Впереди поход Крым-2013, а пока пробный выход. Пробный выход или тренировочный поход – это проверка снаряжения, знакомство с новыми участниками. По плану поход был намечен на 4-5 мая.

В этом году мы решили обойти город против часовой стрелки от поселка Стеклянный до КПП-3. Для того чтобы наш поход был не только тренировочным, но и интересным, было решено посетить «золотой» межевой столб и Царский скит. Как оказалось, многие из нас, в том числе и коренные саровчане, не были в этих местах.

04.05.2013

Утро 4 мая выдалось безнадежно пасмурным. Моросил дождик.

На “Газели” мы доехали до развилки у поселка Стеклянный, где находится знак размежевания земель — дублер «золотого» межевого столба.

01 02

Нас пять человек: Антон Пепеляев (руководитель), Алексей Демидов (замрук), Сергей и Екатерина Колесниковы и Марина Власова. У каждого в рюкзаке личное снаряжение по «крымскому списку». У мужчин также общественное снаряжение и продукты на тренировочный поход. Новый участник предстоящего Крымского похода – Катерина, нагрузила свой рюкзак дополнительно бутылками с водой, чтобы проверить свои силы.

03 04

По правой дороге направляемся вглубь леса. На развилке в лесу также придерживаемся правой дороги.

Пересекаем границу мордовского заповедника и через несколько метров нашему обзору открывается большая поляна, на которой когда-то находился золотой кордон. О чем свидетельствует табличка.

05 06

Здесь же находится сам «золотой» столб, который был установлен в месте схождения трех губерний: Тамбовской, Пензенской и Нижегородской. Здесь все оборудовано для путников: лавочки, стол, колодец. Как положено – фото «на память».

07 08

Пока мы фотографируемся, Антон пытается найти камень Алатырь, но безуспешно.

 В 1867 году впервые проведено лесоустройство монастырских лесов и составлен план лесонасаждений Саровской лесной дачи, на котором показаны лесные просеки, кварталы и лесные кордоны. Этот план находится в музее Сарова.

Если внимательно рассматривать план земель «Саровской лесной дачи», то у восточной границы, на 1-3 км юго-восточнее поселка Стеклянный Первомайского района Нижегородской области, видна до сих пор сохранившаяся точка, где сходятся три дороги — границы разных владений и губерний — ныне — Субъектов Российской Федерации, именуемая «золотым столбом».

На плане 1867 года это место четко обозначено Золотым временным кордоном. Это большая лесная поляна на территории Мордовского государственного природного заповедника им. П.Г.Смидовича, который образован в 1935 году на землях Саровской лесной дачи, части земель Бортновской лесной дачи, части земель сельхозназначения, принадлежавших Темниковской земской управе и земель дочери В.Татищева, сподвижника Петра I.

Место более 200 лет называется «золотым столбом» потому, что здесь сходились границы трех губерний: Нижегородской, Тамбовской и Пензенской. В таких местах ставились межевые столбы, на которых прибивали медную, позолоченную табличку с двуглавым орлом. При Советской власти на деревянном межевом столбе выжигали металлическим клеймом герб СССР.

Инициативная группа из Сарова — исторического объединения «Саровская пустынь» и РФЯЦ-ВНИИЭФ: А.А.Агапов, И.Н.Сидоров, Ю.К.Козлов и автор этих строк с коллегой из Чкаловска А.И.Семенчиковым в мае этого года восстановили этот межевой (золотой) столб. При этом специалисты Управлений Роснедвижимости по Нижегородской области из Первомайского и Чкаловского районов и Республики Мордовия из Темниковского района с руководством Мордовского госзаповедника и ФГУ Первомайский лесхоз провели специальные землеустроительные и геодезические работы для определения местонахождения «золотого столба».

(Новый город №, 31.08.2005 «К истокам» Н.И.Сидоров)

Возвращаемся обратно к развилке и направляемся по асфальтированной дороге через поселок Стеклянный по улице Аргинской.

