Так уж повелось, что  длинные новогодние праздники 2019 г., как и предыдущие — 2018 г., были проведены в Сибири. Кто-то стремится на юг, ну а мы — в Сибирь. Сочетание сибирских морозов и интересной экскурсионной программы, подготовленной в рамках проекта «Неизвестная Провинция», оставили неизгладимое впечатление.

Поездка 2019 г. была посвящена знакомству с двумя городами Западной Сибири — Томском и Новосибирском. Между этими городами существует незримая историческая связь.

Исторически Томск был одним из ключевых плацдармов при освоении русскими первопроходцами Сибири. Томские казаки активно «продвигались» на восток. Они основали Новокузнецк, Енисейск, Красноярск. Расположенный на Сибирском тракте, Томск к XIX веку превратился в крупнейший центр торговли, через который осуществлялась торговая связь между европейской  и азиатской частями России, а также со странами Туркестана. Мощное влияние на расцвет Томска оказало и начало разработки полезных ископаемых в ближнем Рудном Алтае. Территория Томской  губернии была огромна и довольно густо заселена: к началу ХХ в. по числу жителей  она занимала второе место в Российской империи.

Герб Томска

Динамичное развитие Томска резко затормозилось накануне ХХ века: Транссибирская магистраль прошла мимо него. Стальные рельсы проложили на 200 км южнее, где технически было возможно преодолеть Обь, и в этом месте начал стремительно расти Новониколаевск, впоследствии — Новосибирск, который к середине ХХ века станет одним из самых молодых  городов — миллионников. Поэтому можно сказать, что исторически заложенный социально-экономический потенциал Томска, негласной столицы Западной Сибири, перешел к Новосибирску, и этот современный город с его могучей инфраструктурой и шедеврами советской архитектуры стал несбывшейся мечтой сказочного деревянного Томска.

Однако Томск устоял, его спасло открытие в конце ХIХ в. двух первых, восточнее Казани, государственных вузов- Императорского Первого Сибирского университета и Императорского Томского технологического института. Это предопределило будущее Томска, который неофициально называли, да и поныне называют Сибирскими Афинами за роль лидера в плане культурного и образовательного развития Русской Азии. Томский университет в различных рейтингах стабильно попадает в число лучших университетов России. Кстати, во ВНИИЭФ выпускники томских ВУЗов — не редкость. И возникновение закрытого города-спутника Северска (Томска 7) было тоже закономерным явлением, и произошло, что называется, не на пустом месте.

Томский университет с памятником профессорам Д.И.Менделееву и В.М.Флоринскому от благодарных сибиряков

Река Томь чуть ниже Томска по течению

В  ХХ в. Томск рос медленно и планомерно, без бурной и стихийной застройки, и к концу столетия представлял собой  крупнейший в России «заповедник» городского деревянного зодчества. В настоящее время одной из важных реалий в жизни Томска является негласная война, идущая с переменным успехом,  между защитниками старины и застройщиками. Для сохранения старины делается много, но говорить о благополучном исходе этого «сражения» градозащитники не берутся: деревянные дома продолжают гореть.

 

Про одежду для зимней поездки в Сибирь

Из собственного опыта скажу, что вопрос этот не праздный. Тем более для такой поездки, где много приходится находиться на воздухе и передвигаться ногами. Зимой в Сибири холодно, а приехавшим туристам из относительно теплой европейской части России- очень холодно. В первый свой зимний приезд в Сибирь я надела шубу, за что была высмеяна своими родственниками из Тюмени. И в Тюмени, и в Томске, и в других сибирских городах все ходят в стеганых куртках и пуховиках, никаких шуб. Во вторую поездку свою экипировку я подкорректировала: пуховик, утепленные брюки. Но ноги все равно подмерзали, поэтому, когда в Томске мы встретили знакомых туристов из Москвы, и они разгуливали по городу в валенках, я им дико позавидовала.

