В прошлом 2023 году на сайте «Саровский краевед» была опубликована статья А.М.Подурца «Старая Пурдошанская дорога«. Эта старая дорога была прослежена от точки 1 до точки 5, как они отмечены на карте из статьи. Использовались сведения саровского старожила и краеведа Льва Сергеевича Русина, которому, в свою очередь, дорогу эту когда-то давно показывал Владимир Михайлович Ганькин. Эта дорога отчётливо обозначена на приведённой в статье карте, вплоть до выхода на автомобильную дорогу, идущую от «Ключевой» в садоводческое общество «Союз» и далее на «Протяжку».

     Возникла мысль – продолжить исследовать эту дорогу от точки 5 до точки 9. Решено было это сделать вместе с моим 12-летним внуком Ярославом, с которым мы успели получить некоторую практику спортивного ориентирования на соревнованиях, организованных С.П.Егоршиным. Исследование старой Пурдошанской дороги мы провели в 4 этапа-похода.

      Этап 1 (точки 5-6). В начале двухтысячных годов я много тренировался в беге и пробежал все лесные тропы вокруг Сарова, что называется, «вдоль и поперёк». Вспомнил, что пробежал тогда участок 5-6 без проблем и вышел на водовод. В те времена начало этого участка (с подъёмом в горку) было проезжим и заканчивалось метров через 200 небольшой поляной с множеством сгнивших брёвен. В нынешнем году всё оказалось сложнее: дорога сильно заросла, особенно после кучи брёвен. Колея прослеживалась, однако в конце участка мы с Ярославом её потеряли, вынужденно приняли южное направление и вышли через редкий лес на водовод. На асфальте в этом месте была спортивная отметка «1,6 км». Мы не увидели продолжения старой дороги на другой стороне водовода. Таким образом, точка 6 не была точно локализована. Как выяснилось позже, мы сместились на 40 метров к востоку от истинной точки.

      Этап 2 (точки 9-8) Мы решили исследовать дорогу с другого конца, с точки 9. Въезд на старую дорогу оказался перегорожен бревном, видимо для пожарной безопасности.

     История повторилась, как на этапе 1. Дорога проезжая, идёт от точки 9 в гору и заканчивается, метров через 150-200 – поляной со старыми не вывезенными брёвнами. С трудом на севере поляны мы нашли продолжение дороги то точки 8. Здесь сильные завалы, однако, видны чьи-то попытки через них пробиться – старые спилы. Вывороченные корни затрудняли поиск колеи. Вышли на широкую просеку, ведущую на северо-западный угол общества «Союз». Мы не были уверены, что точно вышли в точку 8. Однако на западе в 150 метрах находился глубокий овраг, что соответствовало карте, значит, сильно ошибиться мы не могли.

     Этап 3 (точки 8-7-6). На северной стороне просеки около предполагаемой точки 8 проглядывалась слегка заросшая аллея, идущая на север. Пройдя по ней метров 50, мы обнаружили колею, и поняли что точка 8 – правильная и идём правильно! Но дальше всё стало плохо – сплошной непроходимый бурелом. Колея не видна совсем. Было принято решение вернуться на точку 8, потом идти на запад по просеке до оврага и двигаться вдоль восточного склона оврага до его вершины в точке 7, где должны увидеть пересечение вершины старой дорогой. Бурелом был и тут, мы буквально продирались к вершине оврага. Вскоре дно оврага стало широким и плоским и не таким глубоким. Нам даже показалось, что мы видим спуск и подъём на склонах оврага. Но тут мы совершили ошибку, пошли дальше вдоль уже мелкого оврага на север. Овраг кончился, лес стал реже, внук Ярослав повеселел. Однако никакой старой колеёй не пахло. Вскоре показалась гора со строением на вершине. Это была скважина №7. Оказалось, что мы вышли на водовод примерно на 200 метров восточнее, чем ожидали.

      Этап 4 (точки 8-7-6). Всё расставил на свои места мой последний поход, уже без внука. Я повторил наш последний марш вдоль оврага до плоского его дна. Приглядевшись повнимательнее, обнаружил на противоположных склонах оврага явно рукотворные спуск и подъём.

 

     Забравшись в подъём на западной стороне оврага, я стал искать старую дорогу, и – нашёл её! Колея стала явной, вела через полянки и красивые сосны на север. Вышел на асфальтовую дорогу водовода на 40 метров западнее, чем то место, к которому мы ранее выходили на этапе 1. На северной обочине асфальтовой дороги лежит ориентир: большой белый плоский природный камень. Это и оказалась истинная точка 6.

     Осталось найти участок старой дороги севернее точки 6. И она там действительно оказалась, явная колея! Всё срослось, старая Пурдошанская дорога найдена.

     Выводы: в старину дороги прокладывали по возможности по высоким, сухим местам, избегая болот. (А на нынешних прямых просеках – часты болотистые участки). Старались прокладывать через полянки – видимо для отдыха и разъезда телег. Обходили овраги, пересекали их по вершинам, для чего делали удобные рукотворные съезды.

     Ещё: видимо в уже относительно недавнее время старую Пурдошанскую дорогу пытались прочистить, спилили деревья, да так и бросили.

    Предложение: можно попробовать восстановить дорогу, как экологическую тропу.

© А.В. Родигин. 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>