студентов был переведён в МИФИ. Он любит вспоминать студенческие годы и замечательных преподавателей: «На первом курсе общую физику нам читал доцент Куренин, разжалованный из профессоров за участие в Промпартии (судебное дело конца 1930 года), он запомнился изречением «Если ты знаешь, чего ты не знаешь, то ты уже наполовину знаешь». В этой связи ему не надо было «пудрить мозги», а можно было сразу признаться, где недоучил. Атомную физику преподавал Валентин Фабрикант, изобретатель люминесцентных ламп, удостоенный за это Сталинской премии. А дозиметрию – Черенков, один из открывателей эффекта Вавилова-Черенкова, лауреат Нобелевской, Ленинской и Государственных премий СССР, мы его звали Черемпаша».
Занимался Вячеслав Алексеевич на кафедре «Ускорители заряженных частиц», с которыми ему предстояло связать всю свою жизнь, и на последнем курсе получал повышенную стипендию – 750 рублей!
После окончания МИФИ и защиты дипломного проекта Родионов В.А. был распределен в Приволжскую контору Госстроя СССР. На объект он прибыл 21 апреля и был направлен в сектор 3 (ИФВ). Начал работать в рентгенографическом отделе 23 в группе Б.В. Литвинова, будущего академика РАН.
За 55 лет работы в секторе 3 В.А. Родионов прошел путь от инженера до начальника лаборатории. Одно время был заместителем начальника отдела 23.
Поначалу Вячеслав Алексеевич занимался разработкой ядерного заряда для артиллерии и почти одновременно – отработкой конструкций узлов бинарных зарядов.
Во второй половине 50-х стала актуальной тема срабатывания ядерного заряда (ЯЗ) в аварийном режиме (при случайном подрыве взрывчатки).
Полигонные испытания первых образцов ЯЗ на ядерную взрывобезопасность (ЯВБ) показали, что они не являются безопасными. Надо было срочно решать данную проблему. Необходимо было выработать новые методологические подходы, определить и разработать критерии, по которым можно считать ЯЗ безопасным. Все это приходилось делать впервые совместно с теоретиками, с конструкторами и с военными. В январе 1971 года в отделе организуется лаборатория № 1, начальником которой становится В.А. Родионов, для решения вопросов, относящихся к проблеме безопасности ЯЗ. Под руководством В.А. Родионова были разработаны рентгенографические методы исследования аварийных режимов. Через его руки прошли все ЯЗ разработки ВНИИЭФ. Вячеслав Алексеевич пользовался большим авторитетом как у теоретиков, так и у математиков. Был случай, когда В.А. Родионов выиграл на спор ящик коньяка у теоретиков, так как его прогноз на результат испытания одного из ЯЗ на ЯВБ оказался более точным. Неоднократно Ю.Б. Харитон просил В.А. Родионова подготовить ему материал о состоянии дел по ЯВБ. Вячеслав Алексеевич стал ведущим исполнителем двух отраслевых стандартов по ядерной взрывобезопасности.
Ещё в 1954 году молодого специалиста В.А. Родионова подключили к работам по исследованию распределения плотности продуктов взрыва. Вячеслав Алексеевич проводил обработку рентгенограмм на пишущем микрофотометре Молля и далее вплоть до построения графиков плотности от радиуса. Эту методику Вячеслав Алексеевич продолжал совершенствовать на протяжении всей своей трудовой деятельности.
Трудность решения этой проблемы в то время заключалось еще и в том, что не были развиты численные методики расчета. Все приходилось решать экспериментально. “Его величество эксперимент” давал ответы на все вопросы. Но опыт надо было умело придумать, поставить, обработать и проанализировать. И В.А. Родионов без страха брался за любую проблему, которая стояла на пути к экспериментальным исследованиям.
Как истинный уроженец Тулы Вячеслав Алексеевич — умелец на все руки. Надо составить особый проявитель для импортной рентгеновской пленки – без проблем, надо настроить и починить сложнейший микрофотометр – пожалуйста. В.А. Родионов умело обращается с любой техникой. Может легко разобрать и починить как наручные часы, так и коробку передач любимого “Москвича”. Иногда кажется, что для Родионова В.А. нет ничего не возможного.
Особое отношение у Родионова В.А. с математикой. Он блестяще разбирался в теории вероятностей и в оценке погрешностей измерений. Мог спокойно программировать, как на специальном калькуляторе, так и на персональном компьютере. Определение фотометрическим способом по рентгеноснимку количества вещества в каждом элементе объёма исследуемого объекта – это очень трудоёмкий вид работы, а поэтому неудивительно, что под руководством и непосредственном участии Вячеслава Алексеевича уже в 1970-е годы в секторе 3 стала внедряться вычислительная техника: «Мир», РДР‑8…
Кроме основной работы В.А. Родионов преподавал вакуумную технику и физику в нашем техникуме.
В.А. Родионов автор и соавтор более 200 закрытых научно-технических работ, он автор нескольких статей и авторских свидетельств на изобретения.
За успешное выполнение заданий имеет благодарность от Правительства, награжден медалью “За трудовое отличие”. Неоднократно получал благодарности за успешное выполнение важных работ. Его имя занесено в книгу почета сектора 3.
С молодости Вячеслав Алексеевич занимает активную жизненную позицию. Он постоянно участвовал в общественной жизни сектора. Был членом и секретарем партийного бюро сектора 3. Вызывает большое уважение его постоянство и преданность идеалам. В 2009 году В.А. Родионов вышел на заслуженный отдых. Но и сегодня Вячеслав Алексеевич продолжает навещать и поддерживать товарищей по партийной работе.
Многогранность личности Вячеслава Алексеевича не ограничивается его трудовыми достижениями. Обладая прекрасным голосом – бархатистым баритоном – он любит петь арии из опер, многие из которых знает наизусть! Вместе со своей супругой Лидией Анатольевной в молодости они пели в хоре. Пригласил их туда завуч музыкальной школы Анатолий Белокуров. Группа любителей занималась многоголосым пением под руководством дирижера театра Тимофеева и даже выступила в оперетте Дунаевского «Вольный ветер» в хоре матросов, а главную роль там исполнял Оскар Гердт.
Лидию Анатольевну Вячеслав встретил в конце августа 1950 года. Свадьбу сыграли в 55-м по окончании института и года работы в КБ-11: молодой человек приехал в Тулу, чтобы через месяц вернуться на «объект» с женой. С тех пор они идут по жизни вместе. Супруги Родионовы являются родоначальниками династии в ИФВ: дочь и сын супругов Родионовых пошли по стопам родителей. Сын Алексей стал дважды лауреатом правительственной премии.
Несмотря на солидный возраст, Вячеслав Алексеевич продолжает вести активный образ жизни. Он увлечённый огородник, заядлый автомобилист.
Поздравляем Вячеслава Алексеевича с юбилеем! Желаем здоровья, оптимизма и бодрости духа! Долгих лет активной и творческой жизни!
Коллеги и друзья ИФВ
Закончим цикл статей, посвящённых В. А. Родионову, сканом статьи из газеты «Страна РОСАТОМ»
Статья во вкладке РФЯЦ-ВНИИЭФ в газете «Страна РОСАТОМ»
Вячеслав Алексеевич прожил долгую творческую жизнь очень достойно! Он будет нам – сотрудникам ИФВ — всегда примером не только в НАУКЕ, но и в ВЕРЕ в свои социалистические ИДЕАЛЫ!
Ал. А. Демидов, май 2022 г.
К сожалению, невозможно прочитать ни некролог, ни статью из газеты.
А так?
Сергей! Нажмите кнопку на увеличение и всё прочитается!