DSC00287

Памятник Ступину в Арзамасе

Страницы истории Сарова сегодня представляет собой что-то вроде набора мозаики. Отдельные факты, разрозненные документы, не связанные между собой свидетельства лежат до поры до времени без движения, не образуя общей четкой картины. Но достаточно попасться одному недостающему элементу, и отдельные части «пазла» соединяются.

Школа живописи Александра Васильевича Ступина — предмет законной гордости наших соседей арзамасцев. Первая в России провинциальная живописная школа выпустила из своих классов многих талантливых светских художников и иконописцев. Достаточно назвать известнейшего художника-передвижника В.Г. Перова. Сам Ступин получил образование в Петербурге и был удостоен звания академика живописи, так же, как и некоторые другие его ученики.

Как известно, будущий академик Александр Васильевич Ступин вырос в бедной мещанской семье и всего в своей жизни добивался собственным трудом. Но когда он стал взрослым, воспитавшая его жительница Арзамаса Анисья Степановна Ступина открыла мальчику тайну его рождения. Выяснилось, что Александр Васильевич — незаконнорожденный сын дворянки Борисовой, которая, не имея возможности воспитывать ребенка, отдала его навсегда бездетной чете Ступиных. Напомним, что родился Ступин 13 февраля 1776 года. Известно, что настоящим родителем Ступина был дворянин Соловцов [1].

Поводом к написанию данного сообщения послужило одно место из книги Петра Еремеева «Арзамасская муза». Автор пишет, что настоящая мать художника умерла через три года после рождения сына, а «что сталось с Петром Соловцовым, нам неведомо». Но неведомый биографам Ступина, Петр Степанович Соловцов оставил довольно яркий след в жизни Саровской пустыни конца XVIII века.

О связях Саровской пустыни с арзамасской школой живописи Ступина уже говорилось и писалось. Сейчас известно, что кисти Ступина и его учеников принадлежали иконостас в Успенском соборе Сарова [2], стенные росписи Никольской церкви, находившейся во втором ярусе колокольни, портреты Серафима Саровского. Мнение специалистов утверждает авторство школы Ступина и за росписью купола церкви Всех Святых — единственной сохранившейся росписью в Саровском монастыре [3]. Найденные в архиве монастыря письма академика, адресованные игумену Исаие, подтверждают тесную связь Ступина с Саровом [4]. Но связь эта, оказывается, еще теснее.

Фамилия Соловцовых известна среди помещиков Арзамасского уезда в 70-х и 80-х годах XVI века. Наверное это и есть предки дворянского рода Соловцовых (имение их было в селе Леметь в Ардатовском уезде), которые были вкладчиками монастыря с первых лет его существования. Позолоченный серебряный напрестольный крест был пожертвован Саровской пустыни боярыней Марией Васильевной Соловцовой в 1712 году [5]. Позднее благотворителями монастыря стали три брата Соловцовы — Александр, Африкан и Петр Степановичи. Среди наиболее значительных их вкладов в монастырь — колокол, второй по величине в саровской звоннице, купленный братьями в Москве в 1788 году. Весил он 550 пудов и так и назывался саровскими монахами — «Соловцовский» [6]. Некоторое время спустя братья сделали значительный вклад в строительство новой монастырской колокольни — той, что стоит по сей день [7].

Теперь расскажем подробнее об одном из братьев — Петре Степановиче Соловцове.

Он родился 29 августа 1729 года. Один из саровских монахов, приступая к краткому жизнеописанию Петра Степановича в своих келейных записках, начал с такой фразы: «О жизни его писать – многого стоит труда…» [8]. И действительно, жизнь Соловцова изобиловала многочисленными резкими поворотами судьбы и сама могла бы стать сюжетом для приключенческого романа.

В юности он обучался в Петербурге в морском дворянском кадетском корпусе, но учения не окончил. Поехав в Москву на похороны отца, Петр Соловцов знакомится там с настоятелем какого-то греческого монастыря и неожиданно уезжает с ним за границу. Он побывал в Константинополе, и через некоторое время постригся в монахи одного из монастырей на Афоне. Впрочем, монахом он был недолго: вскоре Соловцов покидает монастырь и продолжает свои странствия по Азии и Европе. В конце концов дорога привела его назад в Россию, где он опять, с благословения матери, поступает в монастырь — в Саровский. Через некоторое время Петр Соловцов обращается в Святейший Синод с просьбой снять с него монашество — и получает разрешение. Чем он занимался после этого нам не известно, но в конце концов он опять оказывается в Сарове и просит принять его в монастырь. Благословение на вторичный постриг было получено им от самого митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила – первого члена Святейшего Синода. Монашеское имя Петра Соловцова было Парфений.

