Раскопки в Сарове ещё не закончились, но многие жители города интересуются: что происходит на углу Октябрьского проспекта и улицы Дзержинского? Что ищут и что нашли? А, может быть, там клады с золотом?

Поэтому, не дожидаясь окончания работ, мы расскажем о некоторых предварительных археологических итогах.

Раскопки в этом году связаны с большим строительством – воссозданием Успенского собора монастыря и строительством нового моста через Сатис, которое также связано с восстановлением монастыря и грядущим перекрытием движения по проспекту Мира. Соответственно и археологические работы разделены на 3 этапа:

  • Котлован Успенского собора;
  • Шурфовка по трассе подъездов к будущему мосту;
  • Раскоп на месте замены коммуникаций в связи с реконструкцией Октябрьского проспекта.

Археологические работы осуществляются группой в составе наших старых знакомых из Нижнего Новгорода Николая Николаевича Грибова, Натальи Валентиновны Ивановой и Ильи Сергеевича Аникина, а также наших новых знакомых, молодых исследователей из Мордовии – Григория Письмаркина, Анастасии Самсоновой и Татьяны Марьенкиной. Им помогают неравнодушные к истории жители Сарова.

 

Котлован собора

Как все помнят, строительство Успенского собора было начато достаточно неожиданно для жителей города, но, главное, что без полагающегося по закону предварительного археологического исследования. В результате на значительном участке был уничтожен культурный слой XII – XIII веков, а захоронения монахов у стен собора были вскрыты без должного археологического сопровождения (наш сайт об этом писал). В результате критики, последовавшей как со стороны городской общественности, так и со стороны специалистов с «большой земли», застройщик признал свои ошибки, и решено было задним числом археологов на стройку всё-таки пустить. Конечно, основной объём информации оказался уже недоступен, но им удалось зафиксировать стратиграфию бортов котлована, в том числе определить местоположение одного из рвов Саровского городища. Интересно при этом было бы ещё и определить, с какой стороны рва находился вал (это позволило бы строить предположения о хронологии заселения разных участков городища), но это пока не удалось. Возможно, при продолжении строительных работ на территории монастыря у археологов появится возможность вернуться к решению этого вопроса.

На дне древнего рва были обнаружены несколько прослоек обугленного дерева. Что это – следы прошлых пожарищ или намеренный обжиг стен рва (такую технологию использовали иногда для придания земляным постройкам прочности)? Образцы угля из этих прослоек были отобраны для радиоуглеродного анализа, что позволит уточнить время их образования.

Кроме того, были обнаружены ещё два ранее не обследованные захоронения монастырского времени. Одно из них было разобрано и исследовано, второе – нет, так как в основном оно осталось за пределами котлована.

DSC_0301

Археологическое обследование северного борта котлована. Уходящие вниз разноцветные слои — следа рва городища

DSC_0310

Остатки угля на дне средневекового рва

 

Шурфовка

Согласно договору со строительной организацией, было сделано 15 шурфов по трассе будущего моста и подъездов к нему. Это необходимо, чтобы всем быть уверенными, что строительство не приведёт к уничтожению ещё не выявленных памятников археологии. Эта работа завершена, и культурного слоя на исследованном участке не оказалось. Можно со спокойной совестью строить, к чему подрядчики тут же и приступили.

Это первый пример археологических работ перед началом строительства в Сарове. Работ, заметим, обязательных по закону. Наконец-то в богоспасаемом Сарове стали тоже действовать в соответствии с законодательством.

 

Раскоп

Смета строительства кроме шурфовки предусматривала и большой археологический раскоп в районе Октябрьского проспекта, который будет реконструироваться и который частично проходит по территории средневекового Саровского городища. Выбор археологов пал на участок у здания по Октябрьскому проспекту, 6. Сейчас оно принадлежит клинической больнице № 50, когда-то тут располагалась физиолечебница, а ещё раньше – баня, сначала монастырская, потом поселковая и городская. Старожилы так и называют это здание 1907-го года постройки – «красная баня».

раскоп2

Раскоп на карте города

Участок для раскопок оказался сложным, в советское время он подвергался неоднократной перекопке, планировке, толщина советского культурного слоя оказалась местами более метра. На плане городских коммуникаций в этом месте были обозначены три траншеи, в которые уложены канализационные и водопроводные трубы. (В реальности таких траншей оказалось даже больше – пять!) Тем не менее, археологами предполагалось, что здесь могут быть обнаружены остатки как монастырского, так и домонастырского, средневекового (XII – XIII века) культурного слоя. И эти ожидания оправдались.

