Недавно у одного саровского коллекционера мне попали в руки два издания старого альбома с таким названием на обложке. Это альбом фотографий знаменитого дореволюционного московского фотографа М.И.Грибова, оперативно изданный в 1903 году в Москве по следам торжеств по канонизации преподобного Серафима Саровского, состоявшихся в июле 1903 года в Саровском Успенском монастыре. Интерес к этому событию был так велик, что было выпущено несколько разных альбомов. В т.ч. «Альбомъ видовъ Саровской Пустыни», состоящий чуть ли не на половину из фотографий Грибова. Для исключения путаницы с представляемым «чисто» Грибовским альбомом, можно для краткости называть тот другой «полугрибовский».

       Было выпущено несколько почти идентичных изданий альбома Грибова, отличающихся только оформлением обложки и титульного листа, а также цветом обложки. Вот и тут представлены сразу два таких издания – с голубой и с зелёной обложками. Ниже приведено краткое описание этих альбомов, а также несколько фото голубого альбома, а в приложении – фото практически всех листов зелёного альбома (содержание альбомов идентично).

Фото 1. Обложка голубого альбома М.И.Грибова

Фото 2. Обложка зелёного альбома М.И.Грибова

       Альбомы в хорошей сохранности (голубой – очень хорошей), только в зелёном альбоме отсутствует титульный лист с выходными данными. Но, судя по идентичному содержанию и сходному оформлению, они изданы в одном издательстве (типографии) и утраченный титульный лист зелёного альбома скорее всего совпадает с титульным листом голубого альбома. Альбомы немного различаются бумагой – у зелёного она чуть лучше и несколько толще. Количество пронумерованных страниц – 80. Текст занимает первые 32 страницы и напечатан на обеих сторонах листов. Фотографий – 48 и они напечатаны на одной стороне листа. Размер альбомов – 21х15.5 см.

Фото 3. Титульный лист голубого альбома М.И.Грибова

 

Фото 4. Обратная сторона титульного листа и первая страница текста голубого альбома М.И.Грибова

       Обложка тиснёная, с выпуклым растительным орнаментом по диагонали (рисунок различается у этих двух альбомов) и глубоким золотистым тиснением текста. На титульном листе (имеющимся в голубом альбоме) надпись более обширная, чем на обложке: «ОТКРЫТIЕ МОЩЕЙ И ПРОСЛАВЛЕНIЕ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНАГО СЕРАФИМА, САРОВСКАГО ЧУДОТВОРЦА, въ присутствiи Ихъ Императорскихъ Величествъ  въ июлъ 1903 года.  Альбомъ видовъ съ фотографiй М.I.Грибова, въ Москвъ». На обратной стороне титульного листа приведены выходные данные: «Отъ московскаго духовно-цензурнаго комитета печать дозволяется. Москва, 17 августа 1903 г. Цензоръ протоiерей Григорiй Дьяченко.» И ниже: «Типографiя Т-ва И. Д. Сытина, Валовая улица, свой домъ.  Москва. – 1903 г.» (орфография и примерный размер шрифта текста сохранены – прим. автора). Конкретной даты выпуска альбома не указано, но нет оснований сомневаться, что его поторопились отпечатать сразу после дозволения Духовно-цензурного комитета.

       Оформление альбомов несколько отличается от альбомов, фото которых (скачанных из Интернета) приведены в публикациях на сайте «Саровский краевед», как цветом и деталями дизайна обложки, так и дизайном титульного листа. По поводу текста в интернетовских альбомах трудно что-то сказать – обычно там приводятся только фотографии. А вот их набор аналогичен фото в альбомах, описанных в этом материале. Большинство приведённых в альбоме фото имеют подпись в одном из углов «М.Грибовъ МОСКВА» или угадываются следы этой подписи. Часть фото не подписано. Исключение составляет первое фото (стр. 33), которое имеет подпись «Н.Осташевъ 1903 г.». Получается, что не все фото в этом альбоме принадлежат Грибову! Впрочем, это не натурное фото, а репродукция иконы преподобного Серафима Саровского. Поэтому хоть и стоит иметь этот факт в виду, но делать далеко идущие выводы из него вряд ли стоит.

        Текст в представленных альбомах занимает с 1-ой по 32-ю страницу, он довольно традиционен и разделён на пять глав:

«Открытiе и прославленiе мощей святого преподобнаго Серафима, саровскаго чудотворца, въ присутствiи Ихъ Императорскихъ Величествъ»,

«Чудеса при открытiи мощей преподобнаго Серафима»,

«Исторiя Саровской пустыни за первые годы ея существованiя»,

«Достопримъчательности Саровской обители»,

«Тропарь, кондакъ и величанiе преподобному Серафиму Саровскому».

       Задняя обложка тоже имеет тиснение в виде растительно-геометрического орнамента, но, в отличие от передней обложки, оно бесцветное и не такое глубокое. Внизу по центру тиснение – «Т-во И.Д. Сытина».

