30-летию похода и памяти Юрия Крылова посвящается
1 июля 2020 года исполняется 30 лет событию в меру авантюрному, неординарному не только в масштабе туристического Арзамаса-16 (Сарова) того времени, но и во Всероссийском масштабе.
В этот день в 1990 группа туристов г. Арзамас-16 в составе 9 человек под руководством мастера спорта СССР Крылова Ю.А. вышла на маршрут пешего похода 6 категории сложности по Арктическому Таймыру. Предстояло пройти в полном автономном режиме более 500 км от р.Бикада до мыса Челюскин.
Для совершения этого похода Юрий Александрович Крылов, мастер спорта СССР, в будущем «Заслуженный путешественник России» (2000 г), собрал достаточно сильную и, что самое главное, «схоженную» команду, на счету которой был не один поход самой высокой категории:
Руководитель группы
Крылов Юрий — Мастер спорта СССР.
Участники группы:
Андронов Владимир — КМС по спортивному туризму
Бегинин Сергей — КМС по спортивному туризму
Васенин Сергей — КМС по спортивному туризму
Измайлов Олег – 1 разряд по спортивному туризму
Колоярцев Александр – 1 разряд по спортивному туризму
Мустаев Иван -– 1 разряд по спортивному туризму
Рыжков Андрей – 1 разряд по спортивному туризму
Щаников Андрей – 1 разряд по спортивному туризму
Самым старшим по возрасту был — Измайлов О. — 41 год Самым младшим — – Щаников А. – 30 лет. Средний возраст участников — 35 лет, средний вес человека до похода – 79 кг, после похода — 74 кг. Все — работники ВНИИЭФ.
Выбор района и маршрута
Введением в 1989 г. максимальной (шестой) категории сложности в пешеходном виде туризма наш поиск района путешествия сократился до 6 регионов: Камчатка, Чукотка, Магаданская обл., Якутия, Арктический Таймыр, плато Путорана (южная часть Таймыра). В результате всестороннего анализа был выбран Таймыр, его северная часть, прилегающая к побережью Северного Ледовитого океана. Одним из наиболее веских аргументов в пользу Арктического Таймыра явился факт крайне редкого посещения этого района туристами вообще, а пешеходниками – в особенности. В итоге был разработан и, впоследствии, полностью пройден линейный маршрут от р. Бикады через горы Бырранга до мыса Челюскин (самая северная континентальная точка России). Проведя информационный поиск по данному району, мы выяснили, что «за последние 15 лет (с 1975 по 1990 г.) походы по Арктическому Таймыру в летний период не совершались».
1 июля 1990 года был дан старт грандиозному, незабываемому походу. К месту старта, в тундру за 340 км от п.Хатанга, на берег р. Бикада, нас «подкинули» на вертолете МИ-8 геологической партии. Выгрузили наши рюкзаки и нас, зависнув в метре над землей, и улетели.
Звенящая тишина, вокруг ни души. И более 500 км вперед на север в сторону м. Челюскин и 340 – назад, до Хатанги.Связи с внешним миром нет никакой от слова совсем, и весь успех мероприятия или его провал зависел только от нас.
Спортивная часть маршрута изложена в отчёте:
В итоге маршрут в 530 км с юга от северо-восточной оконечности оз.Таймыр на север до м. Челюскин был пройден за 26 дней при полной автономии (без пополнения запасов продуктов и топлива). Всё перечисленное мы несли в рюкзаках на своих, наверное, не хлипких плечах Кроме того, как было сказано, отсутствие средств связи значительно усиливало ощущение полной автономии. Туристам-любителям, коими мы и являлись, средства связи в то время были практически недоступны.
Отдельные участки маршрута (около 185 км) до нас пешеходными группами не проходились. Этот факт из отчёта ММК не оспорила, значит так и есть.
Вес рюкзаков составлял от 38 до 43 кг, в который входило общественное снаряжение 11,5 кг, личное 10 кг, продукты питания 19 кг (700г/2400 Ккал). В первые несколько дней самостоятельно надеть или встать с надетым рюкзаком было довольно проблематично. Либо требовалась помощь товарищей, либо подъем на ноги проходил в несколько этапов: переворачивание и вставание на коленки, потом на карачки и на ноги.
