Как известно, в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре во времена Российской Империи существовали разные художественные промыслы, в т.ч. и фотография, которую в 19 веке часто называли светописью. Интересно, а когда же она появилась в Серафимо-Дивеевском монастыре и где располагалась?
    В книге «Преподобный Серафим Саровский в историко-культурном наследии» М, 2015 (стр.244) утверждается «В 1875 г. в монастыре была создана литографическая мастерская в двух отделениях метахромотипном и хромолитографическом. Разрешение на содержание “двух литографических станков для печатания икон” было дано Нижегородским губернским правлением 23 апреля 1875 г. за № 2123. Одновременно была устроена и фотографическая мастерская».
     Однако другие источники утверждают, что фотографическая мастерская была “устроена” не совсем одновременно с литографической. Вот что пишется об этом в статье «Светопись» на сайте pokrov.pro: «С середины XIX в. в монастыре активно развивалась литография… Постепенно литография из-за сложности процесса изготовления изображений стала заменятся фотографией. Учреждено фотографическое послушание было приказом Нижегородского губернатора в 1882 г. А Кондратов в журнале “Душеполезное чтение” в 1896 г. пишет: “Заслуживают внимания доведенное до высокой степени совершенства искусство живописи, а также занятия метахромотипией и фотографией”. В начале дивеевская фотография ограничивалась съемкой портретов и монастырских видов. В наши дни снимают все важные события в жизни обители».
    Заметим, что фотография (светопись) в России в это время только-только начала развиваться и была технически довольно сложным делом не только для монахинь. Достаточно вспомнить, что основоположник Нижегородской фотографии знаменитый фотохудожник А.О.Карелин своё первое фотоателье в Нижнем Новгороде открыл только в 1869 году. А другой знаменитый Нижегородский фотохудожник М.П.Дмитриев открыл фотоателье в Нижнем Новгороде в середине 1880-х годов. Так что эта более поздняя датировка появления фотомастерской в монастыре кажется более обоснованной.
    А где же находилась монастырская фотография? В упомянутой выше книге «Преподобный Серафим Саровский в историко-культурном наследии» (стр.247) приводятся слова посетившей в 1887 г. Дивеевскую обитель княжны Елены Горчаковой: «Особенного внимания заслуживают корпуса живописный и литографический, где сестры кроме живописи и литографии, занимаются фотографией, метохромотипией и резьбой по металлу». Т.е. фотомастерская находилась в живописном или литографическом корпусе.
    Дивеевский краевед В.И.Карпушов в своей книге «Путеводитель по земле Дивеевской. Справочник» (Дивеево, 2001г.) объединяет эти два корпуса (стр.84): «Литографический корпус. В простонародье именуется живописным. Двухэтажный, низ кирпичный, верх ‒ деревянный. Построен в 1890 году. Расположен по южной стороне Святой Канавки, фасадом на север». Однако другие источники говорят о том, что корпусов всё же было два: более старый ‒ живописный и более новый ‒ литографический. В уже упомянутой книге «Преподобный Серафим Саровский в историко-культурном наследии» (стр.246) они описаны так: «Отдельный двухэтажный корпус для литографии был выстроен в 1890 г. Нижний этаж был каменный, а верхний – деревянный. К нему, равно как и к рядом расположенному живописному корпусу, были пристроены отдельно стоящие кухни. Здание литографии сохранилось до наших дней. Двухэтажный деревянный корпус для живописного послушания, выстроенный в 1854 г., около 1885 г. был обложен кирпичом. При корпусе располагался кирпичный павильон для фотографии».
    Видимо, изначально (в 1870-х годах) литографическую мастерскую «подселили» к существующей живописной, и они первое время действительно находились в одном корпусе. Но объёмы работы увеличивались и это потребовало расширения площадей. Тогда для литографической мастерской и было построено отдельное здание (в 1887 или 1890 году). Но к какому же из них была пристроена фотография?
   В очерке Путника (Н.Лендера) «Поездка в Саровскую пустынь» (1903 Русский вестник Т.285 [№6] Июнь с.589) находим такое описание: ‒ см. рис.1.

