Эта поездка осуществилась 2 октября 2004 года, когда летние отпуска уже отгуляны, а душа рвется куда-нибудь еще.
Курмыш… – слово-то какое! Давно хотелось там побывать. Знали лишь, что это третий по возрасту город Нижегородской области (после Городца и собственно Нижнего), бывшая крепость на Суре, восточный рубеж Нижегородского княжества в XIV веке, сейчас городом уже не являющийся.
Как это всегда бывает в «Саровской пустыни», поездка откладывалась и переносилась бесчисленное число раз. И, как всегда, когда уже пропала надежда на её осуществление – она состоялась. К 9 часам подъехали к Первомайску. Едем вдоль поля. Его словно посыпали маленькими березками.
Переехали речку Алатырь и оказались в большом поселке имени Степана Разина, где можно заблудиться. Мы будто едем по насыпному валу: высоко и видно далеко во все стороны. На осенний раскрашенный в желто-оранжевые краски лес смотрим сверху. Здорово! Красиво! «Широка ты, Русь», — поет душа. В деревне Кудеярово, наконец-то, выглянуло солнце. Тучи бешено несутся, расчищая голубое небо. Погода улыбается, мы молчим, чтобы не спугнуть.
Показался Лукоянов. Вокруг холмы, поля и посадки золотых лиственниц. Полосы рыже-желтых кленов перемежаются с полосами зеленых елей. Небо продолжает очищаться от туч. На скошенных песочных полях пасутся черно-белые коровы, словно близнецы-сестры. На нежную зелень озимых их не пускают. Издалека поля кажутся салатовыми. И как кляксы между ними земли чернозема.
Гагино. Уже ближе к завтраку-обеду увидели вдалеке огромную гору, на ней стоит село Ветошкино. Близилась Лёшина мечта – увидеть усадьбу Пашковых с замысловатым витиеватым замком. То, что мы увидели, трудно было даже представить в самом красочном сне. Необыкновенной антисимметричной архитектуры, сохраняя былое великолепие и величие, перед нами стояли развалины замка, устремив в небо оставшиеся целыми остроконечные вершины стен. Каждый про себя подумал о кощунстве и варварстве русского народа. Зачем ему прошлое родной земли? На хлеб его не намажешь. А вот страховку получить за поджог рукотворного шедевра, заранее его застраховав, получить да сейчас, а не в прошлом или в будущем, вот это да! Вот это по-нашему! По-российски! Грустно…
Ветошкино
Самые старые постройки в Ветошкине – конный двор XVIII века — при въезде в село справа. Сейчас это руины без крыш. Здесь был конезавод при советской власти, но, как говорят местные, его перевели в Перевоз, а здания оказались заброшены. Дворец был построен Александром Васильевичем Пашковым во второй половине XIX века.
В здании располалагался сельскохозяйственные техникум, потом его решили перевести в новое, более современное помещение, а 1994 году приключился пожар. Выше изложена одна из версий его происхождения. Ещё говорят, что дом подожгли затем, чтобы скрыть следы разграбления.
В ветошкинском парке
Мы зашли внутрь, побродили по обломкам, попробовали представить, как это выглядело лет сто назад. Потом поднялись, рискуя сломать себе шею, на второй этаж по висящей в воздухе белой мраморной лестнице. Внутри толстых стен сделаны воздуховоды и встроены печки для прогрева здания. Под замком вырыты огромные подвалы и подземные ходы. С фасада большая площадка с колоннами и полуразвалившаяся лестница, ведущая в сад. А за садом спуск к реке. Сколько труда, любви и заботы было вложено в этот чудесный замок, близкий по красоте к одному из чудес света. Досконально обследовав все комнаты, а Толя с фонариком изучил подвалы, мы сели на фасадной лестнице. И тут к нам подошел местный житель Михаил Иванович Митрофанов. Ответил на все вопросы и повел на Тоськину гору. И поведал он нам такую историю. Жила-была лошадь по имени Тося, и любили ее все от мала до велика. Умная, добрая, благородная была, любимица всего села. До старости лет служила она людям верой и правдой. Всем селом хоронили Тосю. Выбрали высокое место в парке Пашковых возле столетнего дуба, поставили памятник на могиле и обнесли ее оградкой. Жалко не было фотографии на этом памятнике. Помянули мы вместе с Михаилом Ивановичем Тосю добрым словом, сфотографировались у дуба и вернулись к замку. Прошлись по парку и тут поняли, как нам повезло с погодой. Самая что ни на есть золотая осень, ясное солнце, и потому парк сверкал чудными яркими красками.
Обед на графских развалинах
Ехали по удивительно высоким местам, рассматривая сверху, почти как с самолета, как петляет река Пьяна, какие у нас огромные поля и густые красочные леса. Проехали населенный пункт под смешным названием Кочкопожарки.
