О том, что раскопки купальни на Ближней пустынке «Саровская пустынь» проводила в 1992 году параллельно с поисками пещер, я уже сказал. Но, как и в случае с пещерами, раскопкам предшествовал сбор информации: рассматривались фотографии, читались жития, расспрашивались очевидцы. В данном случае очевидцы, бывало, заблуждались даже больше, чем в случае локализации пещер. Разброс в предполагаемом местоположении источника и купальни достигал километра и более: один старик, например, утверждал, что источник был прямо под стенами монастыря. Но большая и более достоверная часть информаторов всё-таки утверждала, что источник находился вблизи Бассейна (Бассейн – общепринятое неофициальное название пруда на реке Саровке, сделанного в 1950-е годы). Сохранилось немало фотографий Ближней пустынки, но, если фотографии начала ХХ века при поиске входа в пещеры помогли существенно, то здесь они были бесполезны, — слишком сильно изменился окружающий пейзаж, бывшая пустынка стала городской улицей.

Расспрашивали мы о купальне и дивеевских монахинь. Матушка Фрося рассказала нам, как под струю в 1920-е годы как-то полез представитель властей («коммунист», как она его назвала), но на него вместо прохладной воды хлынул кипяток. Ещё нас смущало, что по одним рассказам, чтобы облиться водой, надо было дёрнуть за трос. А матушка Серафима, обычно всё очень точно помнившая, сказала, что нет, там были краны. Противоречие? Его разрешить нам удалось только потом, когда мы прочли архивные документы. Оказалось, что отделений в купальне после реконструкции было не два (женское и мужское), а четыре: для простых паломников и для благородных. И если простолюдинам достаточно было дёрнуть за трос, то у благородных господ были «благородные» краны. Но, впрочем, я отвлёкся, наша задача сейчас освещать не историю Сарова, а историю познания истории Сарова.

После очередного рассказа (не помню, чьего) около Бассейна решили сделать разведочные шурфы, и вскоре лопаты наткнулись на кирпичную кладку. Стало понятно, что это и есть остатки купальни. Постепенно в ходе раскопок вырисовывались контуры сооружения. Нам тогда были известны только фотографии купальни, в которой купались Николай II с супругой, относящиеся к 1903 году. Но, судя по остаткам сооружения, оно было значительно большего размера. По документам из архива мы знали, что после торжеств купальня была расширена, но насколько, нам тогда известно не было.

Согласно существовавшему в те годы перспективному плану развития города в конце улицы Силкина около Ближней пустынки собирались строить новый железнодорожный вокзал. И саровский мечтатель Агапов говорил: «Представляете, приезжает человек в наш город, сходит с поезда, и первое, что он видит – это святой источник Серафима Саровского и купальня, где купался последний русский царь».

История Сп008

Буровые работы на месте Ближней пустынки

Конечно, мы мечтали, что докопаемся до источника, и он опять заработает. Но этого не произошло. А открылись нам ступенчатые сходы в одно из отделений купальни. Ступени и дно купальни были покрыты очень красивыми плитками, и тут произошло примерно тоже, что и в случае с пещерами. Раскопав купальню, мы не только установили местонахождение чрезвычайно важного исторического памятника, но и нарушили его консервацию. На стенах купальни стали появляться надписи типа «Маша + Вася =…», а цветная плитка стала мало-помалу исчезать.

Очередной наш подарок городу опять пришёлся не ко двору. И спустя некоторое время, поняв, что восстановление Ближней пустынки в прежнем виде пока невозможно, мы стали просить дать нам бульдозер. Бульдозер дали, и в течение нескольких минут были засыпаны землёй результаты наших трудов, длившихся несколько месяцев. До лучших времён, — как мы считали. Но лучшие времена для царской купальни, в отличие от пещер, так и не наступили, источник и купальня не восстановлены и даже не запланированы к восстановлению. Сначала на Ближней пустынке был установлен большой уродливый памятный камень, окружённый цепями. Но простоял он недолго, и на этом месте стали устанавливать часовню, как сперва казалось, копию стоявшей здесь в начале XX века. Но зачем нам копия, если можно поставить сооружение более значительное: мы ведь не в начале XX- го, а в начале XXI-го века живём! И назвали это сооружение церковью Святого Духа. И стоит эта церковь над остатками раскопанной нами купальни. Так эта купальня оказалась захороненной во второй раз, но первый раз, при советской власти, над ней ничего не соорудили и, таким образом, оставили потомкам возможность её откопать. Теперь поступили серьёзнее, и потомкам, чтобы увидеть подлинный фундамент и ту самую замечательную цветную плитку, придётся сносить новодельный храм с импортными стеклопакетами.

 Продолжение следует

Просмотров: 1 420

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>