Впервые группа сотрудников РФЯЦ-ВНИИЭФ
побывала сразу в трёх музеях Курчатовского института
(Подготовили к публикации Марина Власова и Алексей Демидов)
В 2018 году Курчатовскому институту исполнилось 75 лет (12 апреля), а его первому руководителю Академику И.В. Курчатову – 115 лет (12 января).
В рамках Спортивно-патриотического мероприятия «Крым-2018», посвященного памяти Академика И.В. Курчатова, группа сотрудников РФЯЦ-ВНИИЭФ посетила Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».
Рисунок 1 – Значок участника Спортивно-патриотического мероприятия «Крым-2018» памяти И. В. Курчатова
На территории Курчатовского института находятся три музея: музей боевой и научной славы (музей НИЦ «Курчатовский институт»), Мемориальный дом-музей академика И.В. Курчатова и музей первого ядерного реактора Ф-1. Поскольку музеи являются структурными подразделениями НИЦ, то для их посещения необходимо согласование с пресс-службой. Заявка на нашу группу была подана от имени директора РФЯЦ-ВНИИЭФ В.Е. Костюкова. Перед посещением нас предупредили, что фотографирование на территории НИЦ запрещено.
Рисунок 2 – Группа сотрудников РФЯЦ-ВНИИЭФ перед проходной Курчатовского института
Сегодня институт расположен в жилом районе Москвы недалеко от метро Щукинская. А в 1943 году, когда И.В. Курчатов выбирал место под Лабораторию №2 (условное и невероятно секретное наименование института) — это был пустырь между деревнями Щукино и Хорошево, окраина Ходынских лагерей. До Великой Отечественной войны территорию осваивал Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ). Несколько зданий сохранились до наших дней, в том числе, трехэтажное каменное здание, которое теперь называется Главным зданием. В 1943 году здание было перепланировано: в нем разместились лабораторные помещения, столовая, правая половина здания была отведена под квартиры и общежитие.
Наша справка
12 апреля 1943 года вице-президент Академии наук СССР академик А.А. Байков подписал распоряжение №121 о создании Лаборатории №2, основной задачей которой являлось создание ядерного оружия. Начальником лаборатории был назначен И.В. Курчатов.
В 1949 году Лаборатория №2 была переименована в Лабораторию измерительных приборов АН СССР (ЛИПАН СССР).
В 1956 ЛИПАН СССР преобразована в Институт атомной энергии Академии наук СССР под руководством И.В. Курчатова.
В 1960 году институту было присвоено имя его основателя И. В. Курчатова, а в 1991 году он получил статус Российского научного центра.
Первоначально Курчатовский институт успешно решал задачи по разработке и созданию ядерного оружия: в 1946 году был запущен первый в Евразии атомный реактор Ф-1, велось научное руководство разработкой первой отечественной атомной бомбы (1949) и первой в мире термоядерной бомбы (1953).
Еще до завершения оружейных разработок И.В. Курчатов ищет пути более широкого использования атомной энергии в мирных целях. В сфере его интересов – атомная энергетика, флот, летательные аппараты и позднее космос.
В 1954 году осуществлен запуск первой промышленной атомной электростанции. В 1958 году проведены подводные ходовые испытания атомной подводной лодки. В 1959 году сдан в эксплуатацию атомный ледокол «Ленин» — первое в мире надводное судно с атомной энергетической установкой.
В 1960-1970-х годах настал этап меганауки, строительства ускорителей, синхротронных источников и нейтронных реакторов, была создана уникальная исследовательская база.
В XXI веке в Курчатовском институте продолжают развиваться как традиционные, так и новые научные направления: атомная энергетика и ядерный топливный цикл; управляемый термоядерный синтез; фундаментальные исследования, информационные технологии и системы; технологии и разработки двойного назначения; биомедицинские технологии, нанодиагностика и материаловедение.
Новое прорывное направление Курчатовского института – создание и развитие природоподобных технологий на базе конвергенции нано-, био-, информационных , когнитивных и социогуманитарных наук и технологий. В 2009 году создан не имеющий мировых аналогов Курчатовский НБИКС-центр, где идут исследования и разработки в области конвергенции современных технологий с «конструкциями» живой природы, создания гибридных систем, технологически воспроизводящих живую систему на основе биоорганического материала.
