ПУТЬ В САРОВО

(К вопросу о наименовании посёлка при монастыре Саровская пустынь в 1902 году)

Подготовили Константин Зайцев и Алексей Демидов

Константин Евгеньевич Зайцев предоставил в наше распоряжение важнейший документ истории посёлка САРОВ при монастыре Саровская пустынь. Это ПУТЕВОДИТЕЛЬ «ПУТЬ в САРОВО», изданный в 1902 году.

Покажем!

Рисунок 1 – скан Путеводителя «ПУТЬ В САРОВО» изданный в Москве в 1902 году

Текст ПУТЕВОДИТЕЛЯ 1902 г. настолько важный для истории посёлка Саров, что воспроизведём его на современном русском языке с действующим правописанием.

ПУТЬ В САРОВО

Путь из Москвы в Саровскую пустынь, для собирающихся посетить обитель подвижнической жизни старца Серафима и поклониться его мощам, более удобный – это ехать по Нижегородской железной дороге с почтовым поездом, по прибытии на следующий день в Нижний-Новгород следует направиться на Арзамасский вокзал Московско-Казанской железной дороги. Расстояние между вокзалами около 7 вёрст. Проезд от Москвы до Арзамаса стоит в 1-м классе 13 руб. 50 коп., во 2-м 8 руб. 10 коп. и в 3-м 5 руб. 40 коп. В Арзамасе имеется, между прочим, постоялый двор, именующий себя «Саровским подворьем», который дёшево и удобно перевозит богомольцев в Сарово. Ямщики же берут за проезд до Сарова за пару лошадей  рублей 6, за тройку рублей 8, но так как в самом Саровском  монастыре гостиница для приезжих очень не велика, то  богомольцы из Арзамаса направляются обыкновенно в село Дивеево или Вертяново и уже отсюда посещают монастырь, находящийся от названных мест в расстоянии 12 вёрст. Дивеево же и Вертяново находятся от Арзамаса в расстоянии 50 вёрст.

От Московского Дух-Цензурного Комитета печ. Дозволяется, Москва, 30 сентября 1902 г. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Типо-Литография М. Т. Соловьёва, Долгоруковская ул., 6-й Миуский проезд, собственный дом в Москве.

Как мы видим, представленный ПУТЕВОДИТЕЛЬ 1902 года серьёзно расширяет наши представления о названии посёлка Саров при монастыре Саровская пустынь. Ранее нами предполагалось, что посёлок при монастыре, как населённый пункт Российской Империи, был фактически узаконен открытием почтово-телеграфного отделения в 1903 году.

(См. http://sarpust.ru/2017/08/pochemu-na-kartah-poyavilas-sarova/)

Теперь же можно утверждать, что наименование САРОВО было введено в оборот ДО 1903 года и узаконено самими представителями Православной Церкви Российской Империи.

Ясно, что это было сделано по аналогии названий населённых пунктов того времени: ДИВЕЕВО, ВЕРТЯНОВО и т. д. и т. п.

А что касается склонения названия САРОВО (см. «проезд до Сарова») в представленном документе, то, видимо, так полагалось по правилам того времени.

07 января 2018 года, 13:10

Просмотров: 8 927

К этой записи 52 комментариев

  • А. М. Подурец А. М. Подурец:

    Зачем называть «важнейшим» «документом» очередную неточность, допущенную людьми, не имеющими к Сарову большого отношения. В этом случае любое сочинения какого-нибудь дореволюционного троечника окажется эпохальным открытием.
    Бумага издана в Москве, при этом авторы, наверняка в Сарове не бывали никогда.
    Где указано, что документ издан «представителями православной церкви»?
    Откуда ты взял, что представители церкви имели право узаконить названия населённых пунктов?
    Документ безусловно интересный, но он просто в очередной раз демонстрирует очевидный факт, что «официального» названия у населённого пункта не существовало. Точнее, оно существовало в разных вариантах, всем понятных.
    В самом Сарове формой «Сарово» не пользовались. Этим грешили только «за зоной».

