Памяти Павловского Михаила Николаевича
(К 90-летию со дня рождения)
Люди Объекта
Автор Виктория Мохова
Мы размещаем на сайте материал о выдающемся Учёном Сектора 3 (ныне ИФВ РФЯЦ ВНИИЭФ) Михаиле Николаевиче Павловском. Друг моего Отца Демидова Александра Дмитриевича — их СУДЬБЫ ПОРАЗИТЕЛЬНО ПОХОЖИ, о чём будет рассказано в комментариях…
В январе этого года исполнилось бы 90 лет Михаилу Николаевичу Павловскому – уникальному экспериментатору, доктору физико-математических наук, одному из первых сотрудников ВНИИЭФ, всю жизнь проработавшему в газодинамическом секторе, ныне ИФВ РФЯЦ-ВНИИЭФ.
Михаил Николаевич родился 26 января 1928 года в городе Арзамасе. Через три месяца после его рождения семья переехала в Ленинград на постоянное место жительства.
Отец – Павловский Николай Петрович, 1905 г. р., инженер, с 1941 года – военнослужащий.
Этот род Павловских ведет свою историю, видимо, не с Украины, Польши, где употребляется имя Павлó, а с Нижегородской области, города Первомайска (ранее Ташино, еще ранее Наташино). После того, как сын историка Карамзина на деньги из приданого своей жены Наталии Оболенской построил здесь чугунолитейный завод (Наташин завод), сюда съехались (или их привезли) казенные крестьяне из соседних уездов, в частности, из Павлово. И, соответственно, называть их стали Пáвловские.
Мать – Павловская (д. ф. Доброхотова) Зоя Николаевна, 1897 г. р., врач-гинеколог.
В Ленинграде, пока родители учились и работали, маленький Миша был под присмотром двух соседок, сестер немок. Немецкий язык стал вторым языком Михаила Николаевича, он даже думал на нем.
В 1935 году Миша поступил в Ленинграде в первый класс средней школы. В 1941 году, в связи с мобилизацией родителей в армию, одним из последних поездов его отправили из Ленинграда к бабушке в Ташино. На крыше одного из вагонов стоял пулемет, и старик-солдат (в 13 лет старик считается лет с 40) научил его заряжать и стрелять. Когда прилетели фашистские бомбардировщики (летели низко), старик с криком упал и закрыл голову руками. А Миша начал стрелять. Конечно, не подбил, но самолеты улетели, состав остался цел. Потом он узнал, что состав перед их поездом и состав, идущий за ними, разбомбили. «Если бы на крыше каждого состава был хотя бы один пулемет, все были бы живы», — говорил Михаил Николаевич.
Отправляя сына в эвакуацию, мать собрала все деньги в доме и сказала: «Закупите продукты, война надолго». Когда Миша приехал к деду и отдал мамины деньги, бабушка сказала: «Что же мы внука не прокормим? И на чужие деньги все вместе будем есть?» И спрятала деньги в сундук, а через месяц деньги совсем обесценились.
В Ташино Михаил окончил 7,8 и 9 классы средней школы. В школе учился отлично, бабушка любила ходить на родительские собрания: внука хвалили, лучший ученик в классе!
Осенью с дедом Миша «ходил на уток». Стрелять в одну утку, дед запрещал, только в стаю, патронов было мало.
Мать осталась в блокадном Ленинграде, как все врачи, стала хирургом, всегда старалась сохранить раненым руки и ноги. Благодаря продовольственному пайку, который получали хирурги, осталась жива. К концу блокады весила 38 кг.
После войны З. Н. вернулась к своей мирной профессии, специализировалась на восстановлении детородной функции, у нее был целый альбом фотографий детишек, родившихся только благодаря её знаниям. Кандидат медицинских наук, доцент, подполковник медицинской службы в отставке, З. Н. работала преподавателем Военно-Медицинской академии имени Кирова в Ленинграде.
Весной 1944 г. Мише нужно было возвращаться в Ленинград. Одежка обносилась, бабушка повела его к портному. И сшили подростку жакет, штаны, рубашку сатиновую, купили сапоги новые и картуз. Мише очень нравилось. Приехал Миша в Ленинград, посмотрела мама на него и повела к портному шить матросский костюмчик, а арзамасские наряды спрятала в шкаф.
В Ленинграде Миша поступил в 10 класс 222 средней школы (в здании бывшей мужской школы Petersсhule), окончив ее в 1945 году, поступил в Ленинградский электротехнический институт им. Ульянова (Ленина) на физический факультет.
