Многие саровчане, которые не раз бывали в Арзамасе, в основном, чтобы сделать в магазинах какие-то покупки, с удивлением спрашивают: «Что интересного можно увидеть в Арзамасе?»

В начале апреля мы совершили традиционную поездку в Арзамас, где уже много лет живет наша университетская подруга. И в каждый наш приезд какое-то время мы уделяем знакомству с каким-нибудь уголком Арзамаса. Вот и на этот раз мы запланировали познакомиться с улицей Верхней Набережной, расположенной в исторической (нагорной) части города, где сохранились деревянные дома в стиле провинциальной архитектуры и красивыми резными наличниками. Людмила (так зовут нашу арзамасскую подругу) подготовила материалы по предполагаемому маршруту, разыскала старые названия улиц, по которым  мы должны были пройти. К делу она всегда относится очень обстоятельно, и как выяснилось, была даже знакома с арзамасским краеведом П.В. Еремеевым. Со своей стороны, мы высказали пожелание осмотреть место, где располагалось подворье Саровского монастыря, материалы о котором мы тоже подготовили. Всех устроил этот план, поэтому договорились о времени и месте встречи.

Добираться до Арзамаса, если нет машины, нет никаких проблем. Каждые полчаса из Сарова в Нижний Новгород ходят миниавтобусы, которые за 1 час с комфортом домчат вас до Арзамаса.

Итак, в начале апреля, в 11 часов дня мы прибыли в Арзамас. Наш «Попутчик», как и весь транспорт, прибывающий в Арзамас со стороны Сарова и других населенных пунктов юго-западной части Нижегородской области, въезжает в город с западной стороны, при этом мы пересекаем по мосту реку Тешу, и, проехав совсем немного по улице Октябрьской (старое название Мартовская), поворачиваем около первого перекрестка налево, на ул. Гостиный Ряд и выходим на остановке. Здесь место нашей встречи. Людмила нас уже ждет. Отсюда мы начнем прогулку по весеннему Арзамасу.

Маршрут весенней прогулки по Арзамасу

Первый теплый день — на термометрах +10 — сделал свое дело: стремительно тающий снег превратился в потоки грязной воды, что несколько осложнило наше пешее путешествие. Итак, мы на улице Гостиный Ряд, которая знакома каждому въезжающему в Арзамас вереницами магазинов по обеим сторонам дороги, которая круто уходит вверх. Интересна и в то же время типична история переименования этой улицы. До революции она — Гостиный Ряд, после революции — Кооперативная, а в наше время ей снова вернули ее историческое название. Эта улица примечательна тем, что в XVIII в. она была застроена сплошным фронтом двухэтажных домов с магазинами в первом этаже. Открытая арочная галерея, которая шла вдоль домов, создавала иллюзию единого фасада, связывающего ряд домов в единый комплекс, и это придавало своеобразие историческому центру Арзамаса. Такой архитектурный прием был большой редкостью в градостроительстве в XVIII — ХIX вв. Впоследствии дома были перестроены, в результате чего открытые галереи исчезли, тем самым исчезло визуальное восприятие этих домов — магазинов, как единого комплекса, нарушилась архитектурная гармония. Улица Гостиный ряд соединяла нижнюю и верхнюю части города.

Ул. Гостиный Ряд раньше и сейчас (фото из интернета)

 

Мы постарались побыстрее покинуть эту очень оживленную и шумную улицу с потоками машин и на ближайшем перекрестке свернули налево на улицу Ленина. Надо отметить, что в Арзамасе кроме улицы Ленина есть еще проспект Ленина, но он находится в северной новой части города.

Сразу за перекрестком, с левой стороны улицы (ул. Ленина, дом № 16), протянулось двухэтажное старинное здание конца XIX в. с восстановленной центральной частью фасада, известное как Стрегулинские номера (бывшая гостиница). Об И. Стрегулине известно, что он был нижегородским купцом. В 1860-х годах он основал в Арзамасе пивоваренное производство, а также являлся собственником гостиничного комплекса. По данным некоторых исследователей в этой гостинице останавливались известные люди: В.Г. Короленко, П.И. Мельников-Печерский, Л.Н. Толстой. С Львом Николаевичем здесь произошла «ужасная история», в ночь, когда он здесь останавливался в 1869 г., его одолел такой ужас, что, не дождавшись утра, он покинул это место. Это событие позже нашло отражение в его произведении «Записки сумасшедшего» под названием арзамасского ужаса.

