В последних числах июля 2010 года на сайте нижегородского МЧС появилась информация о том, что в результате лесного пожара частично сгорела деревня Кавлей. Этот небольшой полувымерший населённый пункт Ардатовского района интересен нам прежде всего тем, что там был уникальный для наших мест памятник истории и архитектуры – сохранившийся господский дом, построенный помещиком Виктором Акимовичем Лобисом в 1860-х годах. Я написал «памятник», но являясь памятником по сути, дом Лобисов никак не охранялся нашим государством. Дом был деревянный, и естественно возникла тревога, — уцелел ли он. При советской власти в нём располагалась школа, а в новейшие времена дом был по сути дела брошен на произвол судьбы. И судьба распорядилась им в соответствии с логикой событий. Но мы ещё этого не знали, и экспедиция объединения «Саровская пустынь» отправилась в Кавлей.
Кавлей – географический тупик, дорога там кончается. Шоссе производит странное впечатление. С одной стороны, его не ремонтировали лет двадцать, с другой – по нему почти никто не ездит. Так что ехать можно… В одном месте из-под колёс вспорхнул десяток тетеревов, в другом, — сидящий на деревце ястреб подпустил нашу машину к себе метра на два, и улетел только тогда, когда я потянулся за фотоаппаратом.
При подъезде к Кавлею появляется надежда: горелый лес стоит справа по ходу дороги, видимо, шоссе остановило огонь, а дом Лобисов находился слева. Но вот лес кончается, на опушке должен бы показаться дом, но вместо дома – две обожжённые кирпичные трубы, руины фундамента. Похоже, 150-летняя история дома Лобисов закончилась…
Потом от местных жителей мы узнали, что дом сгорел вовсе не в результате лесного пожара, а раньше – 18 декабря 2009 года. И от этого стало ещё более грустно. Стихия, она ведь не разбирает. А тут виноваты только сами люди. Морозы в середине декабря стояли за двадцать градусов, и кто его знает какими ещё способами обогревали старый дом его временные постояльцы.
Не могу удержаться, чтобы не процитировать собственную статью девятилетней давности, когда мне впервые пришлось написать про усадьбу Лобисов в Кавлее. «Нынешнее состояние дома не просто тревожное, а катастрофическое. Кавлей, попав в разряд неперспективных деревень, стал терять население, и несколько лет назад школу-восьмилетку закрыли. Сейчас помещичий дом бесхозен, в нем живут посторонние люди, имеющие весьма приблизительное представление о технике безопасности и обогревающие комнаты посредством обмотанных проволокой кирпичей. Это значит, что простоявший полтора столетия и еще довольно крепкий дом может в любую минуту сгореть».
Тот случай, когда лавры Нострадамуса как-то не греют.
Как не уберегли жители Кавлея дом Лобисов, так не уберегли и собственную деревню. 29 июля к ней подошёл лесной пожар и сжёг более 30 домов, оставив всего десяток. После пожара там не побывали ни Путин, ни Шанцев, веб-камеру не установили, а следовательно речь о восстановлении пока не идёт. Пока в планах властей, по словам местных жителей, населённый пункт ликвидировать, людей переселить в другие места, туда, где проще строить.
Выходит, что погубив господский дом, деревня погибла и сама.
О культурных потерях в результате нынешних пожаров пока не говорят, как-то не до них. А ведь в печально знаменитой Верхней Верее сгорела старая деревянная церковь. Но там путинская веб-камера, и деньги на восстановление церкви уже нашли. А на дом Лобисов и искать не будут.
Дом Лобисов в конце XIX века
2007 г.
2010 г.
Фотографии после пожара 2010 года
Деревня сгорела буквально дотла
Улица
Яблоня
Тут была спальня
Тут был гараж
А тут — погреб
Опубликовано в газете «Саров», 2010, № 34, 25 августа
по словам местных жителей усадьба сгорела раньше села.
Да, нам тоже про это рассказали.