В 2010 году Курчатовский институт стал первым в стране Национальным исследовательским центром, объединив научно-исследовательский и экспериментальный потенциал ведущих ядерно-физических центров России: ИТЭФ (Москва), ИФВЭ (Протвино, Московская обл.), ПИЯФ (Гатчина, Ленинградская обл.).
В 2016 году к НИЦ «Курчатовский институт» присоединились ЦНИИ КМ «Прометей (Санкт-Петербург) и НИИ химических реактивов и особо чистых химических веществ «ИРЕА» (Москва), а в 2017 – ГосНИИгенетика (Москва).
Музей боевой и научной славы НИЦ «Курчатовский институт»
Первым объектом нашей экскурсионной программы стал музей боевой и научной славы НИЦ «Курчатовский институт», расположенный на первом этаже исторического Главного здания Центра.
На Главном здании обращаем внимание на мемориальную табличку Ю.Б. Харитону. Забавно, но надпись гласит, что Ю. Б. Харитон работал в этом здании до 1949 года…
Всего в музее семь залов. Наш экскурсовод – Александр Евгеньевич Добрый – начинает свой рассказ с основных направлений деятельности Лаборатории №2, из которой вырос Курчатовский институт.
Мы надолго останавливаемся в первом зале рядом с экспозицией Аллея Славы. На стендах представлены портреты выдающихся ученых Центра, чей труд отмечен высшими государственными наградами СССР и России. Более ста премий, более трехсот лауреатов! В витрине выложены как образцы, так и подлинники дипломов.
На стенде много знакомых имен: Юлий Борисович Харитон, Кирилл Иванович Щёлкин, Яков Борисович Зельдович, Юлий Аронович Зысин и др. – чья деятельность непосредственно связана с КБ-11 и РФЯЦ-ВНИИЭФ. Что вполне объяснимо. 09 апреля 1946 года сектор № 6 Лаборатории был преобразован в КБ-11 при Лаборатории № 2. И только 6 июня 1950 года КБ-11 было передано из Лаборатории № 2 в непосредственное ведение Первого главного управления при Совете Министров СССР.
Помимо КБ-11 Курчатовский институт дал жизнь и другим ядерным и научно-техническим центрам (Дубна, Троицк и др.).
В бывшем помещении телефонной станции воссоздан «кабинет ученого», который представляет собой обобщенный образ рабочего места физика 1940–50-х годов. Здесь представлены мебель, письменные принадлежности, телефоны, а также фотографии и личные вещи академиков И.В. Курчатова, А.П. Александрова, И.К. Кикоина, Л.А. Арцимовича. Мебель большей частью трофейная.
Долгие годы самым массовым направлением было реакторное направление – им занималось более трети сотрудников института. Большая экспозиция посвящена этому направлению. Здесь можно рассмотреть макет реактора Ф-1, с которым нам еще предстоит знакомство. Тут же представлен тот самый подлинный сверхчистый графит, в котором примесей на уровне миллионных долей.
В витринах стоят макеты судов, на которых установлены атомные реакторы. Всего в нашей стране создано более 250 подводных лодок, на 95% из них стоят атомные реакторы Курчатовского института.
Проходя через залы музея, мы познакомились с основными направлениями деятельности института: атомном флоте, атомном проекте, строительстве и модернизации атомных станций, освоении Арктики, создании токамака, медико-биологических исследованиях, участии в международных проектах. Очень большое значение НИЦ «Курчатовский институт» придаёт рекламе своих достижений и деятельности своих учёных. Рядом с выставочными стендами установлены корзинки с великолепно изданными буклетами статей, которые можно забрать на память и для более глубокого ознакомления с тем или иным направлением работ Курчатника. Более двух часов Александр Евгеньевич, рассказывая об экспозиции музея, отвечал квалифицированно на наши не простые по научной части вопросы. Мы были ему чрезвычайно благодарны.
Мемориальный дом-музей академика И.В. Курчатова
Территория Курчатовского института напоминает городской парк: аллеи, скамеечки, кормушки для птиц. В глубине этого парка расположен двухэтажный дом с садом. В этом доме И.В. Курчатов прожил 14 лет. «Хижина лесника» — так называли сотрудники И.В. Курчатова его дом. Дом был построен по проекту известного московского архитектора Ивана Владиславовича Жолтовского в 1946 году.
