Нитка маршрута: с. Полховский Майдан — урочище Козумлей (Вознесенский р-н) — с. Шокша (респ. Мордовия, Теньгушевский р-н) — с. Криуша (Вознесенский р-н). Пройден 1 — 3 мая 2014 г. Протяженность 35 км. Руководители Александров С.Г. и Кузнецова В.Ф. Участники: 21 человека (12 взрослых и 9 школьников).
Схема маршрута похода
Поход начался в селе Полховский Майдан Вознесенского района.
Село возникло в XVII в. вскоре после подавления восстания под предводительством С. Разина 1667 г. Основано село донскими казаками, сосланными сюда за участие в крестьянской войне [1-3]. Возможно, что это только легенда, а возникновение села связано с хозяйственными запросами: край был богат лесом, и в это время началось развитие будного производства (поташа, дегтя). Поселения будных станов назывались «майданами», что означало освобожденное от леса место. Речка Полховка и будный стан дали название новому поселению — Полховский Майдан или Полх-Майдан. Непокорные и свободолюбивые майданцы принимали участие в крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева.
Полховский Майдан издавна славится деревянным промыслом — изготовлением, так называемых, тарарушек («тарарушки» — игрушки, от слов: тараторить, тарарусить, т.е. трещать, шутить).
Перед походом у нас не было предварительной договоренности о посещении какой-либо мастерской в Полх-Майдане. Мы рассчитывали на удачу. И она нам улыбнулась. Выяснилось, что уже много лет в селе нет централизованной фабрики, и мастера работают по домам, сами организовывают работу: заготавливают древесину (липу), точат тарарушки, расписывают их и сами же находят сбыт своим изделиям. Сельчане назвали нам известного мастера по дереву Грачева Ивана Александровича, в гости к которому мы и отправились. Несмотря на то, что был праздничный день, и мы, что называется, заявились нежданно — негаданно, Иван Александрович любезно принял нас в своем доме и показал как свои работы, так и старинные изделия, сохранившиеся в его семье.
Мастер И.А.Грачев демонстрирует свои работы
На следующих фотографиях представлены разнообразные игрушки, современные и старинные, а также другие изделия из дерева из коллекции Грачева И.А.
Современная игрушка и классика
Старинная игрушка демонстрирует работу мастеров-точильщиков в былые времена
Киот
«Китайка»
Нам показалось необычным название старинной игрушки «Китайка». Как объяснил И.А.Грачев, здесь нет никакой связи с национальностью — так называлась ткань, из которой шили одежду. Скорее всего, одежда женщины как раз изготовлена из такой ткани. Вот как, например, у А.С.Пушкина описывается эта ткань в произведении Барышня — крестьянка: «На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок… скроила себе рубашку и сарафан.» [4].
И.А. Грачев отметил, что в свое время в Полховский Майдан приезжали писатели А. Проханов и Ю. Арбат, которые изучали историю деревянного промысла. Ю. Арбат, пытаясь понять истоки творчества полх-майданских мастеров с их неудержимо — веселой, яркой и размашисто — смелой росписью, объясняет это непокорностью духа предков нынешних мастеров, которые поддерживали разинскую вольницу. Поэтому писатель и назвал свое произведение «Разинские тарарушки» [5].
По соседству с И.А. Грачевым живут другие мастера, которые также точат деревянные изделия, и они нам продемонстрировали свое мастерство: в мгновение ока в умелых руках липовый чурбачок превратился с детства знакомую ту самую «старшую матрешку», внутри которой обычно «прятались ее младшие сестрички».
Мастер точит матрешку
Подзарядившись интересными впечатлениями, мы покидаем мастерские и двигаемся по селу в сторону, откуда начнется пешеходная часть маршрута похода. Повсюду возле домов ровными штабелями складированы липовые заготовки.
Заготовленная древесина для изготовления деревянных поделок
Наш путь лежит на северо-запад к урочищу Козумлей. Когда-то там была деревня, которая образовалась в XIX в. из хутора, принадлежащего криушинскому барину С.Н. Шахаеву. Деревня Козумлей стояла на истоке реки Шокши, а ее название с мордовского языка обозначало как «еловая речка». Деревня была небольшая, здесь имелась парня — мастерская по изготовлению полоза для саней, был колхоз. В 80-х годах ХХ в. деревня прекратила свое существование [1].
Несколько лет тому назад, изучая узкоколейные железные дороги в Вознесенском районе, мы уже были в Козумлее. О том, что здесь когда-то было поселение, напоминал только сохранившийся пруд. А вообще это край Муромских лесов, поселений и дорог нет. Можно сказать, богом забытые места, зато здесь есть тишина, а в сезон — грибы. И вот, спустя 8 лет, мы вновь решили побывать в этих местах. И надо отметить, что жители окрестных сел очень удивлялись, что мы знаем о Козумлее, ведь деревни уже давно нет. Передвижение нашей группы осложнялось тем, что во многих местах стояла вешняя вода, подтоплены были даже поля. Поэтому такие места приходилось обходить, отклоняясь от намеченного маршрута.
