Автор: Марина Култыгина
10 класс
Руководители:
А.М. Подурец
В.Ф. Кузнецова
2010
ВСТУПЛЕНИЕ
Город Саров, где мы живем – это не очень крупный город (около 80000 человек населения). Он расположен в месте слияния двух рек – Сатиса и Саровки. От самого начала его постройки мосты в нем были необходимы.
В наше время в Сарове через реку Сатис есть несколько мостов. Три из них автомобильные:
— около Маслихи;
— около Красного дома;
— мост на Плотине.
Кроме того, есть два пешеходных моста:
— Висячий мост около «Авангарда»;
— понтонный мост.
Но эти мосты существовали не всегда. До создания «атомграда» в здешних местах был монастырь, в котором тоже были мосты. Для выяснения этого вопроса мы провели исследования в 2008 году, когда в реке не было воды в связи с гидротехническими работами.
Мы решили воспользоваться уникальной ситуацией: когда была спущена вода из плотины на Сатисе, обнажились участки дна, которые были покрыты водой десятки лет, в том числе стали видны остатки старых сооружений, в частности мостов. Мы получили возможность обследовать эти остатки и получить информацию о местоположении и устройстве старых саровских мостов без аквалангов и водолазных костюмов.
Цель работы: выявить расположение старых мостов и других сооружений на реке Сатис.
Задачи:
1) изучить литературу и изобразительные материалы по истории саровских мостов;
2) провести обследование остатков старых мостов на местности;
3) составить схемы расположения деревянных свай и других конструкций.
Помимо остатков исторических мостов мы обследовали также место впадения Саровки в Сатис, поскольку спуск воды дал возможность проследить истинное расположение русел рек и их берегов, какими они были до постройки плотины на Сатисе.
Мы рассмотрим два периода в истории саровских мостов: монастырский (до начала ХХ века) и современный (с 1950-х годов до нашего времени).
Монастырский период
Маслихинский мост: На этом месте находилась монастырская мельница, которую называли «Масленкова». Мельница своё название получила от предположительного прежнего её хозяина — Ивана Васильевича Масленкова, жителя Арзамаса, принимавшего деятельное участие в создании Саровской пустыни. В 1758 году мельница числилась принадлежащей монастырю. Существовала она недолго. По документам Генерального межевания (около 1783 г.) мельница уже значится как скотный двор, а в 1798 году была окончательно разобрана. В 1796 году впервые в монастырских записях появляется название Маслиха. Получилось оно, видимо, из комбинации первоначального названия пустынки и масла, которое начала производить монастырская маслобойня [1]. Имеющиеся у нас документы не позволяют точно судить о времени создания моста. На карте 1783 года [2] мельница отмечена, но моста на ней нет. Дорога, подходящая к мельнице с левого берега, не продолжается на правом, что дает основания предположить, что моста в это время еще не было.
Фрагмент карты 1783 г.
Мост около Красного дома: В XIX веке по этому мосту проходила основная дорога в монастырь. Но на карте 1783 года его еще нет. Ниже по течению обозначен переезд, но без моста. По-видимому, основная дорога к монастырю шла по мосту через Саровку, с юго-запада. На плане 1803 года мост уже обозначен [3]. Следовательно, мост был построен в период между 1783 и 1803 годами.
Наиболее старое изображение Саровской пустыни, относящееся к середине XVIII века. Моста через Сатис нет. Основной мост – через Саровку (в левом нижнем углу рисунка)
Фрагмент карты 1783 г.
Фрагмент плана монастыря 1803 года
Мост у Красного дома. Гравюра середины XIX века
Мост у Красного дома, 1904 г. Фото М. Дмитриева
Мост на плотине: Судя по имеющимся у нас документам, это самый старый мост из исследуемых нами на реке Сатис. Раньше здесь тоже была мельница, называвшаяся «Ближняя».
