Недавно в гости к «Саровской пустыни» пришёл Геннадий Николаевич Чепанов, известный в городе как бывший директор ДЭП и депутат городской думы. Оказалось, что отец Г.Н. Чепанова работал директором расположенного вблизи города в селе Жегалове крахмального завода.

Краткое содержание рассказа Геннадия Николаевича проиллюстрировано фотографиями завода, вернее, того, что от него осталось, сделанными в декабре 2015 года.

Благодарим Игоря Леонидовича Кочанкова за организацию этой встречи.

Рассказ Г.Н. Чепанова

Мой отец воевал, в войну был танкистом, горел в танке. В 1948 или 49 году в звании капитана из армии уволился, служил в МГБ. В 1958 году его поставили директором крахмального завода в Жегалово.

Помню, ехали туда ночью на машине. Завод постройки царских времен, ему тогда было больше ста лет. До этого на заводе делали патоку. Цеха стояли пустые, кое-где с остатками патоки, мы маленькие лазали по постройкам.

В большом кирпичном доме была бухгалтерия, клуб и там же квартира директора. Сзади завода был большой барский сад, пруд, куда запускали рыбу, аллеи огромные остались. Сам барин жил когда-то в большом двухэтажном деревянном доме, в нем в советское время сделали 4 квартиры. Дом снесли уже после отца. После праздников в клубе стол общий накрывался для работников завода. Сейчас все разграблено, все сломали.

На завод поступало порядка 10 тысяч тонн картофеля из Темниковского района. Завод работал сезонно, максимально до марта, пока было сырьё, после марта его ставили на ремонт. Картошку хранили в специальных помещениях, кроме того, складывали в бурты, бурты покрывали соломой и засыпали землёй, расходовали по мере надобности. Электричество было от заводского генератора. Генератор был такой: стояла полуторка на чурбаках без колёс, на тормозной барабан накидывался ремень.

На заводе постоянно работало около 100 человек, в сезон рабочих было больше.

Я заходил в цеха завода и видел, как производится крахмал. Картофель сначала измельчали, когда барабан машины очищали, то оставалась мезга — отходы, мезга шла на ферму на корм скоту. Жидкое молочко поступало на центрифуги. Последней операцией была сушка. Крахмал подавался шнеком и укладывался на длинную ленту ткани, длина ткани была около ста метров, она передвигалась при помощи барабанов, лента поднималась вверх, и по мере продвижения крахмал на ленте высушивался. Эти устройства назывались сушила.

Отец работал директором завода с 1958 до 1975 года, после болезни — у него было 3 инфаркта, он ушел с поста директора, его взяли на работу в сельсовет, потом он работал замом директора колхоза. Мы его уговаривали переехать в город, купили дом на улице Льва Толстого, 48. Он приехал, пожил немного, но жить в городе не захотел.

Работал завод приблизительно до 1980 года только на картофеле, выпускал картофельный крахмал. Был большой заказ от военных, крахмал шёл на военные цели. Для военных упаковка была двойная: сначала бумажный мешок, потом сверху тряпичный. На внутренний рынок крахмал упаковывали только в бумажный мешок. Потом стали возить кукурузу, после сезона картошки делали крахмал кукурузный. Понадобилось дополнительное оборудование, другие мельницы.

Была котельная, топили углем. В кочегарку я ходил ради крахмальных блинов. Туда вообще-то посторонних не пускали, но раз зашел сын директора, его не прогоняли. Мне давали кусок крахмала, кочегар сначала разогревал в печи свою лопату, которой он уголь туда подбрасывал, разогревал до красного каления. Потом вынимал лопату и клал на нее кусок крахмала — и назад в печь, потом поджаривал блин с другой стороны и отдавал его мне. Я хватал горячий блин, — вкуснятина!

Крахмал, конечно, воровали, понемногу. Раздавали родственникам, знакомым по несколько килограмм.

Село Жегалово в то время было большое — около 600 дворов. В Жегалове школа была 10-летка, каждых классов было по два. Школа была не там, где сейчас, а через речку. А теперь школу уже лет 10 как закрыли, детей возят на автобусе в Темников.

