Здания архитектурного ансамбля Саровского монастыря создавались не одновременно, а на протяжении всей его истории. По-разному выглядят постройки разных эпох, архитектура, как и всё остальное, также подвержена моде, определявшейся вкусами того или иного времени и строительными технологиями. Немало, конечно, значила и личность архитектора.

В конце XIX века к работе в Саровской пустыни приступил известный московский архитектор Александр Степанович Каминский (1829-1897). Именно ему принадлежит проект церкви Серафима Саровского, освящённой, как известно, в 1903 году. Но сам архитектор не дожил до этого дня. После его смерти все главные новостройки в Сарове были сделаны учеником и помощником Каминского Иваном Тимофеевичем Барютиным (1868-1928). Это новые гостиницы («Красный дом»), часовня, посвящённая первоначальнику Иоанну (не сохранилась), а также здание саровского подворья в Москве. О том, кто строил другие здания начала ХХ века, данных нет, но и тут можно предполагать авторство Барютина, имея в виду стилевое единство всех монастырских построек того времени. Это баня (физиолечебница), просфорный корпус (телевидение и радио) и некоторые другие.

Оказывается, на Руси есть ещё один город, в котором облик архитектурных памятников конца XIX – начала XX века определила пара дружных архитекторов – А.С. Каминский и И.Т. Барютин. Этот город – подмосковный Егорьевск.

Одна из основных достопримечательностей города – Троицкий-Мариинский монастырь. Начинал строить его в 1880-1890-х годах Каминский, продолжил после смерти старшего товарища Барютин. Взгляните на фотографию келейного корпуса монастыря (1899). Разве не похоже на наш Красный дом? По-моему, очень похоже.

1

Келейный корпус монастыря

Или пусть профессиональные архитекторы поправят мои дилетантские суждения. А вот святые врата того же монастыря (1897-1899). Не напоминают ли вам две их башенки крыльцо церкви Серафима Саровского?

 2

Святые врата

Сейчас на территории и в монастырских зданиях располагается Егорьевский колледж гражданской авиации, а в скверике перед келейным корпусом стоит памятник В. Чкалову – здесь он жил и учился в начале 1920-х годов. Верующим возвращено здание Троицкой церкви, некогда главной в монастыре (постройка Каминского), и на ней восстанавливаются снесённые в советские года купола и главы.

Продолжая экскурсию по городу, нельзя не обратить внимания на комплекс зданий бывшего механико-электротехнического училища (1907-1909). Это тоже работа Барютина, выполненная в модном тогда стиле модерн. Видимо, в гражданских постройках Иван Тимофеевич мог придерживаться менее строгой архитектуры, чем в монастырских.

 3

Механико-электротехническое училище

            Конечно, нельзя не упомянуть тут и о семействе купцов Бардыгиных, на чьи деньги были выстроены и монастырь, и училище, и многое другое в городе (соборный храм, особняки и т.п. – многое из чего — также Каминским и Барютиным). На рубеже XIX-XX веков Егорьевск переживал экономический подъем, вызванный развитием текстильной промышленности. Отсюда и возможности у местного купечества приглашать для работы хороших архитекторов, не местных – столичных. А А.С. Каминский и И.Т. Барютин успели поспособствовать будущей красоте не только Москвы, но и двух небольших провинциальных городов – Егорьевска и Сарова.

Опубликовано в газете «Саровская пустынь», № 7, 2010.

К этой записи 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>