Ближняя мельница находилась у места, где реку Сатис пересекала большая дорога, ведшая из Темникова в Арзамас. Сейчас здесь городская плотина. По-видимому, это была самая старая из всех мельниц. Точный год её постройки не известен, но известно, что она существовала ещё до 1700 года, то есть до возникновения Саровской пустыни. До перехода в монастырское владение Ближняя мельница принадлежала помещикам Татищевым, владевшим землей и крестьянами в Кремёнках. Мельница перешла к монастырю в конце XVIII века. На карте 1783 года мост обозначен.
Фрагмент карты 1783 г.
“Загадочный мост”
На некоторых фотографиях, относящихся к 1903 году, мы обнаружили мост, которого сейчас не существует. Он находился между нынешним Висячим мостом и старым мостом у Красного дома. Ни на более ранних планах, ни на более поздних этого моста нет, что позволяет нам предположить, что этот мост был возведён специально к торжествам по случаю канонизации Серафима Саровского и после них разобран. Никаких остатков этого моста во время наших исследований в период спуска воды нами обнаружено не было.
Не существующий сейчас мост через Сатис. Фотография 1903 года
Вид с колокольни. 1903 год. «Загадочный» мост виден в правом верхнем углу снимка
Советский период
После закрытия монастыря в поселке Саров существовали детская трудовая коммуна, строительно-трудовой лагерь и другие организации. В это время население поселка пользовалось мостами, построенными в монастырский период. Первые сведения о строительстве новых мостов в советское время относятся к 1950-м годам.
Мост на плотине
Постройка моста на плотине началась в 1958 году [4]. 15 марта 1957 года Исполнительный Комитет Городского Совета трудящихся постановил: «…приступить к строительству плотины после окончания весеннего паводка с тем, чтобы сдать ее в эксплуатацию к весеннему паводку 1958 года». Но из-за задержки финансирования строить начали только в мае 1958 года. Лишь 13 сентября 1962 года, через пять лет после принятия решения о строительстве на «Мельнице», появился новый мост-плотина длиной – 24,5 м, шириной проезжей части – 7,25 м, шириной тротуара – 0,75 м.
Мост около Красного дома
Новый мост около Красного дома был построен не на месте старого монастырского моста, а ниже по течению. Этот мост начали строить сразу, в 1964 году. И 13 августа 1964 года мост (ширина проезжей части – 7 м, ширина тротуара – 1,5 м, общая длина моста – 49,14 м) у Красного здания был сдан.
Мост у Красного дома. Фото Л.С. Русина, 1950-е гг.
Маслихинский мост
Стройка моста-плотины началась в начале 1966 года, а закончилась 3 ноября 1967 года. Именно тогда в городе появился мост с самой широкой трассой длиной 33,4 м, шириной проезжей части – 9 м, шириной тротуара – 0,75 м.
Обследование остатков мостов монастырского времени
1. Маслиха (май 2008 года)
Предполагаемая ширина моста – 7-8м (по расположению свай). Мост монастырских времен. Около Маслихи сваи старого моста хорошо просматриваются. При обследовании были выявлены несколько родников. Хорошо просматриваются трубы ливневой канализации. Отсутствие воды выявило характер дна в этом месте там образовалась каменистая коса (доломит, известняк). Из-за наличия родника на ней образовалось небольшое озерцо. У уреза воды были обнаружены выходы соединений железа на поверхность.
«Закол» – на левом берегу. Некое сохранившееся сооружение из близко поставленных бревен, расположенных с наклоном вниз по течению. Назначение нам непонятно.
Имеется также несколько хаотично разбросанных столбов, торчащих из воды. Расположение сохранившихся свай представлено на схеме № 1.
Мусор: много бутылок, а также водный велосипед, конек и др.
Схема 1. Мост у Маслихи
Маслихинский мост. «Закол» и сваи
2. Красный дом (май 2008 года)
Съезд у бывшего магазина «Спортивный». Картина очень запутанная. Очень много остатков деревянных бревен, но неизвестно, сваи ли это. Просматриваются две серии сооружений. Сооружения 1-й серии расположены поперек реки – значит они являлись сваями моста. Сооружения 2-й серии расположены выше по течению, навстречу течению. Скорее всего, это «быки», защищавшие мост от ледохода. Мы обнаружили 20 рядов свай. Такое большое количество, по нашим предположениям, связано с тем, что сваи со временем заменялись на новые. Относительно «быков», старожилы помнят, что они были обиты досками и стояли достаточно долго. Дно в этом месте тоже каменистое, вероятно, из-за отсыпки. В начале 60-х годов этот мост еще стоял. На месте моста мы обнаружили современные коммуникации и трубы. Расположение сохранившихся свай показано на схеме № 2.
