2 февраля 2018 г. Анатолию Петровичу Погорелову исполнилось 80 лет.

Дата серьезная, хотя Анатолий Петрович внешне никак не тянет на такой возраст, ну- 65, ну, в крайнем случае, 70 лет. Знаю его уже лет 30, и внешне он не так уж  сильно изменился: всё так же поджар, подвижен, остер на язык и при ясной голове. Также ежедневно легкой походкой наматывает по лесу километры, знает всех «клиентов» тропы здоровья, общаясь здесь со всеми встречными — любителям активного отдыха, включая людей и их четвероногих друзей.

Анатолий Петрович ведет очень активный образ жизни. Когда он был помоложе, объехал на велосипеде практически весь Советский Союз. А в последние лет пятнадцать перешел с велосипеда «на ноги», стал, одним словом, пешеходником. Таким способом он обошел не один десяток стран, поднимался на высокие горные вершины, знакомился с историей и обычаями разных народов. После возвращения из таких поездок он всегда очень подробно обо всем увиденном докладывает своим единомышленникам по туризму.

Мне вспоминается один совместный с ним поход, о котором он, может, и забыл: поход этот был местный и совсем не масштабный, одним словом, ПВД (поход выходного дня). У меня сохранился небольшой отчет по этому походу, его автор-участник этого похода, тогда ученик 7 класса — Ерёменко Дмитрий. С того времени прошло около 18 лет. На днях Дима звонил, правда, совсем по другому, печальному поводу, связанному с состоянием здоровья Евдокии Мокиновой. Дима помнит этот поход и передает Анатолию Петровичу большой привет.

Дело было летом 1999 года. Это был, можно так сказать, разгар нашей туристической деятельности при Центре внешкольной работы. В какие только походы и экспедиции мы ни ходили со школьниками в то время: и в пешие, и в водные, а вот велосипедных — было мало. Хотя присаровские просторы в те времена с многочисленными и набитыми грунтовыми дорожками и тропинками так и манили промчаться по ним.

В летние каникулы мы собрали небольшую группу ребят, уговорили А.П.Погорелова, как опытного велосипедиста, и стали готовиться к вело-походу. Специальной велосипедной экипировки у участников не было: обычные дорожные велосипеды, обычные (не велосипедные) рюкзаки. Но было большое желание за небольшое время одолеть как можно больше километров в окрестностях нашего города, а велосипед это как раз позволял сделать. Перед походом Анатолий Петрович на собрании объяснил, как подготовить велосипед к предстоящему путешествию. Все остальное, что касается походной подготовки, мы уже и сами знали. Перед самым походом мы совершили совместную велосипедную тренировку, и – в дорогу!

Наверное, в настоящее время я бы не отважилась на такое мероприятие, зная, насколько наши дороги загружены автотранспортом. Тогда же дороги были еще свободными от машин.

Первые километры были непростыми — оттого, что не было специальных рюкзаков, и багажники велосипедов были неправильно загружены. При этом центр тяжести был высоковат, отчего «зад» велосипеда немного «поводило», и нужно было некоторое время, чтобы к этому приспособиться и уверенно удерживать руль велосипеда. Но мы с этим справились. Выехали за пределы города, повернули к кирпичному заводу, и по проселочным дорогам помчались через луга вдоль реки Вичкинзы в сторону Кременок.

В составе команды было 7 человек: мы с Анатолием Петровичем в руководстве, и с нами 5 школьников от 12 до 16 лет. Вот как об этом походе пишет Д.Ерёменко.

«Первая наша остановка на обед была на месте бывшего Балыковского железоделательного завода, что на реке Вичкинзе. Пока готовился обед, мы полазили по заросшим травой насыпям и буграм — остаткам бывшего завода. Дальше мы поехали по Царской аллее, и, не доезжая до Кременок, сделали еще один привал около родника Явленного. На ночлег мы остановились на озере Кардеманы, которое расположено рядом с селом Трудовое. Здесь мы познакомились со школьниками из села Елизарьево, которые также совершали поход по окрестностям своего села.

На озере в урочище Кардеманы

На второй день с утра была хорошая погода. Мы заехали в село Трудовое (бывшее «Дурниха»), где осмотрели деревянную церковь во имя Архистратига Михаила, и далее отправились в с. Елизарьево, где в местной школе посетили  кружок «Гончарный круг». Руководил кружком Н.И.Кузяев. Он показал нам, как делают глиняные игрушки. Под его руководством мы сами изготовили свистульки.

Далее наш путь пролегал по дороге в сторону Круглых Панов, не доезжая до которых мы свернули на грунтовую дорогу, ведущую на Большое Череватово. На пути нам встретилось живописное местечко — урочище Силево. Из рассказа пастуха, пасшего стадо коров, мы узнали, что раньше здесь было село с таким же названием. Сейчас от села осталось только небольшое кладбище.

Мастер-класс в кружке «Гончарный круг», с. Елизарьево

На обед мы остановились неподалеку от с. Большое Череватово. Пока дежурные готовили обед, остальные ходили искать череватовскую глину, которая получила широкую известность за свое применение в гончарном деле. Но место, где добывается глина, мы так и не нашли».

