Работу выполнил ученик 3Б класса школы № 3

Муругов Илья

Кл. руководитель Кузнецова Т.А.

Консультант Подурец А.М

 

Введение

Вокруг города Сарова есть много интересных мест, где располагаются объекты природы, с которыми у местного населения связаны различные легенды. О наличии таких мест я узнал из рассказов моего папы, из пояснений к карте «Окрестности города Сарова», из книги с описанием походов ЦВР (Центра внешкольной работы города Сарова), в создании которой участвовали Александров С.Г., Кузнецова В.Ф., Подурец А.М., Ерошенко Т.Н. и другие краеведы из нашего города.

Мне захотелось побывать в этих интересных местах, при возможности узнать у местных жителей легенды о расположенных там объектах природы, найти упоминание об этих объектах в книгах и в интернете. Мы всей семьей посетили четыре интересных объекта. И теперь мне хочется поделиться моими находками.

Я хочу рассказать об объектах природы, на которых я уже побывал:

1)       Серафимовы камни;

2)       Большой камень;

3)       Грановой камень;

4)       Ведьмино дерево.

 Рисунок 1. Расположение объектов природы на карте_resize

Расположение объектов природы на карте

Серафимовы камни

 Рисунок 2. Серафимовы камни летом_resize

Серафимовы камни летом

В семи километрах к югу от села Кошелиха располагается поселок Лесозавод (ныне Прибрежный). Если пойти на запад от Лесозавода по лесной дороге, то через 2 километра будет поселение – бывший Введенский скит Серафимо-Понетаевского женского монастыря, которое раньше носило еще одно название – «Царская Дача». В недавнем прошлом здесь располагалось лесничество. Пройдя 300 метров на север от местного кладбища по лесной дороге, попадаем к огороженному пространству (примерно 10х15 м) – здесь находятся Серафимовы камни. Иное (редкое) название – «Медведица с медвежатами».

 Рисунок 4. Расположение Малого и Большого камней_resize

Расположение Малого и Большого камней

Большой вросший в землю камень окружен двумя малыми камнями. Рядом с камнями в огороженной территории находится маленькая часовенка. Часовенка всегда открыта, и каждый может туда войти. Там же находятся несколько крестов с лампадами-фонарями. На многих деревьях висят иконы.

Н.И. Лысов [1, стр.16] пишет: «По народным преданиям, у этого гранитного валуна молились и затворничали схимонах Марк и преподобный Серафим Саровский. И не случайно культовый объект – Введенский женский скит был возведен вблизи святилища предыдущих верований – гранитного валуна…».

Самый крупный камень имеет собственное название – Малый камень.

Д.Ю. Доронин [2] сообщает: «Камень считается целебным. В Малом камне имеется углубление. Водичка, скапливающаяся в углублении, считается целебной. На камне заметны следы сколов – некоторые паломники забирают кусочки для
целительной практики».

 Рисунок 5. Углубление с дождевой водой в Малом камне_resize

Углубление с дождевой водой в Малом камне

И еще там же сообщается, что около Малого камня находится камень, который особенно примечателен: «… зооморфный почитаемый валун слабо выступает над землёй (примерно на 10 см), очертаниями похож на медведя; поверья связывают этот валун с медведем, который приходил к Серафиму. Этот камень называют Медведь-камнем».

 Рисунок 6. Паломники у Малого камня_resize

Паломники у Малого камня

М.А. Власова в описании похода [3] сообщает: «…Местные жители поселка утверждают, что третий камушек — “Медвежонок” появился лет 30 назад и очертаниями действительно напоминает медведя. Все камушки со временем прирастают в размерах».