Средневековый слой обнаружен на самых поздних стадиях раскопок, так как он залегает на максимальной глубине, на «материке» — так в археологии называется почва, не содержащая культурных остатков. Но, поскольку место неоднократно перекапывалось, средневековые вещи попадаются и в слоях, относящихся к более поздним – монастырскому и советскому времени. Вот некоторые находки периода существования Саровского городища.

DSC_0570

Бронзовая мордовская застёжка сюльгама

DSC_0576

Остатки бронзового перстня

DSC_0346

Сердоликовая бусина. Страна происхождения — предположительно Индия

Кроме того, часто встречаются характерные фрагменты глиняной мордовской лепной посуды. Все находки свидетельствуют о том, что в XII – XII веках и этот, ранее не исследованный участок городища, был заселён.

Часто в раскопе встречаются предметы монастырского времени, относящиеся к XVIII – XIX векам, фрагменты глиняной посуды, изготовленной с помощью гончарного круга.

креме

Кремень, предположительно от пистолета. Начало XIX века

крест

Бронзовый крестик

Найденный нательный крестик, относящийся к монастырскому культурному слою, интересен тем, что он изготовлен в XVII веке, ещё до церковной реформы. Саровский монастырь официально основан в 1706 году, а в XVII веке тут могли жить только отшельники, кельи которых были в том числе и неподалёку от места раскопа. Возможно, этот крестик и принадлежал кому-то из первых саровских отшельников. Хотя, учитывая явные симпатии основателя монастыря Иоанна к старообрядчеству, его могли носить и уже в Саровском монастыре.

Состав находок из монастырского слоя говорит о том, что место это активно посещалось и использовалось во времена существования монастыря, несмотря на то, что оно довольно далеко от основной монастырской территории. Причём, более активно этот участок использовался именно в начальный период существования монастыря.

Ну и, наконец, приведём несколько находок, относящихся к советскому периоду.

DSC_0578

Спусковой крючок от огнестрельного оружия

DSC_0584

Номерок. Возможно, из бани

Найдено несколько монет, в том числе 1930-х годов. Но самой массовой находкой, по словам археологов, была такая:

DSC_0583

Это так называемая «белая головка» — алюминиевая крышка от бутылки водки.  На крышке надпись: МОСК. ЛИК ВОД З-Д (Московский ликеро-водочный завод, ныне завод «Кристалл»). Рискну высказать предположение, что этот небольшой скверик служил местом «культурного отдыха». Напротив располагался гастроном, знаменитый «горкомовский», рядом – баня… А что требуется трудящемуся человеку после бани?.. О том, что на этом пятачке был скверик, говорит и обнаруженная вымощенная камнем дорожка, которая шла параллельно современной асфальтовой дорожке и потом у здания бани поворачивала под прямым углом и, таким образом, оконтуривала этот треугольный участок.

 DSC_0321

Каменная дорожка

Кстати, остатки такой же дорожки есть и в парке им. Зернова. Возможно, эти элементы благоустройства были сделаны одновременно. (По сведениям с сайта городского департамента культуры, парк культуры и отдыха был открыт в 1948 году). По ширине (около 1,5 метров) и по сорту камня дорожка в парке — полная аналогия дорожке, раскопанной на Октябрьском проспекте. Этот аналог обнаружили — к стыду местных краеведов – приезжие нижегородские археологи. Вот, что значит профессиональный глаз! Кроме того, Николай Николаевич Грибов заметил, что мощёная камнем дорожка совсем не вписывается в современную планировку парка. Очевидно, она осталась от первых лет его существования.

DSC_0580 DSC_0581

Каменная дорожка в парке им. Зернова

Таким образом, археологические раскопки 2016 года позволяют более точно определить особенности расселения в Сарове в средневековое и монастырское время. И даже выявили некоторые любопытные детали городской жизни в XX веке.

К этой записи 20 комментариев

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Да! Замечательный материал! Давно ждём, Алексей Михайлович!

    Когда планируется завершить раскопки!?

    Как долго ждать официального отчёта Н. Н. Грибова?

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      Планировали закончить в середине августа — а вон как вышло. И объем работ оказался больше, и рабочих не хватает.

      1. Ещё бы показать сегодняшнее состояние РАСКОПА на фото!

        ВПЕЧАТЛЯЕТ!

