Реки служили путями сообщения издавна – с появления человека разумного. Люди селились по берегам рек не только для обеспечения потребностей в воде и еде (рыболовство), но и для передвижения по водным путям для торговли с другими племенами или в военных целях. Особенное значение как пути сообщения они имели для таких обширных просторов России, поросших непроходимыми Муромскими лесами, как Мещера. Рассмотрим в этой статье только тот период судоходства по реке Мокше времён Российской Империи, по которому сохранилось довольно много письменных источников, т.е. с середины 19 века и до начала 1920-х годов.

      Эта эпоха характерна началом и развитием на Российских реках пароходного сообщения. А как дела обстояли дела на реке Мокше (в пределах Тамбовской губернии)? Рассмотрим это с помощью документов того времени – книг и карт.

     Начнём с «Военно-статистического обозрения Российской Империи. Том 13, часть 1. Тамбовская губерния. СПб. Департамент Генерального штаба. 1851». Как известно, река Мокша входит в бассейн реки Оки, а Сатис – в бассейн реки Мокши – см. рис. (стр.6-7 «Обозрения….»).

     Там же на стр. 10-12 дана подробная характеристика условий судоходства по Мокше. Длина её – 575 вёрст (из них в Тамбовской губернии – 275), судоходных – 390 вёрст. Из приведённых сведений видно, что судоходство бывало только весной (апрель-май), а в остальное время (лето-осень) – возможен только сплав плотов. Типы используемых судов – гусянки, барки, полубарки, коломенки, паромы, лодки (различаются грузоподъёмностью). Судоходство пароходами не осуществлялось. Число проходящих судов на 1847 год – 47 (с нетамбовскими пристанями – 111). Грузооборот – 526,000 рублей (с нетамбовскими пристанями – 1,100,000). Перечень товаров – мука, хлеб, горох, крупа гречневая, семя льняное, чугунные и железные изделия, судовые снасти, купорос, поташ, пенька и лес, а также спирт и писчая бумага. Перечислены пристани на Мокше – Кадомская, Котелинская, Усть-Никольская (почему-то не упомянута ещё одна — Темниковская) в Тамбовской губернии и Кочелавская, Троицкая, Краснослободская – в Пензенской губернии.

      Для справки: Бечевник (бичевник) — сухопутная дорога вдоль берега водного пути (реки или канала), предназначенная для буксирования людьми (бурлаками) или лошадьми (конная баржа) судов на канате (бечеве)… — Википедия.

      Для наглядности приведём фрагмент карты Тамбовской губернии из справочника «Тамбовская губерния. Список населённых мест по сведениям 1862 года. т.42. СПб, 1866» – см. карту Темниковского и Елатомского уездов.

     Там же на стр.4 уточнено, что «Мокша и Цна способны для судоходства в период весеннего половодья и осенней прибыли воды».

     А на стр.6 дополнены данные по географии Мокши и сведения по её грузообороту. Так ежегодное среднее число проходящих судов – 130 с грузом более 900.000 пудов на 625.000 рублей. Число пристаней в пределах Тамбовской губернии увеличилось до пяти – «при селениях Козловке, Высоком, Красном Яре, г.Кадом и Кателине».

    Там же на стр. 8-9 приведён интересное рассуждение о том, что во что впадает – Мокша в Цну или наоборот (чем-то это напоминает споры о Волге и Каме).

     А на стр.13 – сведения о добыче железной руды и выплавке железа в примокшанье и о резком снижении их объёмов (в 4 раза) за предыдущие 5 лет.

     В книге В.Рагозина «Волга. том третий. От Оки до Камы. СПБ, 1881» стр.302-302 содержаться гидрографические сведения о Мокше, в т.ч. о мелях на ней.