В декабре 1950 г с отличием заканчивает институт с квалификацией инженера-электрофизика, имеет приглашения в аспирантуру в три (!) различных института, а направление на работу получил на наш Объект – КБ-11 (предприятие п/я 975).
В конце 1950 года М. Н. женился на студентке того же института – Изумрудовой Нинель Григорьевне, с которой и приехал в наш город.
Фото 1 – Таким М. Н. Павловский прибыл в КБ-11 в конце 1950 г.
Нинель Григорьевна была предметом зависти многих молодых специалистов. Руководство КБ-11, отбирая на Объект лучших студентов главных вузов страны, не учло дисбаланс в количестве парней и девушек. Учитывая, что отпуск давали раз в два года, «вопрос девушек» стоял остро.
Нинель Григорьевна – дочь гвардии генерал-майора, героя Великой Отечественной Войны. Она была направлена на работу в отдел В. А. Цукермана, где и проработала более 50 лет, защитила кандидатскую диссертацию.
В день отъезда из Москвы произошел курьезный случай. Сотрудника, ответственного за отправку специалистов на Объект, предупредили, что уезжать будут Павловские, муж и жена, очень высокие. Но первым к поезду пришел Александр Иванович Павловский, будущий начальник 4 отделения, очень маленького роста. Ответственный сотрудник был, мягко говоря, удивлен «очень странной шпионской уловке».
Михаил Николаевич в КБ-11 был направлен в отдел Л. В. Альтшулера на должность старшего лаборанта. Первое задание — притирать сферы. В том же году его переводят на должность инженера.
М. Н. Павловский становится высококвалифицированным инженером — исследователем, в совершенстве владеющим используемыми в газодинамической практике экспериментальными методами, участвует в качестве основного исполнителя при разработке ряда конструкций зарядов. В 1954 г. его назначают на должность старшего инженера.
В 1962 г. за большой личный вклад в укрепление обороноспособности страны М. Н. Павловский был награжден орденом Трудового Красного Знамени. За это время работы на предприятии им экспериментально отработаны пять изделий с принципиально новыми конструктивными схемами. Все эти ЯЗ успешно прошли натурные полигонные испытания. В процессе работы с макетами изделий Павловским найдены новые оригинальные способы решения сложных технических вопросов и установлены важные закономерности.
В дальнейшем Михаил Николаевич разрабатывает конструкции прецизионных измерительных устройств для большого диапазона давлений и начинает фундаментальные исследования по динамической сжимаемости ионных и валентных кристаллов, создает новые методики, позволившие получить уникальные результаты, опередив зарубежных коллег. Он одним из первых исследует фазовые превращения в ударных волнах сжатия и волнах разгрузки. Изучает уравнения состояния высокотвердых веществ в широком диапазоне давлений и температур, что до сих пор является важным для решения вопросов физики твердого тела, геофизики и астрономии.
Фото 2 – М. Н. Павловский с орденом Трудового Красного Знамени на груди, 1962 г.
Фото 3 – М. Н. Павловский в центре в верхнем ряду с группой сотрудников своего отдела.
Сидят: А. П. Чембаров, А. И. Мартынов, Ю. К. Орекин,
стоят: П. Т. Деменюк, М. Н. Павловский, В. В. Комиссаров
(Фото с Доски Почёта Сектора 3)
В 1966 году М. Н. защитил кандидатскую диссертацию. Обладая уникальной работоспособностью, экспериментатор «от бога», автор нескольких изобретений, создатель уникальных методик, он внес значительный вклад в решение фундаментальных проблем физики твердого тела.
Любая работа Михаила Николаевича отличалась новизной, точностью и надежностью. Бытовало высказывание: «Если есть расхождения с Павловским – ищите ошибку у себя».
Работы Михаила Николаевича высоко оценивались зарубежными исследователями. В одной из своих статей Михаил Николаевич написал о возможной причине расхождения результатов, полученных им, с данными американского ученого Бриджмена, связанной с влиянием боковой разгрузки при использовании в ударно-волновых экспериментах толстых образцов. В знак уважения сотрудники Бриджмена просили фотографию Михаила Николаевича у советских ученых.
Фото 4 – Проводы Л. В. Альтшулера из Арзамаса-16 в Москву,
М. Н. Павловский – первый слева, 1969 г.
Далее: В. П. Крупникова, А. А. Баканова, Л. В. Альтшулер, М. И. Бражник, К. К. Крупников, В. Н. Зубарев, А. Т. Завгородний
Фото 5 – Во главе праздничной колонны Сектора 3.
Слева направо: И. П. Дудоладов, М. Н. Павловский, Г. С. Телегин с Красным Знаменем
В 1970 году Павловский награжден медалью «За трудовую доблесть».