    1. В.Н. Ганькин Валерий:

      Ты пишешь «он просто в очередной раз демонстрирует очевидный факт, что «официального» названия у населённого пункта не существовало. Точнее, оно существовало в разных вариантах, всем понятных.» Но, первое предложение очевидно противоречит второму — либо официальное название было, либо его всё-таки не было! Чтобы решить этот вопрос раз и навсегда достаточно обратиться к авторитетному источнику — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. И что мы там видим (том 28а издания 1900года)? Монастырь есть, а населённого пункта — НЕТ! Кстати, аналогичная история и с Соловецким монастырём. Да и не могло быть официального ГРАЖДАНСКОГО населённого пункта в Сарове, т.к. посёлок при монастыре располагался не на государственной, а на монастырской земле! И этот, если можно так выразиться, РЕЛИГИОЗНЫЙ населённый пункт назывался Саровская пустынь. — см. файл

    2. В.Н. Ганькин Валерий:

      Кстати, с Дивеевом — несколько другая история. В энциклопедии есть и село Дивеево, и Дивеевский монастырь (том 10а)

    3. В.Н. Ганькин Валерий:

      И ещё одно замечание по поводу СаровО. Несомненно, что в самом Саровском монастыре считали, что СаровО пишется с О на конце. И об этом свидетельствует медальон Фаберже. Как известно, его заказывали монастырские «власти». И трудно представить, что заказчик не утверждал эскиз (кто платит — тот и заказывает музыку).

      1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

        Не уверен, что заказчиком значков Фаберже был монастырь. Там заказывали музыку Петербургские власти, светские и духовные.

        1. В.Н. Ганькин Валерий:

          Это Мавлиханова утверждала. Да и, если не ошибаюсь, публиковала в своей книге про Саровские торжества часть монастырской переписки по этому поводу. А оплачивали заказ Тамбовские власти.

        2. В.Н. Ганькин Валерий:

          Хотя, нет, не в книге — там вкратце. Наверное в материалах одной из исторических конференций. У меня их нет под рукой (архив у меня на другой квартире) — посмотри у себя, если интересно

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Алексей Михайлович!

    1. В чём конкретно «неточность»?

    2. Как люди,написавшие ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДО САРОВО могут не иметь «к Сарову большого отношения»?

    3. Откуда следует, что этот ПУТЕВОДИТЕЛЬ «сочинение какого-нибудь дореволюционного троечника»?

    4. Откуда следует, что «авторы, наверняка в Сарове не бывали никогда»?

    5. Где у нас утверждается что «документ издан «представителями православной церкви»»»?

    6. Где у нас утверждается, что «представители церкви имели право узаконить названия населённых пунктов»?

    7. Спасибо за признание, что «Документ безусловно интересный»!

    8. Спасибо за признание существования населённого пункта при монастыре ДО 1903 года!

    9. Наверное, ювелиры императорской фирмы ФАБЕРЖЕ «грешили только «за зоной»», выполняя императорское поручение об изготовлении наградных знаков Российской Империи за подготовку и проведение Торжеств в САРОВО в 1903 году! 🙂

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      Люди, издавшие «документ» просто зарабатывали на этом деньги.
      Не надо переносить реалии XXI века на начало ХХ-го.
      Ни о каком государственном статусе этого листка и речи быть не может. Все государственные бумаги подписывались Его императорским величеством, либо другими людьми на это уполномоченными.
      Дозволение печати касалось церковной цензуры, а не географической.
      Ты сам написал «узаконено самими представителями Православной Церкви Российской Империи». Это твои слова.

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        «Узаконено» название САРОВО в смысле ОДОБРЕНО и ПРОПУЩЕНО к употреблению (Церковными властями, т. е. Государственными) для ПАЛОМНИКОВ при ПОСЕЩЕНИИ МОНАСТЫРЯ ещё в 1902 году ДО САРОВСКИХ ТОРЖЕСТВ 1903 года!

        В этом ФАКТЕ и есть УДИВИТЕЛЬНОСТЬ представленного на суд общественности ДОКУМЕНТА «ПУТЬ В САРОВО»!