Мусор: много остатков железных предметов.
Схема 2. Мост у Красного дома
Мост у Красного дома. Остатки свай
3. Стрелка (май 2008 года)
Хорошо просматривается истинный характер русла р. Саровки, высота берегов, а также истинный и современный берега. По краю берега много створок шаровок, колонии моллюсков. Также мы нашли там остатки коммуникаций, каменистую отсыпку.
Деревянных свай мы не обнаружили. По-видимому, моста здесь не было.
Интересные находки в этом районе: резиновая игрушка-пищалка 50-60 гг., женский резиновый ботик и помазок для бритья того же времени. Характер места слияния рек представлен на схеме № 3.
Схема 3
Впадение Саровки в Сатис
4. Плотина. (19 мая 2008 года)
Было найдено несколько хаотично расположенных свай, не позволяющих говорить о наличии моста. По — видимому, плотину возвели на месте монастырского моста. Мы увидели истинное русло р. Сатис, его ширина ≈ 7м. Русло расположено примерно по центру современного водохранилища. Оно состоит из двух рукавов.
Наши находки: около берега были найдены корневища клубники с проклюнувшимися ростками. (В октябре корневища уже засохли.)
Мусор: крючки, грузила, велосипед, кассета и другой мелкий мусор.
Схема 4
Русло реки у плотины
Ноябрь 2008 года. Строительство моста через р. Сатис около Красного дома закончено. Мост сдан в эксплуатацию. За время отсутствия воды в реке (1 год), по словам Л.Н. Шляпугиной, проведено несколько мероприятий по уборке мусора (твердых бытовых отходов – ТБО), в том числе извлечено более 400 деревянных свай. Начинается заполнение реки водой. Наши исследования были очень своевременными!
Выводы
Проведено обследование мест расположения исторических мостов через реку Сатис в период спуска воды.
По расположению свай определено расположение и размеры мостов у Маслихи, у Красного дома и у плотины.
Были собраны литературные и фотоматериалы, связанные с историей мостов.
Все вышеуказанные исследования помогли нам составить представление об истории саровских мостов.
Литература
- А.М. Подурец «Саров: Памятник истории, культуры, православия». Саров, 2006 г.
- Карта Саровской дачи Генерального межевания, 1783 г. Отдел «Саровская пустынь» Городского музея.
- Государственный архив Тамбовской области, ф. 178, оп. 1, ед.хр. 109
- Л. Кяшкина. Три моста Федора Лушкина, или Хроники строительства мостов через реку «С». Газета «Саров», № 12, 2008.
Прочитав статью неискушённый читатель может подумать, что до 1967 года моста у Маслихи не было и жители Сарова перебирались здесь на другой берег по старым сваям.
Но мы-то искушённые 🙂
Лёша! Я могу быть не прав, но по — моему с мостами вы явно перемудрили и запутались в трех мостах, как «в трёх соснах». Начнем с того, что в выделенный вами «монастырский период» (до 1900 года) никакого «Красного дома» НЕ БЫЛО (год окончания строительства «Новых гостиниц» — 1914 🙂 ), а мосты БЫЛИ и по отношению Монастырю эти мосты можно назвать так:
1. Дальний северо-западный мост (сокр. Мост №1), этот мост был на месте нынешнего Музруковского моста ЗА «Красным домом», если смотреть от Колокольни;
2. Ближний северо-западный мост (сокр. Мост №2), этот мост был между Дворянской гостиницей (ныне бухгалтерией ВНИИЭФ) и бывшим советским спортивным магазином. Спуск к Сатису со стороны монастыря был выложен брусчаткой, которую украли при Каратаеве. На левом берегу Сатиса к этому мосту ведет старая тополиная аллея, которая в народе еще называется «Царской дорогой». Не исключено, что именно по этой дороге, через этот мост Император въезжал в Монастырь 110 лет назад. Ныне моста в этом месте нет, а было бы здорово сделать здесь, ещё один подвесной пешеходный мост по типу нынешнего «Висячего»;
3. Северный мост (сокр. Мост №3), этот мост, по моему мнению, был на месте нашего нынешнего «Висячего» моста и обеспечивал въезд в Монастырь с востока, в отличие от первых двух мостов, по которым народ въезжал в Саровскую Пустынь с запада. Именно по этому мосту Император уезжал из Сарова после Торжеств 1903 года. Странно, что знаменитое фото царской кареты с трёхцветным флагом на этом мосту не представлено в данной работе.