На этот раз мятущаяся натура Соловцова наконец-то обрела покой, и последние полтора десятка лет своей жизни он прожил в Саровской пустыни. Интересная деталь: покупка Соловцовского колокола относится уже ко времени второго проживания Парфения в монастыре. Оба брата его к этому моменту умерли, тем не менее, колокол значится как вклад, поступивший от всех трех братьев: Александра, Африкана и Петра.

Умер монах Парфений 19 октября (по другим данным – 13 сентября [9]) 1798 года и был с почетом похоронен там, где хоронили видных благотворителей пустыни – по правую сторону от церкви Живоносного Источника, внутри монастыря. Там же уже лежали два его брата.

В момент смерти Парфения Ступин еще по-видимому не был посвящен в тайну своего происхождения. Он узнал о своих родителях уже позднее, когда учился в Санкт-Петербурге.

Впоследствии, бывая в Саровской пустыни, знал ли он, что здесь покоится прах его настоящего отца? Должно быть, знал. Ведь над могилой Петра Соловцова в монастыре стоял памятник с указанием фамилии и даты смерти [10]. Возможно этим объясняется его привязанность к Сарову.

 

 

1 Званцев М. А.В. Ступин. Арзамасская художественная школа. Горький, 1941, стр. 11.

2 Бакаев Е.И. Создавшие красоту, или О том, что мы потеряли // Исторический Саров. М.-Саров, 1993, стр. 65,66,68.

3 Степашкин В.А. Разгадка сохранившейся росписи // газета «Саровская пустынь» (г. Саров), 1991, № 1.

4 Центральный государственный архив республики Мордовия (ЦГАРМ), ф. 1, оп. 1, д. 562, лл. 71-73.

Бакаев Е.И. Академик живописи руку приложил…// Советская Мордовия, 11 марта 1993.

5 Описание Сатисо-градо-Саровской пустыни, выбранное из разных записей и указов, в оной пустыни хранящихся, изд. 2. М., 1866, стр. 75.

6 ЦГАРМ, ф. 1, оп. 1, д. 1128.

7 Бакаев Е.И., ук. соч., стр. 58.

8 Записки иеромонаха Евгения // Известия тамбовской ученой архивной комиссии, вып. 49, Тамбов, 1904, стр. 244.

9 ЦГАРМ, ф. 1, оп. 1, д. 990.

10 Там же.

Опубликовано в газетах: «Городской курьер», 1999, № 32 от 25 марта и «Арзамасские новости», 2001, от 28 июля.

К этой записи 39 комментариев

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Алексей Михайлович! Даю иллюстрации к твоей статье средствами филателии! Вот первый ХМК 1978 года с памятником Академику А. В. Ступину в Арзамасе!

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Картинка в художественном поле конверта крупным планом

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Выходные данные конверта

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    А вот уже конверт 2002 года, посвящённый Школе Ступина

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Картинка в художественном поле конверта крупным планом:

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Выходные данные конверта:

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Вообще, Алексей Михайлович, Академик А. В. Ступин ЗАСЛУЖИЛ, чтобы о нём была отдельная статья на нашем сайте! ТЫ МОЖЕШЬ!

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      А ТЫ МОЖЕШЬ?

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Алексей Михайлович! Всё время думаю, а что такое «Понятие «НАШ КРАЙ» для саровских краеведов»? Может сделать отдельную статью на эту тему?
    Город Арзамас — это НАШ КРАЙ?
    Тут же специфический вопрос… А сколько конвертов (ХМК) СССР и России, посвящённых Арзамасу? Думаю, не так много… Может разработать тему Арзамаса в филателии России?

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      Хорошее определение понятию Наш край дал Егоршин здесь: http://sarpust.ru/?p=3800
      Я с ним согласен.

      1. В.Н. Ганькин Валерий:

        Я тоже, а то — то Крым, то Кавказ! Там есть свои сайты.

    2. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Валера! Посмотрел внимательно твою тему Арзамаса в филателии СССР…
      Ты вполне можешь написать статью (о-очень интересную) для сайта СК:

      «Художественные маркированные конверты и спецгашения, посвящённые Арзамасу»!

      Думаю, твоё собрание ПРАКТИЧЕСКИ ПОЛНОЕ!!!