Там же М.А. Власова дает такую информацию: «…Несмотря на сложившиеся легенды и устойчивое народное почитание Серафимовых Камней вблизи поселка Прибрежный (Лесозавод) к камням, о которых говорится в житие преподобного Серафима, они отношения не имеют. И легенды эти категорически не признаются в Дивеевском монастыре. Согласно житию преподобного, Серафим проводил время в молитвах по ночам на камне, что находился на территории нынешнего закрытого города Сарова — неподалёку от Саровского монастыря, между монастырём и своей кельей. В наше время на этом месте находится памятник скульптора Клыкова в виде молящегося о. Серафима на камне. Сам камень с того времени не сохранился. По легенде Серафим Саровский, вскоре после своей кончины, приснился Мотовилову (местный помещик) и велел развести под камнем огонь. Когда это сделали, то камень развалился на множество мелких обломков, кои и разобрали многочисленные паломники. Через некоторое время на это место в 1890 году вновь положили камень, схожий с Серафимовым — с двумя углублениями, будто бы от коленей. Но и он не пережил бурное время революции. А в 1991 году на это место уже положили третий камень, на котором и сейчас стоит скульптура Серафима Саровского. Второй Серафимов камень, тот что поменьше и на котором он молился днями в своей келье, был помещён в Преображенскую церковь в Дивееве, но так же не пережил революционное время и был утерян. С утерей камней и закрытием территории вокруг Арзамаса-16 народ стихийно перенёс почитание на близлежащие камни Большой и Малый Медведи, вероятно ранее почитаемые местными племенами мордвы».

Люди продолжают верить в чудо излечения. По этой причине и летом, и зимой из разных мест к Малому камню приезжают ищущие исцеления за излечением. И, видимо, находят искомое…

Геологи считают, что Серафимовы камни принесены с Кольского полуострова Днепровским оледенением 170-250 тысяч лет назад [1, стр.16].

 

Большой камень

 Рисунок 7. Большой камень_resize

Большой камень

В пяти-шести километрах к западу от Серафимовых камней находится огромный валун – Большой камень. К нему ведет песчаная лесовозная дорога, по которой не на всякой машине можно проехать. Дорога не имеет ответвлений, по ней надо идти прямо. Там, где надо свернуть к Большому камню, имеется указатель.

Поляна имеет вытянутую форму. Размеры поляны приблизительно 10х30 м. Посреди поляны почти на метр возвышается над землёй Большой камень. В длину камень имеет около двух метров.

Около камня находится крест с иконами.

Рядом с камнем находится родник, вода из которого имеет специфический сероводородный запах.

Как и Малый камень, Большой камень также считается целебным [2].

И еще одна интересная легенда описана Д.Ю. Дорониным: «Во снах монахам явлено, что если камни (Малый и Большой – И.М.) сдвинуть, то скрытая под ними вода всё затопит, это предсказано и Серафимом, который, как считается, молился на этих камнях».

Как и Серафимовы камни, Большой камень также принесен с Кольского полуострова Днепровским оледенением 170-250 тысяч лет назад.

 

Камень Грановой

На мой взгляд, это удивительное место. Здесь я очутился в зимние каникулы 2014 года.

 Рисунок 8. Урочище «Моляне» и Грановой камень зимой_resize

Урочище «Моляне» и Грановой камень зимой

 Рисунок 9. Урочище «Моляне» и Грановой камень летом (фото из интернета)_resize

Урочище «Моляне» и Грановой камень летом (фото из интернета)

В одном километре на юг от деревни Кавлей находится урочище «Моляне» с Грановым камнем.

 Рисунок 10. Расположение урочища Моляне и Гранового камня_resize

Расположение урочища Моляне и Гранового камня

Урочище представляет собой поляну диаметром 80 метров посреди соснового бора.

Чтобы попасть на поляну надо, не доезжая до деревни Кавлей, свернуть на проселочную дорогу и смело идти по ней. Дорога приводит к реке Канерга. Надо идти вдоль кромки леса, миновать замечательно устроенное место отдыха, пересечь ручей, затем преодолеть еще один ручей, текущий в глубоком овраге с крутыми берегами. И как награда за терпение и упорство – поляна. Это сразу можно понять по наличию высокого деревянного креста, который установлен около камня.

Валун имеет размеры 3,5х2 м.

 Рисунок 11. Оборудованное место отдыха_resize

Оборудованное место отдыха

 Рисунок 12. Глубокий овраг с крутыми берегами_resize

Глубокий овраг с крутыми берегами

В самом названии деревни Кавлей заложено упоминание о камне: название составлено из двух основ (эрзя) кев – ‘камень’ и лей – ‘ручей’, ‘речка’ — то есть «камень у ручья».[4, стр.167]

По преданию [4, стр.167-168], камень был местом языческого поклонения мордвы эрзи широкой округи – современных Ардатовского, Вознесенского и Дивеевского районов. По преданию, моления происходили здесь во второй половине июня [5, стр.207]. Название Грановой камень получил, по-видимому, за то, что по нему проходила граница земель села Гари и деревни Кавлей.