Вспомнилось: Сейчас, как само собой разумеется, все туристы используют так называемые «сиделки» и спальные коврики из пенки. Без них никак. А появляться в продаже они стали только в конце 80-х и только в спортивных магазинах крупных городов, но и то не везде. Перед походом мы снарядили специального гонца в Ижевск за ковриками. А до этого мастерили коврики из пенопласта, та ещѐ песня.
В списке снаряжения также записаны ИНДИЙСКИЕ спальники и количеством меньшим, чем участников и это неспроста. Дело в том, что только эти спальники можно было соединять молниями в один большой мешок, в котором мы, прижавшись друг к другу, спали.
Про питание (одна из главных радостей похода)
Сначала справка: В среднем человек потребляет более 3500 Ккал в сутки при активной физической нагрузке. Также взрослому человеку, ведущему активный образ жизни, необходимо около 300–350 г. хлеба.
В итоге еды необходимо в среднем от 2,5 до 3,5 кг в день. А вот рацион нашего похода был составлен на основании научных расчетов, о как!. На одного человека в день масса продуктов составляла ~ 710 г калорийностью ~3000 Ккал.
Примерный состав рациона:
- Сухари– 47 г/день
- Сахар, мед – 290 г/день (сладкого хотелось постоянно)
- Колбаса, сало – 90 г/день
- Крупы (макароны не брали) – 165 г/день
- Из овощей только репчатый лук и чеснок, иногда подножный корм · И остальное по мелочи.
Средняя масса участника до похода составляла 79 кг, после похода — 74 кг, но некоторые из нас похудели существенно. Взвешивание до похода проводили в аэропорту на грузовых весах, по окончанию – на таких же весах в аэропорту м.Челюскина в одной и той же одежде.
Приготовление пищи осуществляли на самодельной печке собственной разработки и изготовления. В качестве топлива было решено применить парафин от обычных парафиновых свечей. Бензин — это лишний вес и запах, которым пропитываются и продукты, и вещи. Сухое горючее малоэффективно, а дров в тундре за Полярным кругом нет по определению. За время похода было израсходовано 160 шт. обычных советских свечей.
Для сокращения времени приготовления и, соответственно, экономии топлива все крупы были все перемолоты практически в порошок (сожгли несколько кофемолок). Когда рассказывал, что готовили на свечах, народ спрашивал:
-Как?
-Поставим 2 свечки под котелок и ждѐм, пока закипит.
-Так ведь долго ждать.
-Ну, мы народ терпеливый…
Кстати, в тундре теоретически можно разнообразить рацион свежим птичьим мясом. Гуси, утки и другая живность в это время года в тундре на водоемах изобилует в огромных количествах. И можно их подстрелить, ружье имелось. НО. Подстреленную птицу нужно суметь достать с середины озера. Мясо дикой птицы очень жесткое, и на его приготовление может уйти масса горючего.
Про погоду
Июль. Середина лета. В тундре ранняя весна. Холодно. Хоть и лето, а ветер постоянно дул с моря-окияна Северного и Ледовитого. Как пел В. Асмолов, мы побывали «там, где даже летом холодно в пальто».
Из отчёта: «Погода была такая: пасмурно, моросящий дождь; пасмурно, снежные заряды, иногда просто пасмурно и пару раз солнечно. Но, практически, на протяжении всего маршрута дул сильный холодный пронизывающий ветер СЗ и СВ направления (со стороны Карского моря), t-ра (-10°С ~ +8°С), средняя +2°С. Вот этот ветер больше всего доставал. Например, чтобы растопить печку, приходилось воздвигать защитную стенку из камней. Следующим шагом была попытка зажжения «лучины» из оргстекла в защитном рукаве, и уже с помощью «лучины» поджигался очаг и быстро накрывался вместе с котлом асбестовым колпаком, чтобы ветер не выдувал тепло.
Из приятностей погоды — так это длинный полярный день и, конечно, солнечное затмение (заснять не удалось).
После ужина приятно было полюбоваться на красоты природы, благо солнце не заходило всю ночь.
Кстати, люди далёкие от туризма, рассматривая походные фотографии, удивляются, что нам так везёт на хорошую погоду. Мы скромно помалкиваем и поддакиваем: «Да, повезло». Просто в дождь, метель и в прочие катаклизмы фотоаппарат доставать ой как не охота.
Затраты на поход
Поход и недельный «отдых» на берегу Северного Ледовитого океана на м. Челюскин всего продолжительностью 38 дней каждому участнику обошелся около 500 руб.