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Алексей Михайлович!
          Теперь ты сам видишь, как актуален твой будущий материал:
          «Когда на картах Российской Империи вместо «Саровская пустынь» появились «САРОВО» или «САРОВ»»! 🙂

          1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Заметь, Алексей Михайлович, как наш «общий друг» ломанулся вперёд тебя освещать «Саровскую пустынь» на картах «Российской Империи» 🙂

            «Идея овладевшая массами становится материальной силой»! 🙂

          2. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Один наш о-очень внимательный читатель обратил наше внимание на материал наших старших товарищей:

            «К вопросу о разрушении Успенского собора»
            28.06.2016
            Авторы: Агапов А.А., Егоршин С.П.

            Сергей:
            23.01.2018 в 14:48
            «Посмотрите на стр 13 этого сайта в статье про Успенский собор учебник русской истории Платонова С. Ф. 1994 год (повтор текста 10-го издания, вышедшего в 1918 году).
            В этом учебнике профессор (позднее — академик) Платонов С. Ф. представил карты территории России начиная с IX века. В том числе, там была и карта России XIX века с указанием всех губернских и частично уездных городов. На этой карте все лицеисты России могли видеть название Саров (см. рисунок 17 к статье).
            17-Фрагмент карты Платонова. Между Н.Новгородом и Симбирском на карте нет Арзамаса, Саранска, Темникова, Касимова и других, богатых историей и весьма известных городов. Но есть Саров»!

            http://sarpust.ru/wp-content/uploads/2016/06/17-Fragment-karty-Platonova-001.jpg

            Покажем здесь этот фрагмент:

          3. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Оказывается Сергей Павлович и Анатолий Александрович давно ответили на наш вопрос:
            «Когда на картах Российской Империи вместо «Саровская пустынь» появились «САРОВО» или «САРОВ»»!

            Это 1909 год!!!

            Это указано в их материале в ссылке на учебник!
            «Платонов С. Ф. Учебник русской истории для средней школы — СПб., (1-е издание — 1909, 10-е издание – 1918)».

            ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!!!
            На приведённой карте Саров указан кружком, как и населённые пункты Муром, Серпухов и Коломна! Какой уж тут Саровский монастырь?

          4. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Надо сказать БОЛЬШОЕ СПАСИБО нашему проницательному читателю СЕРГЕЮ и
            НАШИМ СТАРШИМИ ТОВАРИЩАМ!!! 🙂

          5. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Есть мнение, что под ником «Сергей» скрывается Сергей Павлович Егоршин! 🙂

            Сергей Павлович! Отзовись, скажи му-у! 🙂

        2. М.А. Власова:

          А в издании Тамбовской Епархии фигурирует Саров. Например, в 1898 году опубликованы стихи «Саров»

          1. М.А. Власова:

            В 1902 году «Мысли и наблюдения паломника»

          2. М.А. Власова:

            В 1905 году «Воспоминания о Саровских Торжествах», в которых тоже Саров

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Напомним, что Церковь тогда НЕ БЫЛА ОТДЕЛЕНА ОТ ГОСУДАРСТВА, и ДОЗВОЛЕНИЕ К ПЕЧАТИ представленного ДОКУМЕНТА «Московским Дух-Цензурным Комитетом» говорит о ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАТУСЕ этого ДОКУМЕНТА!

  • Константин:

    Во-первых — В статье имеется небольшая опечатка. Написано «за проезд до Сарова за пару за пару лошадей» — два раза написано «за пару» — исправьте, пжт.
    Во-вторых — позволю себе сделать несколько реплик, раз меня упомянули, как автора. Действительно — на медальоне Фаберже стоит слово САРОВО. Если я правильно помню — заказ исходил из Тамбовского губернаторства. А значит они должны написать ПРАВИЛЬНО.
    В третьих — действительно, я тоже думаю, что как такого населенного пункта НЕ БЫЛО, а был Монастырь «Саровская пустынь». На эту мысль наводит открытка царского периода из серии Губернии, где показана карта Тамбовской губернии и написано «Саровские постоялые дворы». А мы знаем, что постоялые дворы были именно в монастыре. Можно предположить, что это было первое (или одно из первых)название населенного пункта, которое в дальнейшем стали говорить более сокращенно — Сарово-Сарово, а потом ещё короче — Саров

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      Топоним Саров возник гораздо раньше, чем это пресловутое «Сарово». Моя точка зрения: «Сарово» возникло почти также, как и позднее «Сарова», т.е. по невежеству чиновников, которые таки действительно могли в Сарове и не бывать.

