С самого начала нашей работы практическое отсутствие в городе книг по его истории сильно тормозило процесс познания. В конце концов, наступил момент, когда мы поняли, что этот вакуум заполнять некому, кроме как нам самим.

Первым нашим издательским опытом стала маленькая книжечка «Краткое описание Саровской пустыни», репринтное переиздание сочинения игумена Маркеллина 1819-го года. Она была напечатана в нашей городской типографии в конце 1990 года. Тогда вообще Агапов осуществил целую серию разных изданий, с помощью которых надеялся пополнять наш бюджет. Помимо этой книжечки он выпустил два набора открыток: «Саровская пустынь» и «Настоятели Саровской пустыни», а также грамоту о посещении Сарова. Полиграфическое качество всего этого (за исключением грамоты) было низкое, и открытки не пользовались успехом у покупателей. До сих пор, наверное, они неликвидами лежат где-нибудь в подвале первой кельи на улице Ленина. А маленькая книжечка Маркеллина расходилась более-менее неплохо.

Потом мы подумали, что уже созрели для написания собственных трудов о Сарове. Эту задачу мы задумали решать частями, планировав издание нескольких небольших книжек, которые потом – в далёкой перспективе – будут уже объединены в большую «Историю Сарова». Первой книгой должна была стать «Настоятели Саровского монастыря», а второй – «Архитектура». (Первая книга так и вышла по шапкой «История Саровской пустыни. Выпуск 1.) План существовал и на более далёкую перспективу, но ввиду изменившихся вскоре экономических обстоятельств издать из этой серии нам удалось только первую часть.

Писали втроём: Агапов, Валера Кожевников и я. В качестве основного первоисточника была нами взята уже упоминавшаяся мной «зелёная книга». Мы её использовали для написания «Настоятелей», да и потом, когда я сочинял свой собственный труд, я много взял из «зелёной» книги.

Писать книгу коллективом оказалось довольно сложно. Я потом удивлялся, как же этим занимались, скажем, Ильф и Петров или бр. Стругацкие. Наверное, у них было какое-то особое соответствие друг другу, какая-то разработанная и неведомая нам технология. Главным редактором нашей книги считался Агапов, поэтому всё написанное вчерне Валерой и мной проходило через него. А у Агапова было два способа редактировать текст: либо оставлять всё без изменений, либо переписывать всё от первого до последнего слова. Исправить что-то одно в тексте он не мог. Но редактура для того и существует, чтобы отлавливать и исправлять ошибки, и если текст заменён новым, то и ошибки в нём появляются новые. Поэтому такие «итерации» нами продолжались бесконечно долго.

Основной костяк текста книги писал Валера. Мне были поручены самое начало (про Первоначальника) и самый конец (о последних настоятелях, — про это в книгах не было, в основе этой части лежали прочитанные мной архивные документы). Когда книга наконец-то была написана, Агапов съездил к митрополиту Николаю в Нижний, и тот написал нам: «Божие благословение на начало доброго делания – печатания настоятелей славной Саровской обители, которая была и, надеемся, будет источником духовного делания для всех, кто хочет жить по законам Божественной Правды». Эти слова с автографом владыки Николая были помещены на вторую страницу обложки.

Книга наша вышла в 1991 году. В общем, это было наше достижение. Сейчас она кажется уже нам несовершенной и некрасивой, но в тот период нашего развития и развития знаний о Сарове она сослужила хорошую службу.

Эта книга не стала нашим первым писательским опытом. До того мы уже попробовали свои силы в периодической печати. В нашем городе раньше городских газет не существовало ввиду его закрытости, общегородская газета «Городской курьер» вышла только в ноябре 1990 года.