Павловский М. Н. является одним из инициаторов использования и разработчиком взрыв-затворов для перекрытия каналов вывода излучений в облучательных опытах на полигонах. Совместно с Савельевым М. С. и Калашниковым Н. Г. им были разработаны и испытаны конструкции всех взрыв-затворов, использовавших в период ядерных испытаний.
В 1986 г. Павловского М. Н. избирают по конкурсу и назначают ведущим научным сотрудником.
Фото 6 – Взрыв-затвор сработал отлично!
Стоят слева направо: М. Н. Павловский, И. Е. Лобанов, Н. Г. Калашников
В 1990 г. М. Н. защищает докторскую диссертацию, и продолжает успешно работать над проблемами, стоящими перед институтом.
Он является автором и соавтором более 30 научных статей, опубликованных в разное время (начиная с 1960 г.) в ведущих журналах СССР: ЖЭТФ, ФТТ, ПМТФ, Известиях АН СССР, а также более 100 научных отчётов и ряда печатных работ по закрытой тематике. На счету М. Н. 4 изобретения.
Михаил Николаевич и Нинель Григорьевна воспитали двоих детей: Григория и Елену. Оба получили высшее образование. Григорий – предприниматель, вырастил двоих детей, живет в Санкт-Петербурге. Елена работала там же, где и мама в отделении 04 ВНИИЭФ, имеет трое детей.
Наверное, у каждого народа есть какие-то представления о богатырях, так Михаил Николаевич и являлся олицетворением их. В нем не было ничего суетного, лживого. В нем не было хитрости, зависти, так унижающих человека, он был цельным человеком, излучал надежность и доброту.
Как-то Михаил Николаевич сказал: «Куда бы я не приехал, меня всюду принимали за своего, в Эстонии, в Латвии, в Карелии. Люди всегда заговаривали со мной на своем языке, а я ведь могу говорить только на немецком. И они даже считали, что я их обманываю». Его очень любили дети. Всякий раз, когда Михаил Николаевич ехал в поезде, детвора со всего вагона сбегалась к нему в купе.
Михаил Николаевич совсем не был подвержен гипнозу. Об этом ему говорили известные гипнотизеры. В обычной жизни это проявлялось в том, что на него совсем не действовала пропаганда, реклама. Его детство прошло во времена культа Сталина, Михаил Николаевич очень недоумевал, что люди, у которых репрессировали всех родных, рыдали в день смерти Сталина. Он никогда не стал бы членом партии, которая уничтожила столько людей. Он судил по делам, удивлялся, что мы сделали кумиром Энгельса, который говорил, что славяне темны и не склонны к прогрессу, и их нужно уничтожать.
Во времена перестройки, когда все ударились в другую крайность, идеализировать дореволюционную жизнь, Михаил Николаевич как-то сказал: «Во время блокады я жил у бабушки в Ташино. И однажды мы затеяли с ней поменять обои в доме. Раньше под обои наклеивали газеты. Оказалось, все газеты были мелким шрифтом заполнены объявлениями о продаже мужика, девки, бабы с ребенком, семьи. Газет было много. Не у всех жизнь была такая уж хорошая».
К концу 90-х гг. причиной отсутствия обещанного расцвета страны стали называть «рабскую психологию русских, столетия крепостного права». Михаил Николаевич спрашивал, почему никто не говорит о «рабской психологии половины Европы»? Крепостное право в Австро-Венгрии отменили всего на 13 лет раньше, чем в России.
Фото 7 – Улыбка М. Н. Павловского
У Михаила Николаевича было очень мягкое, незлобное чувство юмора. По сектору всегда ходили байки про Михаила Николаевича. Вот две из них.
Нинель Григорьевна была необыкновенно добрым и участливым человеком, Однажды видя, с каким трудом соседка по огороду копает грядку, Нинель Григорьевна решила, что Михаил Николаевич обязательно должен помочь вскопать ей огород. С чужого огорода М. Н. вернулся поздно и сказал, что работы еще очень много, и в следующий раз он, наверное, там и заночует. Стоит ли говорить, что после этого Нинель Григорьевна передумала сдавать Михаила Николаевича в аренду.
Кто из нас не грешен в понравившихся нам подарках супругу. Однажды Нинель Григорьевна подарила на день рождения Михаила Николаевича палехскую шкатулку, о которой как она считала, он мог бы только мечтать. Он не мог обидеть жену, но на день рождения Нинель Григорьевны подарил ей две канистры со словами: «Теперь, Нэлочка, я всегда смогу отвезти тебя на огород, когда ты захочешь».