Дима не написал в своем отчете, что в нашем путешествии не обошлось без приключений. Когда мы выезжали с проселочной дороги со стороны Трудового на Арзамасскую трассу, двое наших шустрых туристов вместо того, чтобы повернуть налево в сторону Елизарьева, повернули вправо и рванули в сторону с. Суворова. Только их и видели. Догонял их Анатолий Петрович, и, похоже, когда догнал, высказал им все, что о них думает….

Еще раз Анатолий Петрович с удовольствием «высказался» в этом походе, когда на подступах к Большому Череватову у Митьки сломался велосипед. Смысл очень энергичной тирады Погорелова сводился к следующему: «Сразу видно, кто как к походу подготовился». Надо отдать должное мальчишкам: без лишних слов они сами поломку починили.

Но самое главное приключение нас ждало впереди. Мы уже подъезжали к Б.Череватову, когда нас накрыл ливень — неожиданно и основательно. Ливень был непродолжительным по времени, но такой силы, что проселочные дороги превратились в месиво. Подъем к селу в 500 м мы преодолевали часа полтора, так как размокший чернозем налипал на колеса, делая велосипеды неподъемными. Когда мы наконец-то выбрались из грязи к трассе Дивеево-Ардатов, у нас уже не оставалось сил, чтобы продолжать маршрут, да и вечерело уже. Хорошенькое дело — ночевать возле дороги: ни дров, ни воды, а мы грязные по самые уши. Однако Анатолий Петрович на все эти трудности посмотрел философски, и мы в итоге очень комфортно устроились. Рядом с дорогой была насыпана огромная куча щебня, здесь, по-видимому, велись дорожные работы, и мы за ней устроились на ночлег. Со стороны дороги и села нас не было видно, машин тогда по этой трассе ходило немного. Так что условия для ночевки были совершенно приемлемыми. Воду мы нашли в колонке на краю села, а дров для приготовления еды нам надо было совсем немного потому, что Анатолий Петрович взял с собой чудо-печь. Это его собственное изобретение, очень экономичное устройство, которое не единожды его выручало в походных условиях.  Для того чтобы приготовить еду в этой печке, не нужен костер, а требуются только щепочки, которые всегда можно найти.

В окрестностях с. Большое Череватово

На следующий день мы отправились на Бушуй, местечко, расположенное неподалеку от села Большое Череватово, где во второй половине ХIX — начале XX веков действовал железоделательный завод. Мы осмотрели территорию, где когда-то располагался завод. Построек не сохранилось, но есть большой пруд, и еще кое-где сохранились дудки — шахты, из которых добывали железную руду. Около пруда можно найти много голубых камешков — это шлак, который остается после выплавки металла. Из Бушуя мы вернулись на трассу и отправились в обратный путь. Поехали по асфальтированному шоссе, так как после вчерашнего сильного ливня грунтовые дороги еще не высохли. В деревне Хвощево мы сделали остановку на обед, привели в порядок свое снаряжение, искупались в пруду и благополучно вернулись домой.

Таким образом, за 3 походных дня мы проехали около 60 км, получили ценный опыт обустройства бивака в сложных погодных условиях, а также познакомились с новыми людьми, историческими и живописными местами в окрестностях г. Сарова.

К этой записи 5 комментариев

• Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

Валя! Какой же ты МОЛОДЕЦ!

А я думал, как же 80-летний ЮБИЛЕЙ нашего Анатолия Петровича пройдёт без нашего участия…

Спасибо тебе ОГРОМНОЕ!

Анатолий Петрович! Совет ветеранов ИФВ присоединятся к твоим поздравлениям с ЮБИЛЕЕМ!!!

ЖИВИ ДОЛГО! Здоровья и Удачи тебе наш ДОРОГОЙ ДРУГ! 🙂

1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

Анатолий Кузнецов на своём сайте опубликовал поздравление Анатолию Петровичу!

27 февраля в ДУ ВНИИЭФ запланирована отложенная ранее встреча с Анатолием Погореловым. В программе — рассказы А. Погорелова о своих спортивных походах, о многочисленных зарубежных путешествиях и его походах в настоящее время. Нужно отметить, что к настоящему времени Анатолий посетил 63 страны и никак не намерен останавливаться на достигнутом. К тому же он известен как отличный рассказчик. Начало, как обычно, в 18 часов. Приходите, будет интересно!

(см. http://outwalk.ru)

• В.Н. Ганькин Валерий:

Присоединяюсь к поздравлениям.
    Анатолий Петрович — мой сосед и я часто его встречаю во дворе, когда он, как обычно, выходит 2 раза в день, чтобы пройти по лесу по 5-7 км. Если с неделю его нет, то потом при встрече он «отчитывается» типа — 61-я страна! Что означает, что он был в очередной турпоездке.
    После того, как я его сосватал школьникам для съёмки в конкурсе «Слава созидателям», то получил небольшой выговор за него от их учительницы. Ей понравился его рассказ о работе во ВНИИЭФ, но потом он с таким же увлечением и с красочными подробностями начал рассказывать на камеру школьникам о том, как в своей последней турпоездке он видел в Колумбии, как крестьяне выращивают там кокаиновые кусты и употребляют их листья.

• В.Н. Ганькин Валерий:

А вот довольно редкое фото 1970-х (по крайней мере, изображённый на фото сказал, что такого у него нет), которое несколько лет назад я где-то нашёл (вроде в «наследстве» А.Маслова) и передал изображённому