Несколько дней назад мне посчастливилось побывать на археологических раскопках. Это произошло со мной не в первый раз, но каждый раз подобные экскурсии дают повод порадоваться, подумать и полюбоваться на интересное. Раскопки идут под руководством родоначальника саровской археологии нижегородца Николая Николаевича Грибова. Но на этот раз его изыскания никакого отношения к Сарову не имеют, потому как относятся к гораздо более древним временам. Тем не менее Николай Николаевич и Наталья Валентиновна Иванова сказали (по телефону): приезжайте, будет интересно.
Как говорит один мой знакомый, познание окружающего мира — одно из увлекательнейших занятий в жизни. И вот этим археологи постоянно занимаются, а мы немножко за ними понаблюдали. Так сказать, соприкоснулись.
Мы второй раз гостим на этом археологическом памятнике, впервые мы там побывали в 2012 году, поэтому я решил объединить впечатления от обеих поездкок в один репортаж.
Итак:
Место действия: высокий крутой берег Оки с замечательными видами на многие километры.
Действующие лица: группа нижегородских археологов, студенты и аспиранты нижегородских университетов.
Объект: финно-угорский могильник III — VI вв. н.э.
Умный человек сказал, что археолог — это тот же следователь, только намного опоздавший на место преступления. В нашем случае — на полторы с лишним тысячи лет.
Первое, что поразило, когда мы оказались на «месте преступления» в первый раз, это конские захоронения. Коней эти люди хоронили рядом с собой. Один из археологов даже пошутил, что это могильник цивилизации гуигнгнмов. Кони в могильных ямах лежат как целиком, так и частями.
Захоронение коня (2012)
Пояснения даёт Наталья Валентиновна Иванова (2012)
В общем, это был красивый древний обычай, почему-то забытый. Можно только представить себе, если бы сейчас богача хоронили рядом с «Мерседесом», спортсмена с велосипедом, а тракториста с трактором.
Люди переселялись на тот свет в сопровождении многих полезных вещей. Вот могила мужчины — воина. Тут и копьё, и детали конской упряжи. Ну и, конечно, множество украшений из кости и металла.
Женские захоронения, — те что мы увидели — с точки зрения количества бронзовых украшений ещё более богаты. Вот дама, по нашим меркам молодая, по меркам раннего средневековья — уже пожившая, в общем, 25 — 35 лет. На голове у нее нечто а-ля Юлия Тимошенко, на висках кольца, на запястьях браслеты, кожаный пояс с бронзовыми накладками, застёжки, рядом с головой что-то ещё… В головах — глиняный сосуд, наверное, с пищей.
Женское погребение (2012)
Вот так сидишь на бортике раскопа, а на твоих глазах открывается всё больше и больше подробностей жизни и смерти людей, которые в чём-то, наверное, были очень похожи на нас, а в чём-то отличались настолько, что мы не в состоянии пока понять их мысли, их быт, их мотивации, их жизнь. Можем только строить предположения той или иной степени правдоподобия.
В раскопе 2018 года конских захоронений не оказалось. Но интересных находок было традиционно много. Мы присутствовали при расчистке очередного женского захоронения, богатого украшениями.
Женское погребение (2018)
Тут и застёжки — фибулы, и бусы, и шейная гривна, и височные кольца. Но височные кольца считаются археологическим признаком славян, которые, согласно общепринятым представлениям в ту эпоху ещё только выходили на историческую сцену, причём в краях, далёких от Среднего Поволжья. Объяснения всем фактам пока нет. О людях, оставивших этот могильник, вообще известно пока до обидного мало, археологические памятники этой культуры можно подсчитать с помощью пальцев одной руки. Тем ценнее каждая вещь.
Среди находок самой сенсационной и интересной Николай Николаевич считает роговую фигурку лося, служившую, по его мнению, когда-то навершием жреческого посоха, который был положен в могилу вместе с хозяином.
Фигурка лося из раскопок 2018 г.
Среди находок этого года также был железный меч, сильно окисленный, но всё же сохранивший свою средневековую форму. Это изделие импортное, западноевропейское, дорогое, в наших краях такие мечи тогда не делали.
Консервация найденного меча (2018)
К сожалению, надо сказать и о грустном. Одно из захоронений совсем недавно было ограблено чёрными копателями. Металлоискатель грабителей, видимо, среагировал на богато украшенный поясной набор. В результате все вещи были из захоронения вынуты, кости выброшены, захоронение для науки было потеряно.
Прямоугольная могила в середине перерезанная грабительской ямой (2018)
Общий вид раскопа. Приходится защищаться от постоянных дождей (2018)
Главная обязанность руководителя раскопок — думать (Н.Н. Грибов, 2012)
Рабочий момент (2012)
Палаточный лагерь — в ста метрах от раскопа. Быт своеобразный, весёлый, со своими привычками и традициями. Рядом с костром была небольшая площадочка, на которой ежедневно из подручного материала выкладывался какой-нибудь девиз. В день нашего первого посещения он был таким:
Было 26 августа, т.е. ровно 200 лет назад произошло Бородинское сражение. А Боня — это, натурально, Бонапарт… Такой вот истфаковский юмор. А в целом получилось довольно символично — в раскопе ведь тоже смешались в кучу кони, люди.
А виды там вот такие:
Можно смотреть часами. В какой-то момент начинаешь представлять себе, как вдоль берега озера движется группа всадников в свободных одеждах, застёгнутых бронзовыми сюльгамами и серебряными фибулами.
Где «золотишко», если в захоронениях есть западноевропейские мечи? 🙂
Этот вопрос меня мучает с раскопок Грибова в Сарове! 🙂
Алексей Михайлович!
Ты вводишь молодёжь в заблуждение! 🙂
Никто уже из нынешней молодёжи не знает это великое произведение! Думаю, они уже «не проходят» его в школе…
«Смешались в кучу кони, люди
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой»!
НИЧЕГО У НАШИХ ПРЕДКОВ НА ЗАХОРОНЕНИИ НЕ СМЕШАЛОСЬ «В КУЧУ»!
Кони — отдельно! Люди — отдельно! Только рядом… 🙂
И ещё! Надо заменить ЧЕРЕП на «иконке» на ВЕЛИЧАВЫЙ вид с «высокого крутого берега Оки»! 🙂