(Марина Ковалева)

Алексею Михайловичу Подурцу исполняется 60 лет. Из них больше половины он отдал истории Сарова и еще больше — федеральному ядерному центру.

Так сложилась жизнь, что известность он «заработал» на исторической тематике. А работа во ВНИИЭФ из-за своей секретности и закрытости так и осталась в тени.

Постараемся же охватить необъятное – поспрашивать Алексея Михайловича о самых главных его увлечениях, хотя в одну газетную публикацию не впишется даже малая часть его широкой интеллигентной натуры.

KOV_1052

ПОЧТИ ОДЕССИТ

— Расскажите, пожалуйста, про семью, в которой Вы выросли. Ведь почти каждый человек – носитель традиций своей семьи.

— Мои родители приехали в этот город в 1952 году. До этого они жили в городе-герое Одессе, и я даже умудрился там родиться. Отца моего послали в командировку на полигон в Семипалатинск как раз тогда, когда я должен был появиться на свет, а мама не захотела оставаться здесь одна – место незнакомое, чужое, необжитое, и она уехала на родину, к родителям. Там меня и родила. У меня в паспорте написано в графе места рождения — «город Одесса», и я этому очень рад, осталась память, привязка к прародине.

Отец мой работал во ВНИИЭФ. Мама приехала в город, попробовала себя в роли учителя математики – и у нее это получилось.

В последнее время я стал приводить в порядок свои семейные записи, начал раскапывать свою родословную. Разослал письма родственникам, и они стали делать добавления в родословное дерево. Хочется узнавать о предках больше, но спросить уже бывает не у кого. Поэтому надо вести дневники, создавать семейные архивы. А недавно я сделал, можно сказать, археографическое открытие. У меня остались какие-то бумаги от деда. И было письмо, которое писала деду его сестра, это письмо лежало у нас много-много лет, и я достал его. Открыл конверт – а там лежит еще одно письмо! Это оказалось письмо, которое писали деду его родители, когда он был на первой мировой войне. Письмо, написанное моим прадедом и прабабкой! Этому письму больше ста лет, оно в моих руках стало распадаться на куски, но прочитать его удалось. Теперь это семейная реликвия.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АЖИОТАЖ

— В Сарове Вас многие знают как краеведа, историка. А с чего началось это увлечение?

— Мои родители интересовались историей. Когда я был школьником, мы ездили всем семейством по Золотому Кольцу… Посмотрели, интересно стало. Почитали о том, что увидели. Сейчас информации много, она доступна, а тогда было мало. Историю у нас преподавали странно – она в основном начиналась с «выстрела Авроры», а вот более древнюю историю хотелось узнать подробнее, она мне казалась заманчивой. Книг почти не было. Однажды мы поехали в село Пурдошки, оно одно время было районным центром, и поэтому там был книжный магазин. И кто-то отцу сказал, что там можно купить историю Соловьева. А эти книги были страшным дефицитом. Мы приехали в Пурдошки, а этот дом закрыт. Тетка-продавщица доила корову, мы ее нашли, она открыла нам склад, где всё было завалено книгами. И мы нашли этого Соловьева – то ли 15, то ли 16 томов, не хватало лишь одного. И я стал читать. А потом стал задавать себе естественный вопрос: «А мы где живём?». Здесь было не принято задавать такие вопросы, ходили какие-то слухи, что тут с колокольни упал Серафим Саровский. А кто это был? Даже узнать не у кого было. Когда я вырос и уже работал во ВНИИЭФ, в 1980-х годах я услышал от коллеги Алексея Федорова, что в городе есть такая группа людей, которые собираются и изучают историю города. Я стал их искать – не сразу, но нашёл. Лидером этого движения был Анатолий Александрович Агапов. Я попытался влиться в группу. Получилось. В одиночку искать, узнавать – сложно. В группе было около 10 человек – те, кому было интересно. Нам всегда (и до сих пор) было о чем поговорить, хотя все мы разные.

Поначалу информации никакой не было, и любой новый факт – это было открытие. С кем-то поговорили, кого-то нашли, встретили. Кто-то рассказал, ну, например, о колонии, которая здесь была, или о кладе (иногда это была чепуха). Со старожилами беседовали. Во второй половине 1980-х годов уже «стало можно» говорить об истории города. Перестройка, гласность. Стали доступны книги. Есть такая вещь – межбиблиотечный абонемент, он был нужен в ядерном центре, чтобы ученые могли получить разную информацию, и если кто-то затребовал нужную книгу для работы, то ее специальная служба находила – в Ленинской библиотеке или Петербурге. И наша библиотечная система помогла и нам – когда мы обратились в нее за литературой по истории Сарова. Выбирались мы и в архив – в Саранск, Нижний Новгород. Перепробовали все доступные способы, чтобы собрать информацию по городу.