Из них:
- Питание – 70 руб.
- Самолѐт Москва-Хатанга – 110 руб.
- Вертолѐт Хатанга-р. Бикада (туда) — 112 руб.
- Вертолѐт м. Челюскин-Хатанга обошелся нам бесплатно, заработали это право на аэродроме м. Челюски, выполняя различные работы по его благоустройству.
Что такое ходить пешком по тундре ?
Южные предгорья хр. Бырранга, да и заключительная часть пути состояла из множества ручьёв и сухих русел, бесконечных бродов через них, небольших осыпей, болот и озёр.
«Вечная мерзлота с сезонными протаиваниями до 1 м. Кочкообразная жидкая тундра» — так эту местность описывает Ю.А. Крылов в отчёте. Чтобы представить, как это двигаться по оттаявшей тундре, стоит пройти по свежевспаханному полю из чернозема, например, после дождя.
В горах Бырранга тоже было интересно.
Около тура на одном из перевалов.
Стоит отметить также обилие комаров, мошки. Но чем дальше двигаешься на север, вся эта живность пропадает, не любят они холод.Ширина реки около 100 м, глубина более 2 м, течение спокойное. Переправу через самую полноводную на нашем пути р. Нюнькараку-Тари осуществляли на плоту, изготовленном тут же на берегу из детских пластиковых надувных мячей, вставленных в чехлы.
Ширина реки около 100м, глубина более 2 м, течение спокойное.
Все предыдущие и последующие многочисленные броды проходили так называемой стенкой.
Или в одиночку.
Обратили внимание, что чем дальше на север, тем названия рек, перевалов ледников стали всё больше русскими, мы предположили, что до прихода русских первооткрывателей местные племена в такие глубины не забиралось и всё было безымянным.
Заключительные шаги похода по району арктических тундр и полярных пустынь
«От балка движемся по кочкообразной сырой тундре в сторону м.Челюскин. Вскоре вышли на свежую вездеходную дорогу, маркированную бочками. Эта дорога вела нас до самого финиша. После очередного подъёма переваливаем через последний водораздел и спускаемся на бескрайнюю арктическую пустыню. Полярные пустыни – это глинистые или каменистые тундры с редкой растительностью лишайников и мхов, повсеместно сильная заболоченность».
За 20 км от м. Челюскин группа была остановлена пограничным нарядом (об этом и вообще и о пребывании в тамошних местах достаточно красочно рассказал со слов А.Щаникова в своём рассказе наш саровский писатель П.Тужилкин: )
Слева просматривается береговая линия моря Лаптевых, а впереди — высокие радиомачты. Их было видно дня за три до финиша. Вскоре выходим к полярной станции на м.Челюскин. ДОШЛИ!
Нас никто не встречал. Наверно не ждали. Пришлось заглянуть в котельную. И первый вопрос дежурного персонала был:»Мужики, вы от куда?» –»Из тундры.» – «На велосипедах что-ли добирались?»
Почему на велосипедах?
«…на земле, на карте ли – это место царское,
Только ты на карту погляди:
Справа – море Лаптевых, слева – море Карское
И пролив Вилькицкого впереди…»
Отъезд с м. Челюскин
Проблема отъезда конечно прогнозировалась, но на месте оказалась значительно острее. Борта, летящие с островов Северной Земли через аэропорт м. Челюскин, были загружены техникой, образцами чего-то там и пассажиров не брали.
Нам пришлось ждать счастливого момента отлета целых 6 дней. Несмотря на то, что хозяева (пограничники, работники аэропорта) были очень радушны и гостеприимны, но домой все равно очень хотелось. Время ожидания подходящего борта на «большую землю» коротали за работой по благоустройству территории аэропорта, его хозяйственных построек. Например, построили эстакаду для огромной цистерны под пресную питьевую воду, в стене котельной отбойными молотками проделали проем для установки нового котла, покрасили крышу гостиницы при аэропорте и даже придумали ей название «Голубая вода» и хотели написать это название на крыше по английски, но не решились.
В итоге через 6 дней прибыл борт, на который нас согласились принять, отъезд был стремительным. Вертолёт МИ-6, летевший с о. Большевик забрал нас 1 августа до Хатанги, а уже 2 августа мы были дома.
На м.Челюскин до нас побывали известные путешественники Д. Шпаро, Ф. Конюхов, В. Чуков – но на лыжах зимой.