      1. В.Н. Ганькин Валерий:

        Да, полное по СССР и РФ. Но есть ещё дореволюционные открытки. Правда это отдельный разговор.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Друзья! Очень интересное наблюдение! Годы жизни А. В. Ступина (1776 — 1861) по датам на памятнике…
    А годы «жизни» Школы Ступина: 1802- 1862 гг. по датам на ХМК 2002 г.
    Получается, как только умер Академик в 1861 году, через год — в 1862 году «умерла» его школа!???
    Поясните, кто может, так ли это!???

  • А. В. Малышев:

    Алексей Михайлович. Откуда с такой точностью известна дата рождения П.С. Соловцова?

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      Дата рождения была указана на его могиле в Сарове. Перечень памятников — в ссылке [9], указанной в статье.

  • А. В. Малышев:

    Алексей Михайлович, жаль рушить мозаику, но «истина дороже».
    А.В. Ступин вел скрупулезный учет своих работ. «Церквей расписано из масла и клея 10 церквей». Это две церкви в г. Арзамасе, в селах Костянка, Шигоны, Богдановка,Салма,Дубенщино, теплый собор в Пензе, церковь в Ломовском монастыре и самая грандиозная работа Нижегородский ярмарочный собор.»Итого всех подрядов, иконостасов, штук (икон) и суммы 137 иконостасов, 2454 иконы на 157322 рубля». И список всех церквей. Церквей Саровской пустыни нет. Список готов выслать на email.
    Я ознакомился с работами Евгения Бакаева из Вашего списка. Но аргументов там не нашел. В последней своей работе «»Академия монашества» из истории Саровской пустыни» из сборника «Российская провинция: История, культура, наука», Саранск, 1998 он без аргументов приписывает Ступину с учениками роспись всехсвятской церкви. Но смотрите выше.
    Теперь пару слов о Петре Степановиче Соловцове.
    В 1743 году из недорослей определен в морскую академию учеником, в 1750 году «за непонятием наук написан в морские солдатские полки солдатом».В том же году по прошению отпущен на 6 месяцев домой в с. Леметь. До дому не доезжает. Далее пропускаю.
    В монахи пострижен игуменом униатского монастыря в городе Смела и наречен Парфений. Получает в Онуфриевском монастыре пашпорт и в 1764 году возвращается в России. В 1765 году Синодом совместно с Адмиралтейством для учинения справки определен в Саровскую пустынь. Из монашества исключен. А в 1766 году уже Сенат выдает ему «пашпорт с которым и жить ему в России» без дозволения выезда за границу. На email могу выслать родословную Соловцовых.
    С уважением, Андрей Вячеславович Малышев,Н.Новгород, независимый исследователь А.В. Ступина и М.П. Коринфского.

    1. В.Н. Ганькин Валерий:

      137 иконостасов на 10 церквей — что-то многовато, даже если все они были многопрестольными. Значит, кроме 10 вышеперечисленных расписанных церквей, были работы и для других церквей — в виде иконостасов и икон. Вопрос — сохранились ли эти сведения и были ли среди этого списка Саровские церкви?

      1. А. В. Малышев:

        10 церквей это расписано. И никак не связано с количеством иконостасов. А 137 иконостасов это, приблизительно, для 100 церквей. Список вышлю на email. Читайте внимательней.

        1. В.Н. Ганькин Валерий:

          По тексту не совсем было понятно, к чему относится ваша фраза «Церквей Саровской пустыни нет.» — к расписанным 10 церквям или к «Итого всех подрядов…».
          Исходя из вашего комментария, можно сделать вывод, что упоминания о Саровских церквях в списке Ступина вообще нет?

    2. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      Уважаемый Андрей Вячеславович.
      С интересом познакомлюсь и со списком Ступина, и с биографией Соловцовых, свой электронный адрес вышлю Вам в личку.
      В своих «Собственноручных записках…» Ступин тоже привел список работ и указал, что для Саровской пустыни для 3-х иконостасов им сделана 21 икона, за что получено 1924 рубля. Только он не указал, какая церковь и в каком году сделана работа. Е.И. Бакаев и я не утверждает, а лишь предполагает авторство Ступина иконостасов Успенского собора. Расписывался собор в 1829-1831 гг. и иконостасов в нем было 3.
      Церковь Всех Святых была освящена в 1834 году, и роспись в ней сохранилась. Она по манере чрезвычайно похожа на роспись Воскресенского собора в Арзамасе, который расписывали ученики Ступина. Авторство тут тоже только предположительное. И не Евгений Иванович первым обратил на это внимание. Если я покопаюсь в архиве, то могу это поискать.
      А вот то, что Ступин расписывал стены церкви св. Николая в колокольне (1806), мы можем утверждать более определенно: есть об этом в воспоминаниях одного их паломников, по-видимому, эти сведения ему сообщили в самом монастыре.
      Мне очень интересны сведения о Соловцове, которые вы сообщаете. Откуда они?

