Членам и кандидатам Саровской колонии

 

Ребята!

Мы в Сарове организовали колонию для того, чтобы из Вас всех, собранных в колонию, сделать рабочих — пролетариев, слесарей, токарей, столяров, мастеров, техников, агрономов, садоводов, трактористов, комбайнеров, инженеров, художников, командиров, летчиков и т.д.

Тратится на Вас денег очень много и все это делается для того, чтобы из Вас сделать настоящих людей.

Я узнал, что вы ведете себя не хорошо!

Я узнал, что среди Вас есть еще ребята, которые играют в карты, хулиганят, проматывают обмундирование и даже доходят до такого позора, что были случаи, когда друг у друга воровали.

Как же так?

Почему Вы не берете примера с тех, кто у Вас работает? Я знаю, что среди вас есть ребята, которые за 2 — 3 месяца пребывания в колонии стали хорошо работать и получают жалование. Больше того, я знаю, что у Вас есть ударники, которые являются образцом не только в работе, на производстве, в сельском хозяйстве, но принимают активное участие в общественной работе.

Лучшим из вас предоставлена возможность участвовать в кружках, которые с успехом у Вас развиваются.

Ваш театр юного зрителя (ТЮЗ), в котором 37 человек, правильно поступает, принимая в свою среду тех, кто ударник на производстве, в школе и в быту. Тоже джаз, тоже струнный, духовой оркестр, тоже художественный и физкультурный кружки, в которых участвуют до 250 человек, иначе и быть не может.

Я предложил тов. Погребинскому, Погодину, Северову сообщать о лучших из Вас и худших.

Помните, что те, кто попадет в лучшие, то, помимо того, что они будут иметь привилегию, я весной разрешу им приехать в Москву для показа своих достижений, а худшим будет стыдно, и они не скоро получат квалификацию, а, следовательно, из Сарова их переведут в худшие колонии.

Помните об этом все, кто теперь отстал — подтянитесь, нажмите подружнее, и тогда Вы, взявшись все за дело, так двинете работу, что будете иметь право на переименование Вашей колонии в коммуну и, чего доброго, станете первой и лучшей организацией.

Я жду от вас сообщений о том, что Вы все стали настоящими производственниками, прилежные в работе, в быту, в учебе.

 

Ягода Г.Г.

 

Вот такое письмо сохранилось в Центральном архиве Мордовии в Саранске в деле, содержащем документы Саровской детской трудовой колонии (1935 — 1938). Почему и зачем могущественный и страшный нарком НКВД Генрих Григорьевич Ягода (1891 — 1938) писал письмо детям — саровским колонистам?

В 1920 — 30-х годах работой с беспризорными детьми занимались органы ЧК — ОГПУ — НКВД. Тысячи детей, родители которых сгинули в водовороте того времени (война, голод, коллективизация, репрессии) на самом деле представляли собой большую социальную опасность, они сбивались в группы, которые запросто могли терроризировать население, особенно в небольших посёлках и городках. Г.Г. Ягода возглавлял НКВД с 1934 по 1936 годы. Одним из его близких соратников был Матвей Самойлович Погребинский, имя которого упоминается в письме. В 1924 году по приказу Ягоды (тогда зампреда ОГПУ) Погребинским была создана детская трудовая коммуна в Болшеве под Москвой. Эта коммуна стала показательным заведением, куда возили иностранных гостей, ей было присвоено имя Ягоды.

В 1933 – 1937 гг.году Погребинский возглавлял ОГПУ/НКВД в Горьком. Именно тогда, по образу и подобию Болшевской, им была организована детская коммуна в Сарове. Во главе Саровской колонии Погребинский поставил своего ученика А.Н. Погодина (также упоминается в письме), воспитанника Болшевской коммуны.

Мы далеки от мысли, что Г.Г. Ягода сам написал приведённое выше послание. Очевидно, руководство Саровской колонии испытывало какие-то трудности в воспитательно — трудовом процессе, и потому зашло с козырей — организовало письмо всесильного наркома. Не мог же в самом деле Ягода лично знать число артистов в Саровском ТЮЗе!

Просмотров: 2 915

К этой записи 9 комментариев

  • В.Н. Ганькин Валерий:

    Прямо повеяло «духом времени».
    Только вот дата написания письма почему-то не указана.
    Да и послесловие (как мне кажется) лучше сделать предисловием — не все уже знают, кто такой был Ягода. А без этого и письмо воспринимается не с таким интересом.

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      Даты в документе не было.

      1. В.Н. Ганькин Валерий:

        Так, может, Ягода и не знал об этом «своём» письме. А всё это самодеятельность Погребинского для «острастки» колонистов?

        1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

          Как директор предприятия не знает, что он «лично» поздравил каждого работника открыткой с праздником? Да запросто. Но это тоже только гипотеза.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Алексей Михайлович!

    Цитата:
    «Вот такое письмо сохранилось в Центральном архиве Мордовии в Саранске в деле, содержащем документы Саровской детской трудовой колонии (1935 — 1938)».

    ГДЕ ОРИГИНАЛ ПИСЬМА ЗА ПОДПИСЬЮ ЯГОДЫ!?

    Без этого ОРИГИНАЛА статья не имеет никакого смысла и доверия…

    Документы на стол в студию… 🙂

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      Поищи, может, найдёшь. А там же, наверное, найдёшь и объяснительную Ягоды, зачем и когда он это написал.

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        НЕ СМЕШНО, Алексей Михайлович!

        Ты «ушёл» от прямого ответа на законный вопрос…

        Зачем тогда ТАКИЕ ВБРОСЫ !?

        1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

          Исторический источник опубликован именно в таком виде, в каком сохранился в архивном деле. Неужели ты думаешь, что если бы у меня был оригинал с подписью и датой, я бы его стал скрывать? Смысл?

          1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Я спросил — ты ответил по-существу! Всем всё стало ясно!
            Спасибо…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>