Один из первых «НЦР-щиков»
(К 85-летию А. Б. Сельверова)
В рубрике ЛЮДИ ОБЪЕКТА
19 ноября 2019 года исполнилось 85 лет со дня рождения Сельверова Арнольда Бадмаевича (19.11.1934 – 24.02.2001). Арнольд Бадмаевич, один из заслуженных сотрудников Сектора 3 – ИФВ, первопроходец метода невзрывных цепных реакций (НЦР), кандидат физ.-мат. наук (1972), Лауреат Государственной премии СССР (1969), Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени (1986), более 41 года он проработал в газодинамическом подразделении РФЯЦ-ВНИИЭФ.
Рисунок 1 – А. Б. Сельверов в расцвете своих научных талантов
Сельверов Арнольд Бадмаевич родился 19 ноября 1934 года в г. Москве в семье служащих. В 1952 году окончил среднюю школу в г. Улан-Удэ и поступил в Московский физико-технический институт.
После его окончания по специальности “Термодинамика”, получил квалификацию инженера-физика. Он – один из первых выпускников знаменитого теперь МФТИ. Арнольд Бадмаевич в 1958 году был направлен на работу в КБ-11 на должность инженера. Арнольду сразу повезло! Ведь он попал в славный уже тогда отдел Альтшулера (отдел 20), причем сразу в группу Стяжкина Ю. М., который только-только вместе с Альтшулером Л. В. и Зельдовичем Я. Б. приступил к формулированию основ метода НЦР.
Рисунок 2 – Группа Стяжкина Ю. М. (1967). Слева направо: В. Н. Володина, А. А. Губкин, Ю. М. Стяжкин, А. Б. Сельверов, Б. Л. Глушак
Готовя этот юбилейный очерк для корпоративной газеты РФЯЦ-ВНИИЭФ, мы нашли поздравительную статью Ю. М. Стяжкина к 50-летию А. Б. в стенной газете «ЗА НАУКУ» Сектора 3 (№ 32 (593) 21.11.1984 г.).
Приведём её с некоторыми сокращениями.
«Впервые я встретил Арнольда летом 1958 года, когда он приехал в наш город после окончания Московского Физико-технического института. Арнольд, выслушав предложение заниматься новой методикой и высокими давлениями, с удовольствием согласился. Осенью того же года он уже отправился в далекую командировку для экспериментальной проверки первых наших устройств. Высокие требования по расчетно-теоретическому обоснованию конструкции и сложные вопросы по проведению опытов на далёких полигонах потребовали от Арнольда всех его сил и способностей. Большие нагрузки, сложные задачи, требуя огромного напряжения сил и самоотдачи, обеспечивают, вместе с тем, быстрый рост человека, как специалиста, как гражданина.
Пришло признание и к Арнольду Бадмаевичу. В 1969 году он удостоен почётного звания Лауреата Государственной премии СССР, в 1972 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1980 г. стал начальником лаборатории. Коммунисты сектора избирали его секретарём партийной организации, членом партбюро. Арнольд Бадмаевич дважды был депутатом Городского Совета депутатов трудящихся.
В повседневной жизни Арнольд — интересный человек. Разнообразен круг его увлечений: охота, книги, камни, шахматы, живопись. Иногда пишет стихи, и к тому же хорошие.
Известен его гимн отдела 04, содержащий такие строки:
И на земле и под землёю
Не перечислить наших дел,
Из камня дом науки строит
Четвертый гвардии отдел!
…………………………….
Мы всюду наследить успели,
Нам не остаться не у дел,
На биологию нацелим
Четвертый гвардии отдел.
и т.д.
Теперь мы надеемся, что после своего юбилея Арнольд напишет что-нибудь для отдела 18.
Хочется пожелать Арнольду Бадмаевичу дальнейших успехов, здоровья и счастья ему и всей его большой, дружной и растущей семье (последняя прибавка — внук Алёша)».