В поездке 2019 г. нам повезло с морозами: незадолго до этого стояли сорокоградусные морозы, а к нашему приезду они отпустили до -20.

 

ЧАСТЬ I. Томск

Томск хрустальный

Томск новогодний

Наше знакомство с городом началось рано утром, вскоре после прилета из Москвы. И сразу — в сказочный деревянный Томск. Ночные сумерки неохотно отступали, открывая для нас одно за другим деревянные архитектурные произведения, у каждого свой автор и своя история. Все эти дома разбросаны по всему городу, есть целые улицы из деревянных домов, и даже небольшие районы, а есть отдельные, поименные. Большинство из увиденного нами — это уже отреставрированные дома. Их восстанавливают по специальной программе как памятники архитектуры. Список насчитывает порядка 700 домов. Существует несколько механизмов финансирования восстановления домов, но судя по рассказам экскурсовода, все это проходит очень сложно, в борьбе за каждый дом, за каждый квадратный метр.

Дом А.Д.Крячкова — самобытного сибирского архитектора, 1909 г. Это не просто модерн, это жемчужина русского модерна. Сейчас в этом здании по ул.Кирова, 7 располагается Музей деревянного зодчества

Андрей Дмитриевич Крячков задумал построить дом для своей семьи в 1909 г. Незадолго до этого он побывал в командировке в нескольких европейских странах и был под впечатлением набирающего там силу стиля модерн. Но в Европе этот стиль воплощался в бетоне, металле и стекле. А.Крячков для осуществления своей идеи решил использовать дерево, нисколько не сомневаясь в его возможностях и совместимости с современными достижениями в архитектуре начала ХХ века.

Особняк возводили безвестные народные мастера, и через год постройка была завершена. Дом, рубленный из дерева методом «в чашу», получился теплым и компактным. Для стен своего дома Крячков выбрал сосну, которая менее других пород подвержена гниению. Цокольный этаж — кирпичный в сочетании с лиственницей, которая во влажных условиях «каменеет».

В декоративном оформлении дома преобладает один из главных принципов стиля модерн-асимметрия. Окна главного фасада имеют различную форму и размер. Парадный вход расположен сбоку, что было нехарактерно для построек того времени. Главный фасад особняка украшают два эркера: крупный в форме трапеции по центру фасада и треугольный эркер-фонарик над парадным входом.

Дом А.Крячкова. На этом фото, сделанном в предутренних сумерках, хорошо просматриваются архитектурные детали дома, и прежде всего, его асимметричность

Особняк Крячкова стал первым асимметричным домом в Томске; первым деревянным домом в стиле модерн, а также первым благоустроенным деревянным домом.

Семья архитектора Крячкова занимала только первый этаж, тогда как верхние комнаты они сдавали сотрудникам Технологического института. Во время Гражданской войны Крячковы приютили у себя несколько семей, которые эвакуировались в Томск.
Крячковы прожили в особняке до 1930 года — времени отъезда в Новосибирск. Затем особняк был во владении Томского политехнического института. В 1980-е особняк дважды горел, но был восстановлен, после чего, в 1990-е годы в доме Крячкова находились офисы разных организаций.

В 1995 года указом Президента Российской Федерации особняк Крячкова включён в число памятников архитектуры федерального значения. Тогда же было принято решение — открыть в доме Музей деревянного зодчества, филиал Томского областного художественного музея. Реставрация здания была проведена в начале 2000–х годов. Практически было заменено все дерево за исключением несущих стен.

Вид на Томск (в северном направлении) с Воскресенской горы-сердца Томска, места, где возник Томский острог в 1604 г.

Наше знакомство с «деревянным» Томском началось с, так называемого, района Верхней Елани. В этом районе исторически была сконцентрирована деревянная застройка и, когда здесь начали воздвигать (вбивать) многоэтажные дома, и появилась угроза нарушения исторического ландшафта, общественность встала на защиту старины. Поэтому именно этот район, а также район Юрточной горы первыми получили статус  комплексных охранных зон Томска. Отсюда начиналась реставрация, и поэтому  деревянная застройка здесь отличается хорошей сохранностью.

