Тропами Кистараса, или Позарастали стежки-дорожки
Кузнецова В., Стасевич А.
Местечко, а точнее, урочище, с названием Кистарас находится под Илевом. Вот туда летним субботним утром мы отправились в поход выходного дня. Под туристскими знаменами собрались туристы 3-х поколений: от 6 до 60 лет. Маршрут, по которому мы собирались пройти, знаком туристам г. Сарова с незапамятных времен. И хотя расстояние между Полупочинками (Дивеевского района) и Илевом (Вознесенского района), если смотреть по карте, не так велико, однако путь оказался значительно длиннее, а учитывая, что в группе были дети 6 — 9 лет, то можно с уверенностью сказать, что из задуманного мероприятия получился хороший спортивный поход.
Схема маршрута похода Полупочинки — Илев. 20 августа (красный цвет) — 21 августа 2016 г. (синий цвет)
Этот маршрут между Полупочинками и Илевом в свое время практиковали наши известные туристы: Е. Мокинова, А. Кузнецов и др., и авторам этого материала неоднократно доводилось бывать в тех походах. По воспоминаниям Александра Стасевича: «Без преувеличения, это – наш семейный маршрут. В конце 90-х, когда еще была «жива» узкоколейка Илев — Выкса, мои родители совершили пеший переход по ней целиком. А этому предшествовали неоднократные разведочные выходы, в некоторых из них я принимал участие. Грунтовку Илев — Полупочинки с тех пор про себя я называю «мамина дорога».
В старые времена туристский маршрут между Полупочинками и Илевом был по-спортивному напряженным, потому что здесь были разнообразные препятствия: водотоки, заболоченные места, опять же – лес, где завалы из деревьев были не редкостью. И еще он был интересным с краеведческой точки зрения. Здесь еще можно было встретить хорошо сохранившиеся остатки узкоколейной железной дороги: рельсы, части вагонов. Костыль здесь был самым обычным сувениром. Благодаря узкоколейкам лесная местность в Присаровье была достаточно проходимой и доступной.
С тех времен прошло почти два десятка лет. Захотелось посмотреть на те места снова и показать их молодым туристам. Группа собралась большая — 19 человек, а также 2 собаки, которые внесли большое оживление в наше мероприятие. Среди собравшихся дошкольники, школьники младших и старших классов, один студент и взрослые туристы с разным походным опытом.
21 августа 2016 г. Туристы г.Сарова на маршруте Полупочинки — Илев
Итак, 20 августа, около 9 утра, мы приехали на западную окраину деревни Полупочинки и двинулись к лесному роднику, расположенному юго-западнее деревни. К роднику (его координаты: 55º, 01.354′ сев. широты; 43º, 06.481′ вост. долготы) вышли быстро, однако местность существенно изменилась, так как за прошедшие годы здесь все основательно заросло. Заправив емкости водой из родника, мы снова вернулись к дороге и зашагали по ней в южном направлении.
Сосновая лесополоса, что справа от дороги, за эти годы превратилась в настоящий лес. Бывшие поля, что слева от дороги, тоже почти стали лесом, да и саму дорогу с обеих сторон подпирают подрастающие деревья, а из-за мощной травы проселочная дорога местами исчезает и превращается в направление, которое пока еще различимо.
Мы пересекли сухой ручей (в иные годы — весной и осенью — он бывает полноводным и является ощутимым препятствием для путников). Далее по маршруту должно быть озерцо, называемое Черным. Когда-то здесь была деревня, названная по имени этого озерца — Черноозерки. В прошлые походы в этом месте мы находили погост: на небольшой территории, за оградой, располагалось несколько деревянных крестов. На этот раз погоста мы не нашли, возможно, из-за густой и высокой травы. Кроме яблонь и зарослей терновника, о том, что здесь когда-то было поселение, не напоминает абсолютно ничего: следы прежней жизни отсутствуют напрочь.
Озеро Черное
Раньше из района Черноозерок в сторону Илева мы уходили по полю краем леса в юго-западном направлении. Это был наиболее короткий путь. На этот же раз никаких дорог в этом направлении среди травы мы не увидели, поэтому продолжили наш путь к Илеву через урочище Кистарас.
На старых картах это название еще можно встретить, и от него, честное слово, веет чем-то загадочным. Когда произносится название «Кистарас», в памяти возникает поляна, запрятанная далеко-далеко в лесу, среди сосен, и густо заросшая папоротником. В отдельные полноводные годы пройти на эту поляну через глубокий ручей представляло определенную трудность. По-видимому, когда-то здесь был лесной кордон, знак которого имеется на некоторых старых картах. Однако уже много лет назад никаких признаков присутствия человека здесь не наблюдалось.
