К канонизации преподобного Серафима Саровского в 1903 году было выпущено много “сувенирной” продукции, посвящённой этому знаменательному событию и вообще Присаровью – книги, литографии, иконки, крестики, медальоны и т.п. Их выпуск продолжался до революции и возобновился в 1991 году в связи со вторым обретением мощей преподобного. Автор начал их собирать в середине 1990-х годов, когда они были более доступны, чем сейчас. Видимо, из-за того, что известность Серафима Саровского ещё не приобрела те масштабы, которые проявились примерно с 2002 года в процессе широкой подготовки к празднованию 100-летия его канонизации.
      На сайте «Саровский краевед» уже публиковались описания некоторых коллекций автора по этой теме – «Медальоны, посвящённые прп. Серафиму Саровскому», «Загадка церковных медальонов из ближнего Присаровья», «Раритетная иконка Серафима Саровского», «Саров и Дивеево на дореволюционном фарфоре из коллекции Ганькина» и др.
      В этой статье рассматриваются литографии, имеющие отношение к Сарову. Сначала определение понятия “Литография” из одного из словарей. «ЛИТОГРАФИЯ (от лито… и …графия), способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня (известняка). Изобретена в 1798 А.Зенефельдером. Допускающая широкое тиражирование, литография в 19 в. получила распространение в графике. Печатать с камня можно не только черной, но и цветной краской. Эта возможность дала начало особому роду Л., называемому хромолитографией. Хромолитографское производство отличается от обыкновенного литографского большей сложностью процесса. Т.к. требуется несколько литографических камней (по количеству цветов) и наиточнейшая накладка эстампа на разные камни». Расцвет литографии был в конце 19 – начале 20 веков. В 20 в. литография постепенно вытеснилась из полиграфии после изобретения более совершенного офсета.
      Описанные здесь литографии можно условно разделить на 3 группы. В первой – изображения Сарова и Дивеева. Во второй – преп. Серафима Саровского и его любимой иконы Умиление божией матери, перед которой он отошёл в мир иной. Во третьей – разные изображения, объединённые одним признаком – были изданы в ближнем Присаровье или для него. Кроме того, литографии бывают односторонними и двухсторонними (с печатным текстом на обратной стороне), чисто бумажными и наклеенными на твёрдую основу (картон, дерево), в рамке и без.

Литографии с изображением Сарова и Дивеева.

1. Видъ Саровской Пустыни съ северо-западной стороны. Отъ Московскаго Духовно-Цензурнаго Комитета печатать дозволяется. Москва, Февраля 4 дня, 1902 года. Цензоръ священникъ Александръ Гиляревскiй. Лит. Серафимо-Дивеева Монастыря Ниж. Губ.
Размер 720х570 мм. В рамке со стеклом.

 

2. Видъ Серафимо-Дивеевскаго Монастыря, (съ юго заподной стороны). Дозволено Московскимъ Духовно Цензурнымъ Комитетамъ М. 10 Iюля 1904 г. Лит. Серафимо-Дивеевскаго ….
Размер 266х177мм.

 

3. ВИДЪ СЕРАФИМО ДИВЕЕВА МОНАСТЫРЯ СЪ ЮГО-ЗАПАДНОЙ СТОРОНЫ. Отъ С.Петербургскаго Духовнаго Комитета печатать дозволяется. С.Петербург, 15 Апреля 1903 г. Цензоръ Архимандрiтъ Мефодiй. Лит. Сераф.-Дивеева Монастыря Ниж. губ.
Размер 680х510 мм.

.


Литографии с изображением преп. Серафима Саровского и его любимой иконы Умиление.

4. Подобiе св. чудотворной Иконы Божiей Матери “Умиленiе”, предъ которой въ молитвенномъ подвиге скончался приснопамятный старецъ Саровской пустыни Iеромонахъ Отецъ Серафимъ 1833 года Января 2-го дня. Отъ С.-Петербургскаго Духовнаго Цензурнаго Комитета печать дозволяется. Санктъ-Петербургъ…
(До 1902 года). Размер 116х153 мм.

 

5. Изображенiе кончины Iеромонаха СЕРАФИМА Саровской пустыни, скончавшагося 1833 года, января 2 дня. Отъ Московскаго Духовнаго Цензурнаго Комитета печатать дозволяется. Москва, 7 сентября 1895 г. Цензоръ Протоiерей А. Смирновъ.-Хромолитографiя Е. И. Фесенко въ Одессе.
Размер литографии 227х280мм. В деревянной рамке 273х327мм под стеклом.

