Экспертное заключение о правомочности считать датой основания города Сарова 1691 год

 

Город, ныне именуемый Саровом, получил статус города согласно Указу Президиума Верховного совета СССР от 17 марта 1954. (Остриянская Н.Л. Так начинался город // Город нашей судьбы: Материалы VI научно-практической конференции, посвященной 50-летию образования города Сарова. — Саров -Арзамас, 2004. С.4.). Именно с этого момента начинается история Сарова как города. В то же время в «Справке о возможных датах основания города Сарова», составленной А.А. Агаповым, Н.Л. Остриянской и A.M. Подурцом, предлагается с целью «восстановления исторической справедливости» установить «более раннюю официальную дату возникновения Сарова». При этом авторы Справки называют следующие этапы истории города Сарова, «которые можно было бы принять за начало отчета его истории: XII — XIII вв. (Центр средневековой мордвы), 1664 (приход на Старое Городище отшельника Феодосия), 1691 (приход на Старое Городище монаха арзамасского Введенского монастыря Исаакия, в схиме — Иоанна), 1700 («поселение большой группы монахов на Саровской горе»), 1706 (основание Сатисо-градо-Саровской пустыни), 1938 (избрание поселкового совета в поселке Саров), 1946 (создание на месте поселка Саров КБ-11) Из этих дат А.А. Агапов и A.M. Подурец предлагают признать началом отсчета истории Сарова 1691 год.

Таким образом, мы должны ответить на вопрос: можно ли считать 1691 год датой основания города Сарова? По нашему мнению, существует единственный способ решения этой задачи. Следует воспользоваться опытом установления даты основания города, имеющего схожую с Саровом историческую судьбу. Таким городом является Сергиев Посад. Основные вехи развития Сергиева Посада и Сарова совпадают. Оба города развивались из поселений вокруг монастыря, а монастыри возникли из пустынь. В каждой из этих пустынь поселялся один монах-отшельник, впоследствии ставший основателем монастыря. Статус городов и Сергиев Посад, и Саров получили только в советский период. В советское время название обоих городов были сменены. В постсоветский период этим городам были возвращены их исторические имена.

Для установления общепризнанных вех истории Сергиева Посада необходимо привлечь статьи их авторитетных энциклопедических изданий. К таковым следует отнести Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, Большую советскую энциклопедию. Советскую историческую энциклопедию, энциклопедию «Города России», энциклопедический словарь «География России», Географический энциклопедический словарь. Большую энциклопедию издательства «Терра».

Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (T.XXIX, СПб., 1900) сообщает, что Сергиев Посад был образован из слобод при Троице-Сергиевом монастыре в 1782 году. Таким образом, за точку отсчета берется появление населенного пункта с названием «Сергиев посад».

Большая советская энциклопедия (издание 1-е, Т.25, М., 1932) сообщает, что город возник при Троице-Сергиевом монастыре, основанном в 1337 году. Здесь точкой отсчета является основание монастыря. Причем за дату основания монастыря принимается поселение Сергия Радонежского в том пустынном тогда месте, где впоследствии возникла монашеская обитель.

Большая советская энциклопедия (издание 2-е, Т. 16) утверждает, что город (тогда — Загорск) возник при Троице-Сергиевом монастыре. Иными словами, происходит возврат к точке зрения словаря Брокгауза и Эфрона.

Советская историческая энциклопедия сообщает, что Загорск образовался из сел и слобод около Троице-Сергиевой лавры, основанной в 40-х г.г. XIV века. Здесь за точку отсчета вновь берется поселение Сергия Радонежского в пустыни, хотя город, по мнению автора статьи, образовался не из монастыря, а из сел и слобод около него.

А вот Большая советская энциклопедия (издание 3-е) уже прямо называет «историческим ядром» города Троице-Сергиеву лавру, вокруг которой с конца XIV в. возникают села и слободы, объединенные в 1782 г. в Сергиев Посад. Здесь впервые в изданиях такого уровня вводится понятие «исторического ядра» Сергиева Посада (тогда    Загорска), под которым понимается сам монастырь.

Концепция монастыря, как «исторического ядра» Сергиева Посада в дальнейшем становится общепринятой. Она излагается в Энциклопедии «Города России» (М., 1994), энциклопедическом словаре «География России» (М., 1998), Географическом энциклопедическом словаре (М., 2003), Большой энциклопедии (М., 2006). Причем за дату основания монастыря, а значит и  возникновения  «исторического  ядра»  города  везде  принимается  поселение

Сергия Радонежского на месте будущего монастыря. Более того, в настоящее время формируется тенденция отождествлять поселение Сергия Радонежского на территории будущего монастыря с датой основания города. Так, в справочнике «Гербы городов России» (М, 2006, С.65) читаем о Сергиевом Посаде, что первое упоминание о городе относится к середине 40-х г.г. XIV в., когда Сергием Радонежским был основан монастырь, названный впоследствии Троице-Сергиевой лаврой.