    2. В.Н. Ганькин Валерий:

      Костя, как Тамбовские власти могли «… написать ПРАВИЛЬНО», если правильного (т.е. официального) названия просто не было, т.к. тогда не было при монастыре официального населённого пункта! Кстати, ситуация повторилась и в советское время. С 1946 по 1954 год у нас тоже официально не было населённого пункта, а был «жилфонд» при «объекте».
      А тогда могли написать так, как было ПРИНЯТО в то время среди местных жителей или паломников. Да и не факт, что эти названия совпадали. До сих пор в Москве часто говорят САров, вместо СарОв (с ударением на первом слоге).

    3. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Константин Евгеньевич! Обратите внимание!
      Вот какую карту Российской Империи с Саровом (см. выше) надо использовать для Ваших будущих ПК!

  • А. М. Подурец А. М. Подурец:

    На торжества 1903 года ломанулись сотни тысяч паломников. Это колоссальный рынок, который многие захотели обеспечить всякой околоцерковной и церковной «продукцией». Тогда десятками издавались книжки с житием и путеводители, иконки, всякие гравюры и т.д. и т.п. Они издавались не только в Саровской пустыни, а чуть ли не по всей стране. В основном содержание книжек передиралось из других. Таким образом, громадная литература 1903 года заслуживает очень небольшого доверия как серьёзный источник сведений о Сарове.

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Алексей Михайлович!
      Ну при чём здесь «громадная литература 1903 года», если мы рассматриваем документ 1902 года?

      Удивляет вот что!
      Что мощи «старца Серафима» уже были «открыты» в 1902 году и «поклониться его мощам» УЖЕ БЫЛО МОЖНО в САРОВО!

      Ещё один вопрос всплывает из представленного документа!

      Где сегодня в Арзамасе и в каком состоянии «постоялый двор, именующий себя «Саровским подворьем»»?

      1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

        Решение о проведении торжеств было принято в 1902 году, тогда же и началась подготовка. Под литературой 1903 года я имею в виду всё, изданное по поводу торжеств.
        Фраза о поклонении мощам, сказанная в 1902 году, говорит либо о том, что поклонение будет в будущем, либо — я уже устал об этом напоминать — о низкой компетенции людей, составителей сего документа.
        Подворье Сарова в Арзамасе существовало, где — известно. Его современное состояние я не знаю, не был там лет 10.

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Информация с сайта:

          http://www.arzamas-city.ru/?mode=cityphoto1

          На видовой фотооткрытке неизвестного автора — подворье Саровского монастыря, основанного 300 лет назад арзамасцем о. Иоанном. Построенное на бойком месте, под собором, подворье приносило немалый доход Саровскому монастырю.

          1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            На фотооткрытке ОБЩИЙ ВИД Саровского подворья на фоне Собора. Слева дом купца Шкарина, построенный в стиле классицизма.

      2. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Так всё-таки, Алексей Михайлович!

        Вопрос на засыпку!

        Когда мощи Серафима Саровского ФАКТИЧЕСКИ были открыты для поклонения паломников в САРОВО (в Саровском монастыре)!?

        НАЗОВИ ДАТУ!

        1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

          Засыпаться не собираюсь.
          Честные останки Серафима были объявлены мощами 18 июля 1903 года. Поклоняться можно было и раньше, но это были ещё не мощи.

          1. Зачёт! Алексей Михайлович! 🙂

            В 1902 году поклонялись НЕ МОЩАМ, а честным останкам Серафима…

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    А это фото Андрея Ваганова (сентябрь 2006 г.)
    От комплекса зданий Саровского подворья уцелели остатки часовни и въездных ворот напротив дома купца Шкарина.