Вспоминает Алексей Демидов:
— Я пришёл на дипломную практику в теоретический отдел ИФВ в 1983 году, попал в лабораторию А. Б. Сельверова. И хотя диплом защищал под руководством Е. Я. Юрина, Арнольд Бадмаевич сразу окружил меня «отеческой» заботой. С ним было интересно беседовать фактически по любым вопросам. Эрудит с тонким чувством юмора, он мог «в двух словах» охарактеризовать любого человека, с кем ему приходилось работать в многочисленных экспедициях на внешних полигонах. В людях он разбирался прекрасно, остро чувствовал любую несправедливость, и мог непосредственно среагировать на неё.
Рисунок 3 – А. Б. Сельверов с Ю. М. Стяжкиным на 65-летнем юбилее А. Б. Сельверова (19 ноября 1999 г.)
Сейчас курение в здании ИФВ запрещено, а тогда мы боролись А. Б. Сельверовым и Б. Л. Глушаком – заядлыми курильщиками — натурально «рублём». Если зашёл в комнату с сигаретой, «пожалте» рублик в профсоюзную кассу! Иногда А. Б. клал сразу рублик в копилку, демонстративно «в сердцах» закуривал в комнате и выходил в коридор.
В 1999 году к 50-летию испытания РДС-1 А. К. Чернышёв задумал издать книгу «Испытатели КБ-11 – ВНИИЭФ». Всем полигонщикам выдали анкеты для написания кратких характеристик «самим на себя». От 18-го отдела отделения 03 сбором и передачей характеристик в оргкомитет заниматься поручили мне. И хотя книга об испытателях так и не вышла, вот что А. Б. посчитал главным написать о себе.
Сельверов Арнольд Бадмаевич родился в городе Москве 19 ноября 1934 г. Окончил Московский физико-технический институт, и после окончания направлен на работу в КБ-11. С мая 1958 г. работает в отделении 3 сначала в должности инженера-физика, а с 1959г. – младшим научным сотрудником. Первая экспедиция на Новую Землю – в октябре 1958г. Разработчик и участник испытаний более 80 изделий методом НЦР. Разработчик и участник многих физических опытов на Семипалатинском и Новоземельском полигонах. Разработчик двух стоявших на вооружении изделий.
Кандидат физико-математических наук, лауреат Государственной премии 1969 г. Один из ведущих участников работ, отмеченных Ленинской премией 1962 г., Государственными премиями 1977 г. и 1985 г.
Награжден Орденом Трудового Красного Знамени в 1986 г.
Имеет двоих детей и шестеро внуков.
Увлечение – охота.
Из «полигонных» стихов А. Б. Сельверова:
Над Саровом тучи, над проливом солнце
Долгий день полярный не даёт уснуть.
Всё у нас готово, ветродуям слово.
Ах, когда к Сарову соберёмся в путь.
Ждём вестей из дома как весну зимою
Сорок дней без писем, без газетных строк.
Приезжай начальник, выпьем целый чайник,
Всё как есть доложим, мы готовы в срок.
Времени пролёта три микросекунды
Пронесутся кванты, как велит Эйнштейн.
Всё-то мы промеряли, изгуляли тундру,
Только жаль, что в баре кончился портвейн.
Отстреляли бочку, зарядили колбу.
Баржу отогнали на мишенный пост.
Хорошо бы после основной работы
Был домой надёжный нам воздушный мост.
(Новоземельский полигон, 1984 г.)
Когда в 1997 году погиб под автомобилем мой научный руководитель по аспирантуре Е. Я. Юрин, — продолжает Алексей Демидов — я пришёл к Арнольду Бадмаевичу и попросил его взять меня в аспиранты. Он посмотрел на меня внимательно и произнёс фразу, которая не даёт мне покоя и сегодня: «Твоим руководителем быть опасно!» На что я отшутился, что мол «бомба в одну воронку дважды не падает»… Он согласился! И надо же, не прошло и четырёх лет, как с Арнольдом Бадмаевичем случилась та же трагедия, что и с Евгением Яковлевичем… Мы недавно опубликовали «Дневники» Ю. М. Стяжкина с комментариями Т. В. Стяжкиной. Вот, что написал Юрий Михайлович в те трагические дни: «20 февраля 2001 года Арнольд попал под машину на проспекте Ленина, переход «аптека — магазин «Юность»». Повреждён череп. 21.02. в 5 утра потерял сознание. Сделали операцию на черепе. Больше не приходил в сознание. 24 февраля он умер. 28 февраля – похоронили. Прощание было в «Прогрессе»».
