Представляю 4 почтовые карточки (ПК) с оттисками дореволюционных штемпелей Городецкого, Макателёмского и Арзамасского почтовых отделений. Все они связаны между собой не только тем, что автором фото на них является знаменитый нижегородский фотограф Максим Дмитриев, но и тем, что адресованы одному и тому же человеку — Павлычевой Раисе Павловне, проживавшей в селе Городец Нижегородской губернии. Да-да, именно селе — довольно крупный населённый пункт Городец, основанный по преданию знаменитым князем Юрием Долгоруким в 1152 году (всего на 5 лет позже Москвы), официально стал городом только в 1922 году!
Первая ПК датирована 1911 годом и отправлена из г.Арзамаса «Анютой» — племянницей Павлычевой Р.П. Правда, на ПК почему-то фамилия указана с ошибкой — вместо буквы «ы» написана буква «о». И на лицевой стороне находится фото не Арзамаса, а Серафимо-Понетаевского монастыря, находившегося километрах в 30 от Арзамаса. Это ПК №363 «Вид на больничную церковь и пруд» — издания М.Дмитриева — см. рис.1.
Рис.1
На адресной стороне приклеена красная стандартная марка номиналом 3 копейки, погашенная штемпелем почтового отделения «АРЗАМАС НИЖ.» с датой «30 3 11», а слева — оттиск штемпеля почтового отделения «ГОРОДЕЦ НИЖ.» с датой «2 4 11» — см. рис.2.
На ПК обычный поздравительный текст с праздником Пасхи, поэтому приводить здесь его расшифровку нет особого смысла.
Рис.2
Вторая ПК датирована концом 1911 года и также отправлена из г.Арзамаса и той же «Анютой» — племянницей Павлычевой Р.П. И опять фамилия адресата указана с той же ошибкой — вместо буквы «ы» написана буква «о». И на лицевой стороне находится также фото Серафимо-Понетаевского монастыря. Это ПК №358 «Живоносная церковь с садом» — издания того же М.Дмитриева — см. рис.3.
Рис.3
На адресной стороне приклеена тёмно-красная стандартная марка номиналом уже 5 копеек, погашенная штемпелем почтового отделения «АРЗАМАС НИЖ.» с неразборчивой датой, а слева — оттиск штемпеля почтового отделения «ГОРОДЕЦ НИЖ.» с датой «27 12 11» — см. рис.4.
Рис.4
На этот раз на ПК не только поздравительный текст с Рождеством, но и фамилия племянницы, и кое-что ещё, приоткрывающее связь Арзамаса (и Городца) с окрестностями (Починками Нижегородской губернии), поэтому дадим его расшифровку.
«С. Городец.
Нижег. губ. Балахнин.
уезда. Собствен. дом
Глубокоуважаемой
Раисе Павловне
Павлочевой
Милая тетя Рая! Поз
дравляю Вас и Ивана
Серг. с Праздником Рож
дества Христова, а так
же и с наступающим
новым годом, от души
желаю встретить и
проводить сии Святые
дни в добром здравии
и полном благополучии.
Я сейчас получила теле
грамму из Починок, бабын
ка скончалась, тетина мама
хочу попросится хоронить, но не
знаю пустят ли от праз
дника, а тетя писала мне
что бы я поехала. Прос
тите, целую вас, помня
щая вас ваша племянни
ца Анюта Гаранина.».
Третья ПК ещё более интересна, она отправлена из Серафимо-Понетаевского монастыря, располагавшегося в селе Понетаевка Арзамасского уезда (ныне Шатковского района Нижегородской области), через почтовое отделение «Макателем» в соседнем селе Большой Макателём. И фотография на ПК подходящая — №813 «Скитская церковь с оградою Серафимо-Понетаевского монастыря» — издания того же М.Дмитриева 1911 года выпуска — см. рис.5.
Рис.5
На адресной стороне приклеена красная стандартная марка номиналом 3 копейки, погашенная штемпелем почтового отделения «МАКАТЕЛЕМ НИЖ. а» с датой «14 4 13» и слева оттиск того же штемпеля с той же датой — см. рис.6.