Так выглядит урочище Кистарас на космическом снимке (http://wikimapia.org)
У местного населения это название также имеет какое-то значение, поскольку оно живо в их памяти. Илевская поэтесса Л.Е. Сенекина так написала о нем:
За часовней аукают филины,
Плещет рыба в Акимовой заводи,
В Кистарас, громко хлопая крыльями,
Гуси дикие падают на воду.
Карта 1990 г., на которой указаны урочище Кистарас и узкоколейка
Ближе к обеду на широкой поляне, среди густой травы, мы устроили большой привал с перекусом, поскольку прошли больше половины пути и успели немного устать. Далее дорога заканчивалась, и некоторое время идти пришлось по бездорожью по полю и лесу. В лесу вышли на просеку сносной проходимости, а затем, пройдя еще немного на юг, вышли на лесную дорогу, и вдоль небольшого ручья, который был с левой стороны, двинулись дальше, в юго-западном направлении.
Лесные завалы на дорогах Кистараса
Отвалы грунта вдоль дороги указывают, что когда-то здесь была узкоколейка
Дорога местами была перекрыта упавшими деревьями, с левой стороны там и сям – проплешины в лесу, по-видимому, последствия пожара 2010 и ураганов 2015-го годов. Километра через полтора вышли к насыпи бывшей узкоколейки, вначале идущей в направлении север-юг, а затем плавно поворачивающей на запад, в сторону бывшего моста — нашей цели. Завалов здесь гораздо меньше, но по мере нашего продвижения начал появляться кустарник, затрудняющий ориентирование. Из-за этого мы не заметили поворота насыпи, уходящей вправо по просеке, и прошли напрямую до ближайшей поляны, где повернули направо и пошли по насыпи, которая вела прямо к мосту, и до которого оставалось менее километра. Когда-то этот участок узкоколейки можно было изучать как образец строительства железных дорог: неровности рельефа были выровнены, а лишний грунт в виде насыпей тянулся вдоль полотна дороги на протяжении большого расстояния. Эти насыпи были хорошим ориентиром. Сейчас лесом зарастает все: и эти насыпи, и само полотно дороги. Лес постепенно поглощает рукотворные сооружения. О том, что под ногами бывшее железнодорожное полотно, знают только те, кто по нему ходил раньше. Нет ни шпал, и уж конечно! — ничего железного: рельсов, костылей.
И вот мы, наконец, у цели сегодняшнего пути — на поляне около ручья Крутец. Здесь мы будем ночевать. До недавнего времени в этом месте стоял красавец мост. Это был образчик инженерной мысли: в лесной глухомани через лесной ручей был переброшен оригинальный железнодорожный деревянный мост длиной метров 15. Он держался на очень высоких опорах, словно на ходулях. Высота опор была, наверное, метров 5 и определялась, по-видимому, местными условиями — высотой уровня воды в речке во время половодья. Многочисленные перекрестия его деревянных балок, черных от времени, очень гармонично вписывались в лесной ландшафт.
Однако, увы! Моста больше нет, остались одни руины, сваленные в одну некрасивую кучу на дне ручья.
Железнодорожного моста через ручей Крутец под Илевом больше нет
Итак, сегодня мы преодолели путь в 14 км. И какие километры! По высокой траве, через лесные завалы. Для наших маленьких туристов Гриши, Саши и Василисы это было испытание, и для их родителей — тоже, ведь их дети первый раз пошли в поход: «С почином вас!». Хотя, как показали дальнейшие события, развернувшиеся у костра, у юных туристов сил осталось еще достаточно; весь вечер они были бодры и жизнерадостны.
Юные туристы Василиса, Гриша и Саша
На другой день мы продолжили свой путь к Илеву. Поскольку моста через ручей не стало, мы организовали переправу на другой берег, помогая друг другу преодолевать крутые склоны берегов, густо заросших кустарником. Насыпь узкоколейной дороги на противоположном берегу ручья стала непроходимой: упала огромная ель, подмяла под себя другие деревья, и этот завал начисто перегородил проход. Пришлось обходить завал, спустившись с насыпи, и по кустам, перешагивая через поваленные деревья, уворачиваясь от жгучей крапивы, выбрались на насыпь — дальше она была проходимой. Мы дошли до грунтовой дороги «Илев — Полупочинки». Дорога оказалась в хорошем состоянии, по ней даже машина проехала в сторону Полупочинок, и уже без всяких препятствий часа за два дошли до Илева.