И тогда было ясно, а сейчас просто очевидно, что с потерей двух ведущих сотрудников теоретический отдел ИФВ понёс тяжелейшие невосполнимые утраты… История самого ИФВ изменила свой ход…
Кстати, Арнольд Бадмаевич придавал очень большое значение правдивому объективному изложению истории советского Атомного проекта (ИСАП). Именно поэтому он согласился войти в группу по написанию 8 — томника «История создания ядерного оружия в СССР 1946-1953 годы (в документах)». Он был ответственным составителем тома 3: «Работа лабораторий КБ-11 по основной тематике». Помню, как он радовался, когда вышел этот том. Была проделана огромнейшая работа по рассекречиванию уникальных документов. Теперь, когда с этого издания снят гриф «ДСП» любой желающий может приобщиться к ИСАП! «Алексей! Я нашёл документы 1948 года, в которых фигурирует твоя мама – Григорьева Нина Михайловна!» — именно благодаря Арнольду Бадмаевичу многие теперь могут узнать о вкладе своих родителей в создание отечественного ядерного оружия на начальном этапе.
В фотолетописи отдела 04 ИФВ хранятся уникальные фото! Вот Арнольд Бадмаевич занимается тяжелой атлетикой! Он был Чемпионом Города в наилегчайшем весе!
Рисунок 4 – Арнольд и штанга
А вот Арнольд Бадмаевич на лыжной прогулке в саровских лесах!
Рисунок 5 — Арнольд на лыжной прогулке
А здесь Арнольд Бадмаевич на прополке в подшефном совхозе
Рисунок 6 – Арнольд на прополке в подшефном совхозе
Конечно, в фотолетописи отдела 4 ИФВ хранятся коллективные фото с Доски Почёта Сектора 3 за выполненные уникальные работы. Покажем!
Рисунок 7 – Анна Андреева Баканова в окружении будущих знаменитых физиков РФЯЦ-ВНИИЭФ: справа Феликс Владимирович Григорьев, слева Станислав Александрович Новиков; в верхнем ряду: Арнольд Бадмаевич Сельверов, Александр Иосифович Фунтиков и Андрей Порфирьевич Толочко
Участники успешного завершения работы на Семипалатинском полигоне.
Рисунок 8 – Слева направо нижний ряд: А. И. Зюзяев, С. Ф. Маначкин, В. Н. Володина, В. М. Герасимов;
верхний ряд: Ю. М. Стяжкин, А. Л. Гладченко, А. Б. Сельверов, Е. Я. Юрин, Ю. М. Макаров
Приведём в заключение фото А. Б. Сельверова с Доски Почёта Лауреатов Сектора 3 – ИФВ.
Рисунок 9 – Сельверов Арнольд Бадмаевич с Доски Почёта Лауреатов Сектора 3 – ИФВ РФЯЦ ВНИИЭФ
Друзья, коллеги по работе, ученики — все с кем Арнольд Бадмаевич так щедро делился своими знаниями, все кому он помогал словом и делом, всегда с благодарностью вспоминают А. Б. Сельверова.
Его светлый образ остаётся в наших сердцах!
Друзья и коллеги ИФВ, 19 ноября 2019 г.
Алексей Михайлович! Марина Александровна!
После первого фото (Рисунок 1) какой-то «ГЛЮК» с текстом с увеличением шрифта и интервала… Не могу справиться…
Посодействуйте!
Спасибо!
Если исходить из национальных приоритетов нашей многонациональной Родины, то БОЛЕЕ выдающегося БУРЯТА, чем Арнольд Бадмаевич Сельверов, я просто не знаю…