Рис.6
Изображение оттисков штемпеля с этой ПК я уже публиковал — см. например «Почта ближайшего Присаровья перед революцией — Новые находки (1908-16гг.)» от 08.12.2020г. http://sarpust.ru/2020/12/pochta-blizhajshego-prisarovya-pered-revolyutsiej-novye-nahodki-1908-16g-g/.
Оригинальный текст на ПК изображён на рис.7.
Рис.7
Ниже приведена его построчная расшифровка:
«Ея Высокоблагородию
Раисе Павловне
Г-же Павлычевой
с. Городец.
Нижегородск: губ:
Балахницкаго уезда
соб: дом.
Христос Воскресе!
Поздравляю Вас дорогая
моя Раиса Павловна!
С торжественным праздни-
ком светлаго Христова
Воскресения, а также равно
и Ивана Сергеевича поздравляю
душевно желаю встретить
Вам оное радостно благо-
получно и добром здоровии.
Сию минуту получила Ваши
письма закрытое писано 1 ап-
реля и открытку с деньгами
3р: за что от всей души Вас
благодарю за присланный руб-
лик, а так же и певчии бла-
годарят и исполнят Вашу
просьбу сходят на могилку
и пропоют Пасху. А на 3и руб –
– сделаю всем в трапезе утешение. Спаси
Вас Господи! На днях еще напишу Вам письмо
закрытое. Всегда помнящая Вас м. Парфения.
1913,г, 12 апреля.».
Из этого следует, что ПК отправлена монахиней Парфенией с благодарностью за пожертвование. И, судя по тексту, оно, видимо, было не первое. А кто такая, монахиня Парфения? По сведениям сайта vgd.ru «послужной список монашествующих Серафимо-Понетаевского монастыря за 1917 год» содержит 172 имени с краткими данными о монахинях. Согласно ему настоятельницей монастыря на тот момент была игуменья Евпраксия. Далее в списке под номерами 10 и 127 присутствуют две монахини с именем Парфения. Которая же из них является автором текста на ПК? В нём упоминаются «певчии» и «сделаю всем в трапезе утешение». Исходя из этого, подходит монахиня, упоминаемая в «Списке…» под номером 10: «Возраст 73 года; … Послушание проходила клиросное; … готовила пищу на общую трапезу;» — см. рис.8.
Рис.8
Причём, это не рядовая монахиня, а «Старшая в скиту Серафимо-Понетаевского монастыря» (поэтому, видимо, и упомянута в начале «Списка…» под №10 из 172-х), фото которого (скита) и приведено на рассматриваемой ПК. Всё сходится!
Из текста ПК также следует, что госпожа Павлычева занимала довольно высокое положение в обществе. Судя по обращению к ней «Ея Высокоблагородию», она была женой чина 6-8 класса (соответствующего военным чинам от майора до полковника), дающее право на наследственное дворянство — см. таблицу из интернета на рис.9.
Рис.9
Не думаю, что в небольшом Городце таковых было много. Поэтому вполне реально отыскать подробности об этой семье в справочниках того времени. И действительно, в «Справочной книжке и Адрес-календаре Нижегородской губернии на 1915 г.» НН,1915 находим упоминаемую в тексте на ПК фамилию её мужа — Ив. Серг. Павлычев, который являлся «Частным поверенным» (представитель по гражданским делам и защитник по уголовным делам — Википедия) в Уездном Съезде (административно-судебное учреждение, вышестоящее по отношению к земским начальникам и городским судьям — Википедия) — см. рис.10.
Рис.10
Но не только. На стр. 63 он упоминается как владелец частного страхового агентства «Якорь» — см. рис.11.
Рис.11
А в «Алфавитном списке улиц гор. Н-Новгорода с указанием №№ домов и домовладельцев» того же справочника на стр. 220 в Тихом переулке (рядом с нынешней улицей М.Горького) указан дом 4, принадлежащий Павлычеву И.А. — см. рис.12.
Рис.12
Так что его жена при желании вполне могла позволить себе довольно ощутимые благотворительные взносы в монастыри.
А как же арзамасская племянница Павлычевой — «Анюта» Гаранина? В том же справочнике 1915 года на стр.1 в Ардатовском уезде обнаруживаем фамилию Григ. Гаранин среди выксунского списка урядников, так что это, похоже, не совсем «бедная родственница» — см. рис.13.