  • Весьма любопытно.- Застройщики они такие — без внимания общественности никак.- Хорошо, что в Сарове она самая настоящая, а не безмолвствующая.- Так держать!-
    Очень интересны результаты анализа угля, конечно.- Будем надеяться, что это не последние находки.-

  • Индийская бусина особенно впечатлила…

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Похоже, раскопки завершены!

    На днях проходил мимо раскопа… Часть раскопа была уже засыпана…

    Ждём официальных результатов!

  • Евгений:

    Нательный мужской крестик 19-го — начала 20-го вв, самый массовый тип. Оборотная сторона должна быть либо гладкая (редко), либо с текстом молитвы «Да воскреснет бог…» (Псалом 67). Похожие типы крестов появились только в 18-ом веке. Продавался такой крестик на любом базаре вплоть до революции, мог быть потерян даже в советское время. В 17-ом веке таких типов нательных крестов ещё не было.

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      Автор статьи не считает себя специалистом в археологии.
      Но я показал этот комментарий специалисту. Его мнение не изменилось — по ряду признаков, в том числе по технологии изготовления, этот крестик не мог быть изготовлен в XIX и ХХ веках. Я попросил дать более развернутый ответ, но это будет не сразу.
      Конечно, по не очень качественной фотографии нельзя определить время происхождения крестика. На оборотной стороне надпись есть, но очень трудно читаемая.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Уже ничего не ищут!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Фото 1

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      Я понял, почему тормозит сайт — ты грузишь на него фотографии по 4 Мбайт 🙂
      Постарайся этого не делать. Осваивай фотошоп.

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Сегодняшняя версия сайта ВООБЩЕ НЕ ТОРМОЗИТ!
        А «ужимка» фото для сайта — это для весьма продвинутых резидентов, к которым мы не относимся! 🙂

        1. В.Н. Ганькин Валерий:

          Сжимается элементарно, я это делаю в программе-просмотрщике ACD. Там есть Редактор, в котором есть опция «Изменить размер».

        2. А. М. Подурец А. М. Подурец:

          А я промучился с твоим постом довольно долго…
          В связи с этим в воскресенье запланирован переезд сайта на другой сервер, и сайт несколько часов работать не будет.

          1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            УДАЧИ!
            Алексей Михайлович!
            Мы — только ЗА!!!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Раскоп законсервирован! (Засыпан землёй) — фото 2

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Но ограждение ещё не снято! Фото 3 — 14.09.2016

  • Н.Н. Грибов:

    Указанная Евгением датировка нательного крестика, обнаруженного при раскопках в Сарове в 2016 г., представляется неправомерно «зауженной». Хронологическая атрибуция предметов личного благочестия – мелкой православной пластики (нательных и наперсных крестов, иконок-привесок), в целом, происходит тремя путями. Первый, искусствоведческий, предполагает датировку по стилистическим особенностям, соотнесению находок с тем или иным кругом стилистически сходно оформленных предметов. При этом априори предполагается, что хронологические рамки той или иной «стилистики» известны, то есть с необходимой точностью определены по датированным вещам иной функциональной принадлежности (по оформлению поясной гарнитуры, керамики и проч.) или даже по известным предметам искусства. Впервые этот метод датирования («стиль – это эпоха») был предложен ещё в XVIII в. И.Винкельманом, в котором многие европейские археологи видят основоположника своей науки (и справляют день его рождения – 9 декабря – как «день археолога»). Второй способ – чисто археологический («по комплексам»), то есть когда дата бытования тех или иных предметов определяется по статистически устойчивой их совстречаемости с вещами известного периода (прежде всего, с монетными или иными находками с эпиграфикой (с текстами)). Совстречаемости на памятниках, в постройках или в погребениях, археологический материал которых формировался за очень непродолжительное время (в грунтовых погребениях – в течение одного дня). В последние два десятилетия чёрные копатели уничтожили огромное количество таких комплексов, «растащив» отдельные предметы по личным коллекциям. Без изучения комплекса, из которого происходит конкретная вещь (как говорят археологи – без «контекста» находки) её адекватная датировка, почти всегда имеет широкий диапазон. «Искусствоведческие даты» предметов мелкой пластики подчас не совсем совпадают с «археологическими», более надёжными, так как основываются на статистике и комплексах единовременно бытовавших вещей, а не на представлениях о времени распространении тех или иных стилистических особенностей. Наконец, для предметов XIX – начала XX вв. есть ещё один путь определения даты – «этнографический», когда есть возможность соотнести находку с фотографией, сохранившимся описанием или с предметами в музейной экспозиции. Главная погрешность этого метода – его ограниченные хронологические возможности. Этнография отсекает всё то, что было до конца XVIII – начала XIX вв., то есть она не способна определить реальные хронологические рамки бытования вещей интересующего типа. Поэтому, например, фото с неотделёнными от литника похожими на саровскую находку крестами-тельниками начала XX в. из Костромского музея-заповедника не означает, что они «ходили» только в начале XX в. (см. «Русское медное литьё». Вып.2. М., 1993. С.192, рис.22). В целом, датировка археологических предметов имеет «вероятностную» природу. В археологии существует представление о «широкой» датировке, охватывающей почти весь возможный временной диапазон бытования той или иной вещи, и об «узкой» датировке, которая в силу тех или иных причин очерчивает «наиболее вероятный» период распространения того или иного предмета.
    Переходя (наконец-то!) к предмету, датировка которого вызвала особый интерес, можно сказать следующее. Бронзовые литые двухсторонние нательные кресты с удлинённой вертикальной осью, с прямоугольными окончаниями лопастей, рельефным изображением восьмиконечного креста «со страстями» – на лицевой стороне, и текстом – на оборотной, – как стилистический тип появляются и широко распространяются ещё в XVII в. (см. Винокурова Э.П. Металлические литые кресты-тельники XVII в. // Культура средневековой Москвы. XVII век. М., «Наука», 2000. С. 333 (тип I)). У него существовало множество вариантов и разновидностей, хронологические признаки которых (по археологическим комплексам) до сих пор надёжно не изучены. Традиционно, позднейший этап распространения нательных крестов такой конфигурации и оформления соотносят с «подпольным» кустарным производством в старообрядческих центрах (вплоть до XX в.). Вместе с тем, основная масса крестов-тельников (отлитых по благословению «по-реформенной» церкви) уже в XVII в. приобретает иной облик, в котором отчётливо угадывается стилистика барокко. «Легитимный» «поточный» выпуск такого рода изделий в государственных масштабах завершается в XVII в. Саровская находка происходит из переотложенного слоя, датировка которого слишком широка для предположения однозначной надёжной узкой даты её «археологизации» (времени попадания в культурные отложения). Поэтому приходится уповать на стилистические особенности и состояние металла. Они таковы (относительно небольшое ушко, достаточно узкая рельефная рамка, оконтуривающая изобразительное поле лицевой стороны, наличие патины), что предположение о принадлежности данного крестика лицу, проживавшему вблизи рубежа XVII–XVIII вв. или даже несколько ранее, не кажется абсурдным или невероятным. Вместе с тем, широкая стилистическая и археологическая датировка крестов данного типа, естественно, не позволяет однозначно (категорично) настаивать исключительно на указанной в статье А.М.Подурца хронологической атрибуции.
    Прошу прощение за «долгословие» своего комментария.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Есть ещё четвёртый путь датировки — «научный»! Он ещё очень слабо развит в археологии, но за ним будущее!

    Что есть бронза!?
    Бро́нза — сплав меди, обычно с оловом в качестве основного легирующего компонента, но к бронзам также относят медные сплавы с алюминием, кремнием, бериллием, свинцом и другими элементами, за исключением цинка (это латунь) и никеля (это мельхиор). Как правило в любой бронзе в незначительных количествах присутствуют добавки: цинк, свинец, фосфор и др.
    Традиционную оловянную бронзу человек научился выплавлять ещё в начале Бронзового века, и очень длительное время она широко использовалась; даже с приходом века железа бронза не утрачивала своей важности (в частности вплоть до XIX века пушки изготавливались из пушечной бронзы). Название «бронза» происходит от итал. bronzo, которое, в свою очередь, вероятно произошло либо от персидского слова «berenj», означающего «медь», либо от названия города Бриндизи, из которого этот материал доставлялся в Рим.
    Плотность бронзы в зависимости от марки (и включения примесей) составляет 7800-8700 кг/м³ ; температура плавления 930—1140 °C.

    У каждого месторождения меди и олова есть свой НЕПОВТОРИМЫЙ примесный состав! Фактически — ПАСПОРТ месторождения. Определяя примесный состав меди и олова в бронзе можно надёжно определить месторождения, из которых они добывались. Отсюда и датировка изделия, если, например, станет ясно, что медь и олово в изделии (крестике) из месторождений, которые были выбраны в 17-м веке!

  • Михаил Ляпустин:

    А что, искусствоведение, археология, этнография в сентябре 2016 перестали быть науками? Лучше бы, уважаемый, Вы метод назвали «металловедческим». Для всех лучше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>