Рис.1

 

      Здесь фотография перечисляется в ряду прочих (не живописных) промыслов. Рассмотрим план Дивеевского монастыря начала 20-го века ‒ см. рис.2.

Рис.2

 

      На нём южнее канавки видно два здания с одинаковым названием «Рукодельная». Скорее всего, это и есть живописный и литографический корпуса. И к обоим есть пристройки, а к восточному (на плане он справа) – даже не одна. Выше упоминалось, что к обоим «были пристроены отдельно стоящие кухни». Но у западного корпуса только одна существенная пристройка, где может поместиться кухня. Тогда получается, что именно он – живописный корпус, а восточный корпус с двумя пристройками (кухня и фотография) – это литографический корпус. И, действительно, вспомним приведённую выше цитату из книги «Преподобный Серафим Саровский в историко-культурном наследии» «Здание литографии сохранилось до наших дней». А сохранился именно восточный корпус. Рискну предположить, что не сохранившаяся правая пристройка к нему, расположенная внутри территории монастыря, и была кухней. А южная пристройка, находившаяся на границе его территории, это бывшая фотография. Так в неё легче было попасть приходящим клиентам фотографии.

 

Паспарту мастерской Серафимо-Дивеевского монастыря.

     Их сохранилось, видимо, не так много. Впрочем, серьёзный поиск таких паспарту ещё впереди. По пока известным автору (23 экз. из 8-и источников) можно выделить 2 типа дивеевских паспарту. Первый тип – односторонний, второй – двусторонний с серовато-синей гравюрой вида монастыря с южной стороны на обратной стороне паспарту и надписью «ФОТОГРАФIЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАГО МОНАСТЫРЯ». Под гравюрой слева надпись мелким шрифтом «ФАБР.J.ПОКОРНАГО ЛИБАВА.» (фабрика картона и фотографических бланков Иосифа Покорного, основана в 1904 г.).

Варианты надписи на лицевой стороне (по типам):
.  Фот. Серафимо-Дивеева Монастыря – 1880-е – начало 1890-х годов.
.  ФОТОГРАФIЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВА МОНАСТЫРЯ Нижегородской губ. Ардатовскаго уезда. – 1890-е – начало 1900-х годов.
ФОТОГРАФIЯ  СЕРАФИМОИВЕЕВСКАГО  МОНАСТЫРЯ (надпись в три строки) – после 1904 года.
.  *** ФОТОГРАФIЯ ***  СЕРАФИМОИВЕЕВСКАГО МОНАСТЫРЯ (надпись в две строки) – 1910-е года.

      По размерам автору известно два вида паспарту – малый (около 65х105 мм) и большой (около 110х165 мм).

    Сначала приведём изображения трех, по-видимому, одних из первых монастырских паспарту. Первое – в двух вариантах, одно из собрания ГИМ (малого размера), остальные – из собрания Муромского историко-художественного музея (с сайта russiainphoto.ru). На первом паспарту изображение (похоже с гравюры) основательницы Дивеевской монашеской общины Мельгуновой Агафьи Семёновны – матушки Александры (канонизирована в 2004 году) ‒ см. рис.3,4. Варианты первого паспарту почти идентичны – различаются только обрезкой исходного фото и, соответственно, масштабом изображения.

 

Рис.3 (ГИМ)                                             Рис.4 (МИХМ)

 

      На втором паспарту Блаженная Пелагея Ивановна (Дивеевская) ‒ см. рис.5. Рядом для сравнения литография «Свято-Троицкаго Серафимова-Дивеева Монастыря», сделанная явно с использованием этого фото. Благодаря ей можно уверенно датировать паспарту, т.к. на литографии есть надпись «Дозв. цен. 1885г. февраля 11-го дня».

 

Рис.5

 

      На третьем паспарту (видимо, 1890-х годов) изображена Блаженная Паша Саровская (сравните с цветной литографией 1906 года) ‒ см. рис.6.

 

Рис.6

 

      На малом паспарту из фондов ФГБУК «Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО» фотография священнослужителя – см. рис.7.