поселок Стеклянный когда-то был хутором, где находился стеклянный завод. На нем изготавливали бутылки, которые поставляли в Саров и в них разливали воду из Святого источника. До революции здесь были лесные дачи — Саровская и Бортновская. При Советской власти в поселке создали леспромхоз, который занимался заготовкой леса. С лесопилки лес вывозили по узкоколейке. Местность, на которой стоит поселок, находится на верховых болотах и чтобы проложить железную дорогу, на топкое место сначала клали гать — тонкий строевой лес — поперек дороги. В 1952 году узкоколейку переделали на широкую колею…   (Н.П.Файкова, Установка стелы у истока реки Алатырь)

В поселке много заброшенных домов. Справа остаются пруды, слева – часовенка. Асфальт незаметно заканчивается, и мы продолжаем путь по грунтовой дороге.

09 10

Наш взгляд привлекает желтый островок. Подходим ближе – на заброшенном участке цветут нарциссы. Как-то так их фотографируем.

 11 12

Наконец, поселок заканчивается, и дальше мы идем по полю, по лесу. Дождь то усиливается, то прекращается. В лесу встречаем большое количество первоцветов.

Наконец, выходим на песчаную дорогу, которая огибает большой дугой Стеклянный с востока.

13 14

А вот и мост через р.Сатис в виде бревенчатых настилов и досок.

Вдоль Сатиса много следов жизнедеятельности бобров.

Разбиваем лагерь на левом берегу Сатиса. Устанавливаем две палатки. Обедаем украинским борщом и отправляемся знакомиться с Царским скитом (официальное название – Введенский скит). В лагере остается наш замрук – Алексей. Из лагеря выходим в 16.30,  контрольное время возвращения – 19.00.

15 16

Проходим мосты через Сатис и старицу Сатиса. Пытаемся пройти напрямую к наблюдательной башне, но повсюду стоит вода. Возвращаемся на дорогу и идем по дороге на Лесозавод, на развилке поворачиваем налево и выходим прямо к наблюдательной вышке. Отсюда начинается сосновая Богородичная аллея.

17 18

Решаем, что заберемся на башню на обратном пути, если позволит время.

19 20

21 22

Проходим по дорожке между сосен и выходим к Крестильне. Осматриваем здание снаружи. На крыльце стенд с фотографиями Скита Серафимо-Понетаевского монастыря 1911 года фотографа Максима Дмитриева (Н.Новгород). И впрямь Скит выглядел по-царски: «кремлевская стена», башни… Замечательную подборку фотографий былого великолепия Царского скита фотографа Максима Дмитриева можно найти в сборнике «Почтовые открытки фотографа Максима Дмитриева из коллекции Льва Тельнова» (Составитель О.А.Рябов, — Нижний Новгород: издательство «Книги», 2007. – 560 с.).

 

Легенды.

Краткая история царского скита (царская дача)

В 1864 году по благословению царя Александра II Серафимо-Понетаевскому женскому монастырю были пожалованы 584 десятины пахотной земли, лесов и полей. Царский скит Серафимо-Понетаевского монастыря расположился на реке Сатис близ святых камушков св. преп. Серафима в глубине дремучего Саровского леса, в 12 верстах от Дивеева. 

 С 1864 по 1914 год на Царском скиту было поставлено 12 келий-изб, каменный Храм в честь иконы «Введение во храм Божией Матери», освященный в честь чудотворной иконы Богородицы «Знамение». Выстроена также колокольня с медными колоколами и чудным малиновым звоном. Колокольня соединяла 2-х этажный храм с Крестильней. Скит был обнесен 5-и метровой каменной стеной. Внутри «Кремлевских» стен по периметру проходили арки-ниши, в которых размещались иконы-картины (притчи) с жизнеописанием трудов и подвигов св. Серафима Саровского. 

 Вся жизнь монастырская, скитов, тем более Царского скита, была пронизана любовью и почитанием преподобного, следованию его заветам. Устав монашеский был строгим. В скиту подвизались 48–50 насельниц. Это были послушницы, монахини и старицы. 

 Из устных источников (рассказов старожилов, р. Алексия) стало известно, что монашествующие Царского скита были из дворянского рода, царского, а также царские дворовые, няньки и бедные девицы. Царь и императорский двор не только покровительствовали монастырю и скиту, но и приезжали на отдых, молились, ходили на ближний и дальний камушки святого Серафима. 

 «Кремлевская» стена по углам венчалась квадратными башнями с ангелами наверху изумительной красоты, а при въездах в скит на воротах Вас встречали Херувимы и Серафимы удивительной лепной работы. Южные и Северные ворота венчались иконами «Знамение» и «Введение во Храм Божией Матери». 