Это здание уже давно не используется по своему первоначальному назначению, много лет на втором этаже располагались жилые квартиры, а первый был отдан предпринимателям. Здание ветшало, разрушалось, а несколько лет назад обрушилась часть фасада, спустя какое-то время рухнуло перекрытие. В комитете архитектуры и градостроительства в отношении аварийного здания высказались пессимистично: бывшие Стрегулинские номера памятником архитектуры не являются, следовательно, к объектам культурного наследия не относятся. Поговаривали о сносе аварийного здания. Как сказала нам арзамасская подруга, общественность отстояла здание, да и предприниматели, хозяева первого этажа, тоже уперлись: здание построено на века, да и находится оно в исторической части города. Одним словом, здание частично восстановили, и пусть выглядит оно неказисто, но все равно, оно есть, и все знают, что это Стрегулинские номера, и это история Арзамаса.

Стрегулинские номера, ул. Ленина, дом № 16

Улица Ленина, раньше — Ново-Московская, название отражало связь со столицей, поскольку выходила она на Московский тракт. Это довольно длинная улица, она протянулась от реки Теши на западе до восточных окраин Арзамаса. Маршрут нашей прогулки прошелся по западной части этой улицы. Сохранилась старинная фотография этой части улицы — прямой и широкой, вдоль которой, плотно прижавшись друг к другу, стоят дома: каменные, в основном двухэтажные, которые чередуются с деревянными. Улица была торговая, все дома были с магазинами и лабазами в первых этажах.

Старинная фотография. Ново-Московская улица, от р.Теши,  вторая половина XIX в.

На старинной фотографии Ново-Московской улицы у ближайших, по отношению к нам, двухэтажных каменных домов, стоят осветительные фонари и имеются навесы над первым этажом. По-видимому, это магазины или торговые лавки, а хозяева их — состоятельные люди, купцы или промышленники. Скорее всего, Ново-Московская улица, в том виде, в каком она представлена на фотографии, застраивалась в XIX в., когда после большого пожара 1823 г. в нижней части города появились прямые улицы, где сосредоточились промышленные заведения. Около реки Теши также располагались кирпичные здания валяльно-войлочной фабрики Жевакина (сейчас Арзамасская войлочная фабрика).

На старинной фотографии представлена нижняя часть Арзамаса, р. Теша, в районе войлочной фабрики Жевакина. Вдалеке доминирует Воскресенский собор, а под ним хорошо просматривается дом купца Шкарина и чуть правее — главка часовни подворья Саровского монастыря.

Улица Ленина в наши дни

В настоящее время улица Ленина, увы, утратила прежний шарм и порядок. На месте стройных рядов домов появились проплешины, а сохранившиеся дома выглядят не лучшим образом. На месте старинных домов по четной стороне улицы выстроено современное здание предприятия «Легмаш».

Ул. Ленина, арзамасский завод «Легмаш»

Практически напротив завода расположено здание частного музея Михаила Баландина «Мир старины». В 2013 г. мы посещали этот музей, познакомились с М.Ю. Баландиным. Он провел нас по музейным экспозициям и рассказал, как создавался музей. Процесс был длительным и очень непростым. По словам М. Баландина, здание это было многоквартирным домом. Ему пришлось выкупать квартиры, затем переоборудовать дом и наполнять его экспонатами. Спустя какое-то время рухнула крыша, в результате были большие потери экспонатов. В настоящее время в одной половине здания живет семья Баландина, другая часть занята под музей. Во время экскурсии хозяин музея был открыт и радушен, прост в общении, много показывал и рассказывал. По отзывам посетителей, да и мы сами в этом убедились, этот музей привлекает тем, что здесь все экспонаты, включая хозяйского кота, можно потрогать руками.

В интернете промелькнуло сообщение, что музей «Мир старины» не работает. По номеру телефона, который был указан на двери музея, мы позвонили. Трубку взял Михаил Юрьевич Баландин. Во-первых, он оптимистично заявил, что музей никогда не закрывался, и что он будет рад всем посетителям. У него сейчас появилась новая экспозиция, связанная с золотошвейным мастерством.

Ул. Ленина, д. №1. Частный музей «Мир старины». Со времени нашего предыдущего приезда здание приобрело другой цвет (под цвет кирпича)

Так выглядело здание музея в прошлый наш приезд

Посещение музея «Мир старины» в 2013 г. Нас сопровождает М. Баландин

Рассматривая фотографию здания частного музея, мы поняли, что это то же здание, что и здание слева со старинной фотографии ул. Ново-Московской.