И оказалось, что это интересно не только нам. Это интересно всем жителям города. Когда у нас появлялась новая информация, хотелось сразу же поделиться ею с другими, рассказать коллегам, домашним. И мы стали, во-первых, писать. Прессы тогда не было, только институтская стенгазета «Импульс», которая, кстати говоря, в отличие от современной прессы, выходила 2-3 раза в неделю. Ирина Катаева, ее редактор, очень хорошо отнеслась к нашим поискам и находкам, и она публиковала наши заметки. А когда появилась в городе пресса, «Городской курьер» и другие издания стали нас печатать.

Потом мы стали устраивать вечера – в Доме ученых, в «России». Мы просто выходили на сцену и рассказывали. Сейчас… если бы мы устроили такой вечер, ну хорошо, если бы человек 20 пришло. А тогда люди шли, стояли даже в проходах. Мы этот «спектакль» несколько раз сыграли, потому что у людей была жажда узнавать. Время такое было.

А сейчас наша история уже потеряла ту остроту. Все уже привыкли, что в городе есть пещеры. А когда подземный комплекс раскапывали, открывали, для нас это вообще было потрясением, и для города это было событием. Искали, находили купальню на Дальней Пустынке – а сейчас это уже привычная деталь городского пейзажа.

Думаю, что сейчас многое из того, что мы тогда делали, не удалось бы сделать. Вот кто бы нам разрешил сейчас с лопатами пойти копать в центре города? Мы бы замучались получать разрешения. А тогда просто пришли в горисполком, и нам сказали: «Копайте, пожалуйста!» Власти помогали, поддерживали. И это тоже придавало сил, заряд. Чувствовали, что не зря делаем.

Информации становилось всё больше и больше, и в какой-то момент мы поняли, что их можно опубликовать в виде книги. Так сложилось, что этим занялся я. Эта книга была одной из первых, а сейчас их уже больше – разных авторов.

А сейчас у нас есть свой сайт – «Саровский краевед». Оказалось, его не так уж сложно поддерживать в жизнеспособном состоянии. На сайте есть свой круг авторов и читателей. За три года там накопилось больше 300 краеведческих материалов. И я заметил, что мне стало удобнее находить нужную фотографию или текст на сайте, а не в домашних архивах или папках.

ТУРИЗМ С МОЗГОВОЙ НАГРУЗКОЙ

— Алексей Михайлович, Вы ведь и в походы ходите.

— Я себя туристом не считаю. Для меня туризм – это не цель, а средство попасть в какое-то интересное место. Это разновидность моего увлечения историей города, края. В туризм меня привлекла «тетя Дуся» Мокинова, известный в городе турист, мастер спорта. Тогда у меня рос сын, и я решил пойти с ним в какой-нибудь поход. И мы сходили в два похода с тетей Дусей. А потом Евдокия Евтифьевна предложила мне пойти к ней в помощники. Она ходит с детьми в походы, но ей хотелось наполнить походы смыслом, чтобы дети побольше узнавали, а не только проходили километры и ставили палатки. Мы составляли маршруты по интересным местам нашей местности. Получались походы не только для мышц, но и для мозгов. И еще тетя Дуся привлекла Валентину Федоровну Кузнецову, специалиста по экологии. И у нас втроем заработала туристическая секция с эколого-краеведческим уклоном. Мы ходили по нашему краю, находили интересные объекты. 16 лет я занимался с детьми! После походов мы делали рефераты, работы (надо же чем-то зимой заниматься). Мы даже придумали городскую эколого-краеведческую конференцию, проводили ее ежегодно. Но сейчас она уже не проводится, а жаль, дети с интересом участвовали.

 

БОЛЬШАЯ НАУКА

— Где учились и как сложились отношения с наукой?

— Я учился в Московском институте стали и сплавов. Три года я выполнял преддипломную практику, дипломную работу в Институте физики твердого тела в Черноголовке. Это академический институт, тогда был еще новый, с современным оборудованием. Черноголовка – это небольшой академгородок недалеко от Москвы. Я туда ездил каждую неделю. В основном, люди, которые там работали, оставались там жить. Но я вдруг понял, что мне там будет скучно, я там не хочу жить. В Москве остаться не мог – нужна была прописка или работа. А работать отправляли по системе распределения. Меня распределили в город Запорожье (или я мог остаться в Черноголовке). А я вернулся домой. Мои родители предприняли какие-то усилия, и меня взяли во ВНИИЭФ. Попал я в третий сектор (потом он стал третьим отделением, а сейчас Институт физики взрыва) в отдел, которым руководил Рюрик Федорович Трунин, очень интересный человек – вот он действительно ученый с мировым именем.