Рисунок 3 – Группа РФЯЦ – ВНИИЭФ рядом с домом-музеем академика И. В. Курчатова, слева направо: Алексей Демидов, Наталья и Евгений Михайловы, Ольга Копытова, Юрий Власов, Александр Стасевич, Константин Ткачёв, Сергей и Марина Власовы. (Фото предоставлено протокольной службой Курчатовского института.)
С 1970 года здесь располагается мемориальный музей. Экскурсию по Дому-музею нам проводит сотрудник музея – Кононова Ольга Валентиновна. Хотя Ольга Валентиновна здесь работает совсем недавно (она приехала из Архангельска), но её рассказ пронизан чувством восхищения и гордости, что она работает в Доме-музее такого великого человека.
В доме практически ничего не изменилось — обстановка, предметы быта, вещи. Даже потертый ковер — курчатовский.
Всего в доме восемь комнат. На первом этаже расположены гостиная, столовая и зимний сад. В доме все обустроено заботами жены Курчатова – Марины Дмитриевны. В гостиной стоит очень красивый резной буфет (горка), наполненный сувенирами и художественной антикварной мелочью из фарфора, серебра и камней-самоцветов Урала.
Телевизор смотреть Курчатов не любил, а вот музыка занимала в его жизни особое место. У Марины Дмитриевны было музыкальное образование — рояль в доме звучал часто. В доме сохранилась большая коллекция грампластинок: оперная музыка Мусоргского, симфонии и концерты Рахманинова, Чайковского, Моцарта, Бетховена…
В кухне большой стол, застеленный скатертью, вышитой талантливыми руками Марины Дмитриевны. Из кухни выход в зимний сад, где Игорь Васильевич любил читать.
Курчатовы любили и хорошо знали живопись. Одним из первых в доме появилось полотно В. Маковского. Предполагают, что изображенный на нем старик напоминал Игорю Васильевичу деда — Алексея Константиновича. В доме много работ каслинских мастеров чугунного литья, картины Урала, где братья Курчатовы появились на свет, фотографии, письма, документы…
На втором этаже библиотека – бильярдная. Всего собрание книг насчитывает более 3,5 тысяч экземпляров. Причем книги разнообразные: история, философия, издания по живописи, энциклопедии, сказки, сочинения русских и зарубежных писателей-классиков и многие другие. Сотрудники музея анализируют библиотеку Игоря Васильевича, создают электронный каталог. Она хранит в себе очень много тайн. Многие книги подписаны Курчатовым, очень много автографов, надписей, которые оставляли известные люди. Между страниц книг порой попадаются фотографии, открытки, пригласительные билеты, билеты на концерты, листочки с записями Игоря Васильевича и т.д.
Ряд экспонатов курчатовского дома-музея обладают статусом памятника науки и техники, в их числе – личное оружие академика, приборы, использовавшиеся им в научной деятельности. Среди уникальных экспонатов арифмометр, на котором академик И.В. Курчатов производил расчеты по ходу своих экспериментальных научных исследований в 1930-50-е гг., в частности в середине 1950-х гг., когда в СССР разрабатывался проект первой атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» и первого в мире атомного ледокола «Ленин».
В витрине можно видеть подарки Дому-музею. Обращаем внимание на корпоративный конверт РФЯЦ-ВНИИЭФ, посвященный 15-летию Дома-музея Ю. Б. Харитона в Сарове со спецгашением «РФЯЦ-ВНИИЭФ – ПЕРВЫЙ В РОССИИ ЯДЕРНЫЙ ЦЕНТР».
Рисунок 4 — Корпоративный конверт РФЯЦ-ВНИИЭФ, посвященный 15-летию Дома-музея Ю. Б. Харитона в Сарове со спецгашением «РФЯЦ-ВНИИЭФ – ПЕРВЫЙ В РОССИИ ЯДЕРНЫЙ ЦЕНТР»
Рядом — художественный маркированный конверт Издатцентра «МАРКА, выпущенный по инициативе саровских филателистов к 320-летию города Сарова. Мы – в восторге!
Рисунок 5 — Художественный маркированный конверт Издатцентра «МАРКА», выпущенный по инициативе саровских филателистов к 320-летию города Сарова.
Из библиотеки-бильярдной переходим в просторный светлый кабинет Игоря Васильевича Курчатова. Все здесь так же, как и при жизни хозяина: письменный стол, кожаные кресла, диван, книжный шкаф. На столе календарь – листок с датой 6 февраля 1960 года, который Игорь Васильевич перевернул последний раз.
