О топонимике местечка, под названием Кумалей, что около села Большое Череватово

Уже несколько лет подряд в этих местах летом базируется летний лагерь саровской православной школы. Наряду с основными занятиями по православному просвещению, ребята, проживая в полевых условиях, обучаются основам туризма, знакомятся с краеведческими и природными достопримечательностями села Большое Череватово. В этом году в числе этих мероприятий были запланированы и экологические занятия, которые мне предложили провести. Для этого пришлось отправиться в Большое Череватово, и, благодаря этому, удалось познакомиться с новым и очень красивым местом с названием Кумалей. Местечко это находится приблизительно километрах в 3-х к востоку от Большого Череватова. На машине в сырую погоду туда не проехать, поэтому машину можно оставить в селе. А далее по асфальтированной дороге от храма надо идти до конца села на восток, затем полем по грунтовой дороге через овраг, мимо разрушенной дамбы (когда-то здесь был прудок), по той же грунтовке подняться наверх, забирая влево и дойти до березовой рощи. Был конец июня, и все окрестные поля стояли покрытые белым ковром цветущих ромашек.

Untitled

Место расположения православного лагеря 2014 г. обозначено красным крестом, рядом находится родник Кумалей

Надо отметить, что название Кумалей, прежде всего, относится к роднику, вернее родниковому колодцу, который расположен рядом, и водой из которого пользовалось население полевого лагеря. Родник расположен на склоне неглубокой балки, обустроен и отмечен двумя крестами. Судя по рассказам, местные жители хорошо знают эти места, которые известны не только своим родником, но также грибами и ягодами. Также выяснилось, что у местного населения название это расшифровывается как обращение: «Кума, лей!»

Так какова же топонимика этого названия? Обращаемся к книге Н. Морохина, «Наши реки, города и села» [1], однако этого названия не находим. Среди других географических названий Нижегородской области у Морохина имеется похожее — река Кумовая, что в Вознесенском районе (левый приток р. Луктос) с тем же корнем «кума», что с финно-угорского означает «омут». Второй корень «лей» означает «ручей, овраг». Таким образом, «Кумалей» это «омутовый ручей» или «омутовый овраг». Вроде все логично получается, и овраг имеется, и ручей из него вытекает, одно только смущает — в здешних местах в настоящее время что-то омутов не наблюдается.

И еще хотелось бы добавить, что в Большом Череватове, на восточном его конце, как раз по пути к Кумалею, в голубом доме с березами, где имеется симпатичная собачка Рекс, живет интересный и добросердечный человек – Галина Дмитриевна Сергачева. На вид ей около 70 лет, она бывший библиотекарь, когда-то заведовала сельским музеем и может рассказать много интересного об истории села.

Литература:

Морохин Н. Наши реки, города и села. Н.Новгород: Нижегородские были. 2007.

 

лагерь

В березовой роще расположился лагерь саровской православной школы

родник

 

Родниковый колодец Кумалей

К этой записи 3 комментария

  • Валя! Кто руководил лагерем? Кто занимался его продуктовым обеспечением? Какова численность лагеря (детей)? Сколько сопровождающих взрослых? Сроки действия лагеря? Кто может быть его участником?

  • Что за сельский музей? ГДЕ!? Музей сегодня существует?

  • Татьяна:

    Галина Дмитриевна Сергачева помню ее с лет с 3-х, всю библиотеку там прочитала раза два, были редкие штуки и батьку моего к книге приучила) всегда с улыбкой, всегда поможет и как она только мирилась с этой дискотекой под боком.прекрасной души человек. надеюсь все в надежных местах) от масонов этих спрятано
    лагерь существовал недолго, рядом с домом рощиных, чуть дальше к магазину. на доме даже табличка офиц висела.одинокая набожная женщина завещала его то ли местному детскому дома на время, в общем кушали в церкви, помогали храм восстанавливать, на экскурсии ходили, но подростки в 90-е были сами понимаете и больше лет 3 лагерь не просуществовал. вроде одна только женщина им занималась, кто то из храма помогал им.
    был там такой чудесный верующий, как только рухнула страна он из дома стал выходить и сам все своими силами церковь восстанавливал. трудился день и ночь. почти всегда молчал, дом у него совсем обветшал а он все работал и если б не он…хотя и батюшки там менялись ой часто.
    зато никогда не забуду как каждое утро у бабушки в воскресенье в деревне просыпаешься под чистый звон колоколов. у нас он прям напротив церкви стоит.
    так жалко там камешки такие редкие я всегда находила, нигде таких не было и это не и за голубой глины.

    Череватово
    Сергей Кокуркин

    Загрустилось мне, затосковалось
    и на сердце груз тяжелый лег.
    Что-то в памяти моей осталось
    Тяжкое, а вспомнить я не смог.

    В жизни надо мне не так уж много,
    Лишь тоска быстрее бы ушла,
    и пройду я по родной дороге,
    а дорога к храму привела.

    И на храм смотрю я с умиленьем
    и смахнул слезинки не тая.
    Череватово — моё селенье,
    Церковь — лебедь белая моя.

    Я хочу, чтоб вновь душа вздохнула,
    Обращаю к Господу слова.
    Я хочу, чтоб двери распахнула
    Предо мною церковь Покрова.

    В храме я святой водой умоюсь,
    Кто-то скажет:»Жизнь то береги!»
    Вот тогда я может, успокоюсь.
    Господи, помилуй! Помоги!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>