     Там же более 2-х страниц (с.360-362) посвящены довольно подробному гидрографическому описанию реки Мокша. В том числе, сообщается, что «Мокша замерзает в конце октября, а вскрывается в конце марта». Далее разбираются причины, мешающие судоходству – карши (карчи), мельничные плотины, неустройство бичевника и сваи.
      Для справки: Карча – коряга, суковатый пень, ветвистый обломок, целое дерево с кореньями, подмытое и снесенное водою; замытое в песке под водою дерево, опасное для рыболовов и для судов (из словаря В.Даля).

      Видимо, относительно небольшое судоходство и есть причина того, что (цитата) «О самой воде Мокши пишут, что она чиста, прозрачна, мягка и здорова». Перечислены пристани на Мокше: Кочелаево, Троицк, Краснослободск, Пурдышки, Кондровка, Темников, Баево (близ Теньгушево — прим. авт.), Мокшанская Пристань (Козловка), Высокое, Красный Яр, Кадом, Черные и Кателино (Котельня). Число пристаней за 20 лет увеличилось вдвое, а грузооборот почти не изменился – 1.000.000 пудов на 630.000 рублей (если не считать транзитные грузы с Цны).

     В книге «Материалы для описания Русских рек. Выпуск V. Ока и Московско-Нижегородский водный путь, 1903» приведена карта района протекания реки Мокши, а на стр.124 данные о пристанях на Мокше и их грузообороте. Число пристаней за 20 лет увеличилось ещё вдвое, а грузооборот вырос в 6 раз – более 6.600.000 пудов на почти 900.000 рублей. Причём, почти весь объём грузооборота приходился на отправку грузов вниз по течению к Оке, т.е. экономика примокшанья носила ярко выраженный «экспортный» характер.

     Там же на стр.105 ещё раз подтверждается, что «На реке Мокше … судоходство производится сплавом … и происходит преимущественно весною, при высокой воде, имея характер караванного движения. В остальное время оно прекращается».

     Для улучшения судоходства на Оке и Мокше специальными судами выполнялись карчевные работы и устройство плетёных заграждений (кулевых плотин) – см. стр.86-87.

     Но на Мокше не только ходили суда, но и строились – в 1901 году было построено 24 «непаровых судна» – см. стр.171.

    Причём сообщается, что «Наибольшее по размерам судно построенное в 1901 году, так называемая гусяна, имела грузоподъемность 70.000 пуд. Постройка ее произведена у деревни Красный Яр, на Мокше» – см. стр.172.

    Как видно из приведённых выше материалов, судоходство на Мокше было грузовым и непароходным. Сведения о пассажирском пароходном сообщении есть лишь одно – в журнале «Русское судоходство, №194» за май 1898 года, стр. 121.

    Подробнее об этом – в материале автора «Буксирный пароход Саровъ и пассажирское судоходство по Мокше» на сайте «Саровский краевед».

   Конкретные данные по рейсам судов по Оке и Мокше публиковались в ежемесячном издании «Статистического Отдела Министерства Путей Сообщения. Пути сообщения России». Например, в выпуске за октябрь 1895 года на стр.36 приведены данные по фрахту на перевозку хлебных грузов из Темникова в Муром в мае в размере 7.600 пудов. А на стр.46 данные по фрахту на перевозку железа и чугуна из Сумарева, Темникова, Краснослободска в Н.Новгород, а также из Теньгушева и Сумарева в Ватажку (на Оке) и Сасово. Основной объём груза шёл в апреле-мае и в небольших количествах в июне-июле – см. рис.

     Судя по тому же ежемесячному изданию «Статистического Отдела Министерства Путей Сообщения. Пути сообщения России» за июнь 1902 года стр.47, хлебный рейс из Темникова в Муром сохранился, а вот перевозка железа и чугуна осталась только из Теньгушева в Ватажку и Сасово. Что объясняется падением производства и закрытием части железоделательных заводов в округе Мокши в связи с истощением запасов железной руды.

