Ярослав Домбровский (1836-1871). Портрет из Википедии
В свое время об известном польском революционере, боевом офицере русской армии, одном из организаторов Польского восстания 1863-1864 гг., а впоследствии военачальнике Парижской Коммуны генерале Ярославе Домбровском (1836-1871) говорили Маркс и Ленин, писали повести известные советские писатели Даниил Гранин и Лев Славин. В последние годы историография и публицистика не уделяют столько внимания восстаниям, революционерам и подпольщикам, сколько было им уделено когда-то. Нас же эта история заинтересовала не только сама по себе, но и поскольку происходила в нашем крае и небольшим своим краешком коснулась Саровской пустыни.
В 1862 году Ярослав Домбровский был арестован по политическому обвинению и заключен в Варшавскую тюрьму. На воле у него осталась молодая невеста -девятнадцатилетняя Пелагея Згличинская, которая также была вовлечена своим женихом в революционную деятельность и находилась под следствием. Вскоре им разрешено было обвенчаться. Эта необычная свадьба состоялась 24 марта (здесь и далее даты по старому стилю) 1864 года в тюрьме [1]. Приговор Пелагее был вынесен раньше, чем мужу, и ей предстояло отправиться в ссылку. Местом ссылки стал уездный город Ардатов Нижегородской губернии. Власти пошли Пелагее навстречу: в Ардатове в это время уже находились ее тетки — Игнация и Валерия Пиотровские, также сосланные «за действия против правительства». 19 июня 1864 года Пелагея Домбровская была доставлена к месту ссылки.
К этому времени в Ардатове находились 37 сосланных за участие в политических беспорядках поляков [2]. Кроме Ардатова их направляли и в другие города Нижегородской губернии — в Семенов, Княгинин, Лукоянов. За политическими ссыльными был установлен строгий полицейский надзор, их письма вскрывались и просматривались, о поведении поднадзорных регулярно поступали рапорты в соответствующие инстанции.
Пелагея Домбровская жила в Ардатове тихо, много читала книг, и в полицейских рапортах про нее писали, что она «ведет себя очень хорошо». Ее переписка строго контролировалась.
В августе 1864 года в Варшаве по делу Ярослава Домбровского был вынесен приговор. Его приговорили к расстрелу, который был вскоре заменен 15-летней ссылкой. Домбровский надеялся, что его сошлют тоже в Ардатов, но его направили на каторгу на рудники. Пелагея, узнав об этом, стала добиваться аудиенции у Нижегородского губернатора, чтобы просить о встрече с мужем в Нижнем Новгороде по дороге в Сибирь, требовала, чтобы ей разрешили сопровождать мужа к месту его ссылки. Но ничего этого не понадобилось. 2 декабря 1864 года Ярослав Домбровский бежал из пересыльной тюрьмы в Москве, переодевшись в женское платье [3]. А в мае 1865 года исчезла из Ардатова и его жена.
Как же удалось Домбровской бежать из под неусыпного надзора полиции, и кто помог ей в этом? Обратимся к документам Саровского архива.
2 июня 1865 года от Ардатовского полицейского исправника настоятелю Саровской пустыни Серафиму пришла бумага.
«Из города Ардатова Нижегородской губернии неизвестно куда скрылась состоящая под надзором полиции по политическим делам дворянка Станиславского уезда Царства Польского жена Штаб Капитана Пелагея Домбровская.
По происшествии розысков и дознания открылось, что из Саровского монастыря в воскресенье 16 мая выехал неизвестный человек высокого роста, худощавый, из себя молодой, в длинном пальто и накидной тальме, имел при себе дорожный зонт и чемодан. Выехал он из дворянской гостиницы на тройке лошадей, принадлежащих крестьянину деревни Балыкова Якову Иванову Балакиреву по направлению к Ардатову. Из Балыкова неизвестный человек поехал с братом Балакирева Семеном Ивановым и, проехав Ардатов, пред селом Поляною посадил на телегу Домбровскую и с нею доехал до Гороховецкой станции железной дороги.
Имею честь покорнейш просить Ваше Высокопреподобие почтить меня уведомлением кто именно сей неизвестный человек для предания его в руки Правительства за его поступок и откуда прибыл в монастырь?» [4]
Ответ Саровского настоятеля не заставил себя ждать.