С его уходом 7 февраля 1960 года закончилась курчатовская эпоха.
Ольга Валентиновна дарит всем нам на память красочные буклеты «Мемориальный дом-музей академика И.В. Курчатова». Вся наша группа ей чрезвычайно благодарна.
Рисунок 6 — Красочный буклет «Мемориальный дом-музей академика И.В. Курчатова»
Рисунок 7 – Страница буклета с автографом О. В. Кононовой
Музей первого отечественного ядерного реактора Ф-1
Выходя из сада через калитку, Курчатов направлялся к реактору, на котором 25 декабря 1946 года впервые в Европе и Азии была осуществлена цепная ядерная реакция. Возможно, по той же дороге и наша группа после экскурсии по мемориальному Дому-музею отправилась в Музей первого ядерного реактора.
Если первые два музея классические, то экспозиция третьего музея – музея первого ядерного реактора — выполнена в стиле неоконструктивизма.
Экспозиция находится в трехуровневом помещении первого физического реактора Ф-1 или урано-графитового котла, как его тогда называли. Здание для реактора спроектировано великим художником и архитектором Алексеем Щусевым в стиле конструктивизма.
Сам реактор Ф-1 (артобъект, как его называет Ирина Ильинична Реховских) находится на высоте минус 7 м, его диаметр 7 м, диаметр активной зоны 6 метров. Реактор является уникальным для истории мировой науки экспонатом — памятником науки и техники начала атомной эры, праотцом всех существующих наших отечественных реакторов.
Реактор Ф-1 создавался как опытная площадка для отработки технологий и процессов получения плутония. Опыт его эксплуатации позволил приступить к строительству на Урале первого промышленного реактора А-1.
Несмотря на то, что цель была достигнута, реактор продолжал работать до 2012 года, выполняя функцию эталона нейтронного потока. По нему калибровали различные детекторы нейтронного излучения.
Сегодня это действующий реактор в «режиме полного останова»: осталось топливо, которого хватит еще на триста лет, и теоретически его можно снова запустить в любой момент.
В 2016 году, в год 70-летия реактора, помещение, в котором он находится, превращено в музей.
Рисунок 8 — Конверт первого дня со спецгашением выхода марки «70 лет реактору Ф-1»
Создатели музея столкнулись со сложной задачей: разместить большой объем информации в ограниченном пространстве.
Решением стали стеклянные панели. Через стекло можно видеть стены, аутентичные подоконники, физические приборы, предметы. А на стекле – информация: о развитии атомных проектов в СССР, Германии, Англии и других странах, об этапах работы над Ф-1, об условиях, в которых проводились испытания, о военной ситуации, копии документов. Здесь можно увидеть действительно уникальные вещи, которые сохранились с 1946 года – часы, которые Курчатов приказал остановить в момент получения первой цепной реакции и электрический щит. Все остальное с годами модернизировалось, обновлялось.
Слушая рассказ Ирины Ильиничны, мы спускаемся вниз на минус семь метров. Графитовые блоки ядерного реактора, до которых можно дотянуться рукой, физические приборы, подаренный подводниками телескоп для наблюдения за стержнями, пульт управления – все это будто замерло во времени. Но не покидает чувство беспокойства – все-таки мы рядом с реактором, хоть и остановленным — как здесь с радиационным фоном? Ирина Ильинична на вопрос об отсутствии дозиметров отвечает, что можно не волноваться, она сама все лично здесь обследовала: уровень радиации на уровне радиации в метро. В следующий раз возьмём с собой бытовой дозиметр «Поиск-2М» разработки ВНИИЭФ…
Напоследок спрашиваем у Ирины Ильиничны, знает ли она, что реактор Ф-1 работал на африканском уране? Она просит доказать это по документам, что мы и сделаем в ближайшее время. В конце нашей интереснейшей экскурсии Ирина Ильинична дарит каждому из нас юбилейный набор «Курчатовский институт – 75 лет для СТРАНЫ и МИРА».
Рисунок 9 – Памятный юбилейный набор «Курчатовский институт – 75 лет для СТРАНЫ и МИРА».
Наверное, мы первые из РФЯЦ-ВНИИЭФ, кто получил такие ценные подарки.
С лёгкой грустью
Покидаем НИЦ «Курчатовский институт» с лёгкой грустью. Столько наиинтереснейшей информации мы узнали всего за полдня. Делаем заключительное фото у памятника Курчатову.