Рис.13
И не родственница ли Г.Гаранина («тетина мама», упоминаемая во второй ПК) умерла в 1911 году в Починках?
Теперь о четвёртой почтовой карточке. Она адресована из Арзамаса в Городец и опять же это ПК М.Дмитриева. На этот раз с видом Арзамаса №306 «Вид от Спасского монастыря» — см. рис.14.
Рис.14
На ней нет марки и оттиска почтового штемпеля, но есть дата — 10/IV-1916 — см. рис.15.
Рис.15
Приведём расшифровку текста на этой ПК.
«10./IV – 1916.
Христос Воскресе!
Незабвенная Раиса Павловна
Поздравляю Вас и супруга
Вашего с Светоносным
Празником Воскресения Хри-
стова.
Ваша Богомол. нед. Игум. Евфрос.».
Здесь «Богомол. нед.» означает, видимо, «Богомолка недостойная» — распространённое в то время в переписке среди православных женщин устойчивое словосочетание типа мужского «ваш покорный слуга». А «Игум. Евфрос.» — никто иная, как игуменья Арзамасского Николаевского женского монастыря (основан в 1580г. у Соборной площади Арзамаса) Ефросиния. Видимо, г-жа Павлычева была нерядовой благотворительницей и этого монастыря. Уж не потому ли, что в нём подвизалась её племянница «Анюта» Гаранина? Отсюда и её слова из второй ПК «… хочу попросится хоронить, но не знаю пустят ли от праздника». Действительно, на Рождество в монастырях много посетителей и обязательных служб. Становится понятной и монастырская тематика ПК, отправленных племянницей тёте. Так что эта версия очень похожа на правду.
Впрочем, это всё логика, а в жизни не всё ей подчиняется. Так что этот вопрос можно адресовать арзамасским историкам, каковым автор не является, так как сфера его интересов лежит несколько в другой области — Саров и Присаровье.
И они не остались в стороне. С помощью VirinaV с сайта forum.vgd.ru установлено, что в «Послужном списке настоятельницы, монашествующих и послушниц за 1911 год» под номером 86 значится «Анна Андреева Гаранина 30 крест. дев.» (ГКУ ГАНО, г.Арзамас Фонд 32 опись 1 дело 63 Николаевский женский монастырь г.Арзамас). А Smirnan на том же сайте привела скан «Списка, лиц, лишенных избирательных прав по г.Арзамасу 1926 г» — см. рис.16. Гаранина Анна Андреевна фигурирует и в аналогичном списке «лишенцев» 1934 года.
Вот такое интересное расследование получилось — стоило всего лишь повнимательнее рассмотреть текст на старых ПК и обнаружилась на первый взгляд неочевидная, но зримая связь между Понетаевкой, Арзамасом и Городцом.
©В.Н.Ганькин, ИО «Саровская пустынь», 2021-2024
valery.sarov@mail.ru
Первое упоминание Городца в летописи — 1172 год. Дата 1152 г., гуляющая по краеведческой литературе, большинством историков считается недостоверной.
Так нам говорил экскурсовод в Городце.
Глянул сейчас Википедию, там две конкурирующие даты — 1152 и 1171 г. Поэтому добавил в свой текст слова «основанный по преданию… в 1152г.».
А остальное как тебе?
Любопытно. Открытки сразу к тебе попали вместе, или у тебя случайно собрались?
Все вместе. Но я сначала не обратил внимания на текст, меня заинтересовали те ПК, которые с фото Присаровья, а также штемпель Макателем. А тут недавно решил обновить список своих ПК по Присаровью, рассмотрел их повнимательнее и вот…
Алексей Михайлович, а не внести ли тебе этот материал в разделы Филателия и Филокартия?!
Спасибо.
Вторая редакция. В конце материала добавлены новые сведения, подтверждающие предположение автора о том, что автор надписей на ПК — «Анюта» являлась насельницей Арзамасского Николаевского женского монастыря.
Кстати, Алексей Михайлович, там на скане 1926 года ещё фамилия Мантурова присутствует. Не родственница ли Мантурова — «служки» о.Серафима?