 

6. Изображенiе IЕРОМОНАХА СЕРАФИМА, въ ночное время на камне совершаюшаго молитвенный подвигъ. Отъ С.-Петербургскаго Духовнаго Цензурнаго Комитета печатать дозволяется. С.-Петербургъ, 19 марта 1902 г. Цензоръ Архимандритъ Арсенiй. Хромолитографiя Е. И. Фесенко, въ Одессе. / Старецъ Серафимъ въ лесном уединенiи совершаетъ молитвенный подвигъ. …
Размер литографии 230х280мм. В массивной деревянной рамке 310х357мм под стеклом.

 

7. ИЗОБРАЖЕНIЕ ПРЕПОДОБНАГО ОТЦА НАШЕГО СВЯТОГО СТАРЦА СЕРАФИМА, САРОВСКАГО ЧУДОТВОРЦА. Отъ Моск. дух.-ценз. Ком. Дозв. Москва, февраля 6 дня 1903 г. Ценз. священникъ Александръ Гиляревскiй. Лит. Т-ва И. Д. Сытина.
Размер литографии 310х430мм. В плоской деревянной рамке 365х485мм под стеклом.

 

8. С. преп Серафимъ, Саров. чудот. / Отъ С.-Петербургскаго Духовнаго Цензурнаго Комитета … печатать дозволяется. С.-Петербургъ, 15 апреля 1903 года. Цензоръ Архимандритъ Мефодий. Лит. Сераф.-Дивеева Монастыря Ниж. Губ.

Размер литографии 170х215мм. В деревянном киоте 233х284х40мм под стеклом.

 

9. СЕРАФИМЪ САРОВСКИЙ.

Размер 120х148 мм. Наклеена на доске 13мм и покрыта лаком.

10. СВ. ПРЕПОД. СЕРАФИМЪ, САР. Ч..
Размер 145х180 мм. Наклеена на доске 17мм и покрыта лаком.

 

11. (Литографии распятия и прп. Серафима Саровского). Наклеены на доску под стеклом. Размер металлической рамки 178х132х14 мм.

 

12. СВ.П.СЕРАФИМЪСар.ЧУ. / № 117. Преподобный Старецъ-Затворникъ Серафимъ. … Данъ образъ сей у купели св. крещенiя въ … церкви села … губ. … уезда… родивш. … года … месяца … дня. … крещ. … года … мес., … дня. Воспрiемниками были: … Таинство совершалъ …
Размер литографии 117х144 мм. Наклеена на толстый картон.

 

13. Iеромонахъ СЕРАФИМЪ уделяетъ (часть?) своей тра(пезы медведю?)(разре)шается. С.-Петербургъ, … .
(До 1902 года, т.к. о.Серафим без нимба). Размер 142х120 мм. Наклеена на доске 12мм.

 

14. Iеромонахъ СЕРАФИМЪ уделяетъ часть отъ своей трапезы медведю. Отъ С.-Петербургскаго Духовнаго Цензурнаго Комитета печатать разрешается С.-Петербургъ, 19 марта 1902 г. Цензоръ Архимандритъ Арсенiй. Хромолитографiя Е. И. Фесенко, въ Одессе. / Iеромонахъ Серафимъ уделяетъ часть отъ своей трапезы медведю. …
Размер 137х121 мм.

 

15. Преподоб. старецъ Серафимъ разделяетъ свою скудную трапезу съ медведемъ. Отъ С.-Петербургскаго Духовнаго Цензурнаго Комитета печатать дозволяется. С.-Петербургъ, 29 марта 1903 г. Цензоръ Iеромонахъ Александръ. Хромолитографiя Е. И. Фесенко, въ Одессе. / Преподобный Серафимъ уделяетъ часть от своей трапезы медведю.
Размер литографии 138х122 мм. В деревянной рамке под стеклом.

 

16. ЯВЛЕНIЕ БОЖIЕЙ МАТЕРИ ПРЕП.СЕРАФИМУ САРОВ. ЧУДОТ. ВЪ ДЕНЬ БЛАГОВЕЩЕНIЯ. Отъ С.-Петербургскаго Духовно Цензурнаго Комитета печатать дозволяется С.-Петербургъ 13 Мая 1903 г. Цензоръ Архимандритъ Филаретъ. Лит. Сераф. Дивеева Монастыря Ниж. губ.
Размер 128х168 мм.