В 1989-1990 годах нишу городской прессы частично заполняла ВНИИЭФовская стенная многотиражка «Импульс». На её листках, правда, значилось «из служебного помещения не выносить», и все экземпляры были строго пронумерованы, но на это уже можно было не обращать внимание. Главным редактором «Импульса» была Ирина Катаева, потом создавшая «Городской курьер», куда перешли и другие сотрудники редакции, и авторы газеты. Между прочим, «Импульс» тогда выходил три раза в неделю, так что информация в нём была более оперативной, чем в многочисленных нынешних саровских газетах, которые выходят только раз в неделю, и журналистика в которых зачастую является лишь гарниром к телепрограмме и коммерческим объявлениям, занимающим значительно больше половины газетной площади.

Первым опусом членов «Саровской пустыни» стала публикация в «Импульсе» по материалам нашего похода на Аргу. Называлась заметка «История у нашего порога. Арга», авторы Сергей Егоршин, Антон Маслов, Андрей Фефилов и я, напечатана она была в номере за 15 декабря 1989 года.

Для первого номера «Городского Курьера» мы с Агаповым и Алексеем Кондрашенко, тогдашним старостой городского православного прихода, написали статью «Спаси и сохрани» об отношении к историческим ценностям Сарова. Это было символично. И потом сотрудничество с Ириной Катаевой и её газетой продолжалось у меня до её ухода из редакции и даже после.

В начале 1990 года я начал уже самостоятельно публиковать в «Импульсе» серию заметок об отдельных постройках Саровского монастыря. Эта серия была потом повторена и расширена в «Городском курьере» в 1991-1992 годах, она-то и стала основой планировавшегося второго выпуска «Истории Саровского монастыря». Рукопись я подготовил, большую помощь мне тогда оказал Дима Сладков, всё-таки он кандидат архитектуры, в тонкостях которой я не очень разбираюсь. Но время, когда «Саровской пустыни» можно было находить деньги на публикацию книг и брошюр, кончилось вместе с концом СССР и началом безудержной инфляции. Второй выпуск так и остался в рукописи, а все остальные – в замыслах.

В 1993 году к 90-летию канонизации Серафима Саровского городская администрация выпустила две небольшие книжечки, оформленные в одном стиле. Издателя нашли где-то в Москве, я уже не помню его фамилии. Одна книжка была более религиозной направленности, называлась «Радость моя», её составлением занимался Алексей Фёдоров. В ней по большей части были собраны уже публиковавшиеся ранее статьи и отрывки о Серафиме Саровском. Вторая книжка по замыслу должна была быть исторической, и её составление поручили «Саровской пустыни», книжку назвали «Исторический Саров». Хотя в выходных данных написано, что ответственные за выпуск Лёвкина и Агапов, а редактор Стрижёв, в действительности подбором материалов к ней и редакцией занимался в основном я. Книжка эта представляла собой сборник оригинальных статей, написанных специально для него. Несколько статей написали мы с Агаповым, но мне кажется, что самым интересным было то, что нам удалось привлечь к участию в сборнике саранских историков: Смирнову, Бакаева, Юрчёнкова и Богданович. Здесь же впервые мы опубликовали дневники Николая II о посещении им Сарова, снабдив их комментариями. В общем, мы были очень довольны проделанной работой, да и в городе книжку покупали. Тираж у неё был, правда, зверский – 20 тысяч, до сих пор пачки с «Историческим Саровом» и «Радостью моей» занимают значительное место в подвале 1-й кельи.

Материал «Исторический Саров», помещённый в этом сборнике и давший ему название, вообще-то был первоначально написан мной с другой целью. Моим коллегой по работе во ВНИИЭФ был Валерий Аркадьевич Борисёнок, младший брат которого работал в редакции журнала «Родина» (сейчас он там главный редактор). Валера, видимо, будучи чересчур хорошего мнения о моих писаниях, свёл меня с братом и тот согласился посмотреть, что я сочиняю. Тогда-то я и написал для него статью, в которой вся известная история Сарова была изложена вкратце. Посмотрев её, Борисёнок — младший сказал, что вроде как ничего, но статью так и не напечатали. Вот я и подумал, что для «Исторического Сарова» она подойдёт в самый раз.

