(Подготовили Марина Власова и Алексей Демидов)
Мы продолжаем представление на сайте «Саровский краевед» Альбома Александра Карловича Ягельского «Посещение Николаем II с семьёй Саровской пустыни, по случаю открытия в ней мощей Серафима Саровского». Первая часть Альбома – 50 фотографий ранее была представлена здесь:
Рисунок 01 — А. К. Ягельский в расцвете своего таланта и славы
Напомним, что Альбом А. К. Ягельского мы представляем из Московского Архива. (Один из экземпляров этого альбома хранится в Российском Государственном Архиве Кинофотодокументов (РГАКФД, Москва) под номером 205. Об этом мы узнали из статьи Князьковой / /, которая в своё время провела атрибутацию фотографий этого альбома.)
Изменим немного форму представления фотографий из Альбома. Сначала размещаем Рисунок из Архива с номером архивного фото:
Рисунок 50 – Фото 50 из Альбома Ягельского № 205 РГАКФД
Затем даём аннотацию к этому фото, сделанную сотрудниками Архива.
Рисунок 50 — 1 — Архивная аннотация к фото 50 из Альбома А. К. Ягельского
Далее приводим данное «неиспорченное» фото, если возможно его найти без логотипов РГАКФД. Например:
Рисунок 50 – 2 — Фото 50 с просторов Интернета
Если мы согласны с аннотацией сотрудников Архива, а на найденном в Интернете фото можно увидеть «ОРИГИНАЛЬНЫЙ НОМЕР ФОТО САМОГО ЯГЕЛЬСКОГО», переходим к следующему снимку в Альбоме.
Сразу ещё раз оговоримся. Мы имеем перед сотрудниками Московского Архива ряд серьёзных преимуществ:
- Мы хорошо знаем местность и достопримечательности, где происходили съёмки в Сарове в 1903 году;
- Мы буквально по часам знаем, что делал и где находился Император в Сарове во время своего визита с 17 июля по 20 июля 1903 г. (указаны дни по старому стилю – они заведены в подписи к фото Альбома М. И. Грибова);
- Мы владеем на сегодня материалами ТРЁХ Альбомов придворных фотографов, среди которых М. И. Грибов СРАЗУ ПО ВРЕМЕНИ И ПО МЕСТУ подписал свои фото;
- Мы обнаружили сквозную по времени съёмки нумерацию фото Ягельского, которую он сам дал своим 118-ти фотоснимкам, представленным в Альбоме.
Поэтому после опубликования на сайте всего Альбома Ягельского мы «закаталогизируем» его, расположив фото «В ПРАВИЛЬНОМ ПОРЯДКЕ» и «ПРАВИЛЬНО ПОДПИСАВ».
Если вы внимательно приглядитесь, то в правой нижней стороне рисунка 50- 2 обнаружите чёрный номер снимка самого Ягельского «59.»!
Итак, идём дальше по Альбому.
Рисунок 51 – Фото 51 из Альбома Ягельского № 205 РГАКФД
Рисунок 51 — 1 — Архивная аннотация к фото 51 из Альбома А. К. Ягельского.
При внимательном рассмотрении, на снимке из архива можно прочитать оригинальный номер самого Ягельского — «61.»!
Рисунок 52 – Фото 52 из Альбома Ягельского № 205 РГАКФД
Рисунок 52 — 1 — Архивная аннотация к фото 52 из Альбома А. К. Ягельского
Более правильно аннотация, на наш взгляд, должна звучать так: «Обмывание в купальне у святого источника прп. Серафима Саровского».
Рисунок 53 – Фото 53 из Альбома Ягельского № 205 РГАКФД
Рисунок 53 — 1 — Архивная аннотация к фото 53 из Альбома А. К. Ягельского
Аналогично, более правильно аннотация, на наш взгляд, должна звучать так: «Обмывание в купальне у святого источника прп. Серафима Саровского».
Это фото есть на просторах Интернета:
Рисунок 53 – 2 — Фото 53 с просторов Интернета с оригинальным номером Ягельского «65.»