 У Царского скита была своя Богородичная канавка по подобию Дивеевской. Она начиналась с Южных ворот, проходила вдоль леса и заканчивалась у Северных ворот. Началом и окончанием Богородичной аллеи являлся Введенский храм. В конце сосновой аллеи располагалась 2-х этажная трапезная, 1-й этаж был каменный, 2-й этаж – деревянный. На 1-м этаже располагались 2-х метровые чаны, где производились разные засолы (грибы, капуста, огурцы, рыба и т. д.). В 1960 г. трапезная сгорела или по халатности или по злому умыслу, старожилы п. Прибрежного пожар помнят. 

 Сосновая аллея – это уникальная святыня. При постриге в монашество высаживалась сосна. Если монашество принимало лицо императорской крови (фамилии), то высаживалась ель. В сосновой аллее насчитывалось около 330 сосен. В настоящий момент осталось 200 деревьев, из них – 17 елей. При попустительстве властей, лесничества гибнет Царская Богородичная аллея. 

 Сосны посажены с шагом 3м., попарно, а ели высаживались с шагом 1,5м, то есть в середине между соснами. 

 В начале Богородичной аллеи посажена огромная ель, ее корни сплетены крестом – это игуменская ель – первой и последней настоятельницы Царского скита – игуменьи Александры, из царского рода. В 1927 году после долгих допросов и пыток игуменья Александра была расстреляна в подвале Крестильни. 

 В настоящее время сохранились Крестильня, сосновая аллея, место погребения убиенной игуменьи Александры, святые камни преп. Серафима, 6 келий монашеских и 3 – в поселке Прибрежном – всего около 9 келий, Царский колодец, освященный в 1913-1914 годах по особому благословению царя Николая II. Сам храм, стены стерты с лица земли, трапезная сгорела. 

 Царский скит охранялся казачьей сотней, которая располагалась в селе Кошелиха в 9 км от скита. Поселок Прибрежный (старое название – Лесозавод) возник в 1932 – 1933 годах. Старожилы поселка и с. Кошелихи гордятся этими местами и постоянно посещают Царский скит, святые камушки, получая исцеления. 

 Теперь доподлинно известно, что эти места посещали царственные особы: царь Александр II, царь Александр III, царь Николай II и царица Александра, цесаревич Алексей, цесаревны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия и др. 

 Первый, кто посетил эти места еще при жизни преп. Серафима был благословенный царь Александр I («Феодор Кузьмич» – странник). Царь к святому батюшке доставлялся из поселка Стеклянный на тройках к его избушке-келье, которая стояла на камушке. В 20-ти метрах бил источник, который впоследствии из-за самочинства «о. Михаила» исчез, осталась лишь глубокая яма. Все манифесты, важные указы издавались по благословению преподобного и усиленной совместной молитвы святого Серафима и царя Александра I. А пред принятием на подвиг странничества (по официальным данным царь «почил») Александр I долго пребывал в общении и молитве с преп. Серафимом. Это тайна скоро откроется, и весь мир поклонится праху великих и святых царей дома Романовых. http://www.russkie-idut.ru/vesti-05/new08.htm

 …воспоминание маленьких паломников из церковно-приходских школ Сергачского уезда: «…Зашли, и не раскаялись! Среди векового леса и мало проходимой местности рельефно выделялся своей готической архитектурой храм, окружённый массивной каменной оградой. Пропели тропари храмовому празднику – Введению и Знамению Божией Матери и затем вошли в сам храм. Небольшой по размерам храм внутри поражает своим устройством не менее, чем наружностью. Иконостас дубовый, полированный; другие церковные принадлежности — паникадило, подсвечники, сделаны из того же дерева. Невольно обращают на себя внимание иконы древнегреческого письма. В них соблюдено все, что требуется от иконы: и святость, серьёзность ликов, и их естественная простота и изящество, свойственная истинно художественным изображениям. Совсем не приготовленные к нашествию такой многолюдной толпы радушные скитские сестры, однако, нашли, чем угостить всех, а затем провожали нас более версты, показывая, как нам пройти в Саров ближайшим путем».

http://serafim-library.narod.ru/PublikatciiSerafima/pub-bukova.html

 23

Царский Скит Серафимо-Понетаевского монастыря – 1891 г.