Дом со старинной фотографии и «Музей старины» — это одно и то же здание

Тогда понятна причина изменения цвета здания музея. Это старинный особняк. Первоначально был облицован кирпичом. Потом со временем его оштукатурили и покрасили. Сейчас, покрасив здание в такой ярко-красный цвет, цвет кирпича, ему, по-видимому, постарались вернуть исторический вид.

И еще один любопытный факт открылся благодаря этой же старинной фотографии. Трехэтажное здание с треугольным фронтоном, что справа выглядывает из-за церкви, — это дом Жевакиных. На этом месте сейчас располагается завод «Легмаш». Потомок Жевакиных Сергей Жевакин, проживающий в настоящее время в Арзамасе, добавил, что у Жевакиных было несколько домов, некоторые из них сохранились, в частности, около войлочной  фабрики.

Вот такой фотодокумент найден в интернете. Этот дом по адресу ул. Ленина (Н.Московская, 6), был снесен, а на его месте возведен завод «Легмаш»

Когда шли литературные поиски по дому Жевакиных, вот что бросилось в глаза. В литературе, в основном советских времен, сказано коротко: фабрика Жевакиных, дом купца Шкарина, номера Стрегулина. Кто они, эти люди, чьими фамилиями названы сохранившиеся здания? Что о них известно, кроме того, что это были фабриканты, промышленники и купцы?

Поиски по Жевакиным открылись просто пласты интересных исторических материалов. Династия Жевакиных насчитывает несколько поколений. В начале XIX предки Жевакиных, крестьяне, жили в Выездной Слободе (ныне п. Выездное), занимались выделкой кожи. В конце XIX в. Сергей Иванович Жевакин – крестьянин села Выездное, что называется, выбился в люди: стал приказчиком на кошмовальной фабрике миллионера Н.М. Чукмалдина в Арзамасе. По завещанию Чукмалдина С.И. Жевакин стал ее владельцем. С.И. Жевакин был очень энергичным и предприимчивым человеком. Эти качества, которые были отмечены Н. Щегольковым в книге «Исторические сведения о городе Арзамасе», 1911 г., помогли Сергею Ивановичу сделать успешную карьеру и реализоваться в жизни. Жевакины создали в Арзамасе торговый дом «Сергей Жевакин— сын и » и монополизировали войлочное производство в городе.

Сергей Иванович Жевакин (1858-1910 гг.), владелец войлочной фабрики в Арзамасе, 1905г.

О периоде жизни семейства Жевакиных в Арзамасе в конце XIX — начале XX вв. сохранились фотографии, хранящиеся у их потомков, и на которых запечатлены моменты из жизни семейства. Семья была большая, объединяла несколько поколений — детей, родителей, бабушек и других родственников. А какие красивые лица на этих фотографиях!

Жевакины на месте строительства будущей кошмовальной фабрики

После кончины С.И. Жевакина (похоронен в Ново-Алексеевском монастыре около храма Христа Спасителя в Москве) дело перешло к сыну Александру Сергеевичу. После 1917 г. у него были конфискованы фабрика и все имущество, чуть позже А.С. был объявлен лишенцем (гражданином, лишенным советской властью всех прав). Однако судьба оказалась благосклонной к нему, в правах он был восстановлен, но в дальнейшем семья жила в крайней бедности. Семья Жевакиных перебралась на жительство в Нижний Новгород. Среди небольшого количества вещей, которые удалось увезти из Арзамаса, был альбом XIX века с гравюрой Elise (в настоящее время этот альбом хранится у родственника Жевакиных — Ю.Ю.Куликова).

Но след Жевакиных в истории не затерялся. Сын Александра Сергеевича — Сережа, Сергей Александович Жевакин (1916-2001), оставил значимый след в науке: он был крупным ученым — астрофизиком, доктором физико–математических наук, лауреатом Государственной премии СССР (1987). Он разработал теорию пульсаций переменных звезд, являлся одним из создателей радиотехники в миллиметровом и субмиллиметровом диапазонах радиоволн. А последним его научным увлечением был фрактальный подход к эффектам поглощения и рассеяния радиоволн в дождях.