Теперь, если вернуться назад к рисунку 52, то при внимательном разглядывании на нём можно увидеть оригинальный номер Ягельского «66.». Пойдём далее:
Рисунок 54 – Фото 54 из Альбома Ягельского № 205 РГАКФД
Рисунок 54 — 1 — Архивная аннотация к фото 54 из Альбома А. К. Ягельского
Наша аннотация та же. «Обмывание в купальне у святого источника прп. Серафима Саровского». Понятно, что это мужское отделение купальни, а было ещё и женское… :).
При внимательном разглядывании на рисунке 54 фото из архива можно увидеть оригинальный номер Ягельского «67.».
Рисунок 55 – Фото 55 из Альбома Ягельского № 205 РГАКФД
Рисунок 55 — 1 — Архивная аннотация к фото 55 из Альбома А. К. Ягельского
Наша аннотация та же. «Обмывание в купальне у святого источника прп. Серафима Саровского». К сожалению, оригинальный номер Ягельского здесь разглядеть не удалось. Но понятно, что этот номер близок к тем номерам, что на предыдущих фото.
Рисунок 56 – Фото 56 из Альбома Ягельского № 205 РГАКФД
Рисунок 56 — 1 — Архивная аннотация к фото 56 из Альбома А. К. Ягельского
Здесь однозначно московские архивисты ошиблись. Правильная аннотация такая: «Богомольцы на Ближней пустыньке прп. Серафима Саровского».
Фото с просторов Интернета:
Рисунок 56 – 2 — Богомольцы на Ближней пустыньке прп. Серафима Саровского
На этой фотографии из Архива удаётся прочитать оригинальный номер фото Ягельского (в левом нижнем углу) — «53.». А на рисунке 56 – 2 номер Ягельского подрезан.
Рисунок 57 – Фото 57 из Альбома Ягельского № 205 РГАКФД
Рисунок 57 — 1 — Архивная аннотация к фото 57 из Альбома А. К. Ягельского
Рисунок 57-2 — Богомольцы у колодца (№55)
Да, здесь, по-видимому, всё правильно. Номера Ягельского на фото не видно.
Рисунок 58 – Фото 58 из Альбома Ягельского № 205 РГАКФД
Рисунок 58 — 1 — Архивная аннотация к фото 58 из Альбома А. К. Ягельского
Рисунок 58-2
Да, здесь мы пока затрудняемся сказать, где это в Сарове, и что богомольцы делают…? Номера Ягельского не видно…
Рисунок 59 – Фото 59 из Альбома Ягельского № 205 РГАКФД
Рисунок 59 — 1 — Архивная аннотация к фото 59 из Альбома А. К. Ягельского
Здесь мы добавили бы: «… в ожидании приезда Императора».
Это фото есть на просторах Интернета. Покажем:
Рисунок 59 – 2 – Местное духовенство и паломники в ожидании приезда Императора у входа в часовню над святым источником прп. Серафима Саровского
В левом нижнем углу на фото хорошо виден оригинальный номер Ягельского — «63.».
Рисунок 60 – Фото 60 из Альбома Ягельского № 205 РГАКФД
Рисунок 60 — 1 — Архивная аннотация к фото 60 из Альбома А. К. Ягельского
Добавили бы — «… вокруг Успенского собора».
К, сожалению, оригинальный номер Ягельского на архивном фото разобрать не удалось.
Рисунок 61 – Фото 61 из Альбома Ягельского № 205 РГАКФД
Рисунок 61 — 1 — Архивная аннотация к фото 61 из Альбома А. К. Ягельского
Добавление к аннотации то же. Это фото удалось найти на просторах Интернета. Покажем:
Рисунок 61 – 2 – Крёстный ход с мощами прп. Серафима Саровского вокруг Успенского собора
В правом нижнем углу на мундире хорошо просматривается оригинальный номер Ягельского — «69.». Значит, предыдущее фото рисунка 60, скорее всего, номер по Ягельскому — «68.».
Рисунок 62 – Фото 62 из Альбома Ягельского № 205 РГАКФД
Рисунок 62 — 1 — Архивная аннотация к фото 62 из Альбома А. К. Ягельского
Добавление к аннотации то же.