 24

Внутренний вид скита 1911 г.

25

Святые ворота в скит

26

Скитская церковь с оградой

27

Общий вид скита

28

Внутренний вид келий в скиту

 Дверь в Крестильню оказалась закрыта. Заглянув в Царский колодец, мы не обнаружили там ведра. Почему-то колодец мы не сфотографировали. Но выглядел он примерно так.

29

 Только зелени поменьше, и ведра не было.

Наша следующая цель – Серафимовы камушки. По лесной дорожке в направлении указателя мы вышли к комплексу малых камней.

Малые камни обнесены оградой, внутри которой расположены также часовенка и поклонные кресты.

3031

Вот они три главных малых камушка: «Дивеево», «Медвежонок» и «Вериги».

32 33 34

Немного постояли у камней, каждый подумал о чем-то своем.

 

Легенды.

Почему камни называют Большой и Малый медведь? Точно никто не знает. Можно лишь предположить, что они чем-то похожи на этих больших и неуклюжих зверей. Но есть и иное объяснение. Как, впрочем, и иные названия камней. По преданиям, когда Серафим шел по лесу послушником Иоанном, то большой камень, перекрестив, он благословил как «Саров», а маленький как «Дивеево».

Архивные источники и народная молва гласят, что до основания скита, в конце 18, начале 19 веков на расстоянии 12-18 верст от Саровского монастыря, вглубь Салавирских лесов, к гранитному валуну приходили молиться и затворничать схимонах Марк и преподобный Серафим Саровский.

Малые камни обнесены оградой. Внутри — небольшой домик, задуманный как часовенка. Собственно в ограде 3 камня. Один из них, наиболее крупный, почитается среди паломников тем самым, который батюшка Серафим благословил как «Дивеево». Сохранились на камне две вмятины, похожие на следы от коленей, и след, похожий на отпечаток руки.

Другой камушек за часовенкой, называют «Вериги». По сказаниям, это один из тех камней, которые всю жизнь носил в котомке за плечами батюшка Серафим. Второй он благословил оставить в Сарове. Местные жители поселка утверждают, что третий камушек — «Медвежонок» появился лет 30 назад и очертаниями действительно напоминает медведя. Все камушки со временем прирастают в размерах.

http://www.diveevo-skit.ru/kamen.htm

Наконец, целый микрокомплекс действующих каменных святынь находится в с. Прибрежное Первомайского р.: это разной величины и формы камни под названием «картошечка», «медведь», «вериги», а также на расстоянии от них — «черный» (или «серый») камень.

Когда Серафим Саровский молился в своей келье в лесу, к нему приходил медведь, и он его кормил. В форме медведя и камень [вырос]: это задние ноги, это передние, вот голова (Архив проекта «Живое предание»; с. Прибрежное Первомайского р., Фадеева В.И.; dvc 012).

Такое есть поверье. Другие святые носят вериги, а Серафим Саровский носил сумочку, в ней — камешки. Он их раскладывал для памяти, и они росли. Эти камни — камни Серафима из той сумочки (Архив проекта «Живое предание»; с. Прибрежное Первомайского р., Акашева З.Г.; dvc 012)

http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/9999-0196_West_filol_2001_1(3)/21.pdf

А еще к этому камню, как бы оправдывая его название, периодически приходят и настоящие медведи. Старожилы рассказывают такую историю. В 1953 году 1 августа собралось много паломников отмечать пятидесятилетие со дня прославления старца Серафима. Вдруг появился ревущий медведь. Милиционеры приготовились стрелять в зверя, но один старенький батюшка велел всем собравшимся встать на колени, не двигаться и молиться. Зверь, не обращая внимания на людей, обошел камень и, как говорят, по-своему поклонился ему, а потом спокойно ушел в лес. В 2002 году подтвержден свидетелями еще один факт появления медведя. Он шел в десяти шагах за паломницей вплоть до камня и ни разу не сделал попыток напасть. Через год в районе камней опять видели медведицу с медвежонком. Верующие дают этому следующее необычное объяснение. Есть одно старое изображение, где старец Серафим кормит с руки прирученного медведя. Местные жители уверенно говорят, что это была медведица. С той поры от нее и пошел медвежий род, который как бы охраняет эти места. И вообще неизвестно, каким образом звери передают знания о служении этим местам, тесно связанным со старцем, новому поколению.