Теперь пройдемся по вашим иллюстрациям…
1. Иллюстрация под заголовком: «Мост у Красного дома. Гравюра середины XIX века». У Гравюры есть автор. Изображён Мост №1 с севера-запада. Этот мост многократно снят с Крестными ходами… Можно представить эти фото;
2. Иллюстрация под заголовком: «Мост у Красного дома, 1904 г. Фото М. Дмитриева». На фото Мост №2, снят от Дворянской гостиницы т. е. с юга;
3. Иллюстрация под заголовком: «Не существующий сейчас мост через Сатис. Фотография 1903 года». Это фото очень похоже на фото Дмитриева 1904 г. с открытки №288 (см. статью «Привет из Саровской Пустыни 90 лет спустя».) На фото, конечно, Мост №3 с севера. Этот «Загадочный мост», очевидно, на месте нашего нынешнего «Висячего» моста, и странно, что наши краеведы на сфотографировали его сваи под «Висячим» мостом во время спуска воды… А где хотя бы современное фото нашего «брендового» моста? 🙂 ;
4. Иллюстрация под заголовком: «Вид с колокольни. 1903 год. «Загадочный» мост виден в правом верхнем углу снимка». На снимке, очевидно, Мосты №2 и № 3 с юга. Для локализации местоположения «Загадочного» моста надо было просто провести следственное фотографирование с Колокольни, с той же точки и все загадки были бы разгаданы!
Алексей, этот материал размещён в рубрике «Детские работы». Это значит, что к нему конечно надо подходить с теми же мерками, что и к любой научной работе, но с некоторыми оговорками. Тебе, как никому другому известно, что а) дети у нас работали разные; б) мы всегда были за относительную детскую самостоятельность при минимальном вмешательстве.
Наверное, можно взять и переименовать (перенумеровать) все мосты. А смысл? Название «у Красного дома», также как и все другие, мы взяли чтобы не запутаться. Конечно, никто не считает, что Красный дом стоял в 18 веке.
Дно было нами осмотрено на всем течении, и никаких свай около предположительного месторасположения Загадочного моста мы не видели.
И, естественно, мы были ограничены во времени, как всегда с детьми.
Лёша! Остаётся дождаться очередного спуска Сатиса и сфотографировать обнажившиеся сваи под «Висячим» мостом… Это и будет доказательством месторасположения «Загадочного» Моста №3! Поживём-увидим!(или не увидим :), тогда будет о-очень интересно!)
Надеюсь этого никогда больше не произойдет. Иначе мы окончательно лишимся нашей многострадальной реки.
Цитата: «Спуск к Сатису со стороны монастыря был выложен брусчаткой…» Брусчатка, это формованный камень, а там была обычная булыжная мостовая.
Нет, Костя! Там была всё-таки брусчатка! «Формованный камень» — с плоской верхней отёсанной плоскостью!
Давай как-нибудь поищем там образец брусчатки или «вырубим» из асфальта!? 🙂
Говорю так, потому что у меня есть образец брусчатки со спуска по южной стороне монастыря… 🙂
Да что ты мне говоришь! Я там ходил несчётное количество раз, и не одной «отёсанной» плоскости не видел! А по поводу «поищем» или «вырубим» могу с уверенностью сказать, что искать и вырубать там уже нечего — всё уже вырублено и увезено до нас.