Исходя из вышеизложенного, по аналогии с историей Сергиева Посада мы можем считать 1691 год (приход на Старое Городище монаха арзамасского Введенского монастыря Исаакия, в схиме — Иоанна) датой возникновения «исторического ядра» Сарова и вести от нее отсчет истории города.

Как точки отсчета истории города Сарова, имеют право на существование и другие даты. Во-первых, это время создания в поселке Саров КБ-11 при руководимой И.В. Курчатовым лабораторией №2 АН СССР (9 апреля 1946 г.). Именно создание КБ-11 привело к росту поселка и превращению его затем в город. Во-вторых, это появление населенного места с названием «Саров». Н.В. Морохин пишет, что в 1936 г. «поселение именовалось местечко Саров» (Морохин Н.А. Наши реки, города и села. — Н. Новгород, 2007. С. 105). Однако еще в начале XX в. нижегородский историк, председатель НГУАК А.А. Савельев, описывая посещение Николаем II Саровской пустыни, употребляет название «Саров» (Савельев А.А. Николай II в Саровской пустыни // Савельев А.А. Земство и власть, Арзамас, 1995). A.M. Подурец использует название «Саров» для описания событий XVIII века (Подурец A.M. Саров: памятник истории, культуры, православия. — Саров, 1998. С.67). Когда же появилось название «Саров» в обиходе и когда — как официальное название населенного пункта? Этот вопрос историкам еще придется выяснить.

Нельзя, разумеется, забывать и о том, что Саровская пустынь была основана на месте Старого городища. A.M. Подурец, основываясь на результатах археологических раскопок Н.Н. Грибова, связывает это городище со средневековой мордвой и отрицает существование здесь золотоордынского города Сараклыч, о чем, писалось в церковной литературе XIX — нач. XX веков. При этом A.M. Подурец игнорирует аргументы, изложенные Р.Ж. Баязитовым и В.П. Макарихиным (Баязитов Р.Ж., Макарихин В.П. Восточная Мещера в средние века. — Н.Новгород, 1996). Таким образом, проблема Старого Городища и Сараклыча требует дальнейшего глубокого изучения.

 

Зав. кафедрой истории России и краеведения

Исторического факультета

Нижегородского государственного университета

им. Н.И. Лобачевского,

доктор исторических наук, доцент Ф.А. Селезнёв

 

Декан Исторического факультета

Нижегородского государственного университета

им. Н.И. Лобачевского,

доктор исторических наук, доцент Е.А. Молев

 

Комментарий редактора

Последний абзац Заключения требует пояснения.

А.М. Подурец «игнорирует»» книгу Баязитова и Макарихина так как считает её фальсификацией, а приведенные в ней «аргументы» — конъюнктурной выдумкой. Во время издания этой книги в аспирантуре Истфака у Макарихина обучался самодеятельный саровский краевед А.И. Тарасов, известный в Сарове своими фантастическими взглядами на местную историю и склонностью к фальсификации источников, по профессии — лаборант одного из физических подразделений ВНИИЭФ. Я считаю, что и вышеупомянутую книгу сочинил он, записав в авторы Макарихина, а Баязитова — за то, что последний профинансировал её издание. Тогда Макарихин не удосужился проверить достоверность изложенных в книге своего «ученика» фактов и выводов, — и вот результат: фальшивка живёт, и на неё даже ссылаются серьёзные исследователи.

А.М. Подурец

Просмотров: 1 633

К этой записи 3 комментария

  • Алексей Демидов:

    Лёша! Очень рад, что наконец все эти документы о дате рождения современного Сарова опубликованы с упоминанием авторства их написавших!
    Уверен, что Дело определения даты рождения Сарова — одно из самых Главных в истории самого общественного объединения «Саровская Пустынь»!
    Пройдут многие годы, а горожане Сарова будут с благодарностью вспоминать это ваше ДЕЯНИЕ!
    СПАСИБО, ДРУЗЬЯ!

  • Валерий Г.:

    Демидову: Спасибо за высокую оценку нашего клуба «Саровская Пустынь». Но справедливости ради замечу, что наша историческая справка была составлена по запросу городской администрации

    1. Алексей Демидов:

      Валера! «Справедливости ради» надо отметить, что вопрос о дате рождения современного Сарова давно зрел в головах заинтересованных граждан Города, задолго до того, как в Городе появились администраторы, которые официально этот вопрос сформулировали. Уверен, что Администрация была «подведена» к этому запросу и деятельностью нашего объединения… А самО «зрелое» объединение СП оказалось в нужном месте в нужный час, способным дать квалифицированный ответ на очень сложный вопрос! И ЭТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>