Когда мы с сыном искали в интернете материалы к работе «Объекты природы как связь времен» [1], Яндекс-поисковик вывел на статью Дмитрия Юрьевича Доронина, в которой мы обнаружили упоминание об очень интересном объекте – «Зубном камне» [2]: «… Зубной камень на поле у д. Комкино. Валун около метра длиной, выступает из земли на 40-50 см. Очевидно, связан с мордовской лечебной традицией, хотя текстов на эрзянском языке нами не зафиксировано. Камень грызли от зубной боли. На камне заметны следы сколов – видимо, кусочки камня забирали с собой для лечебной практики…». На момент написания статьи в 2009 году Дмитрий Юрьевич был старшим преподавателем кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО.

Меня поразило прикладное назначение камня, сильно отличающееся от «применения» иных камней в нашей округе. Моё изумление было настолько велико, что возникло желание обязательно найти «Зубной камень». Занятно, что некоторые мои знакомые, которым я рассказывал о «Зубном камне», начинали веселиться, и рассказывали, что перед их внутренним взором рисуется картина с грызущими камень людьми.

И вот весной этого года, 24 апреля, я один, без сына, поехал в деревню Комкино узнать у местных жителей больше об этом камне. Дорога от Осиновки до Кременок была просто ужасная, пришлось объезжать рытвины по обочине, но желание найти «Зубной камень» было сильнее желания повернуть обратно. Далее ехать было проще, но от деревни Лихачи в сторону села Кошелиха дорога была устлана гравием, так что возобновились испытания меня и моей машины.

В деревне Комкино мне встретилась группа молодых людей, к которым я обратился с вопросом о «Зубном камне». Молодые люди заверили, что ничего не знают о таковом, и попытались направить меня к Серафимовым камням. Потом посоветовали обратиться к одной бабушке-старожилке по соседству. Она также стала говорить про Серафимовы камни, так что история повторилась.

Меня стали терзать смутные опасения…

Я решил обойти окрестности деревни в надежде обнаружить хоть что-то похожее на «Зубной камень».

Во время хождений я увидел много чего интересного. Это были и полуразрушенный обелиск воинам, павшим в Великой Отечественной войне, и песчаный карьер на левом берегу речки Пуза к западу от Комкино. Звенели жаворонки, изредка взлетали тетерева. В поле севернее деревни я нашел даже шалашик-схрон охотников, но никаких камней я не нашел.

DSC_4733

Обелиск павшим воинам

Карьер у деревни Комкино. Вид в сторону деревни Лихачи

Карьер у деревни Комкино. Вид в сторону деревни Лихачи

DSC_4774-1

Тетерев

DSC_4787-1

Жаворонок

Но кое-что всё-таки мне удалось найти. Уже почти отчаявшись в своих поисках, и чтобы развеяться от скорбных мыслей, я стал фотографировать скворца, который весело щелкал на дереве рядом со своим скворечником около одного из домов в Комкино.

DSC_4815-1

Скворец

Тут я почувствовал, что за моей спиной кто-то ехал на велосипеде и остановился… Это оказался местный мальчишка, житель деревни Комкино. Он заинтересованно наблюдал за моей фотоохотой. Я предложил ему посмотреть фотографии, и мы разговорились. Мальчишка вспомнил, что на берегу речки лежит камушек, и как про него мальчишка сказал: «…мы на нем с мамкой отдыхали, когда в Лихачи ходили…». И он привел меня к этому камню.

Камень представлен на фотографии, для масштаба я прислонил к нему сотовый телефон с размером по длинной стороне 10 см. Выступает над землей на 40…50 см и около 1 м длиной. На камне действительно просматриваются как бы следы сколов.

Предполагаемый «Зубной камень»

Предполагаемый «Зубной камень»

Фрагмент

Звездочкой показано расположение камня. Пожалуйста, не воруйте камень!

Но мне было нужно подтверждение или опровержение моей находки. Вечером, после поездки, что называется под впечатлением, я решил написать Д.Ю. Доронину письмо следующего содержания: «Я прочитал Вашу статью http://etno.environment.ru/news.php?id=77 и под впечатлением от описания «зубного камня» поехал в деревню Комкино. К моему удивлению опрошенные местные жители ничего не слышали об этом камне. После расспросов я обошел деревню по западной, северной и восточной сторонам. Камень не обнаружил. Потом какой-то мальчишка привел меня к камню что около песчаного карьера, но на правой стороне реки Пузенка. Отсюда у меня вопрос и просьба одновременно: укажите место нахождения этого камня, и если можно дайте источник информации

На следующий день Дмитрий Юрьевич ответил мне письмом следующего содержания: «…У меня нет под рукой этой статьи, и сам камень я видел только на фотографиях. Именно про этот камень — это материалы экспедиций Н.В. Морохина и А.В. Харлова 1990-ых гг. (в статье должна быть ссылка на эти материалы). У этих исследователей был информант — молодой парень из Сарова, его имя я сейчас по памяти не помню, а статьи под рукой нет (в первой половине 2000-ых гг. он был известен в Сарове как гадатель на рунах). А в 1990-ые он увлекался местным краеведением и рассказал про этот камень […] В моей статье (не знаю, какая из версий в Вашем распоряжении) о материалах от этого информанта заявлено очень вскользь..