Фотография из семейного альбома Жевакиных. На ней Сережа с мамой Гали Николаевной (маму именно так и звали — Гали)

По линии матери родня была дворянского происхождения. Прадед Сергея Александровича по материнской линии — Иосиф Викторович Поджио (1792-1848), был государственным преступником, декабристом. Участник Отечественной войны 1812 г., член Южного общества, отбывал ссылку в Сибири, похоронен в Иркутске.

Гали Николаевна оказала огромное влияние на сына Сергея. Все жизненные силы она отдавала своему любимому сыну. У Гали Николаевны, кроме Сережи, были еще две дочери, но она считала, что девочки всегда устроятся в жизни (дочери Ольда и Ирина, став взрослыми, стали балеринами, танцевали в Нижегородском театре оперы и балета), а вот с сыном все гораздо сложнее.

Фотография из семейного альбома Жевакиных. На ней Сережа с отцом Александром Сергеевичем, конец 20-х г. 20 в., Н.Новгород

Отец Сергея Александровича, по оценкам родственников, был очень похож на свою мать, типичную русскую купчиху, но сходство это было чисто внешним. Это был очень талантливый, добрый и мягкий человек. К сожалению, лихое время, в которое его поколению пришлось жить, не позволило Александру Сергеевичу реализовать все свои способности. Но в данном случае справедливость улыбнулась: его способности унаследовал сын — Сергей.

Сергей Александрович Жевакин (1916-2001 г.)

В 1939 г. Сергей Александрович окончил Горьковский государственный университет по специальности «Физика колебаний». А потом была война. Сергей Александрович воевал до конца войны, до ранения служил в танковой армии П.С. Рыбалко, обеспечивал связь. Он был награжден орденом Красной Звезды. Демобилизовался в 1946 году. После войны Сергей Александрович вернулся в Нижний Новгород, вел научную работу, защищал диссертации, преподавал в ГГУ на физфаке. Он изучал цефеиды — звезды-гиганты, в 10 раз превосходящие размеры Солнца. Ученые называют их маяками Вселенной. На вопрос «Почему, подобно маякам, свет этих звезд меняется?», не мог дать ответа даже крупнейший физик 20-го столетия Артур Эддингтон. Эту задачу смог решить (решить с блеском) Сергей Жевакин в 1953 г.

У Сергея Александровича, по словам его родственников, во все времена одним из дорогих ему мест был Арзамас, хотя в этом городе он провел только раннее детство. Но всегда при любой оказии был готов отправиться в этот город на улицу, которая упирается в реку Тешу, к дому Жевакина, где, как он считал, был так счастлив.

Как видите, остановка на ул. Ленина оказалась очень длительной, но оно того стоит… Подойдя к р. Теше, которая только — только начала освобождаться от ледового плена и полюбовавшись на заречные виды, собор села Выездного, мы возвращаемся по ул. Ленина к перекрестку с ул. Нижней Набережной.

Р. Теша. Вдалеке виднеется Смоленский собор с колокольней в Выездном

Этот перекресток (ул. Ленина — Нижняя Набережная) — первый на нашем пути; здесь мы поворачиваем налево. Впереди на возвышении доминирует главный арзамасский храм — Воскресенский, а чуть ниже – знакомый по фотографиям — дом купца Шкарина. Туда и направляемся.

Ул.Нижняя Набережная. Вдали за деревьями проглядывает кирпичное здание дома купца Шкарина

На этой улице, как, впрочем, и на других улицах в исторической части Арзамаса, старинные дома чередуются с современными домами.

Вот как выглядело это место раньше

Дом купца Шкарина (ул. Урицкого, д. 1, памятник градостроительства и архитектуры федерального значения, XIX век). Справа остатки въездных ворот подворья Саровского монастыря

Дом купца Шкарина, построенный в стиле классицизма, несомненно, является изюминкой этой части города. Несмотря на некоторую обшарпанность и какой-то более современный пристрой сбоку, внешне здание сохранило тот вид, который нам знаком по старинным фотографиям, оно исторически узнаваемо. Сейчас этот старинный особняк является многоквартирным жилым домом.

Дом Шкарина со стороны ул. Урицкого. За своеобразную форму дом Шкарина прозван «утюгом»

Остатки въездных ворот Саровского подворья. Сохранилось родное железо

Напротив дома купца Шкарина расположено здание, окрашенное в 3 цвета и тоже переделанное под многоквартирный дом, это не что иное, как обезглавленная Казанская часовня подворья Саровского монастыря. По-видимому, здесь каждый хозяин покрасил свою часть дома в свой цвет.