      P.S. Лет 20 назад в Москве мельком видел какой-то «Альбом видов» Саровской Пустыни, но несколько большего формата и раза в полтора-два толще. За прошедшие годы мне больше ни разу не встречался подобный и я начал даже сомневаться, не путаю ли я его с каким-то другим. Но хозяин описываемых альбомов подтвердил, что однажды тоже видел аналогичный альбом, причём именно Грибова. Интересно бы посмотреть на него – ведь саровских фотографий в нём должно быть раза в полтора-два больше!

© Ганькин В.Н., 2019.

.

Приложение.

Альбомъ видовъ
ОТКРЫТIЕ МОЩЕЙ  Пр. Серафима, САРОВСКАГО ЧУДОТВОРЦА

 

К этой записи 15 комментариев

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Исключительно полезная для нас информация!
    Наконец, мы имеем доступ подлинному Альбому М. И. Грибова ЦЕЛИКОМ!

    Не очень понятно, что страниц 80!? В изданиях на продажу их больше — 82!

    1. В.Н. Ганькин Валерий:

      Титульный лист не пронумерован. Если считать с титульным листом, то получается как раз 82 страницы.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Цитата:
    «…только в коричневом альбоме отсутствует титульный лист с выходными данными».

    Что за «коричневый» альбом!?

    1. В.Н. Ганькин Валерий:

      Опечатка, чаще встречается коричневый альбом и, видимо, поэтому я «плавно перешёл» на него. Исправил на зелёный

  • Константин:

    Валера, Спасибо за хороший материал ! Теперь есть на что ссылаться с полной гарантией подлинности фотографий. Хотя, конечно, это не все фотографии Грибова. Ибо иногда, в других альбомах (если мне не изменяет память)встречаются 1-2-3 других фотографий. Видимо, во время других изданий, точнее Выпусков (а без сомнения, что было несколько Выпусков таких Альбомов)добавляли, по каким-то причинам несколько других фотографий.
    Что касается фамилии Осташев. Мне встречалась эта фамилия. Если память не подводит, то это был художник журнала НИВА. К канонизации о. Сарафима, он видимо был в Саровской пустыни и сделал (по заданию редакции) рисунки мест связанных с его жизнью. Эти рисунки были опубликованы в этом журнале. Кстати, вот хорошая Тема — рисунки Осташева, посвященные Саровской пустыни.

  • Константин:

    По Осташеву — я посмотрел свой архив — нет, я ошибся. Это рисунок Осташева, сделанный по рисунку или картине художника Серебрякова, который написал портрет о. Серафима за 5 лет до его кончины. Т.Е. это наиболее достоверный, прижизненный портрет преп. Серафима Саровского
    А в журнале Нива рисунки художника Нефедова.

  • Константин:

    В продаже появилась очень интересная, говорят подлинная фотография, которая представлена в Альбоме, на стр. 56. Вот она:

  • Константин:

    Эта фотография отличается большой четкостью изображения с проработкой мельчайших деталей. Но особый интерес вызывает оборотная сторона — на ней ТЕКСТ «Со стороны Министерства ИМПЕРАТОРСКОГО двора не встречается препятствий к напечатанию.» «Фотограф М.И.Грибов. Москва, Волхонка, 2 (?) № ?». Любопытна дата, проставленная синим карандашем «28.VII.1903». Учитывая, что отъезд Императорского двора из Сарова состоялся 20 июля + дорога. Можно предположить, что сразу по приезду в Москву (а быстрее всего в Санкт-Петербург) Грибов стал работать над фотографиями и предоставил их для цензуры в министерство Императорского двора. Более того, данная находка позволяет точно установить, что любая фотография царских особ не могла быть напечатана без их одобрения

    1. В.Н. Ганькин Валерий:

      Да, оперативно тогда работали! И документ очень интересный!
      P.S. А дата выхода первого выпуска альбома не встречалась?

  • Константин:

    Размер фотографии — 16,4 х 8,2 см.

  • Александр Кузнецов:

    А в моей коллекции появился немного другой альбом

  • В.Н. Ганькин Валерий:

    В моей тоже — содержание аналогичное (но сохранность похуже), но обложка синего цвета и немного другого дизайна.

  • В.Н. Ганькин Валерий:

    Отсутствует титульный лист, страница 31, первое и последнее фото.

  • В.Н. Ганькин Валерий:

    Зато есть очень интересные два одинаковых оттиска овальной печати на внутренних сторонах обложек «ИЕРОМОНАХЪ ФЕОДОСIЙ ТУМАНИНЪ».

  • В.Н. Ганькин Валерий:

    По сведениям А.М.Подурца это может быть монах Арзамасского подворья Саровского монастыря. Причём, судя по наличию у него своей печати, не рядовой. Видимо это руководитель подворья.
    Удалось найти лишь такие скудные сведения о нём на сайте tat-t.ru. В Казанской епархии в населённом пункте Пановка Высокогорского района в начале 1937 года служил «Игумен Феодосий Туманин, род. 1874 г., Нач. уч., иеромонах с 1909 г., палица с 1936 г.».
    Не совсем понятно, что такое «Нач. уч.» — Начальное училище?
    Судя по этим сведениям, печать с саном иеромонах не могла появиться у него ранее 1909 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>