И сейчас у этого места сохраняется репутация необычного.

Н.В. Морохин утверждает, что в настоящее время на поляне празднуется Троица русскими жителями деревни Кавлей и некоторых других окрестных населенных пунктов. В 1970-х годах к «камушку» ходили жители Кавлея, Кудлея, Канерги, Челатьмы и Крутцов. Любопытно, что в этом списке нет ближайшего к Кавлею села Гари, до которого от Кавлея 2 км, но есть Канерга, до которой 11 км по прямой и Челатьма, до которой 8 км. Видимо, традиции поклонения камню жили только в селах и деревнях, где святилище считали «своим».

Святилище мордвы «Моляне» сейчас охраняется как памятник природы.

Можно предположить, что и этот валун принесен с Кольского полуострова Днепровским оледенением 170-250 тысяч лет назад.

 

Ведьмино дерево

 Рисунок 13. «Вязóк» в 2012г. (слева) и в 2013г. (справа)_resize

«Вязóк» в 2012г. (слева) и в 2013г. (справа)

Если посмотреть на карту Дивеевского района, найти села Большое Череватово и Елизарьево, соединить эти села воображаемой линией, то середина этой воображаемой линии укажет место нахождения так называемого «ведьминого дерева». Второе местное название этого дерева – «вязóк», — и называют его так жители села Большое Череватово. Еще одно название – «Череватовский вяз».

Попасть к дереву можно как со стороны села Большое Череватово, так и со стороны села Дивеево. На мой взгляд, дорога интереснее, если идти от Большого Череватова, так как надо идти вдоль огромного и глубокого оврага.

Ведьмино дерево – высокий-высокий вяз, который возвышается в поле над окружающими его зарослями из мелких березок.

А.М. Подурец [6] так описывает это дерево: «Трудно сказать, сколько ему лет. Стоит вяз на границе земель двух старинных сёл: Череватова и Елизарьева. Нет ощущения, что место это посещаемое: вокруг многочисленные следы тетеревов, нет ни тропок, ни дорог. Но с нечистой силой кто-то боролся: видно, что дерево поджигали, рубили его корни, вырубали на стволе кресты».

 Рисунок 14. Расположение «Ведьминого дерева» и дорога к нему_resize

Расположение «Ведьминого дерева» и дорога к нему

 Рисунок 15. Фигуры, вырезанные на стволе дерева_resize

Фигуры, вырезанные на стволе дерева

Считается, что вяз – дерево Иного мира, поэтому его не сажают около человеческого жилья.

Д.Ю. Доронин [2] описывает, как местные жители обосновывают свою боязнь вязов: «У дома вяз нельзя сажать – на вязок собираются все колдуны. Вяз – это магическое дерево, это такое дерево, лучше ему здесь, конечно, не расти. Пусть оно где-то растёт, но только не здесь».

Или: «У дома нельзя сажать, он колдунский, там колдуны лётают. Так говорили по-старинному: его не сажают вдоль дома. Кроме него только, остальное всё сажают».

Когда мы расспрашивали в селе Большое Череватово про «Ведьмино дерево», местные жители рассказывали о нем по-разному. Д.Ю. Доронин также отмечает эту особенность: «Одни жители считали, что он давно сгорел, упал в ураган, другие – что вяз стоит до сих пор. Одни считали его вязом, другие дубом, различались и указываемые географические точки места его произрастания». В результате Д.Ю. Дорониным было установлено, что под «Ведьминым деревом» («Вязкóм», «Череватовским вязом») имеется в виду несколько различных очень старых «колдовских» деревьев, одно из которых сохранилось.

Д.Ю. Доронин объясняет возможную причину боязни «Ведьминого дерева» тем, что «… в течение ХХ в. действовало охранительное отношение к таким деревьям не только из-за того, что к ним боялись даже подойти, но также потому, что большинство их росло “на рубеже” (границе земель селений, а затем – колхозов), т.е. “выполняло ориентировочную функцию”».