Потом в издательской активности «Саровской пустыни» наступил долгий перерыв, который был прерван только в 1998 году публикацией моей книги. После того, как эта книга вышла, были презентации, интервью, но я ещё никогда не рассказывал о своих мытарствах по её изданию, чтобы не портить никому настроения. Насколько было приятно её писать, настолько же муторно было ходить по разным кабинетам, чтобы добиться издания. Ни одна вещь в моей жизни не стоила ещё мне такого количества невосстановленных нервных клеток.

Ещё когда «Городской Курьер» печатал мои заметки о постройках Саровской пустыни, находилось на удивление много людей, которые, как потом выяснилось, их вырезали и собирали. Сергей Брезкун как-то подошёл ко мне и сказал, что хорошо бы попросить редакцию газеты, чтобы мои заметки печатать с обеих сторон одного газетного листа – для экономии вырезанной бумаги. Теперь Сергей и сам пишет книги.

Видя такое дело, Ирина Катаева предложила мне начать писать полную книгу по истории Сарова. Была тогда точка зрения, что, дескать, лучше было бы подождать, — процесс накопления информации ещё шёл довольно активно, и книга могла просто устаревать на глазах. Но время показало, в том числе и на примерах, что процесс познания – бесконечен, и останавливаться, чтобы оглядеться, периодически необходимо. А новые сведения – это для новых книг.

Я начал писать, а Ирина начала печатать в «Городском курьере» отдельные главы в 1996 году.

Я тогда считал, что настоящую книгу по истории Сарова надо бы писать нам вдвоём с Агаповым и сказал ему о предложении Ирины. Мы примерно распределили, кому про что писать и назначили сроки. Но я к этим срокам свою часть работы делал, а Толя почему-то нет. Ну не лежала у него душа тогда к этому занятию. В общем, когда уже почти треть книги была готова, я перестал ему напоминать о его части работы и понял, что писать мне придётся одному. Хорошо это или плохо, теперь непонятно. Может быть, Толя потом пожалел, что не поучаствовал в этом первом издании, а может, и нет. Потом он, конечно, наверстал упущенное, и всё сложилось, как представляется теперь, удачно: город получил не одну, а несколько разноплановых книг разных авторов, занимающих различные рыночные и жанровые ниши.

Но человек предполагает, а кто-то наверху, наверное, располагает. Ирина выиграла грант на журналистскую поездку в Америку. Поездку длительную, причём длительную настолько, что когда она вернулась, выяснила, что редактором созданной ей газеты уже не является. Вот с этого момента наше предприятие и подвисло: и газета перестала печатать главы книги, и с отдельным изданием стало непонятно. Ирина, конечно, рассчитывала, что, пользуясь своими старыми связями, она книгу издаст. Но с одной стороны, она и прочность связей, видно, переоценила, а с другой, не до того ей уже стало, — надо было о собственном трудоустройстве заботиться. Короче говоря, ничего у неё в этом отношении не вышло.

Помню, когда попытки найти издателя Ирина ещё не прекратила, в качестве возможного спонсора она рассматривала какого-то московского предпринимателя, основавшего в Дивееве производство оконных пластиковых рам, и даже возила меня к этому православному капиталисту на смотрины. Выглядел он экзотично, с бородой до пояса, заявил, что книгу он, само собой, издаст, но дальше слов дело не продвинулось. Хочу напомнить, что в отличие от нынешнего времени, когда некоторые люди издают книги за свой счёт, тогда это было невозможно. Мы были бедны, инфляция съедала прибавки зарплаты буквально за месяц, и времена когда «Саровская пустынь» или кто-то из нас могли издаваться за свои деньги, вспоминались как былинные.

