С того момента, как древние финикийцы изобрели деньги, ни одно человеческое сообщество не могло без них обходиться. Историческое объединение не стало исключением. Энтузиазм энтузиазмом, но некоторые дела под силу делать «только человеку состоятельному», как говорил известный герой Ильфа и Петрова.

На исторических вечерах зимой 1990 года объединение заработало свои первые деньги. Во-первых, на вечера продавались билеты, и Дом учёных поделился выручкой с нами. Во-вторых, во время выставки и самих вечеров мы выставили на видном месте большую медную кружку с прорезью – для пожертвований, как в храме. А поскольку храма в нашем городе тогда не было, это было воспринято публикой нормально.

После вечера мы стали пересчитывать выручку. Доверили это Валентину – единственному, кто из нас был связан с деньгами на основном месте службы – он тогда работал экономистом. Сумма – более двухсот рублей – оказалась довольно внушительной, и сразу встал вопрос, что с ней делать.

И тогда, и сейчас находятся люди, которые считают, что на истории можно заработать. Наш многолетний опыт показывает, что это заблуждение. Никому из нас, во всяком случае, сильно поправить своё материальное положение не удавалось ни разу, не говоря уже о том, что в основном все поездки, экспедиции проводились за свой счёт. Иногда находились спонсоры, но главными спонсорами изучения истории Сарова были и являются наши семьи.

Периодически в «Саровскую пустынь» приходят люди с бизнес-проектами. Это были выпуск разных сувениров, туристическо-экскурсионная деятельность и прочее в этом роде. Мы никому не отказывали в консультации, но сами давно уже поняли: никто из нас коммерческой жилкой не обладает. Наверное, если бы среди нас такой человек был, он ни за что не занялся бы краеведением, а тратил бы свои время и силы на зарабатывание денег каким-нибудь более традиционным способом. В общем, краеведение отдельно – деньги отдельно. Тем не менее, многие наши граждане рассуждают так: «Если люди так активно занимаются историей, значит, это приносит доход. Иначе, зачем же этим заниматься?» Нет, можно, конечно, иногда получить гонорар за написанную книгу или плату за проведённую экскурсию, но на эти заработки всё равно не прожить, и никто пока из ВНИИЭФ в музейную систему или ещё куда-нибудь на работу не перешёл.

И все люди с бизнес-проектами через некоторое время куда-то исчезали.

Так что же нам было делать с первой заработанной довольно значительной суммой? Разделить? Пропить? Историческое объединение решило иначе – потратить на благо горожан.

Действующей церкви тогда в городе не было, и в качестве места сбора людей во время церковных праздников служил источник, расположенный рядом с заброшенным уже тогда пионерским лагерем «Чайка». Народу иногда собиралось много, но место было совершенно не благоустроено, и мы решили исправить этот недостаток. Поскольку другого родника на территории закрытой зоны города не было, то в местной топонимии это место только так и называлось: «родник», «родники».

Архитектор Олег Ильин сделал проект деревянной часовенки в виде столба с крышей и крестообразно расположенными лавочками. Проект нам понравился, но чтобы всё было по правилам, надо было получить разрешение Церкви. Для этого Агапов съездил в Нижний к архиепископу Николаю (который всегда с пониманием и одобрением относился к нашей деятельности, он потом и источник этот освятил) и получил на проекте его благословляющую подпись.

1813(1990)

Строительство часовни на берегу Сатиса. 1990 г.

Летом 1990 года часовня у родника была установлена. Сам Олег это и сделал, мы при этом оказывали посильную малоквалифицированную помощь. Крест для часовни был привезён на проходившие тем же летом в доме отдыха «Дубки» первые «Саровские чтения», организованные пробуждавшейся православной общественностью, там был приехавший откуда-то священник, который крест освятил.

1856(1990)

Строительство часовни. Олег Ильин и Константин Ткачёв. 1990 г.

Это был первый крест, поставленный в Сарове после закрытия монастыря.

Кроме этого, были частично благоустроены сами родники – привезены и установлены бетонные кольца в месте выхода воды из-под земли, для большего удобства пользования водой.