А. Кузнецов «Когда растут камни»

http://www.pravda-nn.ru/archive/number:674/article:10724/

Несмотря на сложившиеся легенды и устойчивое народное почитание Серафимовых Камней вблизи поселка Прибрежный (Лесозавод) к камням, о которых говорится в житие прп Серафима они отношения не имеют. И легенды эти категорически не признаются в Дивеевском монастыре. Согласно житию прп Серафим проводил время в молитвах по ночам на камне, что находился на территории нынешнего закрытого города Сарова — неподалёку от Саровского монастыря, между монастырём и своей кельей. В наше время на этом месте находится памятник скульптора Клыкова в виде молящегося о. Серафима на камне. Сам камень с того времени не сохранился. По легенде Серафим Саровский, вскоре после своей кончины, приснился Мотовилову (местный помещик) и велел развести под камнем огонь. Когда это сделали, то камень развалился на множество мелких обломков, кои и разобрали многочисленные паломники.  Через некоторое время на это место в 1890 году вновь положили камень, схожий с Серафимовым — с двумя углублениями, будто бы от коленей. Но и он не пережил бурное время революции. А в 1991 году на это место уже положили третий камень, на котором и сейчас стоит скульптура Серафима Саровского. Второй Серафимов камень, тот что поменьше и на котором он молился днями в своей кельи, был помещён в Преображенскую церковь в Дивееве, но так же не пережил революционное время и был утерян. С утерей камней и закрытием территории вокруг Арзамаса-16 народ стихийно перенёс почитание на близлежащие камни Большой и Малый Медведи, вероятно ранее почитаемые местными племенами мордвы.

http://nn-gid.ru/pochitaemye-kamni/serafimovy-kamni/

 После осмотра малых камней отправляемся на поиски большого камня. На развилке после указателя «Родник» уходим по левой дороге и спускаемся к Сатису. В пойме Сатиса выходим на поляну, на которой следы недавно прошедшего турслета в виде мусора и развешанных по деревьям кроссовок.

35 36

К сожалению, наше время выходит, и мы возвращаемся назад в лагерь. С тоской смотрим на непокоренную наблюдательную башню…

По пути прихватываем по бревну для костра. К 18.30 мы уже в лагере.

А тем временем Алексей навел порядок на поляне: собрал и сжег весь мусор. Дружно готовим ужин. Погода теплая, периодически принимается дождик. Поют соловьи.

Итог сегодняшнего дня: 10 км под рюкзаком, 8 км налегке.

37

Маршрут первого дня

Ночью поднялся сильный ветер, и началась гроза. Взглянула на телефон –  2 часа ночи. Алексей вслух считает секунды от вспышки молнии до грома: 3 секунды, значит до грозы  около одного километра. Полил сильный дождь.

05.05.2013

Просыпаемся рано утром от пения птиц. Потихоньку все встают, вместе готовим завтрак. К 8.30 лагерь убран,  рюкзаки собраны.

Направляемся уже по знакомой дороге по направлению к Лесозаводу. По сравнению со вчерашним днем – дорога заметно сырее.

Не доходя до смотровой башни, сворачиваем на просеку, ведущую прямо к комплексу малых камней. Скит остается слева. Теперь наш путь лежит прямо на Кременки.

Стараемся придерживаться просеки, но получается с трудом. Просека на всем протяжении запущенная: сильно заросшая, много поваленных деревьев, воды.

38 39

Почти перед самым выходом из леса, дорогу перегораживает очередной ручей. Пытаемся его бродить, но… еще чуть-чуть и намокнут рюкзаки, и мы возвращаемся на берег. Через несколько метров находим переход через ручей.

Поскольку мы основательно намокли, то идти в какой-то мере становится легче: лужи и ручьи мы теперь проходим напрямую.

На выходе из леса останавливаемся на обед. Костер разгорается неохотно: очень сыро. Делаем веселые бутерброды и варим суп харчо.

4041

Наконец-то начинает проглядывать солнышко.

Дальше дорога идет по полю. Под ногами постоянно хлюпает вода. Становится жарко.

42

Обходим Кременки с юга. Вдали белеет Кременковский Покровский собор. Немного месим грязь.