Заключение
В итоге поход занял 3 место в первенстве СССР и это, похоже, был последний чемпионат СССР. Сразу по приходе на м. Челюскин командир попросил нас поделиться впечатлениями о пройденном маршруте.
-Суровый поход и если бы я знал обо всем, что меня ожидает, всё равно бы пошёл, — В.Андронов
-Поход уникальный. Большая психологическая нагрузка, нудная физическая работа, — С.Бегинин
—Неужели прошли! Невольно начинаешь себя уважать, но без поддержки друзей это всё не преодолеть, — С.Васенин
-Пройденный маршрут – трудное испытание физических и моральных качеств, — О.Измайлов
— Если хочешь почувствовать себя настоящим мужиком, то стоит пройти такой маршрут, — А. Колоярцев
-Маршрут суров и климат тоже,
Но 9 арзамасских мужиков
Прошли его, спалив все рожи
От ужасающих ветров, — И.Мустаев
-Район для настоящих мужиков, и именно для того, чтобы пройти всѐ и не сломаться, — А.Рыжков
-Интересно посмотреть Таймыр. Правильно сделали, что пошли. Главное качество в тундре – терпение, — А.Щаников
Из отчёта — резюме
Пройденный нашей группой маршрут является первым летним походом за всю историю туристского освоения Арктического Таймыра совершённом в чисто пешеходном варианте, в режиме полной автономности жизнеобеспечения
Для сведения
Проведя некоторые исследования в интернете и иных информационных ресурсах я не нашѐл информации, что кто-то в течении 30 лет после нашего похода повторил наш маршрут или совершил пешее путешествие по Арктическому Таймыру. Все мы, участники данного похода, будем благодарны за информацию об аналогичном путешествии. И ещѐ немного. Все участники группы были из г. Сарова (Арзамас-16), что в те времена, а тем более в нынешние, было большой редкостью. В такие сложные походы трудно собрать команду из одного города. У нас получилось.
По итогам отчёта о походе нам выдали вот такие справки о прохождении данного маршрута.
На основании определённого количества справок присваиваются спортивные звания от «Турист СССР» до мастера спорта и «Заслуженного путешественника СССР (России)». Коим в итоге и стал наш руководитель всех сложных походов Ю.А. Крылов.
Всем спасибо.
Почему только третье место в первенстве СССР!? Кто тогда занял ПЕРВОЕ и ВТОРОЕ и за ЧТО!? 🙂
Ну вообще, ВЫ — МОЛОДЦЫ! ДОСТОЙНЫ БОЛЬШОГО УВАЖЕНИЯ!
Саша! Давай сделай с друзьями материал ПАМЯТИ Ю.А. Крылова на нашем сайте!
Очень незаурядный был ЧЕЛОВЕК!
У него был ПОХОД по Кодару!
Тоже неплохо бы освятить на сайте нашем…
Вот перечень походов высшей категории сложности, которыми руководил Ю.А. Крылов. В большинстве походов я принимал участие.Но это не значит, что у нас есть материалы по этим походам, это первое. Второе:рассказы о технических возможностях совершения походов 20-40 лет назад не вызывает интереса у нынешних туристов, а какой-то значительной краеведческой работы мы не проводили, практически был лишь один спорт. Наш опыт никому не нужен,увы.
Список сложных спортивных походов, пройденных группой Ю.А. Крылова
Восточные Саяны — 1982г (июль-август)
Крылов Ю.А. — руководитель
Пройдено: 280 км за 22 дня
Категория сложности: 5 (пятая)
Восточная Якутия (хр.Сунтар-Хаята) – 1983г (июль-август)
Крылов Ю.А. — руководитель
Пройдено: 330 км за 22 дня
Категория сложности: 5 (пятая)
Восточное Забайкалье (хр.Кодар) – 1986г (июль-август)
Крылов Ю.А. – руководитель
Пройдено: 270 км за 20 дней
Категория сложности: 5 (пятая)
Восточная Якутия (хр.Черского) – 1988г (июль-август)
Крылов Ю.А. — руководитель
Пройдено: 270 км за 23 дня
Категория сложности: 5(пятая усложненная)
Поход занял 6 место в чемпионате СССР
Арктический Таймыр — 1990г (июль)
Крылов Ю.А. — руководитель
Пройдено: 530 км за 26 дней
Категория сложности: 6 (шестая, максимальная)
Поход занял 3 место в чемпионате СССР