Рисунок 10 — Заключительное фото нашей группы у памятника Курчатову на площади Курчатова в Москве
Огромное спасибо принимающей стороне. Так и хочется сказать: «Мы ещё вернёмся!»
Благодарим руководство РФЯЦ-ВНИИЭФ и Института физики взрыва за помощь в организации нашей поездки. От имени РФЯЦ-ВНИИЭФ нами были вручены принимающей стороне подарочные наборы со знаменитыми книгами А. М. Подурца и В. А. Степашкина.
Без личного участия директора РФЯЦ-ВНИИЭФ В. Е. Костюкова наша поездка в НИЦ «Курчатовский институт» была бы невозможной!
В заключение покажем юбилейные филателистические вещи к 75-летию Курчатника.
Рисунок 11 – Конверт первого дня со спецгашением марки «75 лет Курчатовскому институту»
Рисунок 12 – Частный выпуск ПК с юбилейной символикой к 75-летию НИЦ «Курчатовский институт»
Марина Власова и Алексей Демидов, 01.06.2018 г.
Что поражает больше всего при посещении НИЦ «Курчатовский институт»?
Пиар-команда Центра задействует все возможные направления для рекламы и продвижения своих компетенций в МИР!
Выше в материале мы представили часть филателистического направления… Без всякого сомнения, чтобы выпустить ДВЕ МАРКИ за два года, руководство НИЦ должно было заплатить АО «Марка» немалые деньги…
Ниже мы покажем филакартическое направление к 75-летию НИЦ…
Заметьте, даже на прямой линии с Путиным 7 июня 2018 года НИЦ «Курчатовский институт» СУМЕЛ вставить своё ВИДЕООБРАЩЕНИЕ к ПРЕЗИДЕНТУ! 🙂
Вот так должна работать пиар-команда РФЯЦ-ВНИИЭФ!!!
В Крымском филиале НИЦ «Курчатовский институт» (дача Курчатова в Крыму) нам подарили три комплекта юбилейных открыток.
Первый — посвящён собственно НИЦ
Второй комплект открыток посвящён Курчатову:
Третий комплект открыток посвящён Александрову:
В каждом комплекте по 10 открыток. Думаю надо сделать отдельный материал для сайта по этим комплектам…
ВПЕЧАТЛЯЕТ!
Вчера, 8 июня 2018 года в редакции газеты «Новый город» встречались с журналистом Ксений Малышевой. Почти полтора часа Руководитель Спортивно-патриотического мероприятия РФЯЦ-ВНИИЭФ «Крым-2018» памяти И. В. Курчатова- Марина Власова и замрук-политрук СПМ — Алексей Демидов — рассказывали об итогах и результатах СПМ «Крым-2018»! Ответили на все вопросы, передали для работы карты и буклеты, «сбросили фото», подарили открытки по Крыму… Договорились о дальнейшем взаимодействии…
Ждём МАТЕРИАЛ Ксении Малышевой в «НГ»… 🙂
Вчера 14 июня 2018 года в газете «Новый город» № 23 (291) на восьмой странице вышел материал на целую полосу Ксении Малышевой:
» Ах, если бы птицей весь Крым облететь»!
Материал по итогам нашей встречи…
СПАСИБО, КСЕНИЯ! Мы очень довольны!!!
Марина!
Я думаю, надо разместить СИЛЬНО РАСШИРЕННЫЙ этот материал С БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ ФОТО на нашем сайте!
Готов помочь! 🙂
Алла Шадрина сказала, что их служба мониторит крымские сайты!
Она сразу дала информацию на «Ленте ВНИИЭФ» об установке туристами РФЯЦ-ВНИИЭФ плиты на ТРОПЕ КУРЧАТОВА! 🙂
Более того, материал прошёл через газету «СТРАНА РОСАТОМ»!!!
Спасибо, Алла!!! 🙂
В наше распоряжение попал ИНТЕРЕСНЫЙ конверт, прошедший почту из Протвино в Саров, с юбилейной символикой Курчатника!
ИФВЭ теперь входит в НИЦ «Курчатовский институт»! 🙂
Марин! Мы становимся знаменитыми!
Новая обложка журнала «АТОМ» № 80 с нашими физиономиями! 🙂
Конверт «Заказная бандероль» с оттиском франкировальной машины Курчатовского института, прошедший почту Сарова.