Двигаемся к Козумлею по бездорожью
Зубянка пятилистная относится к охраняемым растениям Нижегородской области
Урочище Козумлей
В Козумлее сохранились дамба и пруд
По плану мы должны были из Козумлея совершить радиальный выход в местечко с названием Углипечи, расположенное в нескольких километрах в западном направлении, то есть это еще глубже в лесную глушь. Когда-то там существовала ветка узкоколейки, а местные жители занимались тем, что отжигали уголь в печах. Эту информацию мы получили от одного местного жителя в предыдущем походе. Поэтому планируя нынешний поход, мы надеялись побывать в Углипечах и посмотреть, что там могло сохраниться. Но учитывая, что из-за большой воды у нас была очень низкая проходимость, мы не рискнули дальше углубляться в лесную бездорожную глушь и идти в Углипечи.
Судя по литературным источникам, поселок Углипечи был образован перед Великой Отечественной войной. Здесь было налажено производство древесного угля, который поставлялся на выксунские заводы. Было сооружено четыре больших печи, в каждую из которых загружалось до 75 кубометров дров. О важности этого производства говорило то, что у всех работавших на печах в войну была бронь, на фронт их не призывали. В 60-х годах нужда в угле отпала, производство стало сокращаться, а затем прекратилось. Поселок ликвидирован в 2007 г. [1].
На второй день похода мы продолжили линейный маршрут и из Козумлея пошли на юг в сторону села Линейки. В Линейке мы не задержались, хотя история села интересная, а о его названии также существует легенда, связанная с событиями 1671 г., когда царские войска вели здесь упорные бои со сторонниками Степана Разина [1]. Однако литературные источники название села не связывают с этими событиями (хотя у местного населения такая версия бытует) и однозначно говорят, что название села указывает на прямолинейность улиц. Старое название — Сакаевский Майдан объясняется тем, что первопоселенцы села были выходцами из села Сакаево Теньгушевского района Мордовии. Линейка основана мордвой-эрзя в XVII в. [6].
Привал в селе Линейка
Далее мы пересекли асфальтированное шоссе Ермишь — Вознесенское, и по грунтовой дороге вышли к деревне Тумлейка, довольно долго шли по ней, наблюдая явные признаки вымирания деревни: зарастающие травой поля и улицы, заброшенные дома. Название деревни состоит из двух слов «тумо» и «лей», что с мордовского языка означает дубовая речка [1-3]. Старое название – Тумлейский Гарт, что говорит о занятиях населения производством поташа и древесного угля в прошлом [2-3]. Раньше население деревни составляла мордва — эрзя. Кстати, за околицей деревни, что с южной стороны, проходит граница с Мордовией. Здесь на берегу ручья (приток р. Шокши) мы разбили лагерь, откуда совершили радиальный выход в мордовское село Шокша, и это мероприятие стало наиболее ярким и запоминающимся моментом всего похода.
Мордовское село Шокша Теньгушевского района расположено на одноименной реке Шокше, которая является притоком р. Мокши. Название «Шокша» имеет финно-угорские корни и означает «рукав реки» [7]. От нашего лагеря до села путь оказался неблизким, километров 8 будет. Мы шли по азимуту прямо на село, без дорог, по зарастающим лесом полям. Перед селом нам пришлось бродить речку, поскольку мы заходили в село не по центральной дороге. В Шокшу мы шли целенаправленно, поскольку место это в какой-то мере является уникальным: здесь проживает народность мордва — шокша. Мы надеялись на встречу с сохранившейся самобытной культурой шокшан: праздничным костюмом и огромными крестами на погосте. И надежды наши оправдались.
Как выяснилось, в селе есть несколько жительниц, хранящих старинные мордовские костюмы. Причем, костюмы у них не лежат мертвым грузом, а активно используются и обновляются. В этих костюмах сельчанки выступают в разных местах Мордовии, и как мы поняли, такие выступления востребованы.
Мы познакомились с Кабаевой Марией Федоровной и ее внучкой Наташей, которые и продемонстрировали нам женский шокшанский праздничный костюм.
М.Ф.Кабаева демонстрирует шокшанский костюм
Основой мордовского женского костюма является холщевое платье панар, которое богато украшено вышивкой
Поверх платья — панар шокшанки одевали либо меховой, либо вот такой расшитый жилет, который был оторочен мехом сурка
Вышивку на костюме называют «счетной», поскольку количество блесток и стежков при вышивании считают
В наряде шокшанки используются раковины тихоокеанского моллюска каури
И экзотические раковины, и мех степного зверька сурка (который не водится в здешних местах), используемых в женском костюме шокшан, говорят о глубоких исторических и культурных корнях этой одежды, чудом сохранившейся до наших дней [8].