«На отношение Вашего Благородия от 2 сего Июня за № 41 имею честь со слов гостинника Вас уведомить, что около 16 числа прошедшего мая был на гостинной, как помнится ему, человек схожий с прописанным Вами в отношении приметами, назвавшийся из Москвы ротмистром Озеровым, приехавший из города Мурома, но действительно ли он г. Озеров и куда он отправился, того гостинник за давнопрошедшим временем утвердительно показать не может, был же он в Саровской пустыни, кажется, более суток.
Саровской пустыни строитель иеромонах Серафим.» [5]
Ярославу Домбровскому помогли бежать из пересыльной тюрьмы его товарищи революционеры. Они же достали для него поддельные документы, по которым он мог сразу уехать за границу, но без жены Домбровский покидать Россию отказался. Помог организовать побег Пелагеи упомянутый в письме Саровского настоятеля Владимир Михайлович Озеров (1838-1915), революционер, впоследствии тоже политэмигрант. Пока Домбровский скрывался в Петербурге у него на квартире, Озеров отправился в Ардатов. Самому Ярославу делать этого было нельзя: после побега повсюду были разосланы его приметы.
Итак, Озерову необходимо было приехать в усиленно охранявшийся полицией Ардатов, при этом не привлекая к себе лишнего внимания. Для этого он придумал совершить паломничество в Саровскую пустынь. Озеров доехал поездом до станции Вязники, оттуда на лошадях через Муром прибыл в Ардатов. В Ардатове он переночевал, и этого времени хватило для того, чтобы непосредственно с Домбровской или через посредников договориться о деталях побега. 14-го мая Озеров прибыл в Саров, где он даже не счёл необходимым скрывать свое подлинное имя (благодаря чему мы, собственно, и знаем о его участии в этом деле). 16-го утром Озеров, как истинный паломник посетил еще Дивеевский монастырь и около 11 часов вечера (как раз наступила темнота) проехал Ардатов. Домбровская, как и было условленно, ждала его в нескольких верстах за городом. Согласно показаниям на допросе ямщика, везшего Озерова, они увидели у дороги скромно одетую женщину, которая попросила их подвести ее. Балыковский ямщик было заупрямился, но пассажир пообещал ему 30 копеек сверху, и возница согласился. Ночевали Домбровская и Озеров в Саконах, а вечером следующего дня они уже были на железнодорожной станции в Гороховце, откуда уехали в Москву и дальше — в Петербург. Там и встретились молодожены после годичной разлуки.
Сестры Пиотровские заявили о пропаже племянницы в полицию только 20 мая. Шум поднялся большой. По всем трактам, ведущим из Ардатова, были разосланы полицейские чиновники, в окрестные селения поскакали верховые, в городе шли допросы и обыски. Но Домбровская в это время была уже далеко. Гнев полиции обрушился на ее теток, они были высланы «под строжайший надзор» из Ардатова в Лукоянов. Репрессировали и еще нескольких ссыльных поляков, подозревавшихся в помощи беглянке. Спустя некоторое время была образована специальная «Следственная комиссия по делу о побеге политической преступницы Домбровской», деятельность которой продолжалась несколько лет. Во всяком случае, бедного саровского гостинника Василия, имевшего несчастье принимать в монастыре «паломника» Озерова, таскали на допрос в Ардатов в июне 1867 года – спустя более чем два года после побега [6].
В Петербурге беглецы сели на пароход, идущий до Копенгагена, и уже оказались вне досягаемости российских властей. Домбровский с женой поселился в Париже и продолжил свою революционную деятельность. 23 мая 1871 года он был смертельно ранен во время боя на баррикаде Парижской Коммуны.
1 В. Дьяков. Ярослав Домбровский. М., 1969, стр.133.
2 Данные о польских ссыльных в Ардатове взяты из записей Н.В. Артёмова (Рукописный фонд музея «Саровская пустынь». Фонд Н.В. Артёмова, д. 34), источником для которых послужили фонды Государственного архива Нижегородской области.
3 В. Дьяков. Указ. соч. , стр. 139-140.
4 Центральный Государственный архив республики Мордовия, ф. 1, оп. 1, д. 907, лл. 3-4
5 Там же, л. 2
6 Там же, лл. 7-13.
Опубликовано:
Городской курьер. № 25, 22 июня 2000 г.
V Саровская историческая конференция, посвященная 100-летию канонизации преп. Серафима Саровского. Тезисы докладов. Саров, 2003.