В первой части статьи был рассмотрен «домордовский период» (1918-1927 гг.) административно-территориального деления (АТД) Сарова и ближнего Присаровья (т.е. в радиусе примерно 10-15 км от Сарова).
В 1928 году случился очередной передел АТД СССР, в частности укрупнение субъектов федерации. В результате чего постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 14 мая была образована Средне-Волжская область с центром в г.Самара. Другим постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 16 июля в её составе были созданы 9 округов, в т.ч. появилось новое национально-территориальное образование – Мордовский округ с центром в г.Саранск с передачей ему и всей территории Краснослободского уезда Пензенской губернии (куда на тот момент входил Саров). Этим же постановлением вместо уездов были образованы районы, в т.ч. «Темниковский (центр гор. Темников)», куда (можно сказать на “историческую родину”) вернулся Саров. А вместо волостей появились сельсоветы – см. фото.
Впрочем, Мордовский округ просуществовал недолго – до 20 октября 1929 года, когда постановлением ВЦИК Средне-Волжская область была очередной раз переименована – на этот раз в Средне-Волжский край (интересно, почему посчитали, что он расположен на краю России?). А постановлением ВЦИК от 10 января 1930 года статус Мордовского округа был повышен – он был преобразован в Мордовскую автономную область – см. карту.
Её состав довольно существенно перекроили, но Темниковский район был оставлен без изменений – см. фото.
В Нижегородской губернии в это время территориальные преобразования были не столь кардинальными, но тоже довольно существенными. Постановлением президиума ВЦИК РСФСР от 14 января 1929 года были полностью ликвидированы губернии. На территории Нижегородской губернии была образована Нижегородская область. Впрочем, не на долго. Постановлением ВЦИК от 15 июля 1929 года она была преобразована в Нижегородский край, который 7 октября 1932 был переименован в Горьковский край, просуществовавший до 1936 года. Состав этих всех этих административно-территориальных единиц, конечно, менялся, но это не сильно коснулось ближнего Присаровья. Единственно, в 1929 году Арзамасский уезд был опять разделен на Арзамасский и Ардатовский районы. Последний – практически в границах Ардатовского уезда 1923 года. Да ещё созданный 07.1929 года на базе Дивеевской и Глуховской волостей Глуховской район ровно через 2 года переименовали в Дивеевский район, из которого ещё через 2 года Кошелиху и Хозино передали в Первомайский район.
А что происходило в это время в самом Сарове? В апреле 1927 года Саровский монастырь был ликвидирован и в 1928 году на его месте была образована Трудовая коммуна №4 Народного Комиссариата Труда (см. Приложение 1). В 1931г. вышло издание Средне-Волжского крайисполкома «Список населенных пунктов Средне-Волжского края». В таблице по Темниковскому району этого списка указано село Жегалово (расположено с южной стороны от Сарова) с населением 3240 человек в 616 дворах. И две небольшие русские деревни Павловка с населением 307 человек в 53 дворах и Пиевка с населением 233 человека в 42 дворах – см. стр.178-179.
На следующей странице присутствует “Филиппов” колхоз с мордовским населением 116 человек в 20 хозяйствах. Судя по небольшой численности колхоза и указанному в таблице расстоянию от Сарова в 7 вёрст, это бывший кордон Саровского монастыря на 3-м Филипповском озере. Тут же есть русские деревни близ Аламасово:
– “Сатис-Пильна” с населением 62 человека в 10 хозяйствах;
– “Романов” (ныне Романовский) с населением 126 человек в 36 хозяйствах;
– “Расстание” (Росстанье) с населением 170 человек в 27 хозяйствах.
А также:
– “Саровское л(есничест)во” с населением 88 человек в 11 хозяйствах;
– “Саров (трудком.)” без указания “типа населенного пункта” и численности населения в нём – то ли секрет, то ли авторам Списка оно просто было неизвестно? Однако им было известно, что “преоблад(ающая) народность” в трудкоммуне – русские (здесь и далее курсивом в скобках дана предполагаемая автором расшифровка сокращений).
В книге «Саров: Памятник истории, культуры, православия. А.М.Подурец, 4-е изд., доп. – Саров: ЗАО ИНФО; Саранск. 2012» общая численность Саровских исправительных учреждений в 1930-31 годах оценивается в пределах 2-3 тыс. человек – стр.138,140.