Остатки Илевского чугунолитейного завода пока еще сохраняются
Прошлись по просторным улицам села, где домов осталось — на пальцах рук пересчитать можно, и мимо Барского парка вышли к церкви. Церковь по-прежнему не восстановлена, стоит в обветшалых лесах. Колокольня все также красива и величественна, хотя тоже давно требует ремонта. В густой траве около стены колокольни, как раз под чугунной доской, надпись на которой повествует о строительстве храма, разыскали два куска руды. Помнится, они лежат здесь с незапамятных времен, и не просто так, а как напоминание о тех временах, когда Илев был крупным заводским центром по выплавке чугуна и его переделу в железо. Около магазина пообщались с местными жительницами, узнали об их житье-бытье. Узнали от них, что в селе проживает около 120 человек: где-то человек 70 своих и 50 приезжих. Отдохнув, мы отправились к пруду, в начало села, куда за нами должен приехать автобус. По пути заглянули на развалины Илевского железоделательного завода: кое-где из-под земляных насыпей проглядывает сохранившаяся старая кирпичная кладка. Известно, что в последние годы местные жители использовали остатки строений бывшего завода в качестве щебня и утепляющего материала (пыса). Так что пока еще здесь можно увидеть следы исторического прошлого.
Итак, за два походных дня в общей сложности туристами пройдено около 22 — 23 км.
Однозначно, за время, прошедшее с наших предыдущих походов в район Илева, произошли перемены, которые, вряд ли, можно назвать положительными. Исчезла узкоколейная железная дорога, в 2000-м году она была разобрана, а пару лет назад – рухнул (неизвестно: рухнул мост сам или ему помогли) деревянный мост через ручей Крутец, что северо-восточнее Илева. От узкоколейки осталась только насыпь, которая местами основательно заросла, стала трудноразличимой — постепенно «исчезает» среди лесной глуши. На новых картах эта бывшая узкоколейка уже не отмечена.
Другое грустное событие – многочисленные выжженные участки леса, пострадавшие от пожара 2010 г. и до неузнаваемости изменившие окрестности Илева. А. Стасевич вспоминает: «Я хорошо помню, что деревня Три Овражка находилась в глухом лесу. Сейчас же от нее осталось только полтора дома, расположенных в центре обширного поля, — это все, что осталось после этого пожара».
Однако, за это время произошло и положительное: в Дивеевском районе и районах, граничащих с ним, в октябре 2012-го были проведены российские соревнования по спортивному ориентированию «Осень Поволжья» (рогейн), — уникальное мероприятие, учитывая особенность нашего города. Благодаря этому мы стали обладателями высококачественной и подробной карты этих мест, на которой отмечены большинство дорог, тропинок, просек и т.д., и бродить по этим местам стало еще интереснее. Кстати, этот картографический материал очень помог нам и в этом походе.
Саша Стасевич также отметил, что пока оставались хоть какие-то следы узкоколейной железной дороги, пока эта насыпь не заросла окончательно, в 2012 и 2013-м он прошел ее целиком, частями, и, используя GPS-приемник, записал ее трек.
Во время похода выходного дня Александр совершил дополнительно два радиальных выхода, которые позволили ему разведать состояние некоторых лесных дорог и просек в окрестностях Илева, которые также используются туристами при прокладке маршрутов в Присаровье.
Фотографии Колесниковой Е., Кузнецовой В., Стасевича А.
Валя! Очень мало для такого материала иллюстраций-фотографий!
Ведь мы же отсняли МАССУ фотоматериала!
А где БЕЛЫЕ ГРИБЫ!? 🙂 Рыжики, маслята, подберёзовики?
Без них ПОХОД — НЕ ПОЛНЫЙ! 🙂
Попробую что-нибудь из фото добавить в «комментах»! Может теперь получится!? 🙂
Где-то в наших материалах на сайте МОСТ (ещё не разрушенный) фигурирует как произведение инженерной мысли!
Напомни где, Алексей Михайлович!
Леша, фотографии разрушенного моста нет (когда он еще был цел), но есть- аналогичного-в районе Курихи
А какой аналогичный мост в районе Курихи?
Валя!
Фото в студию! 🙂
Что скажут краеведы по поводу этимологии слова «КИСТАРАС»!?
Происхождение, корни, история!?
Из названия НЕ ЯСНО, что за поход был!
Наиболее подходящее название «Маршрут ПВД «Полупочинки — Илёв» или Тропами Кистараса»!
Алексей Михайлович!
Занеси название материала на страницу «МАРШРУТЫ»!
Спасибо, дорогой!
Вот фотография 2005 года:
Да, Алексей Михайлович!
СУПЕР!!! Спасибо! 🙂
Валя! Увидел на сайте у Анатолия Кузнецова твой материал!
http://outwalk.ru/2009/03/17/поход-по-узкоколейке-в-муромских-леса/
Но ТАМ совсем нет фотографий! Может сделать его с фото у нас на сайте СК? Подумай!