Ул. Урицкого, д.4. Обезглавленная часовня подворья Саровского монастыря. Памятник градостроительства и архитектуры

Так выглядела часовня раньше

На разрушенной часовне имеется памятная табличка: в этом доме находилась часовня в честь иконы Казанской Божией Матери. Построена в 1707 г. Разрушена в 1928 г.

У Саровского монастыря уже в первые годы его существования было несколько подворий в разных городах и крупных селах (Темников, Арзамас, Тамбов, Москва), которые выполняли функцию представительств и гостиниц. Арзамасское подворье среди них было одним из первых. Возникновение его связано с именем саровского первоначальника Иоанна. Первое упоминание об арзамасском подворье относится к 1707 г., когда с момента официального открытия Саровской пустыни прошло еще меньше года. По-видимому, эта дата — 1707 г. — относится к моменту открытия часовни. Позже Саровской пустынью был приобретен двор с постройками и огородом.

Еще одно упоминание Арзамасского подворья связано с восстанием Е. Пугачева. В 1774 г., когда отряды пугачевцев заняли Темников, напуганная угрозой захвата монастыря монастырская братия (около 70 человек) вечером 9 августа оставила Саров и укрылась в Арзамасе на подворье. В обители остались лишь некоторые престарелые монахи, которым тяжело было бы перенести дорогу.

Подворье и часовня в Арзамасе существовали вплоть до последних лет монастыря.

Улица Урицкого (бывшая Старо-Московская)

Пересекаем ул. Урицкого, бывшую Старо-Московскую, которая начинается от дома купца Шкарина, а в южном направлении уходит в центр города. Кстати, на этой исторической улице тоже сохранилось несколько старинных особняков.

Мы подошли к подножью нагорной части Арзамаса, над нами возвышается Воскресенский собор. Мы решили подняться к нему через Сопливую горку. Это название, как и некоторые другие в Арзамасе, например, Вшивый пруд, Верх, Низ — неофициальные, они существуют у арзамасцев только в устной речи. Так сказать, местная топонимика. Но эти названия, в частности, Верх, Низ, очень четко характеризуют рельеф местности. Сопливая горка тоже названа в народе так не спроста. Попробуй-ка зимой по раскатанной ребятишками на санках крутизне подняться наверх!

По Сопливой горке поднимаемся на главную площадь Арзамаса

Выходим на Соборную площадь. Перед нами громада Воскресенского собора. По всем четырем сторонам собора ровными шеренгами выстроились многоколонные портики.

Воскресенский собор — памятник Отечественной войне 1812 г.

Справа на Соборной площади ярким пятном на фоне грязного снега выделяется двухэтажное здание магистрата с небольшим закругленным выступом по южному фасаду. Здание магистрата является довольно редким для русских городов, сохранившимся образцом административного строения середины XVIII в., построенного в духе барокко. Сейчас в этом здании расположен музей русского патриаршества.

Соборная площадь. Яркое пятно на фоне грязного снега — здание магистрата. Левее — дома  «близнецы» купчихи Будылиной (памятник архитектуры конца XVIII — начала XIX в.)

Мы обходим величественный кафедральный Воскресенский собор с юго-западной стороны. Постройка собора была задумана в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. Строительство шло долго — до 1840 годов. Проект выполнил Михаил Коринфский (1788 — 1851), уроженец Арзамаса, ученик известного в России архитектора А.Н. Воронихина. Воскресенкий собор — главное украшение города. Он особенно красиво смотрится издалека на фоне вечернего неба, освещаемый архитектурной подсветкой.

Сейчас около собора безлюдно. В зимнее время службы в соборе не проводятся. Зимним храмом кафедрального собора является, расположенная чуть северней, теплая церковь Живоносного источника (1794 г.).

Воскресенский собор с западной стороны. На заднем плане — церковь Живоносного источника

Памятник градостроительства и архитектуры. Дом землемера П. Дронова (нач. XIX в.)

С западной стороны Соборной площади привлекает внимание компактное двухэтажное здание, которое является примером типовой застройки начала XIX в. (дом землемера П.Дронова, 1828 год, архитектор С.М.Соколов, Соборная площадь, д.16). Сейчас это жилой дом

Соборная площадь, д. 14. Памятная доска русскому художнику В.Г. Перову, который учился здесь, в арзамасском уездном училище, в 1843 — 1846 гг.