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Косте Ткачёву!

      Константин Иванович, поставьте «галочку» о поездке в Арзамас на место бывшего «Саровского подворья»! 🙂
      Сделаем современную фотосессию!

      Заодно найдём и осмотрим «частный музей», о котором заходила речь на наших встречах членов ОИО «СП»!

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Посмотрели на днях с Алексеем Михайловичем его знаменитую КНИГУ (5-е издание) стр. 236- 238. СТАРЕЙШЕЕ Саровское подворье в Арзамасе, конечно, упоминается, но ни старой фотографии этого подворья, ни новой (современное состояние) в КНИГЕ нет!

        Есть над чем подумать АВТОРУ при организации 6-го издания! 🙂

      2. Константин:

        А я подготовлю карточки к вашей поездке… Место знаковое ! Побольше бы об этом Подворье узнать….

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Спасибо, Константин Евгеньевич!

          Да, это было бы замечательно!

          Будем Вам премного благодарны! 🙂

          1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Я так понял, что «ЛЁШИНОЙ КНИГИ» у Вас нет?

            Когда поедем с К. И. Ткачёвым к Вам в гости в Первомайск, организуем Вам и этот ПОДАРОЧЕК… 🙂

          2. Константин:

            Книги нет. Есть только Степашкина.
            Подворье — макет готов. Критика ПРИНИМАЕТСЯ !

        2. В.Н. Ганькин Валерий:

          Подпись слева снизу автора фото расположена так, что можно подумать, что все фото на ПК его. Надо бы перенести его ближе к его фото.

      3. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Константин Иванович!
        После того, как получим открытки с Саровским подворьем от Константина Евгеньевича, надо ехать в Арзамас в субботу!
        Это надо для того, чтобы отправить ПК с главпочтамта Арзамаса в Саров. Главпочтамт должен заведомо работать в субботу…

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Константин Евгеньевич!
    Не все надписи на ПК можно прочитать с экрана ПК! 🙂

    Но в целом сюжет на ПК принимается!
    Мне 10 штук!

    1. Константин:

      Я Вам на почту отправил — чтобы читать можно и свои сомнения высказал.

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Спасибо, получил!

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Посмотрел внимательно проект ПК!

          Мне всё нравится!

          1. Константин:

            Карточка готова и находится у меня. Кому надо ?

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Костя! Подтверждаю!
    Мне — 10 штук Ваших ПК с Саровским подворьем!

    Вы — БОЛЬШОЙ МОЛОДЕЦ!

    Радуюсь, что Вы есть у нас! 🙂

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Я вполне удовлетворён ответом на свой вопрос!

    «Когда на картах Российской Империи вместо «Саровская пустынь» появились «САРОВО» или «САРОВ»»!

    Это 1909 год!!!

    Пусть теперь люди, придерживающие другого мнения это опровергнут!

  • В.Кузнецова:

    Леша, у меня сохранился билет в частный музей М.Баландина в Арзамасе. Судя по фотографиям, приведенным в вашем материале, этот музей находится где-то рядом с Саровским подворьем. На билете написано: Музей «Мир Старины» члена союза художников России Михаила Баландина.г.Арзамас, ул. Ленина, д.1, тел.3-50-78

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Валентина Фёдоровна!
      Давай скан твоего билета на наш сайт «СК»!
      Заодно напиши несколько слов об этом частном музее!
      Уж не в этот ли Музей мы так давно не можем съездить силами ОИО «СП»!? 🙁

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Вот информация об этом музее!

        https://www.tourprom.ru/country/russia/arzamas/attraction/muzei-mir-stariny/

        А вот здесь написано, что музей уже не действует…

        http://www.list-org.com/company/4293363

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Надо звонить и выяснять современное состояние дел с этим прекрасным МУЗЕЕМ!

          Как это напоминает НАШУ ИСТОРИЮ с Музеем «Саровская Пустынь»… 🙁

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>