Кстати на заставке сайта «Саровский краевед» показан спуск к Мосту №2 и отворот дороги на Мост №3… 🙂
Пролистал сейчас снова книгу «ПОЧТОВЫЕ ОТКРЫТКИ фотографа Максима Дмитриева из коллекции Льва Тельнова». На стр.169 «вновь» обнаружил открытку №353 «Саров. Общий вид монастыря». Видовая сторона этой открытки просто совпадает с фото в работе под заголовком «Не существующий сейчас мост через Сатис. Фотография 1903 года». Т. е. можно однозначно утверждать, что в работе это фотография 1904 г. М. Дмитриева! Открытка №353 представлена на сайте в статье «150-летию М. П. Дмитриева».
«Спуск к Сатису со стороны монастыря был выложен брусчаткой, которую украли при Каратаеве. На левом берегу Сатиса к этому мосту ведет старая тополиная аллея, которая в народе еще называется «Царской дорогой»».
1) Брусчатку не крали впрямую. Ее закатали в асфальт, как помнится, в 1998 строительной конторой депутата Боровского, который вроде даже с «жалостью» к брусчатке закатывал ее. Здравый смысл автомобилистов говорит о несостоятельности асфальтовой идеи спуска — по такой крутизне лучше брусчатка. Но деньги оказались важнее. Когда со стыдливостью «голубого воришки» были озвучены планы обустройства этого куска дороги, я прошла по ней, чтобы запомнить. Успела вглядеться в вековые камушки, что помнили множество ног наших предков. В прощальной, как оказалось, прогулке пришла мысль в сохранении древнего слоя до лучших времен. И все же удивления достойна недальновидность властей легко расставаться с историческими местами.
2) Про Царскую дорогу — первый раз слышу название этого участка. Интересно узнать подтверждение как в «народе называют».
А в целом, тема Мостов интересная. Дети с А.Подурцом и В.Кузнецовой — молодцы.
Главное, уже в самом начале исследования и газетной публикации Л.Кяшкиной, стало ясно — тема большая, многогранная. Включает в себя не только историю, но и строительство, проектирование, производственные цели и романтические традиции. Так что спасибо за комментарии — совместный поиск более результативен.
Цитата: «Брусчатку не крали впрямую. Её закатали в асфальт…». Там был булыжник, но не менее исторической значимости. У советской власти хватало ума его не трогать. Если бы эту булыжную мостовую «закатали в асфальт», то это было бы за счастье, тогда она сохранилась бы для будущих поколений. Но я видел как булыжник убирали экскаватором и при этом моё сердце обливалось кровью…
Костя! Вот это ЦЕННЕЙШЕЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО воровской преступности каратаевской администрации!
Что на это скажет наша Лена Мавлиханова!? 🙁
Куда делся тот исторический булыжник!?
Не знаю.
А Лена что-то по этому поводу должна тебе сказать?! (Как будто она этими булыжниками занималась!) Только если словами из песни: «Где ж ты раньше был, …?». Молчал-с?!
Лена то как раз считает (см. выше), что мостовую (брусчатку) закатали в асфальт…
А я как раз раньше утверждал, что брусчатку украли…
Костя лишь подтвердил (что о-очень ценно) мои догадки!
Я не молчал (см. выше) — цитата:
«Спуск к Сатису со стороны монастыря был выложен брусчаткой, которую украли при Каратаеве».
Изучай матчасть, Валера! 🙂
Изучай сам — цитата из меня ««Где ж ты раньше был, …?». Молчал-с?!» — когда её уничтожали (любым способом). Где твои тогдашние статьи в местной прессе?! А сейчас спохватился! «После драки…» продолжи пословицу сам.
Про царскую дорогу и царский мост мы готовим отдельный материал!
1.Большое спасибо за статью.
2. На фотке «Вид с колокольни. 1903 год. «Загадочный» мост виден в правом верхнем углу снимка» внизу по центру видна опора ЛЭП (или что это такое?). Где у нас в 1903г располагалась электростанция, что она освещала и когда ее построили?