В 2012 году дерево было наполовину живым, наполовину засохшим. В 2013 году дерево окончательно засохло. К сожалению, я застал его уже засохшим. Но до сих пор к дереву слетаются огромные черные птицы: по странному совпадению, когда мы подходили к вязу, с ветвей его слетела пара черных птиц…

 

Выводы

В окрестностях города Сарова расположены различные объекты природы, с которыми у местного населения связаны старинные легенды и суеверия. О камнях-валунах население не только сохраняет память, но и «ходит на камушки».

Редкие упоминания об этих объектах в литературных источниках связаны в первую очередь с исследованиями местных краеведов, собраны в основном в местных интернет-изданиях.

Во время изучения литературных источников я обнаружил упоминание о многих не известных мне объектах природы и урочищах, которые вызвали во мне желание их посетить и исследовать.

 

Литература

1 Лысов Н.И. К корням. Н. Новгород. ООО «Типография “Поволжье”», 2010

2 Сайт «Этноэкология». Доронин Д.Ю. Камень, дерево, родник: на стыке культур (малоизвестные объекты природно-культурного наследия в Дивеевском районе Нижегородской области). 25.04.2009.

3 Сайт «Саровский краевед». М.А. Власова. По Серафимовским местам северо-восточного Присаровья. 23.05.2013.

4 Александров С.Г., Кузнецова В.Ф., Подурец А.М., Ерошенко Т.Н. Открытие родной земли. Туризм, краеведение, экология. Том 1. Саров, 2002.

5 Морохин Н.В. Фольклор в традиционной региональной экологической культуре Нижегородского Поволжья. Киев, 1997.

6 Сайт «Саровский краевед». А.М. Подурец. Дерево ведьм. 20.04.2013.

К этой записи 23 комментариев

  • marjana0704:

    Интересная работа, автор определённо молодец)
    Подскажите, как можно связаться с «хранителями» сайта? ))
    Не могу найти форму обратной связи, а оставлять комментарий на всеобщее обозрение нет желания.
    Я работаю с детьми, и у меня есть несколько вопросов по работе со школьниками в направлении изучения нашего города.

  • Алексей Демидов:

    Алексей Михайлович! Судя по ссылкам, совсем свежая работа!?
    В рамках какого конкурса? Уж больно возраст Ильи смущает…

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      Это был школьный конкурс.

  • Алексей Демидов:

    Валуны в наших местах, по моему мнению, в основном двух видов: серые крупнозернистые граниты и розовые полевые шпаты… Можно ли определить место на Кольском полуострове, откуда были принесены наши валуны «Днепровским оледенением 170-250 тысяч лет назад»?
    Кто-нибудь этим занимался?

    Вообще систематизацией «наших» валунов больших и маленьких: из чего они состоят, какие разновидности встречаются (имеются) в Сарове и Присаровье, кто-нибудь из краеведов (геологов)занимался?
    Ведь можно собрать большую коллекцию таких, обточенных ледником, небольших камешков…

    1. Ёлкин Виктор:

      http://youtu.be/Zw4jmYIQ6m4 Адрес: http://youtu.be/Zw4jmYIQ6m4 …..камушек не меньше тех…..

      1. Алексей Демидов:

        Витя! СУПЕР! Очевидно камень где-то в районе тропы здоровья! Недалеко от «альпинистского круга»! Давай, сходим вместе, пробьём координаты…

        1. Ёлкин Виктор:

          Алексей…без проблем… найти его очень легко, сто метров на юг от развилки стремечка, по которому бегали на тренировке. Там да же тропинка есть. 7-81-21 950-624-03-92 vdelkin@gmail.com.

          1. Алексей Демидов:

            Витя! Всё понял! Не очень понятно, почему местные краеведы про этот валун ничего не знают…

          2. Ёлкин Виктор:

            Алексей, это меня удивило не меньше, экземплярчик то редкий……

          3. Ёлкин Виктор:

            Посмотрел сегодня в интернете про камни, на которых молились….теперь мне ясно назначение нашего саровского валуна, это камень для молитвы, там точно такая же канавка по периметру прорыта. А я то подумал, кто же его собирался выкопать….

  • Алексей Демидов:

    Вообще, смысл нашего предкрымовского похода 2014 года, не только проверить снаряжение и готовность новичков к седьмому крымскому походу… Но и краеведческие планы по определению координат Камней Присаровья и фотографирование Царского скита в Понетаевке… сто десять лет спустя…

  • Алексей Демидов:

    Витя!Так как ты ввёл этот саровский валун для общественности, предлагай название!
    Уже прозвучало: САРОВСКИЙ ВАЛУН — может так и назовём! 🙂

    1. Ёлкин Виктор:

      А что, очень даже подходит. Возможно он здесь и единственный из уцелевших.