Мы проходим мимо церкви Живоносного источника и оказываемся на северной стороне Соборной площади. К этой части площади с севера лучами сходятся 3 исторические улицы: Советская (Стрелецкая — Прогонная), Кирова (Новая) и ул. К. Маркса (Пушкарская — Сальникова).

Мы выходим на ул. Владимирского и поворачиваем налево в сторону Верхней Набережной — основной цели нашей прогулки.

Выходим на ул.Владимирского. Вдалеке снова показалась долина р.Теши, с Выездное

Ул.Владимирского

В Арзамасе было два известных человека с такой фамилией, сын и отец Владимирские. Федор Иванович Владимирский, отец Федор, оставил заметный след в истории Арзамаса, когда в конце ХIX в. стал инициатором и непосредственным участником создания в Арзамасе водопровода. До этого в Арзамасе с питьевой водой была большая проблема. Считается, что русский художник В.Г. Перов на картине «Тройка» косвенно отразил эту проблему: дети арзамасской городской бедноты везут в бочке на санях хорошую воду из загородных источников. В 1912 г. водопровод в Арзамасе был открыт, а Ф.И. Владимирскому было присвоено звание «почетного гражданина Арзамаса».

В.Г.Перов «Тройка». Возможно, сюжет этой картины навеян проблемой с питьевой водой, которая остро стояла в Арзамасе

Младший Владимирский, сын Федора Ивановича — Михаил Федорович Владимирский, был известным государственным и партийным деятелем, соратником В.И.Ленина.

Ул. Владимирского. Такие дома в два этажа, украшенные резьбой, с мезонином, обычно строились купцами. Вот только пластиковые стеклопакеты это современная придумка, не всегда уместная

Ул. Владимирского, д. 2Б. Здание бывшей провинциальной канцелярии (упом. 1759 г., 1840-е гг.) Памятник градостроительства и архитектуры. Сейчас в этом доме находится Арзамасский противотуберкулезный диспансер

Мы подошли к откосу. Здесь начинается одна из самых красивых улиц Арзамаса — ул. Верхняя Набережная, которая тянется вдоль высокого берега р.Теши с юга на север. Улица Верхняя Набережная — старинная улица, она образовалась в первой половине XVIII века. Раньше здесь пролегала западная стена арзамасской крепости. Со временем она потеряла своё стратегическое значение, обветшала, горела в пожарах и была разобрана совсем. На освободившейся территории стали строиться дома арзамасской знати: бояр и дворян.

В прежние времена улицу Верхнюю Набережную называли бульваром; она была гордостью жителей Арзамаса и имела для него большое культурное значение. Это было место променада и отдыха. В летнее время и по праздникам здесь играл оркестр, проводились любительские концерты, устраивались лотереи и игры. Все это привлекало многочисленную публику.

На Верхней Набережной есть смотровая площадка, с которой открываются виды на долину реки Теши, с. Выездное. Ровной горизонталью с. Выездное отделяется от заснеженных затешинских лугов знакомой нам железной дорогой. Со смотровой площадки хорошо просматривается Смоленский собор (1815 г.) в Выездном и стоящая неподалеку от него шатровая колокольня, построенная значительно раньше — в 1721 г.

Смотровая площадка на ул.Верхней Набережной. Внизу под откосом протекает р. Теша. Вдали Смоленской собор и «спрятавшаяся» за ним шатровая колокольня в Выездном

На улице В. Набережной в настоящее время появилось много новых добротных домов — коттеджей

В этой части Арзамаса, прилегающей к высокому берегу Теши, сохранился ряд зданий: жилых домов и различных учреждений с характерными чертами архитектуры деревянного классицизма XIX в. В большинстве случаев центральным элементом архитектурной композиции  является четырехколонный портик с фронтоном, который возвышается над боковыми частями здания.

Надо отметить, что в конце XVIII — начале XIX в. классицизм был единственным стилем, который допускался при строительстве городов в российском государстве. В Арзамасе в начале XIX в. строительством руководили нижегородские архитекторы И.Е. Ефимов и И.И. Межецкий. Их проекты в основном представляли переработку «образцовых» фасадов.

Если идти по улице Верхней Набережной с юга на север, то первым значимым с исторической точки зрения и ценным архитектурным объектом является бывшее здание арзамасской земской управы.