Часовня простояла недолго. К сожалению, она оказалась не очень прочной. Но идея обустройства родника горожанам пришлась по душе, и в дальнейшем часовня была восстановлена силами православного прихода и городских властей.

Конечно, у нас были и другие источники дохода, и другие траты. Отдельно стоит сказать о таком источнике, как сбор благотворительных пожертвований.

Первым печатным изданием, выпущенным объединением, стала благотворительная открытка. На ней был изображён впоследствии многократно растиражированный силуэт Саровского монастыря, текст, призывающий жертвовать деньги на восстановление исторических памятников города, а также банковский счёт и почтовый адрес Исторического объединения.

откр откр001

Благотворительная открытка

Служба безопасности заметила эту открытку. Дело в том, что на ней были одновременно указаны адрес в Арзамасе-16 и адресат – объединение «Саровская пустынь». А значит, супостат, завладев такой открыткой, мог бы сразу догадаться, что Саров и Арзамас-16 – одно и тоже. В общем, нам разрешили распространять открытку только с замазанным тушью адресом.

К этому моменту, в 1990 году наше движение уже было официально зарегистрировано как Историческое объединение «Саровская пустынь». Организационными делами объединения занимались Толя Агапов и Володя Селезнёв. Володя в основном занимался и клубными финансами, но у меня случайно сохранились списки людей и организаций, жертвовавших в первые годы нашей работы свои средства на краеведческую работу. В основном, это были люди простые, суммы незначительные, но были среди благотворителей представители набиравших тогда силу кооперативов, — в списке есть кооперативы «Триада», «Хобби», «Тренажёр» (чем они тогда занимались? куда сгинули?). Поступали деньги от Комитета ВЛКСМ ВНИИЭФ. Особенно было приятно, что слухи о нашей деятельности распространялись и за пределы закрытой зоны. Нам жертвовали люди из Краснодарского края, Молдавии, Украины, Рязани, Пензы, Ленинграда, Москвы и многих других мест. Примерно третья часть пожертвований поступала из-за пределов города.

В 1990 году объединение начало издательскую деятельность. На это, конечно, потребовались средства, но средства эти окупались: издававшиеся нами книжки, открытки, буклеты пользовались спросом. Мы разворачивали свою мелочную торговлю не только на собственных вечерах, но и на других мероприятиях и праздниках. Выезжали в Дивеево. Помню, как на одном из церковных праздников в возрождавшемся тогда Дивеевском монастыре к моему лотку подошёл один из тогдашних руководителей синода митрополит Ювеналий, посмотрел на нашу продукцию, одобрительно хмыкнул и купил по несколько экземпляров книжек и комплектов открыток. И не удивительно, ведь мы были пионерами в этом деле. Потом уже и мы сами и наши последователи до верху затоварили эту нишу рынка, — только к столетию саровских торжеств в 2003 году было выпущено разными организациями порядка десятка комплектов открыток и не поддающееся никакому учёту количество книжек и брошюр.

Делались попытки разнообразить нашу сувенирную продукцию, эти попытки вполне могли вписаться в пособие для начинающих бизнесменов «Четыреста способов разбогатеть». В маленькие целлофановые мешочки расфасовывали землю с Дальней пустынки и с места моления на камне преподобного Серафима, отдельно шли камешки из саровских пещер. В какой-то мастерской были отштампованы из чёрного полиэтилена ужасного вида пакеты с надписями «Саров» и «Дивеево», которые, впрочем, не пользовались особым успехом. Не очень разбирал народ и запечатанные сургучом пол-литровые бутылки с водой из источника. Бутылки эти долго ещё стояли в нашем подвале, может быть, и до сих пор они там где-нибудь стоят. Ну и конечно был изготовлен атрибут любого мало-мальски посещаемого людьми места – грамота-свидетельство о пребывании в Сарове и Дивееве. Торговали ещё значками, вымпелами, календарями, фотографиям – всего сразу и не упомнить.