Выходило, необходимо искать Николая Владимировича Морохина, и я обратился к А.М. Подурцу с просьбой дать мне его координаты, по которым было направлено письмо такого же содержания что и Д.Ю. Доронину. Ответ меня удивил: «…С интересом прочитал  Ваше письмо и статью по ссылке Д.Ю. Доронина. Со своей стороны могу сказать, что камень такой возле Комкина я не видел, не искал, ничего о нём не знаю и не писал. В июне 1999 года мы, действительно, ездили в Суворово и Трудовое, кстати, с Алексеем Михайловичем вместе, записи сохранились, но в Комкине мы не были. Водил нас по этим местам житель Сарова, в ту пору, молодой человек, по фамилии Старостин. Его предки из тех мест. Может быть, он знает? Контактов у меня его не сохранилось, жил он на улице Курчатова… Вот, пожалуй, всё, что я мог бы сообщить Вам толком…»

Почва уходила из-под ног. Ниточки рвались. Я показал результаты переписки Алексею Михайловичу, и он посоветовал мне продолжить полевые изыскания, съездив в Лихачи…

Следующая моя поездка в те края состоялась 27 сентября. Снова я поехал один.

DSC_1393

Туманное утро. Еду в Лихачи через Кременки. Дорога на Кременки с весны не изменилась.

В Лихачах ситуация с опросами повторилась. Ни на улице, ни в магазине никто не слышал про «Зубной камень». Я решил пройти вокруг Лихачей, как весной ходил вокруг Комкино, но трава была очень высокой, идти было трудно. Тем более, в такой траве что-то найти было весьма проблематично. Чуть побродив, решил возвращаться к машине. На обратном пути в Лихачах на улице Новая я повстречал пожилого человека, представившегося Иван Ивановичем, весьма разговорчивого и очень начитанного (еще он сказал, что одна из его специальностей теперь уже редкая – печник). Так вот, Иван Иванович сначала тоже отрицал наличие какого-либо камня не только в окрестностях Комкино, но и в окрестностях Лихачей, но потом вспомнил, что да, у Комкино на берегу Пузы лежит небольшой камень, который, по его словам, «скатился из карьера». Я показал Ивану Ивановичу фотографии с весенней находкой, и он подтвердил, что это тот самый камень…

В своем письме ко мне Н.В. Морохин ссылается на молодого человека, который водил их этнографическую экспедицию. Оказалось, что молодой человек в городе давно не живет, но мне удалось связаться с ним. В результате телефонного разговора подтвердилось, что моя находка и есть «Зубной камень», хотя в начале разговора молодой человек говорил об утрате камня в результате возникновения карьера около деревни Комкино. Им объяснилось и незнание местным населением об этом объекте. По словам молодого человека, эрзяне, коренные жители деревни Комкино, не стремились «делиться» своей культурой с пришлым русским населением, и в свою очередь избегали проникновения русской культуры в свою культуру. Как я понял, собственно камень для эрзян не являлся сакральным объектом в русском и русско-православном понимании, поэтому никаких обрядовых действий около камня не проводилось. Как я понял молодого человека, для эрзян сам камень не являлся лечебным в нашем материальном понимании, он как бы символизировал собой место, в пределах которого могла утихнуть зубная боль; если бы не было камня, символом могло бы быть какое-нибудь дерево.

К сожалению, по словам молодого человека, из носителей прежней эрзянской культуры в Лихачах и Комкино уже никого не осталось. Так что подтвердить или опровергнуть «целебность» камня, кроме самого молодого человека, а также объяснить мифологию вокруг камня сейчас некому.

Для меня сейчас «Зубной камень» стал еще большей загадкой, чем был весной до начала поисков.

 

Литература

  1. Сайт «Саровский краевед». Муругов Илья. Объекты природы как связь времен. 30.04.2014
    http://sarpust.ru/2014/04/ob-ekty-prirody-kak-svyaz-vremen/
  2. Сайт «Этноэкология». Доронин Д.Ю. Камень, дерево, родник: на стыке культур (малоизвестные объекты природно-культурного наследия в Дивеевском районе Нижегородской области). 25.04.2009
    http://etno.environment.ru/news.php?id=77

 

Просмотров: 7 903

К этой записи 13 комментариев

  • Очень интересный материал! Но где карта «с крестиком» местоположения валуна и координаты «зубного камня» по «джипиэс»?

    Несомненно, введение в «краеведческий оборот» Присаровья очередного валуна значительных размеров — очевидная заслуга автора!