Дом на улице Кузнецова, 17, его еще называют домом со шпилем. Архитектор Викентий Оржешко, 1908 г.

Дом со шпилем построен Викентием Оржешко для детского врача Валерьяна Василькова. Разрешение на строительство дома было выдано в 1908 году. Эксперты относят здание к готическому модерну. У дома очень интересное решение балконов, есть башня, которая является не просто декоративным элементом: в ней располагается маленькая комната. По воспоминаниям старожилов изначально это была усадьба с флигелем, сараем, зеленым двором. По соседству также стояли деревянные дома. В советское время, когда все дома национализировали, большие комнаты особняка были разделены перегородками на множество комнат, и особняк Василькова, таким образом, превратился в многоквартирный дом. Говорят, что тогда в этом доме жили «политехники». Например, геолог А.Г.Бакиров – профессор Томского политехнического института, а в 20-х годах здесь недолго жил Леонид Кулик — первый исследователь Тунгусского метеорита.

Сейчас на месте тех деревянных домов стоят многоэтажки, ни флигеля, ни, тем более, большого зеленого двора, не сохранилось. Дом со шпилем Викентия Оржешко, как памятник архитектуры, сохранили,  отреставрировали, поставили  на кирпичное основание, сделали внутреннюю перепланировку. Сейчас в нем есть все удобства. В принципе этот дом снова стал элитным жильем с небольшим количеством квартир.

Архитектор Викентий Оржешко оставил Томску большое архитектурное наследие. Он был ровесником Андрея Крячкова, они были коллегами, преподавали в Томском политехническом институте, оба увлекались модерном, делали совместные проекты, с которыми участвовали в различных конкурсах, воплощали свои идеи в камне и дереве. Если сравнивать их творческое наследие, то для Томска Викентий Оржешко оставил больше. Жаль, что его жизнь оборвалась  рано: в 1914 г. он уехал на службу в Могилев, дальнейшая судьба этого талантливого архитектора неизвестна. По отрывочным рассказам его родственников, скорее всего, он погиб в лихие годы Гражданской войны.

Дома, построенные по проекту В.Оржешко в Томске: Дом с драконами (в скандинавском стиле) и Дом охотника (сейчас там расположен хостел)

В Томске на улице Кузнецова, 30 есть еще один деревянный дом в стиле модерн, также построенный по проекту В. Оржешко. Это дом с очень богатой историей, в которой есть печальные страницы, но конец у этой истории (а может, это еще и не конец) – жизнерадостный, и мы были тому свидетелями.

Дом, построенный по проекту В.Оржешко. Ул.Кузнецова, 30. Начало ХХ в., стиль модерн

Двухэтажный дом в стиле модерн был построен в начале ХХ века на кирпичном цоколе. Дом изначально строился, как многоквартирный. Он выделялся среди массовой застройки деревянных домов плоскими декоративными элементами и цветовым контрастом между темными бревнами и белыми наличниками. Общий план дома простой: прямоугольник с небольшим выступом по центру фасада. Изначально здесь было всего четыре квартиры, кухни не было ни в одной из квартир. Кстати и в других деревянных особняках изначально кухонь не было. Возможно, это специально делалось в целях пожарной безопасности. Кухни располагались во флигелях, расположенных рядом с домом. Там жила прислуга, там же готовили еду.

После революции жильцов дома уплотнили, сделали коммуналку для ученых Томского университета. И потом, много позже, в квартирах этого дома жили преподаватели и работники томского университета.

Деревянный дом на улице Кузнецова примечателен не только своей архитектурой, но и тем, что в нем в разное время жили известные в Томске и за его пределами люди. Поэтому по идее он мог бы быть  весь увешан памятными табличками, рассказывающими прохожим о его прежних жильцах.