1991 Грамота о посещении Сарова

Грамота о посещении Сарова

Однажды во время какого-то большого праздника мы решили развернуть свою торговлю в соседнем Арзамасе, куда и прибыли со своим товаром. Столики мы расставили на центральной площади, где торговали и местные офени. Через некоторое время к нам подрулил своеобразного вида человек и стал интересоваться ценами, откуда мы да какую организацию представляем. Подойдя к нам второй раз, он прямо заявил, что надо бы заплатить. Так мы впервые лично столкнулись с рэкетом – непременным тогдашним атрибутом российского бизнеса. Надо ли говорить, что всякое желание вести торговлю в оказавшемся не очень гостеприимным Арзамасе исчезло. Мы свернули лотки и, чтобы времени даром не пропало, решили заглянуть в выставочный зал, где в то время была развёрнута наша выставка, посвящённая архитектуре Саровской пустыни. У выставочного зала нам, – это не показалось странным совпадением, — встретился тот же самый человек. «Пора драпать», — подумали мы и тут же осуществили задуманное. Чтобы замести следы, мы рванули из города не прямой дорогой, а кругом – по дороге через Ардатов. Давно я так быстро не водил машину…

На зарабатываемые и получаемые от спонсоров и благотворителей деньги Историческое объединение прибарахлялось, ремонтировало свои помещения, выписывало исторические журналы и приобретало литературу. Довольно рано у нас появились свои видеокамера, телевизор, видеомагнитофон. За этим видаком ещё советского производства Володя Селезнёв мотался на завод-изготовитель, кажется, в Воронеж, вооружившись рекомендательным письмом от горкома комсомола, – просто так дефицитную вещь могли и не продать. Всё это поначалу казалось мне чудом техники, ведь в частной собственности тогда видеоаппаратура была крайне редка. Но благодаря такой политике «Саровской пустыни» удавалось снять и сохранить много уникальных видеоматериалов.

В общем, единственное, на что объединение не тратило никогда средства – это на повышение личного благосостояния своих сотрудников.

img172(1991)
Ольга Пласкина (Берзина) и Марина Куванова с казаками и номером газеты «Саровская пустынь».  Палаточный лагерь паломников в Дивееве, 1991 год

Продолжение следует

 

Просмотров: 6 582

К этой записи 14 комментариев

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Цитата:
    «Первым печатным изданием, выпущенным объединением, стала благотворительная открытка».

    Алексей! Конечно, здесь эту открытку и надо разместить для народа: изображение со всех сторон! У меня с не «замазанным тушью адресом» от Валеры!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Цитата:

    «Ну и конечно был изготовлен атрибут любого мало-мальски посещаемого людьми места – грамота-свидетельство о пребывании в Сарове и Дивееве. Торговали ещё значками, вымпелами, календарями, фотографиям – всего сразу и не упомнить».

    Ну и «грамоту-свидетельство» сюда надо поместить… А мелочёвку — в главу «Книги» — «издательская деятельность»!

    А вот какими значками вы торговали? Жутко интересно! Они есть в каталоге? 🙂

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      Разместил скан благотворительной открытки.

      1. Алексей Демидов:

        Замечательно! Очень ПОКАЗАТЕЛЬНО!!! 🙂

  • А. М. Подурец А. М. Подурец:

    Добавлен скан грамоты о посещении Сарова, выпущенной объединением «Саровская пустынь» в 1991 году. Спасибо В.Н. Ганькину.

    1. Алексей Демидов:

      МОЛОДЦЫ! ЗДОРОВО! 🙂

      А вопрос по значкам? Или это Валера лучше знает?

      Какими значками вы торговали? Они есть в каталоге?

      1. В.Н. Ганькин Валерий:

        Валера ими не торговал, поэтому лучше он не знает. Единственно, что могу сказать, что СП значков к торжествам не выпускала (были только разговоры об их выпуске), и если значки были, то не производства СП.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    А вот, Алексей Михайлович, и более современная Грамота из залежей СП! 🙂

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      Вас, Алексей Александрович, только пусти в «залежи»…

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    А вот первая Грамота из «залежей» СП с исторической подписью!

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Продолжение Грамоты

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Ещё одна разновидность Грамоты для посетивших Саров в дни Фестиваля Растроповича!

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Интересно какой год, и сколько таких Фестивалей было проведено!?
      Наталья Александровна Белова ратует за регулярное проведение таких Фестивалей!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    А вот и знаменитый Календарь 2003 года одним листом из «залежей СП»!

Добавить комментарий для Ал. А. Демидов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>