В костюме женщин — шокшанок на висках имеются украшения, которые раньше изготавливались из перьев диких уток, а сейчас – из разноцветных бусин. Мочки ушей украшались белыми шариками «пух», используя заячьи хвостики. Сейчас за неимением зайцев используют гусиный пух
Внучка М.Ф.Кабаевой Наташа демонстрирует процесс изготовления шариков «пух» из гусиного пуха
Высокий головной убор шокшанок «сорока»
Наташа показала праздничный головной убор, изготовленный своими руками на уроках труда в школе
Начало смеркаться, когда мы покинули дом М.Ф. Кабаевой. Времени на посещение кладбища оставалось мало, надо было возвращаться в лагерь. И все-таки кто-то из наших туристов успел там побывать, рассказал, что действительно на погосте еще встречаются большие надгробные кресты, но они уже очень старые, а вновь такие кресты уже не устанавливают.
(Примечание редактора: У меня сохранились фотографии шокшинских мега-крестов 2005 и 2014 годов, по которым видно, что таких крестов действительно становится со временем меньше, традиция отмирает).
Надгробные кресты в Шокше. 2005 год. Фото А.М. Подурца
Фото 2014 г.
И еще об одной достопримечательности села Шокши хотелось рассказать. На северной оконечности села расположен памятник природы геологического характера. В этом месте река подмывает берег реки, в результате чего образовался крутой обрыв — геологическое обнажение длиной около 60 м и высотой 14 м. Обнажение сложено суглинками и включает крупнообломочную морену, относящуюся к днепровскому оледенению. Мы осмотрели обрыв реки, в этом же месте мы снова переправлялись через речку. Место действительно необычное по своему внешнему виду, и его трудно пройти мимо. Однако из-за недостатка времени осмотр был беглым, на ходу были собраны образцы морены. Но вот чтобы найти так называемые шокшинские кварциты малинового цвета пришлось приезжать сюда еще раз. Интересным моментом является то, что днепровская морена, и в частности, малиновые шокшинские кварциты, принесены, по-видимому, ледником из Карелии, где сосредоточена толща малиновых кварцитов мощностью около 11 м. Географически это место расположено в 60 км южнее г. Петрозаводска на западном берегу Онежского озера, у одноименного мордовскому – поселка Шокша [9].
Так выглядит геологическое обнажение около с. Шокша весной и осенью
Переправа через реку около обнажения. В русле видны куски морены
Образцы собранного материала морены, в том числе малинового кварцита
В дальнейшем собранный материал был просмотрен А.А. Козыревым, известным саровским коллекционером, и наличие малинового кварцита было подтверждено.
Участники похода на финише
Литература
[1] На земле Вознесенской. Составитель-главный редактор газеты «Наша жизнь» Н.А.Шемяков. Вознесенское — Арзамас, 2009 г., стр.93-94.
[2] В.Логинов. Отчий край. Н.Новгород, 1994 г., стр.177-180.
[3] Н.Морохин. Наши реки, города и села. Н.Новгород, 2007 г., стр.353.
[4] А.С.Пушкин. Барышня-крестьянка. Сочинение в 3-х т., т.3. М.,1974г., стр.270.
[5] Ю.Арбат. Разинские тарарушки / Путешествия за красотой, booksite.ru
[6] Н.Морохин. Наши реки, города и села. Н.Новгород, 2007 г., стр.310.
[7] Там же, стр.221.
[8] А.Рыжиков. Шокша живет в Шокше /Ж-л «Природа», М.: №8 2008, стр. 8-11.
[9] С.М.Шаронов. Шокша: Историко- этнографический очерк. — Саранск: Красный Октябрь, 2004.
Валя! Малиновый кварцит — это полевой шпат с прожилками кварца?
Или что-то индивидуальное?
Ещё вопрос, который не даёт покоя! Откуда были транспортированы ледником МЕГАВАЛУНЫ в Присаровье!?
Места коренного залегания серорозовых гранитов с чёрными вкраплениями, и розовых полевых шпатов с вкраплениями кальцитов — ГДЕ ЭТИ МЕСТА на карте России?
Леша, я не специалист по минералогии, но судя по литературе кварциты это метаморфические породы, в основном состоящие из кварца, но примесь полевого шпата и др. компонентов тоже имеется. Очень прочная и крепкая порода. Розовый кварцит, кстати, использовался при строительстве храма Спаса на Крови в С.Петербурге и Мавзолея Ленина. Откуда их к нам принесло, по-моему, в статье про поход ясно написано. Откуда у нас взялись гранитные валуны? Опять же, судя по литературе, «граниты и гранито-гнейсы характерны для Карельской питающей провинции», откуда их, вероятно, к нам принесло ледником.
Валя! У тебя есть образцы этого МАЛИНОВОГО КВАРЦИТА на руках!?
Мы собираемся в ближайший вторник в «Родных просторах» по поводу «Крыма-2016» в 18-00! ПРИХОДИ и захвати образец твоего МАЛИНОВОГО КВАРЦИТА! А я принесу свой образец из-под Твери…
СРАВНИМ…
Алексей Михайлович! ПРОПУСТИ НА САЙТ «коммент» Валентины Фёдоровны!!! 🙁