Умер Михаил Николаевич 1 августа 2000 года и навсегда остался в нашей памяти. Похоронен М. Н. Павловский на муниципальном кладбище в Сарове.
Мохова Виктория Всеволодовна
Послесловие Директора ИФВ А. Л. Михайлова.
Из моих воспоминаний о М. Н. Павловском:
В молодости М. Н. был очень спортивным человеком. Как-то он рассказывал, что даже входил в сборную страны (или Ленинграда?) по тяжёлой атлетике. Однажды его попросили быть спарринг-партнёром у боксёра–полутяжа, тоже из сборной. И М. Н. без какого-либо умысла случайно отправил того в нокаут. После этого его больше не приглашали на тренировки боксёров…
После ухода М. Н. из жизни его супруга произнесла фразу, что по её мнению, М. Н. не реализовал себя так, как он достоин был. По сути, это действительно так, но он действительно не любил суетности и карьерных амбиций. Но цену себе он знал. Знали её и мы, его коллеги.
Марина! Сделай так, чтобы на «иконке» был весь портрет М. Н. Павловского!
Заранее благодарю.
Выражаем благодарность Подурцу А. М. за помощь в подписании фотографий из Архива 4-го отдела ИФВ.
Выражаем благодарность сотрудникам Архива ВНИИЭФ за помощь материалами Личного Дела М. Н. Павловского…
Популярная поговорка, ходившая в 1950-1970-х годах:
Во ВНИИЭФ есть три Павловских: Павловский большой, Павловский красивый и Павловский Саша.
Павловский большой — Михаил Николаевич, его вес был в районе 130 кг.
Павловский красивый — Евгений Семёнович, физик-теоретик.
Павловский Саша — Александр Иванович, начальник 4 сектора.
Выражаем благодарность Главному редактору газеты «САРОВ» М. Ю. Ковалёвой за публикацию материалов о М. Н. Павловском в № 8 (1358) 21 февраля 2018 г.
Статья о М. Н. Павловском в Интернет-версии газеты «САРОВ»:
http://www.gazeta-sarov.ru/?cat=7&id=12965
Я обещал рассказать о ПОРАЗИТЕЛЬНОЙ ПОХОЖЕСТИ СУДЕБ двух друзей: Михаила Николаевича Павловского и моего Отца — Демидова Александра Дмитриевича…
1. М. Н. Павловский родился 26 января 1928 года в Арзамасе;
Отец родился 24 января 1928 года в с. Ездаково в пяти км южнее Арзамаса.
2. Оба в детском возрасте попали в Ленинград. Оба попали в 1941 г. в Блокаду Ленинграда, но были вывезены и спасены;
3. Оба вернулись в Ленинград после снятия Блокады и закончили среднюю школу в Ленинграде.
4. Оба поступили в Ленинградский электро-технический институт (ЛЭТИ) имени Ульянова (Ленина) и закончили его по одной специальности, получив квалификацию «инженер-электрофизик».
5. Оба попали на Объект КБ-11 (в Саров): М. Н. в конце 1950 г., Отец в начале 1951 г.
6. Оба попали в газодинамические отделы: М. Н. — к Л. В. Альтшулеру, Отец — к К. И. Щёлкину.
7. Оба стали Докторами наук в газодинамическом Секторе 3 (ныне ИФВ РФЯЦ-ВНИИЭФ).
8. Оба обладали тонким чувством юмора и были хорошими рассказчиками.
9. Умерли в ОДИН год: М.Н. Павловский в августе 2000 г., Отец — в сентябре 2000 г.
10. Оба похоронены на муниципальном кладбище в Сарове.
Как тут не вспомнить «Астрологию Судьбы» по дате и месту рождения!?
Очерк об Отце
здесь:
http://sarpust.ru/2013/01/shestnadtsaty-j-v-sem-e-a-d-demidov-iz-pleyady-sozdatelej-yadernogo-shhita-rodiny/#comments
Здравствуйте. Я очень благодарна вам за эту статью о прадеде. Не могли бы позволить мне использовать эту информацию для видео-ролика на конкурс Слава созидателям?
Уля! Приветствую!
Мы будем бесконечно рады, если Вы используете «эту информацию для видео-ролика на конкурс Слава созидателям»!
Просьба, — сообщить о результатах Вашего участия в конкурсе на нашем сайте!
УДАЧИ!!!
Всегда Ваш, Алексей Демидов, 26.08.2020 г., 22:08.
Вообще-то у статьи автор не Демидов.
Алексей Михайлович! Дорогой!
Неужели ты думаешь, что Вика сделала этот материал без меня!? И она будет против того, что я написал!?