Все вышеперечисленные населённые пункты входили в Сатисской сельский совет. В колонке с расстояниями от этих населенных пунктов до ближайшей ж.-д. станции приведено название станции Саров, хотя известно, что в 1930 году здесь была построена только узкоколейная железная дорога. Но вот что удивляет – это “нестыковка” указанных в таблице расстояний между населёнными пунктами. Например, расстояние от трудкоммуны в центральной усадьбе Саровского монастыря до сельсовета (Сатиса) составляет 15 км. А расстояние от того же Сатиса до станции Саров – 25 км (что даже чуть больше, чем до райцентра в г.Темников – 24 км). Разница целых 10 км! Это наводит на мысль, что в то время узкоколейка от ст.Шатки ещё не была доведена до монастыря и тянулась только до станции (видимо с именем Саров) на озере Протяжное – см. стр.180.
Саров в виде Трудкоммуны и лесничества присутствует в таблице рассматриваемого документа. На мелкомасштабных Нижегородских картах 1930 года есть довольно схематическое изображение железно-дорожной ветки в сторону Сарова (видимо, в качестве строящейся), но вот на изданной в 1931 году в Москве более подробной карте «С.И.Сулкевич. Средне-волжский край» нет ни Сарова, ни железной дороги от Шатков к нему и к Ташину.
Железнодорожная ветка от Шатков в сторону Сарова стала регулярно изображаться начиная с «Карты Горьковского края» 1932-33 года.
Трудкоммуна хотя и стала «градообразующим предприятием» Сарова и занимала центральную усадьбу монастыря, но была не единственным местом для работы. Было ещё лесничество, видимо были и отдельные сельхозпроизводители, но не только.
Рассмотрим справочник «Мелкая промышленность СССР по данным всесоюзной переписи 1929г. Выпуск третий. Гнезда мелкой промышленности, М. 1932». В нём приведены сведения по кустарной промышленности. Упоминания Германовской артели монахов тут уже нет – видимо, она ликвидирована вместе с монастырём. Но на стр.152 появилось упоминание о двух Саровских некооперированных кустарях, занимавшихся производством овчины. Возможно, так пробовали заработать на жизнь оставшиеся без средств к существованию бывшие монахи или послушники Саровского монастыря.
Для справки: Агломазово – село в Сасовском районе Рязанской области.
В «Пионерской правде» за 7 апреля 1931 год была напечатана статья «На месте святой обители», написанная якобы «воспитанником коммуны Красновым» (но слог статьи явно не малообразованного беспризорника, а скорее профессионального журналиста). Статус населённого пункта в ней нигде не упоминается, но в конце статьи после подписи стоит «П.-о. Саров» – видимо, почтовое отделение. Это первое, из известных автору, упоминание о наличии почтового отделения в Сарове после «октябрьского переворота» (так называли в 1920-х годах революцию 1917 года). Впрочем, учитывая авторство статьи (явно не местный житель), авторитетность источника не 100-процентная – см. фото.
В 1931 году Трудовую коммуну в Сарове ликвидировали, а на её базе был создан СарЛаг – Саровский особый карантинный лагерь ОГПУ, просуществовавший до 1934 года. Тогда он был преобразован в Отделение Темниковского ИТЛ ОГПУ (ТемЛаг) и в сентябре был передан в Управление НКВД по Горьковскому краю – см. стр.140,141 указанной выше книги А.М.Подурца.
Саров присутствует на «Почтовой карте европейской части СССР» 1934 года, но почему-то в форме «Сарово».
Видимо как раз в это время на территории Сарова было восстановлено полноценное функционирование почтового отделения со своим штемпелем. Действительно, как было направлять обширную корреспонденцию в довольно многочисленный, да ещё и НКВДшного подчинения Сарлаг?! К тому же и транспортная база в виде узкоколейки к этому времени подоспела. Самый ранний из найденных оттисков штемпеля советского времени с надписью «Саров Темников(ского) р-на Морд(овской) обл(асти)» датируется 1935 годом (приведён В.А.Степашкиным в сборнике «Саров – это мы!» Саров, 2009, стр.34), но в 1935 году Мордовская область называлась уже по другому. Значит, штемпель был изготовлен ранее 1935 года – во времена существования Мордовской автономной области в 1930-34г.г. Т.е. именно этим временным промежутком скорее всего и ограничено время воссоздания почтового отделения в Сарове – см. фото.