Уже не помню, кто сказал мне, что де в городе появился могучий благотворительный фонд «Саров XXI век», и этому фонду вполне по плечу издание книги. От безысходности я пошёл в этот фонд, который в результате не сделал ничего, но на дела с которым я истратил почти год. Чем вообще занимался этот фонд и откуда он брал средства, я так и не разобрался. Фонд хотел издать книгу богатую, в суперобложке и с золотым обрезом. И чтобы на первых страницах книги был список меценатов, давших деньги на её издание. Идея красивая, но вот жизненна ли она была? Я пытался вякать, что мол, не обязательно издавать роскошно, лучше подешевле, зато понадёжней, но моё мнение учтено не было. Специально для работы над книгой в город пригласили известного нижегородского фотографа и издателя А.Н. Рябова. Мы с ним дня два ходили по городу, я выбирал объекты для фотосъёмки, Александр Николаевич их фотографировал.

Заседание фонда, на котором решался вопрос о финансировании издания моей книги, проходило в здании администрации в присутствии первых лиц города. Решили, вроде бы, положительно. Мы писали и рассылали разным богатым и власть имущим людям письма о книге, о будущем издании сняли телепередачу, но весь пар ушёл в гудок. А о фонде со звучным названием давно ничего не слышно. Похоже, что «Саров XXI век» до XXI века не дотянул.

В какой-то момент я уже стал вести немалый счёт потенциальным издателям своей книги. Но помог, как часто бывает, случай. Хотя классики утверждали, что случайность есть всего лишь форма проявления необходимости (об этом, кажется, я уже вспоминал). На центральной площади я вдруг столкнулся лицом к лицу с главой городской администрации Геннадием Закировичем Каратаевым. И, набравшись смелости, выпалил ему всё и про книгу, про то, как она всем нужна, и про фонд. Каратаев сказал, что этим делом займётся его заместитель, Игорь Леонидович Кочанков.

С этого момента всё и сдвинулось с мёртвой точки. Игорь сделал очень много по части организации издания. Тогда почти параллельно были изданы две книги – про историю городского комсомола Г.Д. Куличкова и моя. Выпуск этих книг было поручено нижегородскому издательству «Образ». Раньше изданием книг эта фирма не занималась, она печатала театральные программки, рекламные буклеты и т.п. Но в результате — книга была издана! В твёрдом переплёте, на хорошей бумаге, тиражом три тысячи экземпляров. Мытарства закончились, и я был счастлив.

Для того чтобы следить за процессом макетирования и редактирования, приходилось ездить в Нижний. Тогда ещё не было такого удобного сообщения с областным центром, и приходилось садиться на хвост своим знакомым, у которых были в Нижнем дела. Иногда администрация снаряжала по своим делам в Нижний микроавтобус, и меня пристраивали в него. Помню, что забирали тираж мы вместе с Игорем Леонидовичем. Вместе с нами в автобусе из Нижнего ехали директора пионерских лагерей с какого-то совещания. Тут же в «газели» выпили, а выпив, распотрошили один из пакетов с книжками, и началась неучтённая бесплатная раздача. Тогда же, прямо в машине, меня заставили поставить на книге первые автографы. Этим приятным делом приходилось потом заниматься постоянно, — думаю, что неподписанные экземпляры моей книги являются гораздо большей редкостью, чем подписанные.

Наверное, я не смог придумать для книги удачное название. Потому, что никто названием, данным мне своему детищу, не пользуется (книга называется «Саров: памятник истории, культуры, православия»). Мои знакомые называют её «Лёшина книга» и всё.

Книга была издана на бюджетные деньги и не могла поступить в продажу. Деньги шли через Фонд развития культуры и искусства, которым руководила Т.И. Лёвкина. Она же и делила экземпляры. Спросила меня, сколько мне надо. Я вспомнил, как один опытный по части книгоиздания человек когда-то говорил, что авторский гонорар обычно составляет 5 % от оптовой стоимости тиража, и попросил 150 штук. Татьяна Ивановна как-то странно посмотрела на меня и дала двести. Книги распространили по библиотекам и школам, их дарили гостям города, а на объединение «Саровская пустынь» выделили аж 600 экземпляров.