    Пожелаем ему дальнейших интересных изысканий и находок!

    Алексей Михайлович!
    Кто такой «молодой человек» Старостин из Сарова!?

  • С.В. Муругов С.В. Муругов:

    Я побоялся давать точные координаты камня в открытое пользование. Как бы не украли! Если что, могу персонально показать расположение. Кроме этого, у Алексея Михайловича есть сделанная мной фотография, по которой можно добраться до камня

    1. Вы прикиньте вес камня! Украсть его — целая спецоперация со спецтехникой! 🙂

      1. С.В. Муругов С.В. Муругов:

        Я Вам выслал фотографию с расположением на e-mail

        1. Спасибо! Но при таких «страхах» валун не становится «общенародным достоянием»!

  • Анатолий Калашников:

    Почитал с интересом статью. У меня по линии матери все родственники здесь жили, по фамилии Ромашкины. Я все каникулы проводил в нашей деревне. Ни о каком «зубном камне» я никогда ни от кого не слышал. Это во-первых.
    Во-вторых по поводу проживающих «эрзянцев» как то не очень верится. Разговаривали в деревне на русском языке, никогда не слышал ни мордовского, ни татарского говора. В обиходе было практически ко всем предложением приставлять слово — Чай.
    В детстве местные ребятишки называли друг друга с приставкой Кар — Кар-Коля, Кар-Лёня и т.д.
    Жителей называли не по фамилиям а по принадлежности либо к хозяину семьи, либо хозяйки. Например: Надёжкинв (Надежда), Романовы (Роман),Васькины (Васька).
    В деревне проживали несколько родов — наш род — Ромашкины, знал род — Мастеровых. Других не помню. Улиц не было, были порядки.

    1. С.В. Муругов С.В. Муругов:

      Согласен с Вашими сомнениями.
      Все дело в информаторе. На счет эрзян я записал с его слов. Хотя, они могли и не разговаривать на своем языке.
      Я всего-навсего исследовал сам факт наличия камня. А что там на самом деле — скорее всего, это легенда, кем-то единолично придуманная.

      Кстати, «карь» — лапоть, по-эрзянски и по-мокшански.

  • А. М. Подурец А. М. Подурец:

    Насчет «эрзян» всё не так однозначно.
    Первое упоминание про Комкино, что я нашёл, относится к 1578 году, там упомянута «камкинская мордва». В 1585 году упомянут «камкинский татарин Сювюндюк Телевлеев», а в 1612-м — опять камкинская мордва. Интересно, что название деревни тогда чаще писали через «а» — Камкино. Впрочем, это мало что значит.
    В середине XIX века деревня называлась Русская Комкина. Значит, когда-то была и нерусская…
    Про «кар» и «чай» — очень интересно. Понять бы ещё, что это такое.

  • Стас! Спасибо Вам за карту-схему со звёздочкой! Но подпись, прямо, КРИК ДУШИ! 🙂

  • С.В. Муругов С.В. Муругов:

    http://поискслов.рф/term/%D1%87%D0%B0%D0%B9

    Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
    чай

    вводное слово (простореч.). Пожалуй, повидимому, вероятно. Чай, у тебя готово собранье важное вестей? Грибоедов. Он, чай, давно уж за ворота, домой и спать залег. Грибоедов. Чай, поди-ка, невесту в деревне-то оставил? М. Горький. Дома два раза пил, да, чай, в городе-то нахлебался. А. Островский. Чай, седьмой десяток доживает старуха. Тургенев. Кляузу, чай, какую-то сочинил. Салтыков-Щедрин. (Выражение «чай» возникло из «я чаю» (от слова «чаять»), причем первонач. говорили также «я чай». Ведь, я чаю, скоро и учители придут. Фонвизин. Сказала что-то вскользь, а ты, я чай, надеждами вознесся. Грибоедов. — А вы всё учитесь? Вы уж и так, я чай, всё знаете.) Тургенев.

  • С.В. Муругов С.В. Муругов:

    http://sahifa.tj/%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD/default.aspx

    карин- сущ. друг, товарищ, собрат (по-татарски)

    может, «кар» модифицированный «карин»?

  • Андрей:

    Прочитал все с удовольствием. Самое смешное в этой ситуации, что при желании хоть что то узнать о «Зубном камне» во всех поисковиках выскакивали именно зубные камни и как от них избавиться. И вот только совершенно случайно и только после вашей подсказки я на Ваши исследования и попал. Кстати, и мне двое жителей тоже отвечали, что они не чего не знают о «Зубном камне»и отправили за Суворово на каменную гору, где я благополучно нашел камень «Тот Свет»…..

  • А. М. Подурец А. М. Подурец:

    Станислав Васильевич, читатель с ником Андрей простит твоего разрешения на публикацию твоей фотографии Зубного камня. Но запрос этот — в комментариях к статье про Алатырь-камень. Ответь ему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>