Мне повезло – многое из того, чем я занимался, было интересно. А занимаемся мы свойствами веществ при высоких импульсных давлениях. Что происходит с веществом, когда его сжимают за миллионные доли секунды? Как вещество деформируется, как перестраивается его кристаллическая структура, как меняется агрегатное состояние, как вещество ведет себя? А если сжать его не за миллионную долю секунды, а за миллиардную? Это все сложно, потому что мы не можем наблюдать за веществом непосредственно. Изучаем, делаем выводы. Всё это нужно для расчетов процессов, конструкций, чтобы понимать, что происходит при взрыве. Помимо оборонных приложений, бывают вопросы, связанные с космосом или с устройством Земли, где внутри тоже существуют высокие давления, которые мы можем смоделировать с помощью наших взрывных устройств. Это интересно.

В моей работе мне удалось применить то, чему меня учили в вузе. А последние лет пять я и сам учу студентов. Мне предложили вести курс материаловедения в нашем СарФТИ, я согласился. И получаю от этого удовольствие. Учить – вообще приятное занятие. И общаться с молодым поколением приятно. По крайней мере чувствуешь, что делаешь что-то полезное. Это интересно.

Конечно, мы не смогли рассказать обо всем, чем занимается Алексей Михайлович. Остались за кадром коллекции марок, пивных этикеток, этикеток крымских вин, табличек с названиями улиц… Каждый коллекционный экземпляр – это крошечная история, рассказ. Интересный способ делать засечки на жизненном пути. Вот так сидит, наверное, герой нашей публикации вечером на диване, берет в руки одну из своих коллекций – и вспоминает, где побывал, что видел, с кем общался.

В этом, наверное, и заключается секрет жизни интересного человека.

Опубликовано в газете «Саров»

Биографическая справка

Алексей Михайлович Подурец родился в 1956 году в Одессе. В 1973 году закончил школу № 2 в Сарове (тогда Арзамас-16) и поступил на физико-химический факультет Московского Института Стали и Сплавов, который окончил в 1979 г. С этого же года работает в Сарове в Российском федеральном ядерном центре, в настоящее время – в должности ведущего научного сотрудника Института физики взрыва. Имеет ученую степень кандидата физико-математических наук и более двухсот публикаций по физике ударных волн, материаловедению и в смежных областях.

Историей Саровской пустыни и краеведением занимается с конца 1980-х годов. Член исторического объединения «Саровская пустынь» с момента его образования. Принимает участие во всех основных акциях объединения: экспедициях, археологических раскопках, издательских проектах, архивной работе, работе с детьми. В период деятельности в городе музея «Саровская пустынь» (1990 – 2006 г.г.) занимал в нем должность научного сотрудника (по совместительству с основной работой). В 1998 году выпустил монографию по истории Саровской пустыни «Саров: памятник истории, культуры, православия». К настоящему времени вышло пять изданий этой книги. В местной и областной печати им опубликовано более сотни статей и заметок по истории города и края.

К этой записи 3 комментария

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Спасибо, Марина!

    Главный резидент сайта «Саровский краевед» —

    Алексей Михайлович Подурец

    теперь представлен на нашем сайте!!! 🙂

    С ЮБИЛЕЕМ, АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ!!!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Напомним ДЛЯ ясности, что дата рождения А. М. Подурца — 13 июля 1956 года! 🙂

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Дорогой Алексей Михайлович! С 65-летним ЮБИЛЕЕМ тебя!

    Как быстро бежит ВРЕМЯ! Вот уже и сайту, ГЛАВНЫМ РЕЗИДЕНТОМ,

    которого ты являешься ВОСЕМЬ лет!

    ЗДОРОВЬЯ ТЕБЕ, УДАЧИ и УСПЕХОВ во всех твоих ДЕЛАХ и ДЕЯНИЯХ!

    А мы, твои маленькие резидентики, будем и далее поддерживать и

    развивать наш сайт «САРОВСКИЙ КРАЕВЕД» новыми интересными

    материалами!

    Всегда ТВОЙ, Алексей Демидов, 14.07.2021, 1:25.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>