Рисунок 63 – Фото 63 из Альбома Ягельского № 205 РГАКФД
Рисунок 63 — 1 — Архивная аннотация к фото 63 из Альбома А. К. Ягельского
Добавление к аннотации то же.
Рисунок 64 – Фото 64 из Альбома Ягельского № 205 РГАКФД
Рисунок 64 — 1 — Архивная аннотация к фото 64 из Альбома А. К. Ягельского
Добавление к аннотации то же.
Удалось найти это фото на просторах Интернета. Покажем:
Рисунок 64 – 2 — Крёстный ход с мощами прп. Серафима Саровского вокруг Успенского собора
В правом нижнем углу на мундире хорошо просматривается оригинальный номер Ягельского — «73.». Значит предыдущее фото рисунка 63, скорее всего, имеет номер по Ягельскому — «72.».
Рисунок 65 – Фото 65 из Альбома Ягельского № 205 РГАКФД
Рисунок 65 — 1 — Архивная аннотация к фото 65 из Альбома А. К. Ягельского
Архивная аннотация более чем странная. Где Николай Второй? У входа в какую церковь? Похоже, это просто НАЧАЛО Крёстного хода вокруг Успенского собора. Всё прояснится по времени после прочтения оригинального номера Ягельского в правом нижнем углу на фото рисунка 65.
Рисунок 66 – Фото 66 из Альбома Ягельского № 205 РГАКФД
Рисунок 66 — 1 — Архивная аннотация к фото 66 из Альбома А. К. Ягельского
Аннотация очень чуднАя! В какие «монастырские службы» входит Николай Второй!? Похоже, Их Императорские Величества пошли просто трапезничать!?
Рисунок 67 – Фото 67 из Альбома Ягельского № 205 РГАКФД
Рисунок 67 — 1 — Архивная аннотация к фото 67 из Альбома А. К. Ягельского
Какой выход из церкви? Из какой? Наверное, это выход после трапезы…
Это фото есть в Интернете! Покажем!
Рисунок 67 – 2 – Выход царской семьи после трапезы?
В правом нижнем углу хорошо виден оригинальный номер Ягельского — «33.».
Рисунок 68 – Фото 68 из Альбома Ягельского № 205 РГАКФД
Рисунок 68 — 1 — Архивная аннотация к фото 68 из Альбома А. К. Ягельского
Архивная аннотация не выдерживает критики! Это паломники у часовни над могилой прп. Серафима Саровского!
Рисунок 69 – Фото 69 из Альбома Ягельского № 205 РГАКФД
Рисунок 69 — 1 — Архивная аннотация к фото 69 из Альбома А. К. Ягельского
Архивная аннотация не выдерживает критики. Не из какой церкви царские особы не выходят! А просто общаются с монахинями на территории монастыря!
Мы нашли это фото на просторах Интернета! Покажем:
Рисунок 69 – 2 — Царские особы общаются с монахинями у часовни над могилой прп. Серафима Саровского
К, сожалению, номер Ягельского на фото подрезан… вместе с головой офицера охраны.
Рисунок 70 – Фото 70 из Альбома Ягельского № 205 РГАКФД
Рисунок 70 — 1 — Архивная аннотация к фото 70 из Альбома А. К. Ягельского
Выдумкам московских архивистов нет предела! 🙂 За каким крёстным ходом следует Николай Второй «с семьёй и свитой»?
К, сожалению, оригинальный номер Ягельского на архивном фото разобрать невозможно, что дало бы нам шанс сделать адекватную аннотацию. Думается, что это царская семья спускается в пойму реки Сатис к огородам монахов…
На этом пока прервём представление Альбома А. К. Ягельского из Московского архива РГАКФД.
Продолжение следует.
Алексей Демидов, 07.04.2019 г., 8:00
Марина! Прошу! Сделай, чтобы лицо Александра Карловича Ягельского было «как надо» на «иконке» к материалу!
Спасибо, Марина! Ты — ЛУЧШАЯ!!! 🙂
добавила фото 57-2, 58-2
Спасибо, Марина! Ты — СУПЕРЛУЧШАЯ!!! 🙂