До революции в этом доме (ул. В. Набережная, д. 10) размещалась арзамасская земская управа. Памятник архитектуры начала XIX в. Сейчас здесь духовно-просветительский центр

Здание бывшей уездной земской управы — полукаменное, отличается более протяженными размерами по сравнению с жилыми домами, выстроенными в том же стиле деревянного классицизма. Построено оно в 1800—1805 годах. Деревянный фронтон дома поддерживается шестью колоннами, опирающимися на каменное полуподвальное помещение.

Дом Твердова. Характерный для Арзамаса тип здания дворянской усадьбы – дом с мезонином.

Рядом с бывшей земской управой расположен следующий архитектурный памятник- дом Твердова (Верхняя Набережная, 12). Это деревянное одноэтажное строение с мезонином построено в 1822 — 1825 годах. Фронтон здания поддерживают четыре массивные деревянные колонны, сделанные из цельных бревен, покоящихся на каменном основании. В 1970 году дом капитально отремонтирован.

Напротив дома Твердовых расположен дом помещика Бессонова. Дом с усадьбой, на которой раньше размещались сад и хозяйственные помещения. С восточной стороны фасад здания одноэтажный, с южной – двухэтажный, с западной – трехэтажный.

Дом Бессонова

Дом Бессонова отличается оригинальной композицией: в центре фасада расположены 3 глубокие арочные ниши, объединенные горизонтальным карнизом, который завершается небольшим треугольным фронтоном. На первом этаже раньше был круглый танцевальный зал, а над ним светелка со стенной росписью. Кроме необычного архитектурного облика, этот дом интересен ещё и с исторической точки зрения. Устное предание говорит о том, что в этом доме бывал великий русский поэт А.С. Пушкин, когда проезжал в Болдинское имение.

К 1980-м годам здание пришло в плачевное состояние, оно начало разрушаться. В 1999 году к 200 летнему юбилею со Дня рождения А.С.Пушкина по инициативе арзамасского общества славянской письменности и культуры были собраны деньги, на которые восстановили разрушенное здание. Планировалось разместить в нём общегородской литературный музей, но в 2004 — 2005 гг. к приезду патриарха Московского и Всероссийского Алексия, здание и усадьбу восстановили полностью под резиденцию епархиального архиерея Георгия.

Улица Верхняя Набережная заканчивается, упираясь в храм во имя сошествия Святого Духа (1768 г.). Практически напротив него находится храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», построенный в 1801 г.

Храм в честь сошествия Святого Духа. Построен в 1768 г.

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», 1801 г.

В сквере, рядом с Знаменской церковью, стоит памятник академику А.В. Ступину, основателю первой в России провинциальной школы живописи в Арзамасе. За 59 лет существования арзамасская школа живописи выпустила 150 художников, среди которых такие имена, как К. Макаров, Н. Рачков, В. Щегольков и др. и которые вошли в историю русского искусства. Начинал здесь учиться и известный русский художник В.Г. Перов. Мастерство учеников школы Ступина и те художественные традиции, которые сформировались в Арзамасе, благодаря этой школе, не могли не сказаться на дальнейшем развитии различных направлений художественного мастерства в городе. Известно, что внутренние росписи арзамасского Воскресенского собора выполнены учениками местной школы живописи и самим руководителем академиком Александром Васильевичем Ступиным. Основные работы осуществил Осип Семенович Серебряков и его сын Александр. Заметным было влияние ступинской школы на мастерство иконописцев и на развитие прикладного искусства в Арзамасе: оно прослеживалось в работах местных резчиков по дереву и в золотошвейных изделиях мастериц арзамасских монастырей.

Памятник академику А.В.Ступину (1959 г.)

От сквера с памятником А.В.Ступину, в завершение нашей прогулки, мы направились к Соборной площади. Наш маршрут проходил по улицам Ступина и ул. 1 Мая, где тоже было несколько интересных встреч со стариной.

Дома Попова (ул. Ступина)

Усадьба Попова состоит из двух домов — каменного и деревянного. Двухэтажное каменное здание (на фотографии слева) выходит торцом на улицу, а лицевой стороной во двор. Фасад этого здания имеет весьма монументальный вид. Портик с фронтоном поддерживают массивные столбы с арочными проемами. Сохранился украшенный рустами арочный вход в складские помещения. Второй дом — деревянный, с мезонином, на высоком цоколе, образованном стенами каменного сводчатого полуподвала. Портик здания поддерживают четыре каменные колонны, покоящиеся на цоколе подвала. Оба эти здания занимает детский сад №1.