      1. А. В. Малышев:

        Уважаемый Алексей Михайлович!
        Я тоже ссылаюсь на «Записки». Извините, а Саровскую пустынь не заметил. Приношу извинения. С документами по Петру Степановичу я ознакомился в одном из столичных архивов 2 марта 2015 года. Документы полностью пока не обработал, поэтому ссылку делать не буду.
        С уважением, Андрей Вячеславович.

        1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

          Надеюсь, у нас будет возможность познакомиться в результатами Вашей работы, когда Вы её окончите.

      2. К.Зайцев:

        Алексей Михайлович.
        В 2016 году исполняется 240 лет со дня рождения А.В.Ступина.
        В силу своих скромных возможностей хотел бы «отметить» данную дату чем могу..
        В данный момент меня интересует: КАКИЕ ЦЕРКВИ расписывал Ступин ?
        По Нижнему понятно — Спасо-Преображениский Собор и Макарьевскую часовню.
        По Арзамасу я нашел только: Спасскую церковь и Церковь на Тихвинском кладбище.
        В Пензинской губернии — это церковь селе Кеньша (Вероятно Храм Казанской иконы Божьей Материи — другого там ничего нет), в селе Кошелевка, Спасского уезда — Троицкий храм. Есть упоминания в Пензинской губернии в селах Петине и Салме — но я их не нашел.
        Есть упоминание о Церкви в с.Катунки (Чкаловского р-на). Но я не уверен, тот ли это Храм, который сейчас стоит.
        Непонятно мне по Сарову. Я понял, что он расписывал Колокольню, а какие церкви ?
        Если можно уточните мои поиски и поправьте там, где я ошибся.
        Но вообще-то было бы неплохо попытаться составить более полный список церквей, где работал художник с учениками…

        1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

          Вам известно гораздо больше, чем мне. Что касается Сарова, то есть обоснованные предположения, что Ступин и его школа расписывали Успенский собор (иконостас) и Церковь Всех святых.
          Отметить круглую дату — хорошая идея.

          1. К.Зайцев:

            Чтобы не быть голословным показываю ЗАГОТОВКИ по Ступину

            — ПК Тихвинская церковь в Арзамасе

          2. К.Зайцев:

            ПК Макарьевская часовня в Нижнем

          3. К.Зайцев:

            Спасская церковь в Арзамасе

          4. К.Зайцев:

            Спасо-Преображенский собор в Нижнем
            Заодно эти картинки будут иллюстрациями к его работам, как Иконописец.

        2. К.Зайцев:

          По поводу моего предыдущего поста — «Есть упоминание о Церкви в с.Катунки (Чкаловского р-на). Но я не уверен, тот ли это Храм, который сейчас стоит. »

          Сегодня копался в Интернете — да, это именно тот храм, который он расписывал и на который «приезжали смотреть со всей округи и даже из Нижнего».
          Другой вопрос — сохранились ли его росписи или они (росписи) уже все новые и других художников.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Андрей Вячеславович! может Вы сделаете для нашего сайта обзорную статью:
    «А. В. Ступин — жизнь и творчество»? Было бы очень интересно!

    1. А. В. Малышев:

      Спасибо за предложение. Но меня сейчас интересует, когда же Петр Степанович Соловцов вторично стал монахом Саровской пустыни?

  • А. В. Малышев:

    Уважаемые саровские краеведы. С вашего разрешения продолжу рассказ о Петре Степановиче Соловцове, сегодня о том, как он сумел сложить с себя монашеский сан.
    В 1750 поехал он «за границу с отправляющимся тогда греческим
    Архимандритом и был в Константинополе и в других разных Турецких и Европейских,лежащих по берегам Адриатическаго и Средиземнаго
    моря островах и городах, упражняясь в купечестве.Чрез восемь лет, а по том будучи в Польше в силу о дезертирах публикованного Указа явился в крепость Святой Елисаветы, где утая свою фамилию
    объявил о себе, что он Российский купец Петр Степанов сын Бальсаков, по сему там и в купечество записан и жил четыре месяца, торгуя разным товаром и употребляем был при бывшей там комиссии для переводу турецкого языка, а оттуда с товаром поехал в Польшу и приехав в город Смелу в униатском монастыре игуменом пострижен в монахи и наречено имя Парфений, а от состоящего в Польше Благочестиваго Онуфриевскаго монастыря игумена получил пашпорт, приехал в Россию в 1764 году, а в 1765 году Святейшим Правительствующим Синодом учиненом с Адмиралтейскою коллегиею справки определен в Саровскую пустынь, а как де он в монашество пострижен в униатском монастыре и ныне в монашестве быть
    не желает и просил из онаго о выключене, то по определению Святейшего Правительствующаго Синода на основании духовного Регламента 14 пункта, он из монашества исключен.»
    В следующем сообщении о том, почему он избежал наказания за дезертирство.

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      Ждём продолжения.

  • А. В. Малышев:

    Продолжение рассказа о Петре Степановиче Соловцове.
    После того как Синод исключил его из монашества им занялся Сенат и Герольдическая контора (события происходят в Петербурге в ноябре-декабре 1766 года). Следующие показания он дал 4 ноября в Герольдической конторе. «От роду ему 36 лет, прадед ево родной Семен был из дворян, а чей сын, где и каким служил того не упомнить. Дед Богдан Семенов сын в Рижской губернии плацмайором. Дядя родной Яков Богданов сын служил при дворе блаженнейшего
    и вечнодостойного памяти Государя Императора Петра втораго ловчим. И отставлен прапорщиком. Отец его Степан Богданов в пятом драгунском полку унтер офицером и отставлен прапорщиком же. А в котором году оной отец ево и дядя отставлены того не упомнить ис давных годов, умре. Братья ево родные Сергей, Александр и Африкант Степановы дети служили в разных полевых
    полках и отставлены от службы ……. Сергей капитаном, Александр секунд майором, Африкант капитаном же, а в котором именно оные
    ево братья полках служили и в которых годах отставлены того не упомнить же и ныне оные братья его жительство имеют в доставшихся им после предков и прадеда и деда також и отца Пензенской провинции и в селах Сергиевском и Никольском з деревнями, а особливо Арзамаскаго уезда в селе Леметь.»
    Далее из документа Сената.»… а в нынешнем 1766 году ноября 16 дня по присылке из Святейшаго Синода означенной Соловцов
    …………. показал, что он желает быть в службе ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА Лейб Гвардеи в Семеновском полку, а требования из онаго в присылке нет. Отроду тритцать шесть лет. Приказано.
    Хотя именными ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА всевысочайшими 1762 июля 19 и сего 1766 года октября 19 чисел Указами, бывшие в Польше в бегах Российские подданные при возвращении их в Россию
    во всех учиненных ими преступлениях всемилостивейшее прошение; но как из вышеописанных обстоятельств видно, что оной Соловцов более привык жить в праздности, к тому ж и лета его не подают никакой надежды, чтоб он к военной или какой либо другой службе мог быть способен. Того ради с прописанием в означенном объеме обстоятельств дать ему Пашпорт с которым и жить ему в России, где он пожелает, а чтоб он из России никуда и ни подкаким видом не выезжал, обязать подпискою, подтвердя притом, что ежели он обращаться будет в какие либо худые поступке, или без дозволения выедет за границу, в таком случае, поступлено будет с ним по всей строгости законов. И Новороссийской Губернской Канцелярии
    о том ведать, а куда надлежит указы о том же послать и показанному Соловцову Пашпорт дать подписать обязан. Декабря 11 дня 1766 года.»
    А о том, почему Петр Степанович Соловцов предполагаемый отец Александра Васильевича Ступина в следующем рассказе.

  • Владимир:

    Неужели не будет продолжения? Чрезвычайно интересно.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Костя! Я бы указал ещё ГОД фото! 🙂

    1. К.Зайцев:

      На старой фотографии — можно. Хотя там написан автор М.Дмитриев. Тот кто его знает — знает и когда он снимал. Но можно поставить — это не долго..

  • Бойников Александр:

    Здравствуйте, уважаемый Андрей Вячеславович! Я занимаюсь изучением творчества и биографии поэта А.А. Коринфского. Хотелось уточнить у Вас информацию о его деде М.П. Варенцове. Очень надеюсь на Вашу помощь, но у меня нет Ваших контактов, поэтому пишу здесь. Буду благодарен за ответ: моя почта: zoil69@mail.ru Бойников Александр Михайлович.

Добавить комментарий для А. В. Малышев Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>