43 44

45 46

И, наконец, освежающая прохлада – мы на березовой аллее. В общем-то, мы не раз ходили по этой аллее по пути в Кременки, на Явленный родник и удивлялись ровно высаженным березкам. «Это же Царская дорога!» — воскликнул Алексей. Оказывается, первого мая на сайте «Саровский краевед» была опубликована заметка А.М. Подурца «Царская дорога сегодня»  об открытии нового краеведческого маршрута Балыково-Кременки .

47 48

 

…А в двух верстах отсюда [Кременки]– бескрайнее небо, удивительно яркая зелень и ровная аллея столетних берез, спешащих к горизонту. Поют соловьи, и зацветает давно не паханое поле. Зацветает ромашками и люпином место, предназначенное для хлебной нивы.

Тишина и раздолье, будто и не существует рядом Сарова, куда ведет некогда живая, а теперь знакомая только историкам и краеведам Большая посольская дорога, прозываемая с 1903 года Царской. Дорога эта, бойкая когда-то, говорливая, нынче поросла высокой травой. Березы, посаженные специально к приезду царя, дали молодую поросль (и не раз), а та оставила свою, запутав местами явно просматриваемый ровный луч рукотворного пути, ведущего и царя, и разноплеменный народ в лоно Саровского монастыря, чтобы навечно прославить имя монаха и сподвижника Серафима, а вместе с ним и будущий город.

Чуть ниже осталась полоска нетронутой насыпи – дорогу для царя выравнивали, поднимали в низинных местах. Эта старая березовая аллея не сама собой выросла: крестьяне из близлежащих деревень вместе с монахами и паломниками выкапывали в лесу уже большие деревья и сажали их в специально прорытые канавы, обильно поливая землю. Благо, речка рядом, и в двух шагах звенят несчетные родники.

Сотрудник музея «Саровская пустынь» Алексей Подурец, весьма сдержанный на эмоции, даже не пытался скрыть волнение. Оказалось, о Царской дороге он знает все или почти все, и не первый раз здесь, а поди ж ты – волнуется. Это с его помощью и помощью его друзей из музея мы сегодня узнаем еще об одном удивительном месте саровской округи.

Дорога эта известна с шестнадцатого века, по ней мчались послы из Москвы в Казань и обратно. И хотя ей пятьсот лет, народ о ней помнит, только как о Царской.

Действительно, такое большое стечение народа на дороге было только в 1903 году, хотя она не пустовала с того самого дня, как только в России узнали – из газет ли, по слухам ли, что готовится канонизация Саровского чудотворца, и в этом торжестве примут участие сам царь и его семья.

Для этого случая в короткое время решено было улучшить Посольскую дорогу. На всем пути следования Николая II от Арзамаса до Балыкова, а там уж и Саров, путь приводился в порядок: устанавливалась специальная железнодорожная платформа в открытом поле, чтобы царь ненароком не утоп в арзамасской грязи. По Кременкам укладывался белый камень, чтобы государь оценил состояние своих деревень. Срывались бугры и пригорки, делалась высокая насыпь, чтобы путь был ровен и прям. Всюду у дороги строились бараки, походные кухни – кипятка и хлеба хватало всем. Даже медицинские пункты дежурили круглосуточно.

Никто сегодня не знает имени инженера, вызвавшегося за короткий срок построить дорогу к приезду высочайшего гостя, а то, что он предложил самым примитивным образом выровнять ее, помнили многие. Рубились большие сучкастые сосны, крепились к лошадям, и такой пучок и лошади, и мужики тащили по чуть-чуть вспаханной земле. А затем деревом же, но только ровным и гладким, укатывали участок, густо смачивая его водой.

На всем пути царского следования устанавливали крепкосколоченные резные, нарядные арки. Они тоже требовали затрат, и из потаенных холщовых мешочков доставались деньги. Народ нес их в общий котел, не жалея. Особенно красивой была арка у Балыкова – места последней остановки царя, где кончалась Нижегородская губерния и начиналась Тамбовская, где открывались владения монастыря.

Николай II в своих дневниковых записях оставит: «Прокатились легко, дорога была не утомительна… Особенно были красивы крестьянки, мордовки тож». Конечно, эти крупные высокие бабы были на голову выше помазанника. Они, собственно, определяли основной народ, к которому ехал царь, определяли настроение людей, которые конкурс выдерживали только для того, чтобы побыть в охранных подразделениях и одним глазком посмотреть на царя-батюшку.