Моё предположение — это не электропроводка, а телеграфные или (и) телефонные провода.
Алексей Михайлович! Ты прав!
Это телеграфные и телефонные столбы для связи тамбовского губернатора в «губернаторском» корпусе монастыря (где было расположено ПЕРВОЕ почтово-телеграфное отделение в Сарове) с нижегородским губернатором в целях обеспечения безопасности ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ ВТОРОГО при посещении монастыря в 1903 году!
Позднее это проводка была демонтирована!
Мысль интересная, но на фото хорошо видны 7 горизонтальных планок, на каждой из которых по 4 чашки. Т.е. можно запустить 14 телефонных номеров. Куда столько? Тем более временно.
По поводу моста у «спортивного» магазина (или Красного дома) — цитата: «В начале 60-х годов этот мост ещё стоял». В начале 60-х этот мост во всю работал, а стоял он до конца 60-х.
В разделе «Советский период», «Мост около Красного дома» — цитата: «Этот мост начали строить сразу, в 1964 году. И 13 августа 1964 года мост … был сдан». Не понятно, что означает слово «сразу».
Из приведённых дат вытекает срок строительства — примерно 7 месяцев. В Справочнике Куличкова Г. Д. обозначена, по моему, более достоверная дата пуска моста — март 1966 года, тем более, что я помню как его строили.
Валера! Не перестаю тебе удивляться! Я себя считаю членом ОИО «СП» с 2011 года, когда негодяи с КС (не побоюсь этого слова) начали масштабную, заказанную Карандашкиным и иже с ним, дискредитацию нашего ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. А уничтожение брусчатки провёл, любимый вами И ЛИЧНО ТОБОЙ режим каратаевской администрации, с которой моя семья боролась в судах всех уровней, начиная с 2000 года. Когда-нибудь я опубликую (сотни и сотни листов) свои материалы этой беспрецедентной борьбы за права человека и гражданина с преступной каратаевской администрацией. ТЕБЕ И НЕ СНИЛОСЬ О МАСШТАБАХ ЭТОЙ БОРЬБЫ! Ты увидишь, какое маленькое место занимает воровство брусчатки в общей картине преступлений каратаевской администрации.
А на досуге подумай, почему вся снежинская администрация села после разворовывания денег Инвестицизонной зоны Снежинска 2000 -х гг., а наша замечательно жила…
«В огороде — бузина, а в Киеве — дядька».
В своей «лучшей» традиции ты опять всё смешал в одну кучу, а от ответа на мой вопрос — ушёл! К тому же очередную теорию заговора начал разрабатывать — это я о нашей инвестзоне. Вряд ли когда можно стать «историком», если смешивать своё личное отношение к кому-либо с ИСТОРИЕЙ — «свою шерсть с государственной», да ещё и выкладывать всё это на наш сайт. Избави бог нас от этого!
P.S. Отче Серафиме, избавь нас от публикации на нашем КРАЕВЕДЧЕСКОМ сайте личных разборок неразумных чад твоих!
Не надо провоцировать наших «чад», Валера, на серьёзные ответы на твои несерьёзные нападки…
Не приплетай в суе, нашего Защитника и Покровителя Отче СЕРАФИМЕ!
Каждому воздастся по делам его…
Как я надеюсь на это!
Ещё раз говорю — не было там ни какой брусчатки, а стало быть и красть нечего. А булыжник — кому он нужен? Просто куда-то вывезли и где-то что-то им отсыпали. Вот знать бы куда, то можно было бы и в музей экспонат поиметь.
Костя! Было сообщение на нашем сайте, что этим булыжником отсыпали дороги между огородами в Балыково! Надо поискать по сайту «инфу» об этом и булыжник со спуска — в Балыково!
А эти сотни и сотни листов тоже с грамматическими ошибками? (((
Вот и ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! ЖДЁМ-С!
Сатис ОПЯТЬ и СНОВА СПУЩЕН!
На днях сделал фото по этому поводу в районе «Царского моста»…
Готовлю материал для сайта!