Ну а 20 декабря 1934 года Мордовская автономная область получила статус автономной республики – Мордовской АССР, которая существует и поныне. Но об этом в следующей части исследования.
©2020 В.Н.Ганькин, ИО «Саровская пустынь».
При написании материала использованы документы с сайта НЭБ – Национальной электронной библиотеки, карты из авторского «Обзора карт Присаровья времён СССР» с сайта «Саровский краевед» и сведения из Википедии.
Приложение. «Пионерская правда», №38 от 30 марта 1929г.
Для справки: Геджас (Хиджас ) – территория на западе Аравийского полуострова, часть Саудовской Аравии. В 1916–1925 годах – независимое государство. Историческое место возникновения ислама – здесь находятся священные города мусульман Мекка и Медина. Административный центр – Джидда.
Странность заметки из «Пионерской правды» ещё в том, что там написано, что коммуна расположена в 75 км от жел. дороги, в то время как дорога до Шатков была построена в 1930 г. Узкоколейка не в счёт?
Я подозреваю, что заметка в Пионерке 1931 года вообще была написана не в Сарове. В ней нет ничего такого, что нельзя написать дистанционно. Автор просто поговорил с кем-то из Сарова (или вообще посмотрел какой-нибудь отчёт), взял какую-нибудь карту, например приведённую в статье карту 1931 года Сулкевича, где «железка» от Шатков ещё не была обозначена, и померил расстояния из неё.
Поэтому я не очень-то доверяю и подписи с адресом п.о. Саров
Вторая редакция.
Добавлен абзац в конце о времени восстановления почтового отделения в Сарове
1 февраля на самом одиозном из Саровских сайтов появился скан статьи из «Пионерки», приведённой в этой статье, с хамскими антиправославными комментариями. Причём, именно этот скан — это видно и по обрезке краёв, и по красной рамке в конце, которую я сам сделал. На мои просьбы указать источник — хамство, которого не встретишь даже у аборигенов.
На просторах интернета (сайт Мешок) найдена очень интересная ПК 1932 года, отправленная из Сарова (в тексте — из Сварова). Тип населённого пункта указан как «мес.» — видимо местечко.
Алексей Михайлович, а как можно расшифровать слово перед «лаг. О.Г.П.У.»? В твоей книге написано, что в то время у нас был «особый карантинный лагерь ОГПУ». Но слово в ПК ни на что такое не похоже.
Замечательная открытка.
Мне кажется, что действительно написано Свар. лаг. — Саровский лагерь.
«Особый карантинный» — это формулировка из официальных документов, которые рядовые з.к. могли и не знать. Если уж точное географическое название название этот Лабай неправильно расслышал.
Да, наверное это слово «свар.» — искажённое от «Сар.»
Кстати, мiс. — это может быть сокращением не только от местечко (мiстечко), но и от город — мiсто.
Ну какой тогда был город?! Всего несколько сот местных жителей, а заключённых за население вряд ли считали. Даже официального посёлка то ещё не было.
Так, на всякий случай — з.к. это Каналоармеец (заключённый каналоармеец; сокращённо — з/к) — официальное название заключённых, занятых в 1930-е годы на масштабных строительных объектах ГУЛага ОГПУ—НКВД СССР — по трассе Беломорско-Балтийского канала, затем по всей системе гидротехнических сооружений канала Москва—Волга (с 1947 года — Канал имени Москвы).
К большому сожалению, на адресной стороне оттиск исходящего штемпеля плохо сохранился (был, в основном, на оторванной марке). Но, скорее всего, он был аналогичен приведённому в конце этой статьи — слово «САРОВ» на нём хоть с трудом, но просматривается. Значит, дата восстановления почтового отделения в Сарове отодвигается как минимум на 12.12.1932 г.
Я вовсе не утверждаю, что Саров был городом. Говорю, что слабо ориентировавшийся в окружающей обстановке приезжий зэк мог за таковой его принять.
Лёша, неужели ты думаешь, что он сам сочинял обратный адрес?! Ты сам то разве так делаешь? Что ему продиктовали, то и написал.