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Витя! По твоему описанию прогулялись сегодня 4 мая с женой к Саровскому валуну! Нашли сразу же! Всю жизнь здесь бегать тренироваться, ходить за водой на родники и не знать про этот камень! 🙁
        Камень всего в получасе ходьбы от начала тропы здоровья от угла 15 школы… НАСТОЯЩИЙ ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ! Рулетку забыл, но на глаз 2м на 1.5 м, выступает (отрыт) примерно на метр по периметру. Крупнозернистый серый гранит ледникового происхождения… Не исключено, что именно на подобном валуне молился 1000 дней и ночей прп. Серафим Саровский! Тем более, от валуна до Дальней пустынки «на глазок» всего около 3 км…
        Всё отфотографировал! Надо написать небольшой фоторепортажик для нашего сайта… И подумать, что дальше делать с этим местом…

        1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

          Лучше ничего не делать. А тропку прикрыть веточками.
          А то через месяц все кусты вокруг будут обвязаны шнурками и ленточками, а рядом поставят крест высотой метров шесть.

          1. В.Н. Ганькин Валерий:

            Ну это ещё ладно, ничего криминального в этом нет.
            Хуже, что найдётся какой-нибудь полуправославный полукраевед, который тиснет в местную газету новооткрытую им сенсацию о том, что это и есть «камень Серафима Саровского» или что-нибудь в этом духе. И пойдёт писать губерния…

        2. Ёлкин Виктор:

          Алексей, поражён не меньше твоего, что такое ЧУДО ПРИРОДЫ столько времени находилось в двух шагах от не раз хоженых троп и осталось не замеченным. ….а всё же интересно, кто на нём молился в те давние времена…..?….

          1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Витя! Никаких намёков на то, что кто-то и «кто на нём молился в те давние времена» на камне и рядом с камнем не заметил! А вот современное оборудованное место для пикников с мусором НАЛИЦО! Бутылки из под водки совсем свежие… Поэтому и пишу, что надо хорошо подумать, что делать с этим местом… Вандалы это место уже знают…

          2. Ёлкин Виктор:

            Алексей,мусор, к сожалению, обычная картина в местах «отдыха»….. Вот та компания с которой я общался, когда снимал видео, мне понравилась. От них мусора не остаётся, это тётеньки приличного возраста, отдыхают там постоянно… а мусор надо убрать… вот по поводу истории этого места, может наши монастырские чего знают, у них вроде на всё ответ находится….а монахи жили замкнуто и не рекламировали своё житие-бытие…

  • Кузнецова В.:

    Слушайте,мужики, может это тот камень, о котором рассказывал Аркадий Иванович Иванов? Он его нашел, когда для соревнований по ориентированию разрабатывал маршрут. Он говорил про этот валун, а вот показать не успел…

  • Анатолий Калашников:

    Прочитав статью, окунулся в своё детство, проведённое на Лесозаводе. Возле большого камня, его мы называли кремёновским, когда-то находился кордон лесника, в котором жил мой дед Калашников Степан Спасибо за статью!!!

  • Анатолий Калашников:

    «В семи километрах к югу от села Кошелиха располагается поселок Лесозавод (ныне Прибрежный). Если пойти на запад от Лесозавода по лесной дороге, то через 2 километра будет поселение – бывший Введенский скит Серафимо-Понетаевского женского монастыря, которое раньше носило еще одно название – «Царская Дача». В недавнем прошлом здесь располагалось лесничество. — See more at: http://sarpust.ru/2014/04/ob-ekty-prirody-kak-svyaz-vremen/#sthash.xGbn4OaS.dpuf»
    Маленькое уточнение.
    Лет 40 назад Лесозавод представлял из себя посёлок с тремя частям: сам Лесозавод, в километре (может и меньше) Михеево (жильё работников лестничества) и в километре (может и меньше) Скит. Помню от Михеева до Скита «шоссейку» с рядами деревьев с левой стороны дороги…

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      Ряды деревьев — это, наверное, ещё монастырского времени аллея.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>