Рис.7

    Вот изображения паспарту из Арзамасского литературно-мемориального музея им. А.П.Гайдара (изображения и идентификация персоналий – с сайта russiainphoto.ru, размер паспарту не указан) ‒ см. рис.8-13.

Портрет двух девушек в русских национальных костюмах
Рис.8

 

Портрет настоятельницы монастыря (игумения Мария-Елизавета Ушакова)
Рис.9

 

Портрет священника 1887г?
Рис.10

 

Портрет трех священников
Рис.11

 

Цыбышев Петр Иванович, кузнец-слесарь 1900?
Рис.12

 

Две монахини
Рис.13

 

      Теперь изображения четырёх паспарту из бывшего музея исторического объединения «Саровская Пустынь» (идентификация персоналий директора музея ИО СП Е.А.Мавлихановой). Ныне они находятся в создаваемой ИО СП совместно с монастырём музейной экспозиции Духовно-научного центра при Свято-Успенском мужском монастыре «Саровская Пустынь» ‒ см. рис.14-17.

«М. игум. Мария (Ушакова) Дивеево» 119х166мм
Рис.14

 

«Вера Леонид. Чичагова (Монахиня Вероника)» 118х165мм
Рис.15

 

«Женя Голубкова (монахиня Евгандия)» 65х117мм
Рис.16

 

«Кузяева, Гоанова и Сырова» 118х163мм
Рис.17

 

     Монастырские паспарту из коллекции автора ‒ см. рис.18-21. Особенно интересно паспарту на рис.18 – на обратной стороне есть владельческая надпись с датировкой фото.

(Молодая пара – девушка и юноша)
«Просим принять на память от Н. Н. Косолаповых 21 июня 89г. г.Ардатов» 66х103мм
Рис.18

 

(Портрет священника) 109х160мм
Рис.19

 

(Двое мужчин в костюмах) 108х162мм
Рис.20

 

(Портрет ребёнка) 65х106мм
Рис.21

     Одна фотография малого размера «Служительницы Серафимо-Дивеевского монастыря» из собрания  МАУК «Краеведческий музей» г.Первомайск Нижегородской области ‒ см. рис.22.

Рис.22

 

    Ну и наконец, два паспарту из нового издания Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря «Дивеевская обитель. Альманах №1», 2021. Видимо, они из собрания указанного монастыря (в тексте издания источник не указан) ‒ см. рис.23.

Рис.23

 

    А в заключение, два односторонних паспарту большого размера (11х15см) из фондов НГИАМЗ, на которых надпись на виньетке «фотография ДИВЕЕВСКАГО МОНАСТЫРЯ» сильно отличается от всех других, рассмотренных выше. Лаконичность оформления напоминает паспарту 1880-х годов. Но изображения свидетельствуют о более поздней дате съёмок. Гробница – это гробница с мощами прп.Серафима, оформленная в таком виде в конце 1890-х годов – см. рис.24. Да и источник (видимо по пути на Ближнюю пустынку вдоль р.Саровки) явно был так аккуратно благоустроен не ранее канонизации прп.Серафима в 1903 году – см. рис.25. Отсутствие упоминания о.Серафима (считающегося основателем Дивеевского монастыря) в названии монастыря внизу паспарту может быть вызвано только очень серьёзными причинами, например, тем, что паспарту напечатаны уже при советской богоборческой власти. Старую орфографию новые власти ещё могли позволить монастырю, а вот упоминание святого – вряд ли.

    На обратной стороне обоих паспарту дата «8 фев 1928», нанесённая штампом с переводной датой, и несколько инвентарных номеров (музейных?). Скорее всего, дата штампа свидетельствует о дате поступления в музей паспарту как части имущества Дивеевского монастыря после его разгона в 1927 году. Дивеево входило в 1923-29 годах в Арзамасский уезд Нижегородской губернии, так что логично, что часть его имущества оказалось именно в Нижегородских музеях. А несколько инвентарных номеров свидетельствует видимо о том, что паспарту «погуляли» по разным Нижегородским музеям.

Рис.24                                                      Рис.25

 

P.S. Автор готов принять и/или опубликовать в следующих редакциях присланные читателями изображения других дивеевских паспарту.