      В 1901-02 годах были проведены «изыскания для составления карт» р.Мокша от г.Темникова до впадения в р.Оку (206 вёрст) – см. фрагмент таблицы из «Журнала Отдела Статистики Министерства Путей Сообщения. Пути сообщения России» за июль-август 1910 года стр.52.

     Ну и, наконец, рассмотрим интересные сведения из книги «Поволжье. Природа, быт, хозяйство. Путеводитель по Волге, Оке, Каме, Вятке и Белой. Под редакцией проф. В.П.Семенова-Тян-Шанского (сына знаменитого учёного). 2-е издание. Ленинград, 1925 год». Из неё становится понятным некоторое разночтение по длине Мокши в разных источниках, объясняемое разным выбором точек отсчёта места впадения Мокши в Оку в связи со спрямлением русла Оки.

     Но вот другое утверждение авторов книги – о том, что «С развитием сети железных дорог судоходство стало падать и лет 35 тому назад (т.е. к 1895 году – прим. автора) совершенно прекратилось» весьма спорно. Выше было показано, что это не совсем так – судоходство по Мокше в конце 19 держалось примерно на одном уровне, а сеть пристаней даже существенно увеличилась. Да и железных дорог вблизи Мокши не было. Сокращение судоходства было лишь в части перевоза железа и чугуна и наблюдалось немного позже – в начале 20 века. Скорее всего, этот вывод относится к судоходству по Цне, в районе которой железнодорожное сообщение в самом конце 19 века действительно бурно развивалось, в частности в 1893 году Сасово стало крупной ж.-д. станцией.

    В книге приводится вывод комиссии 1925 года о том, что «Обследование установило полную возможность судоходства, как с экономической стороны, так и с технической». Но мы знаем, что эта возможность по регулярному судоходству выше Кадома так и не была реализована при советской власти. А в наше время реки так обмелели, что регулярного грузового и пассажирского сообщения нет теперь ни по нижней Мокше, ни по Цне – только рыбацкие и прогулочные катера. Впрочем, может это и к лучшему. По крайней мере, с точки зрения экологов и рыбаков.

©2020, В.Н.Ганькин

При написании материала использованы документы с сайта НЭБ – Национальной электронной библиотеки.

К этой записи 6 комментариев

  • А. М. Подурец А. М. Подурец:

    Баржа на Мокше под Азеевым, 1988 год (киносъемка):
    https://youtu.be/n0Oysu0i230

    1. Валерий Валерий:

      Это ты к чему? Вроде не совсем в тему — ни по времени (РИ), ни даже по месту (Азеево не совсем на Мокше).
      А что нового тебя больше всего заинтересовало в статье? (Вариант — ты всё это давно знал).

      1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

        Азеево не на берегу, но рядом ближе к Мокше деревень нет, там заливные луга. «Мокша под Азеевым» — понятное место для саровских рыбаков.
        Если ты задумал продолжение про судоходство в советское время, я могу видос перекинуть туда. Или опубликовать отдельным постом.
        Пост мне интересен тем, что тут информация может быть не самая увлекательная, но нужная. По большей части я этого всего не читал.

      2. Валерий Валерий:

        Нет, продолжать по советскому времени я не планировал. Документов по советскому времени я не скачивал. Единственно — книга 1925 года, но она здесь лишь потому, что в ней был материал по временам РИ, а также объяснение разночтений по длине Мокши из-за «миграции» устья Мокши.
        Но небольшое продолжение всё же будет — по «пристани» в устье Сатиса, скорее всего связанной с Саровской Пустынью.
        P.S. А как тебе фото землянки «путевого сторожа на Оке»? Я и не знал, что такие были на реках. Специально оставил это фото, может и на Мокше такие были.

        1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

          Землянка классная. Не выкопана, а насыпана.

          1. Валерий Валерий:

            Это да. Но я больше имел в виду то, что вообще были «путевые сторожа» на реках. На жд такие сторожили путевые сооружения, а что им сторожить на реках? Только если бакены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>