Иван Чуркин. На монаховом пригорке. Рассказы жителя святой земли Русской.

http://www.voskres.ru/literature/prose/churkin.htm

…. А через четверть века этой же дорогой, но уже в обратном направлении, зимой 1927 года следовали под конвоем святые мощи дивного старца, когда их «секретом» отправляли в Москву.

На святой Дивеевской земле. http://www.svet-prav.ru/index.php?act=1&q=570

Так вот значит, какая она не простая эта березовая аллея!

Заключительная ходка – и мы у Балыковской калитки. За сегодня пройдено 20 км. Настроение у всех отличное! Поход удался!

49

50

Маршрут второго дня

 

Карта маршрута «п. Стеклянный – «Золотой» межевой столб – Лесозавод – Серафимовы камни – Кременки – Царская аллея – Балыково»

51

 

К этой записи 14 комментариев

  • тоже безуспешно пытался найти камень-алатырь. по слухам его вывезли в первомайск, где можно увидеть у завода транспневматика. хотелось бы узнать точный ответ на вопрос о местонахождения камня.

  • Алексей Демидов:

    Игорь! Ваша информация «по слухам» представляется маловероятной!»Точный ответ на вопрос о местонахождения камня» может дать только навигатор с координатами в руках краеведа, знающего где ранее располагался (или располагается сегодня) камень-алатырь!

    1. Игорь! Алатырь-камень Присаровья НАЙДЕН! Читайте соответствующую статью на нашем сайте! 🙂

  • Алексей Демидов:

    Марин! Только сейчас подметил!
    «Скитская церковь с оградой» и «Общий вид скита» — вставлены две одинаковые фотоокрытки Дмитриева!

    Посмотри, надо подправить перед участием в конкурсе!

  • Алексей Демидов:

    Вернее — «Внутренний вид келий в скиту» — вставлена не та фотооткрытка!

  • М.А. Власова:

    Леш, у этой открытки такая подпись. (Не как кельи изнутри выглядели, а как выглядели с улицы в скиту)

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Марин! Теперь всё — хорошо! Спасибо!

  • Алексей Демидов:

    Родилась идея! В качестве пробного похода «Крым-2014» сделать выход в Понетаевку и сделать снимки с точек съёмки Дмитриева начала 20 века!

    У Вали Кузнецовой был материал по Понетаевке при работе с детьми в ЦВР! Хорощо бы его разместить на сайте!

    1. У Валентины Фёдоровны и Алексея Михайловича нет материала по Понетаевскому монастырю… Есть идея на пробный поход 2015 года…
      Заброситься в Понетаевку и пройти до Первомайска. Отснять Понетаевку 110 лет спустя после Дмитриева — с тех же точек. По прямой от Понетаевки до Первомайска около 30 км. Как раз нам на два дня. Осмотреть мордовскую твердь (средневековое городище) и валун рядом с ней. Из Первомайска, после его осмотра, вернуться домой в Саров.

  • Алексей Демидов:

    Только что закончился наш пробный поход перед «Крымом-2014» — «По Серафимовским местам северо-восточного Присаровья -2»
    В первый день- 9 МАЯ -около 30 км, во второй день 10 МАЯ — около 18 км. Получена МАССА новой краеведческой информации! Выставим на сайте в ближайшее время!!!

  • Е.В.Гений:

    Антону Пепеляеву — мой привет.
    Сто лет уж его не видел.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Год назад мы написали в своём репортаже:

    «Пока мы фотографируемся, Антон пытается найти камень Алатырь, но безуспешно».

    Это название камня, очевидно, привязано к истоку реки Алатырь… Не мы дали этому камню это название, оно закрепилось независимо от наших изысканий…

    Две наши попытки найти этот камень оказались безуспешными… Третья — уверен — будет успешной!!!

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Вот эта статья!
      «Алатырь-камень Присаровья»
      27.08.2014
      (подготовили Марина Власова и Алексей Демидов)
      http://sarpust.ru/2014/08/alaty-r-kamen-prisarov-ya/

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Марин!
    Когда мы разместим на сайте наш ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ материал по ПОНЕТАЕВКЕ!!! ? 🙁

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>