Ул. 1 Мая. Здесь и такой дом можно встретить – добротный, типично сельский, с крылечком и деревянными воротами

Ул.1 Мая. Дом в деревянных кружевах. Сразу видно, что у дома два хозяина: и кружева, и крыша у каждого из них имеют свой цвет

К сожалению, дерево — не вечный материал. Долго ли эта красота еще продержится?

На пересечении улицы Советской, 1 Мая и Горького установлен памятник М. Горькому

Мы приближаемся к центру исторической части Арзамаса. Впереди — Казанская церковь. К ней, как лучи, сходятся улицы Советская и улица 1 Мая. В образовавшемся при пересечении этих улиц с улицей Горького треугольнике расположен небольшой сквер с памятником М.Горькому (скульптор М.М.Лимонов). Эта территория выбрана арзамассцами для благоустройства по программе создания комфортной окружающей городской среды.

Памятник В.И.Ленину в сквере его имени

Двигаясь по улице 1 Мая в южном направлении, мы вновь пересекаем улицу Владимирского, выходим к скверику. Памятник вождю пролетариата В.И.Ленину не даст ошибиться, чье имя этот сквер носит. За последнюю полусотню лет в Арзамасе многое, что изменилось, а этот памятник стоит незыблемо; на его фоне, помнится, мы фотографировались, будучи еще детьми. Кстати, на месте, где расположен сквер с памятником Ленину, до революции располагалась Введенская церковь, которая до 1764 г. входила в состав Введенского монастыря, и выходцем которого был монах Иоанн, основатель Саровской пустыни.

Наша весенняя прогулка по Арзамасу заняла по времени часа полтора. Больше не получилось: обувь от талой воды промокла. Но этого времени оказалось достаточно, чтобы прикоснуться  к веку минувшему. А когда в голове все увиденное  и узнанное уложилось, наступило состояние тихого восхищения: сколько же талантов родила арзамасская земля: умных и предприимчивых купцов и промышленников, их потомков-ученых и инженеров, священнослужителей, художников и архитекторов, строителей и резчиков!

 

Литература:

Памятники истории и культуры Горьковской области. Составитель и научный редактор профессор В.П.Фадеев. Волго-Вятское книжное издательство, 1981 г.

Очерки истории Арзамаса. Научный редактор, доцент Б.П.Голованов. Волго-Вятское книжное издательство, 1981 г.

П.Еремеев. Арзамасская муза. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1987 г.

П.Еремеев. Ярем Господень. Арзамас, 2000 г.

В подготовке статьи использованы материалы интернет-сайтов:

https://www.rutraveller.ru/place/131440

http://www.gttp.ru/PC/pc_67.htm  Материалы Владимира Бакунина в качестве доклада на семинар «Журналистика и культурное наследие: ребрендинг территорий»

Сайт И.М.Яковлевой http://sundry.wmsite.ru/moja-genealogija/kulikov/sergej-aleksandrovich-zhevakin/arzamas-rajon.ru

Сайт И.М.Яковлевой sundry.wmsite.ru Сергей Александрович Жевакин Капризы памяти

Kraeved1147.ru/arzamas

http:ist.na5bal.ru/istoriya/5636/index.html

Cайт С.А.Пантелеева  «Арзамасская старина» http://vetus-arzamas.ru/

Сайт Галины Филимоновой (www.gttp.ru) Достопримечательности города Арзамас Нижегородской области

http://arzamas-rajon.ru/pamyatniki-istorii-i-arhitektury-chast-2.html

Сайт А.С. Петряшина http://petryashin.ru/index.php?id=21

https://www.e-reading.by/chapter.php/1015410/5/Matyushkin_-_Povsednevnaya_zhizn_Arzamasa-16.html

Просмотров: 7 258

К этой записи 2 комментария

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Валя! Родная! Материал ПРОСТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, но о-очень большой!
    Очень труден для восприятия и усвоения…

    Я бы разделил его на три полноценных куска — отдельные материалы…

    1. Подворье Саровского монастыря в Арзамасе и его современное состояние;

    2. Частный музей «Музей старины» М. Баландина в Арзамасе — вчера и сегодня;

    3. Собственно, «Весенние прогулки по Арзамасу-2018».

  • В.Н. Ганькин Валерий:

    Статья об арзамасском подворье Саровского монастыря из газеты «Православный Саров» №18

Добавить комментарий для Ал. А. Демидов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>