На территории Саровского монастыря периодически проявляются следы неких конструкций и сооружений, назначение которых не всегда понятно.

Весной 2016 года у входа в бывший паросиловой цех, где ещё раньше была монастырская лесная контора, возник провал в асфальтовом покрытии (на фото — провал №1). Подземелье?

При осмотре (для чего пришлось спуститься туда вниз) выяснилось, что под проезжей дорогой находится некая камера размером примерно 2 на 2 метра, обложенная кирпичом, из которой в сторону здания ведёт канал небольшого сечения, который никак не тянет на подземный ход. В лучшем случае по этому каналу могли идти трубы. Предварительный сделанный нами вывод: это остатки какой-то конструкции типа коллектора. Здание было построено в начале ХХ века и после закрытия монастыря коллектор для стоков (если это, конечно, он) не использовался.

Через некоторое время рядом с этим провалом образовался ещё один, по-видимому, такого же происхождения. Провалы до настоящего времени никак не ликвидированы, но огорожены, и теперь автомобили просто объезжают это место.

Только что образовался похожий провал по другую сторону этого же здания, но не внизу, где первые провалы, а наверху (на фото провал№ 2). Какая-то компетентная служба попыталась что-то предпринять для ликвидации просадки — всё-таки по этому месту идёт довольно заметный поток автотранспорта, объезжающего закрытый для машин монастырь. Первым делом рабочие расширили дыру в асфальте и я, проходя мимо, увидел похожую обложенную кирпичом камеру, по размерам меньшую, чем та, что мы осматривали внизу. Опять следы монастырских коммуникаций?

Подобные случаи, бывает, будят фантазию. Например, в среде саровских краеведов циркулирует старая байка о том, что некогда, на рубеже 1940 — 50-х, во время прокладки проспекта Мира, у здания бывшего конного двора (Мира, 28) — это где-то рядом с описанным выше провалом — просела земля, и в образовавшейся яме даже, судя по рассказам очевидцев, застрял трактор. Взорам очевидцев предстала подземная кирпичная кладка. Приговор видевших это: открылся подземный ход, ведущий из монастыря к Ближней пустынке. После этого случая никто «подземный ход к Ближней пустынке» воочию не видел, но этот рассказ в совокупности с ему подобными подогревает у части публики уверенность, что такой ход был (и ещё есть).

Мы ещё плохо, а фактически никак не знаем систему старых коммуникаций в монастыре. На мой взгляд, провал в коллектор гораздо вероятнее — хотя и не так интересен — чем провал в заброшенный подземный ход.

Провал № 1

Провал № 2

Просмотров: 4 649

К этой записи 14 комментариев

  • В.Н. Ганькин Валерий:

    Поздравляю — теперь фото открываются с первого клика. Разобрался, в чём было дело? Или это случайность?

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      Вчера, когда размещал пост, до тебя не дозвонился, поэтому сделал всё как обычно. В чём дело так и не понял.

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Алексей Михайлович!

      Ну и кто должен изучать эти провалы, если не мы — члены общественного исторического объединения «САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ»?!

      1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

        Ты слегка опоздал, Алексей Александрович. Провал, который на последних двух фотографиях, уже засыпали. А тот, что на первых двух, ты вполне ещё успеешь изучить.

  • Pioneer:

    Здравствуйте! Я уже писал где-то в комментариях, что аналогичный ход я находил на територии нынешнего «ПОЛИМЕР» (ПОЛИПЕК).
    Наткнулись на кусок подземного хода, устанавливая сваи для бетонного забора. Территориально — это за бывш. столовой «Ёлочка».

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      Здравствуйте.
      Там сейчас что-нибудь видно? Показать могли бы? Или когда снег сойдёт?

      1. Pioneer:

        сейчас там стоит забор, по этому там едва ли, что то будет видно, но место показать могу.

        1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

          Хорошо. Давайте дождёмся, когда земля немного просохнет, и тогда Вы место нам покажете, если Вы не против. Спасибо.

          1. Pioneer:

            Хорошо, я с Вами свяжусь и съездим туда.

  • Мой отец провёл один год в «Саровской» колонии (1928-29). По его рассказам: примерно в 10 верстах от Саровской пустыни находилась женская обитель (Серафимо-Дивеевский монастырь).
    От обоих монастырей, в направлении друг друга, шли подземные ходы; на половине своего пути, они выходили на опушку в глухом лесу (по крайней мере, тогда так было). Примечательно, что ход из мужского монастыря проходил под рекой…

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      Известна в городе легенда. Мы в существование этого подземного хода не верим.

      1. Николай Гринёв:

        Для вас — легенда. Но я должен верить отцу. Он же не с пальца её высосал? В колонии сидели совсем не сказочники, а мастера иного рода. Часто по ночам беспризорники видели монахов, проникавших по секретным ходам, и забиравших тайники с ценностями. Однажды мальчишка нашёл запрятанный золотой крест, украшенный драгоценными камнями, весом на 2-2,5 фунта, который у повара выменял на фунт сала. Как же ему товарищи завидовали! Целый фунт сала!
        Откуда-то монахи появлялись в монастыре?
        Окончательно повзрослев, Герасим принял решение о возвращении на Донбасс. Побег прошёл по классической формуле, а встретивший милиционер довёз их до ближайшего населённого пункта, затем махнул рукой – с глаз моих убирайтесь.

        1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

          Всё, что вы рассказываете, очень интересно. Было бы просто здорово, если бы вы поделились ещё какими-нибудь воспоминаниями вашего отца. Да и просто информация об отце нам была бы важна — как-никак, воспитанник колонии. Таких документов у нас по пальцам пересчитать.
          Если вам неудобно писать в комментариях на сайте, могу дать вам свой электронный адрес, телефон, и т.п. что удобно.
          Насколько я знаю по другим источникам, режим в Саровской коммуне был не совсем тюремный. Можно было и покидать её территорию, а кому-то и приходить. Воспитанники там работали, учились.
          Я сам лично общался с людьми, которые, по их словам, «ходили из в Сарова в Дивеево». Нам пытались показать эти ходы, но никому это не удалось. Я убеждён, что это легенда, причём исследователи утверждают, что такие легенды есть везде, где соседствуют мужской и женский монастыри.
          И про крест интересный рассказ.

Добавить комментарий для А. М. Подурец Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>