В 2005 году, после принятия решения о начале реставрации, дом был подожжен. И если до пожара он требовал относительно небольшой реставрации, то огонь уничтожил почти 60% объекта, увеличив затраты на восстановление дома с трех до восемнадцати миллионов рублей.

Деревянный дом по ул.Кузнецова, 30 после пожара. Фото из интернета

Состояние дома внутри после пожара. Фото из интернета

Реставрационные работы. Фотография из архива института «Сибспецпроектреставрация

В январе 2019 г. мы посетили этот дом.  Он уже давно после реставрации, и внешне и внутри него уже ничего не напоминало о пожаре. Это добротный деревянный дом  с небольшим количеством квартир. Мы заходили в дом, посмотрели на его современное деревянное «нутро». Можно просто порадоваться такому хэппи энду и позавидовать людям, которые живут в такой благоприятной исторической и экологической, как сейчас принято говорить, окружающей среде. Еще больше пришлось порадоваться за судьбу этого дома осенью этого года, когда из Томска пришло известие, что в одной из квартир этого дома открылся музей «Профессорская квартира», а директором этого музея стала Екатерина Кирсанова, которой мы обязаны знакомством с Томском.

Интерьер музея «Профессорская квартира». Фото из интернета

Екатерина Кирсанова знакомит нас с деревянной архитектурой Томска

Екатерина Кирсанова два дня с утра до вечера водила нас по Томску, знакомила со всеми его достопримечательностями, заводила в квартиры деревянных домов к своим родственникам и знакомым, по-свойски делясь подробностями быта томичей. Благодаря ей мы познакомились также с театром «2+Ку» Владимира Захарова, очень неординарного человека, создавшего уникальный кукольный театр, на спектакли которого зрители приезжают из Новосибирска и других городов.

Кукольный театр «2+Ку» Владимира Захарова тоже деревянный

В этом театре все было необычным: и деревянное здание, притулившееся среди кустов и деревьев на склоне оврага, и маленькое уютное театральное кафе, где каждый зритель, пришедший с мороза, мог выпить стаканчик чая, необычные куклы (сделанные руками В.Захарова) и приводимые в движение неведомым для нас способом (по образованию В.Захаров электронщик). С его куклами зрители знакомятся еще до начала спектакля, когда они неожиданным образом выглядывают то из занавески, то из какого-нибудь темного угла и препротивными голосами выдают какую-нибудь информацию, вплоть до того, как пройти в туалет. Ну а сам спектакль, где артист – В.Захаров с куклой, что называется, один на один,  лицом к лицу со зрителями, сидящими в метре от сцены, создает атмосферу, полную доброты и какой-то детской беззащитности, отчего даже всплакнуть хочется. Возможно, что эти эмоции добавились после того, как в феврале стало известно, что В.Захаров погиб на пожаре, который случился в его театре.  Сейчас, говорят, что театр «2+Ку» восстановлен, и сподвижники В.Захарова готовятся к выступлениям.

На набережной р. Томи стоит вот такой памятник. Вы где-нибудь видели такого А.П.Чехова? С босыми ногами на таком морозе! Говорят, что тем самым томичи отомстили писателю за его не лестное высказывание в адрес Томска во время его «Путешествия из России в Сибирь».

Под самой крышей на полукруглом фронтоне расположен солярный знак — архитектурный символ солнца. Таких «солнышек» в деревянном Томске много. Это как дань главному объекту поклонения древних славян — солнцу, и желание иметь его всегда рядом, над головой

Деревянных домов, построенных в начале ХХ в. по проектам Станислава Хомича в Томске не так много, но внешне их не спутаешь с домами других архитекторов. Если дома Крячкова и Оржешко выдержаны довольно в строгом стиле и сдержаны в своем декоративном убранстве, то  у Хомича-буйство резьбы и декоративных элементов  от основания здания до кровли. Говорят, что у Хомича был такой же характер — неуемный.