Ивот мы в старинном городе Сергаче, которому 225 лет. По плану мы должны будем здесь ночевать, а сейчас мы следуем дальше, оставляя за собой через двадцать минут Ясную Поляну и речку Анда. Проехали Пильню с плакатом вдоль дороги «Люби свой поселок». На небе многоярусные облака, после обеда клонит в сон, но дорога интересней.
Курмыш. Вот так же, как Агапов, стоял на этой горе кто-нибудь лет шестьсот назад…
Через час прибыли в Курмыш, и река тут течет Курмышка, которая втекает в Суру. На этом месте когда-то была крепость с естественными укреплениями – крутыми берегами (опять же место очень высокое, огороженное двумя речками). Остановились и пошли исследовать местность. Сразу попали на сушильный завод, где, оказывается, делают водку «Саровская» и гордятся этим. Осмотрели парк, где посажено много видов деревьев, мы сумели назвать с десяток (там вообще-то список был). Постояли на обрыве, где когда-то была крепость, повосторгались необъятными просторами и красотами родной земли. Прошлись вдоль улицы, много домов с великолепными резными наличниками стоят брошенные, сохраняя в себе унылое очарование.
Свернули на улицу Советскую и увидели старую деревянную пожарную башню с табличкой «Пожарный отряд 156». И опять чудесный вид на жизнь сверху.
Остатки древнего рва
На старой каланче
Удивительно, но в этом селе, где тупик, дорог дальше нет, находится дом милосердия – конечное пристанище одиночества. Возвращаемся в Сергач на ночевку. Спрашиваем прохожих, где находится гостиница. Все отвечают:
— Это в городе.
— А мы что не в городе?
Городом у них, оказывается, называется маленький пятачок в центре. А сам Сергач раскинулся и на холме и под холмом во все стороны. Получается Сергач большой, а город маленький.
Устроились в гостинице. И пошли на вечернюю прогулку.
Сергачская гостиница. Вот так нам было весело
Нашим экскурсоводом была десятиклассница Соня, шустрая девочка. Мы у неё что-то спросили, выйдя из гостиницы, про местные достопримечательности, да так с нами она и осталась. Сводила нас во Владимирскую церковь, мы поставили свечки. Некоторые наши дамы были в брюках, но Соня заявила: «Заходите смело, вы тут не в Дивееве». Так что слух о дивеевских порядках уже распространился довольно далеко. Честно говоря, особо идти было некуда, все закрыто, на улицах никого нет, словно вымерли. Обошли квартал и вернулись в гостиницу. Из достопримечательностей запомнилась мемориальная доска на доме, где был Пушкин. Музей внешне произвёл солидное впечатление, но он открывался только на следующий день в 10 часов.
Знаменитые сергачские Серебряные ключи
После завтрака выехали в сторону Серебряных ключей. Это у них святое место, где бьет родник. Ничего особенного. Опять любуемся, как на больших холмах растут разноперые леса.
Через час были в Княгинине. Эти земли были подарены Михаилу Ивановичу Воротынскому Иваном Грозным после похода на Казань в 1552 году. Щедрый был царь. Отыскали городской музей, но он, к сожалению, был закрыт. Посетили Большое Мурашкино. Вдоль дороги длинное озеро справа, а на косогоре дачные домики. Местный музей закрыт. Интересные здания с выпирающими частями чуть ли не на проезжую часть дороги и фигурными балконами. Зашли в церковь, там крестили ребенка. Алексей тихо ходит и внимательно рассматривает иконы.
— Вас интересуют старинные иконы? – спрашивает меня священник.
— Да, — отвечаю я без задней мысли.
— Сейчас вызову милицию, — серьезно говорит он.
Пришлось объяснять откуда мы и кто такие. Ушли с неприятным осадком в душе. Хотя хорошо понимаем, может, он и прав. На осмотр посёлка ушел час.
Григорово. Аввакум, разгоняющий двоеперстием галок
Остановились в Григорове. Увидели памятник Аввакуму, поставленный В. Клыковым. Памятник установлен на холме, а внизу каскад заросших прудов, мостик через них совсем обвалился, а мы по нему раньше ходили. И все в таком же печальном полуразвалившемся состоянии церковь из красного кирпича.
Едем дальше. Началась просто-таки горная местность, то вниз, то вверх. Вельдеманово. Милая деревушка с алыми и фиолетовыми георгинами в палисадниках. Пешком пошли через овраг, обошли маленькое озеро, заросшее ряской. Заложен фундамент памятника патриарху Никону, родившемуся на этой земле в 1605 году. Обязательно постараемся приехать на его четырехсотлетие. Вернулись к машине и попробовали терновник, очень грязный, растет у дороги, но вкусный.
Миновали реку Пьяна и в 12:40 были уже в Перевозе. Поехали на ипподром. Зоотехника Екатерины, нашей знакомой, не было на месте, в конюшни нас не пустили, поэтому мы спокойно пообщались с грациозными лошадками через ограждение, погладили их бархатные морды, покормили травкой и счастливые поехали домой.
Перевозский конезавод. Любовь к братьям нашим меньшим
Сергач остался так далеко, будто месяц назад там были.