Чего греха таить, это было приятное время. Все книги подарить я не сумел, и часть из них продал, хоть это и незаконно. Так же поступило и объединение «Саровская пустынь». Поскольку событие было, в общем, не рядовое, мы решили провести презентацию книги. Договорились с Домом учёных и провели мероприятие 16 января 1999 года. Однако вскоре выяснилось, что придётся проводить презентацию второй раз. Татьяна Ивановна Лёвкина обиделась, что книгу издали с её помощью и на городские деньги, а презентацию провели на ВНИИЭФовской территории. Я, честно говоря, даже и не подумал о таком нюансе и, хоть и не очень хотелось, пришлось Татьяну Ивановну уважить и провести ещё одну презентацию – 25 марта в библиотеке им. Маяковского. «Ну что, у нас презентация была лучше?» — спросила Татьяна Ивановна. «Душевнее», — нашёлся я.

2693-1999

Презентация в Доме учёных. Первые автографы

през

Афиша презентации в доме Учёных. Сохранена В.Н. Ганькиным

2739-1999

На презентации в библиотеке

Трехтысячный тираж книги разошёлся как-то очень быстро, многие хотели её приобрести, но не всем удалось. И в один прекрасный день ко мне пришёл с предложением незнакомый человек, представился как предприниматель Антон Бобылёв и предложил переиздать мою книгу. «Хочу заработать», — признался он. Я не возражал. На этот раз макет книги делали у нас в городе, что несомненно гораздо удобнее, — в редакции газеты «Саров», а печатали книгу в Саранске. Времени с момента первого издания прошло немного, и добавить много нового материала в книгу я не успел, только кое-где замеченные ошибки исправил. Тираж в пять тысяч экземпляров второго издания разошёлся за год. Тут уж все кто хотел, книгу купили. Ну и издатель заработал. Потом Антон открыл предприятие такси, и мне приятно было думать, что в его процветании есть и мой, не знаю уж скромный или нет вклад.

В 2006 году у меня вышло третье издание книги. Оно есть сейчас в продаже и не стало пока достоянием истории, поэтому о его создании – как-нибудь в другой раз.

Вскоре после моей вышла из печати и Толина книга. Это был красивый альбом, книга презентационного, можно сказать, класса. Инициатива издания шла от городских властей, и пока Толя был депутатом городской думы, ему удавалось убедить её, что такая книга городу нужна, и её несколько раз переиздавали. Потом у Агапова были и другие книги – фотоальбомы и путеводители. Но о них, наверное, лучше поведает он сам.

 2759-1999

«Русские писатели в Оптиной пустыни»

Продолжение следует

Просмотров: 5 380

К этой записи 5 комментариев

  • Алексей Демидов:

    Алексей! В этой главке явно не хватает иллюстрационного материала с обложками первых книжек членов СП, обложек наборов открыток, да и самих наиболее выразительных открыток!
    Может на складе Музея №1 ещё есть первые издания книжек и открыток? Хочу купить!
    Нужна выставка — стенд всех ваших изданий при Музее №3! Ведь это уже часть Истории СП, и при том — ВЕЩЕСТВЕННАЯ и СУЩЕСТВЕННАЯ!

  • Алексей Демидов:

    До экспозиции всех изданий членов СП в Музее №3 нужно подготовить материал «Краткий каталог изданий членов СП» и разместить его на нашем сайте СК. Каталог должен содержать скан лицевой стороны издания, будь то книга или набор открыток, с указанием выходных данных:автор, издатель, год издания, объем, тираж и т. д. Если есть переиздания, обязательно привести все!
    Лёша, готов помочь в этой работе! Попробуй написать для начала список изданий СП, а я начну уже сканировать имеющийся у меня материал.

  • А. М. Подурец А. М. Подурец:

    Добавлен скан плаката презентации 1999 года.

  • Алексей Демидов:

    Афиша презентации книги есть, а самой обложки первого издания «Лёшиной книги» нет! Надо добавить! Мало кто сообразит, что эта обложка есть в Каталоге! 🙂

  • Алексей Демидов:

    С высоты проделанной работы эту главку правильнее было бы назвать «Издательская деятельность» 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>