В 1958 году ни асфальтовых дорог, ни постоянных мостов не было. В начале 1960-х годов из Сарова довели дорогу до конца леса, мы мальчишками ездили туда на велосипедах «покататься на асфальте». В 1968 — 1969 годах дорога уже была доведена до Жегалова. До Темникова асфальт положили примерно в 1974 году. До Пурдошек в 1971 году ещё не было дороги, основная дорога шла берегом Мокши. В Пурдошках мост ставили временный, зимой его разбирали. Асфальт положили, когда построили пионерлагерь «Гайдар». Все дороги, конечно, строил наш город. Сейчас район ничего не выращивает, нет ни одного колхоза, есть только несколько частников, фермеров.

Помню, что до середины 1960-х в Жегалове было очень хорошее снабжение, был магазин центральный, сейчас его нет. В магазине все было. Был ещё магазин около завода. У входа, помню, стояла бочка с селедкой, рядом такая же бочка с копченой селедкой, селедка хорошая, очень вкусной тогда казалась. Всегда сало копченое за прилавком висело, висела колбаса. Потом все пропало. Когда в 1969 году я уезжал из дома, уже не было в магазине постоянно ни селедки, ни колбасы.

Во время перестройки завод стал хиреть. Примерно в 1988 — 1989 годах перешли полностью на кукурузу, году в 1993-м завод прекратил деятельность, все что можно, оттуда вывезли.

DSC_0597 DSC_0599 DSC_0600 DSC_0601 DSC_0602 DSC_0592

 

Просмотров: 1 547

К этой записи 9 комментариев

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Алексей Михайлович!
    Пронзительный материал! Фото не подписаны!
    Надо вообще разместить материал об истории Жегалова в целом!
    Ведь это наш ближайший южный сосед!!!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Надо попросить Г. Н. Чепанова ФОТО из семейного архива — Отца, семьи в целом, всё что осталось от ТОЙ ЖИЗНИ…

  • Очень интересный материал! И ещё интересно было бы узнать всю историю Жегалова. Но этот материал должен кто-то собрать, а потом ещё и написать.А вот, кто — мы пока не знаем.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Да! Костя! Ты — прав!
    Хотя бы опубликовать на сайте, что можно найти в Интернете!

    А там школа есть или была!? Может есть какой-нибудь школьный музей?
    Тогда надо ехать и изучать на месте!

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Да, про школу прочитал! У кого остались документы по школе!?
      Учителя, наверное, ещё живы! Надо встречаться с ними и разговаривать!

  • Где и что про школу прочитал? Я знаю, что здание сейчас растаскивают. Также лично знаю физрука жегаловской школы. Он сейчас работает в Сарове в шестидесятой школе физруком же.

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Костя! Да в самом же материале см. выше!

      А что это за «шестидесятая школа»?!

      Давай встретимся с физруком! Зададим ему КУЧУ вопросов!

  • Никифорова Татьяна:

    Уважаемый Алексей Михайлович! Очень интересная статья. Основателями винокуренного завода в Жегалове, на базе которого в советские годы открыт крахмальный, насколько я знаю, были Никифоровы. В Интернете сейчас много ссылок на действующий Жегаловский крахмальный завод. Построили новый? Рядом с развалинами? Большое спасибо за статью про Петра Федоровича Никифорова (Криуша, Богородское, Новое Мансырево тож.) и его детей-переводчиков. (Степан Петрович, взявший в жены княжну Марию Николаевну Кугушеву, — мой далекий предок.) Хотелось бы больше узнать об этой семье и об отце Петра Федоровича, Федоре Никитиче (и, конечно, «глубже»). У меня есть фото титульных листов и посвящений из книг Павла, Степана и Надежды, которые хранятся в Ленинке. Если это интересно, могу прислать.
    С уважением
    Татьяна Николаевна, урожденная Никифорова

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      Здравствуйте, Татьяна Николаевна.
      Спасибо за хорошие слова. Нам очень приятно получать отзывы и свидетельства того, что наш сайт СК кому-то бывает полезен. Конечно, нам будут очень интересны Ваши фотографии. Проще их будет слать не на сайт, а на почтовый электронный адрес am.podurets@gmail.com.
      Рядом с развалинами сейчас никакого производства нет. Нет у нас пока и никаких данных о дореволюционной истории завода, только предположения. Всё будет интересно.
      С уважением, А.М. Подурец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>