©2021-2024, В.Н.Ганькин, ИО «Саровская пустынь» 

valery.sarov@mail.ru

При написании материала использованы документы с сайтов НЭБ – Национальной электронной библиотеки, runivers.ru и pokrov.pro.

 

Приложение.

    Интересно, а кто же такие Н. Н. Косолаповы из Ардатова, фигурирующие в подписи на обороте паспарту 1889 года? Упоминания этой фамилии нашлись в списках сотрудников Городской земской управы г.Ардатов в справочниках типа Адрес-календарь Нижегородской губернии с 1885 по 1901 года. Вот, например, скан из «Памятной книжки Нижегородской губернии на 1890 год» (НН, 1890) стр.199 – см. рис.26.

Рис.26

 

     Но Косолапова с именем, начинающимся на “Н”, в них нет – только мещане Аким Иванович Косолапов и Иван Иванович Косолапов (братья?), проживающие “За рекой Леметью, в соб. доме”. А искомое имя на букву Н – “Никл. Ив. Косолапов” (сын Ивана Ивановича Косолапова?) появляется только в «Справочной книжке и Адрес-Календаре Нижегородской губернии на 1914 год» (НН, 1914) стр.3. Причём в похожей должности, что и И.И.Косолапов (наследственное?!) – секретарь, только не городской, а Уездной земской управы. А где же Н.И.Косолапов был раньше? Ответ даёт страница 20 того же справочника – см. рис.27. Оказывается, он делал карьеру в одном из крупнейших частных страховых обществ Российской Империи – “Россия” и руководил его отделением в г.Ардатов.

Рис.27

 

    А вот кто такая Н.Косолапова – сестра или супруга (что вероятнее – голова покрыта), пока остаётся загадкой.

К этой записи 13 комментариев

  • В.Н. Ганькин Валерий:

    Алексей Михайлович, думаю надо эту статью надо занести в раздел Филокартия.

  • В.Н. Ганькин Валерий:

    Добавил изображения двух паспарту (рис.3 и 4) с фото Блаженных Пелагеи Дивеевской и Паши Саровской.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Напрашивается современный материал о послушании талантливых послушниц монастыря в области фотографии…

    Есть ОЧЕНЬ интересные фотоальбомы Дивеевского монастыря, сделанные талантливыми послушницами сегодня… 🙂

    1. В.Н. Ганькин Валерий:

      Это не ко мне — век не тот. Может, наш штатный фотограф Ткачёв возьмётся за них.

  • В.Н. Ганькин Валерий:

    Новая вторая редакция. Добавлены изображения ещё двух паспарту 1910-х годов Рис.18 (в третьей редакции это Рис.20).
    Добавлена цветная литография Паши Саровской.
    Уточнены варианты надписей на паспарту 2-го типа.

  • В.Н. Ганькин Валерий:

    Новая третья редакция. Добавлены изображения ещё двух паспарту: 1880-х годов — Рис.1 и 1890-х годов — Рис.10.
    Незначительно подредактирован текст.

  • Алекс:

    Разрешение на открытие фотографии в монастыре выдано 18 сентября 1882 года.

    1. В.Н. Ганькин Валерий:

      Спасибо за подтверждение изложенной в этом материале версии. А дата из какого источника? И какой размер у вашего паспарту, 110х165мм?

  • В.Н. Ганькин Валерий:

    Эта статья с небольшими сокращениями по тексту и с совершенно другими иллюстрациями (видимо из фондов музея Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря) перепечатана в журнале «Нижегородская старина» выпуск 1-2(71-72) 2022г.

  • В.Н. Ганькин В.Н. Ганькин:

    Четвёртая редакция. Добавлены 4 паспарту. Особенно интересны два последних

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      Мне кажется, что два последних заслуживают отдельного поста.

      1. В.Н. Ганькин В.Н. Ганькин:

        Слишком мало информации — если появится что-то ещё, можно будет и в отдельный пост выделить.

  • В.Н. Ганькин В.Н. Ганькин:

    Добавлено паспарту из фондов Первомайского Краеведческого музея (Рис.22)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>