 

17. Преп. Серафимъ у источника. Дозв. С.П.Б. Духовнымъ Цензурнымъ Комитетамъ 13 Мая 1903г. Старшiй Цен. Архиман. Филаретъ. Лит.Сераф.Дивее.Монас.Ниж.губ. Ардат.уез.
Размер 140х120 мм.

 

18. Св.Пр. Серафимъ Сар. Хромолитографiя Е. И. Фесенко въ Одессе. / Преподобный Серафимъ по пути изъ пустыньки въ монастырь благословляетъ паломника. … Отъ С.-Петербурскаго Духовнаго Цензурнаго Комитета печатать дозволяется. С.-Петербургъ, 22 августа 1903 г. Цензоръ Архимандритъ Мефодiй. Хромолитографiя Е. И. Фесенко, въ Одессе.
Размер 116х140 мм.

 

19. Чудесное исцеленiе преподобнымъ Серафимомъ разслабленнаго. Отъ С.-Петербургскаго Духовнаго цензурнаго Комитета печать дозволяется. С.-Петербургъ, 23 декабря 1903 г. Старшiй цензоръ Архимандритъ Филаретъ. Хромолитографiя Е. И. Фесенко, въ Одессе. / Чудесное исцеленiе преподобнымъ Серафимомъ разслабленнаго. …
Размер 138х126 мм.

 

20. НА ПАДЕНIЕ РАЗБОЙНИКОВЪ НА ПРЕП. СЕРАФИМА. Дозволено Духовною Цензурою С.Петербургъ 27 Января 1904 г. Лит. Серафимо-Дивеевскаго Монас. Ниж.г.
Размер 121х149 мм.

 

21. Избiенiе о. Серафима тремя разбойниками въ лесу. / Избiенiе о. Серафима тремя разбойниками въ лесу. … Дозволено цензурою, Кiевъ, 15-го Iюня 1911 г. Хромолитографiя Е. И. Фесенко, въ Одессе.
Размер 121х146 мм.

 

22. Набор из 9 небольших (~95х110мм) литографий, явно вырезанных из большой литографии, на которой они были «клеймами», т.е. сюжетами из жития преподобного Серафима, располагавшимися по периметру основного изображения святого.

.

 

Литографии, изданные в ближнем Присаровье.

23. Св. равноапос. црца Елена. Дозволено Духовно Цензурою Москва. 8 Апреля 1910г. Протоiерей Александр Гиляревскiй Лит. Сераф.Дивеев.Монаст.
Размер 125х148 мм.

 

24. Св. Алексiй Чел. Божiй. Дозволено Духовно Цензурою Москва. 19 Февраля 191? г. Цензоръ … Соловьевъ … Лит. Сераф.Дивее. Монас. Ниж.г.
Размер 120х145 мм.

 

25. Точная копiя съ образа Знаменiя престыя богородицы, находящагося въ серафимо-понетаевской обители, нижегородской губ. арзамаскаго уез. настоящiй образъ и копiя писаны въ живописной оной обители. ТРОПАРЬ. … . Икона находится въ Серафимо-Понетаевской женской обители, Нижегородской губ., Арзамасскаго уезда. Литографiя Т-ва И. Д. Сытина. Москва, Пятницкая ул., свой домъ, 1911 г.
Размер 230х265 мм.

 

©В.Н.Ганькин, ИО «Саровская Пустынь», 2023-24.
valery.sarov@mail.ru

 

К этой записи 3 комментария

  • В.Н. Ганькин В.Н. Ганькин:

    Уточнил подписи у № 7 и № 22.
    Исправил замеченные опечатки.

  • В.Н. Ганькин В.Н. Ганькин:

    Вторая редакция.
    Добавлена литография о.Серафима, наклеенная на доску (№8).
    Поменян порядок следования двух литографий (№9 и №10)

  • В.Н. Ганькин В.Н. Ганькин:

    Третья редакция.
    Добавлено изображение литографии о.Серафима в голубой рамке (было только без рамки) №7.
    Добавлены изображение литографии о.Серафима в киоте №8 и литографии на золотистом фоне, наклеенной на доску (№9).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>