Особняк С.Хомича, 1904 г. Ул.Белинского, 19

Декор здания нарастает снизу-вверх. Сочетание башенок и различной формы фронтонов придают особняку вид русского терема

Этот особняк С.Хомич построил для своей семьи, и здесь она проживала до 1914 г. до времени отставки Хомича и уезда из Томска. На протяжении последующих лет в здании размещались различные учреждения. Внутренняя планировка здания почти не изменилась, несмотря на постоянную смену владельцев дома. В 1974 г. особняк был включен в число памятников архитектуры федерального значения. Особняк Хомича считается самым богато украшенным зданием в Томске. Существует легенда, что особняк Хомича послужил вдохновляющим началом для писателя Александра Волкова, который жил в Томске, при создании им сказки об Изумрудном городе.

«Дом с шатром». Особняк купца Голованова, архитектор С.Хомич, 1904 г.

Особняк был построен по проекту С.Хомича для купца Голованова. Г.М Голованов был крупным воротилой: торговал в Томске и Красноярске драгоценными камнями, кожаной и валяной обувью,  мебелью, швейными машинами, велосипедами и бакалейными товарами. В 1917 году дом был национализирован, и в нем разместился детский санаторий. В 1993 году началась реставрация «Дома с шатром», которая длилась два года и проходила под личным контролем тогдашнего губернатора Томской области В.М. Кресса. Для реставрации использовались средства двух стран — России и Германии. После реставрации в особняке обосновался  новой владелец – Центр немецкой культуры, в дальнейшем переименованный в Российско-немецкий дом.

Несомненно, что и А.Крячков, и В.Оржешко, и С.Хомич были теми архитекторами, которым Томск во многом  обязан своим историческим обликом. Конечно, здесь были и другие, не менее талантливые архитекторы. Например, автором адресного бренда Томска-«дома с жар-птицами» на ул.Красноармейской был архитектор П.Федоровский.

Вид сбоку на «дом с жар-птицами» купца Леонтия Желябо, 1903 г. , архитектор П.Федоровский

Жар-птицы расположены на коньке крыши, дополняя резное узорочье фасада здания

Очень красивым деревянным зданием Томска, несомненно, является Дом Шишкова (ул.Шишкова,10). Он построен в 1905 г., и связан с именем советского писателя В.Я.Шишкова, который прожил в Томске 20 лет, и считал это время лучшим периодом своей жизни. Мы знаем Шишкова по его роману «Угрюм-река», который также связан с Сибирью. Из своих 20-ти томских лет -4 года Шишков проживал в доме, который был расположен рядом, но не сохранился. Дом Шишкова относят к «кружевам» Томска: карнизы, окна, парадный вход украшены резьбой. Этот дом является памятником истории и архитектуры федерального значения. До 1990 г. это был многоквартирный дом, который был расселен и поставлен на реставрацию. В 2007 г. в доме Шишкова открыли Дом Искусств.

Дом Шишкова, памятник истории и архитектуры федерального значения, ул.Шишкова, 10

Дом Шишкова считается одним из самых кружевных домов Томска

Богородице — Алексеевский мужской монастырь

В охранной исторической зоне Томска — Юрточной горе расположен Богородице — Алексеевский монастырь, основанный в 1605 г. В ХVIII в. монастырь был крупнейшим землевладельцем и важнейшим образовательным центром в Сибири. В 1858-1864 гг. здесь жил загадочный старец Федор Томский, которого молва считала не кем иным, как Александром I, который, якобы, не умер в Таганроге, а ушел в народ.

Одним из самых колоритных районов Старого Томска является Татарская слобода, или Заисточье. Первыми ее поселенцами были «бухарцы»-купцы из Средней Азии, которые оказывали серьезное влияние на сибирских татар до прихода русских. В настоящее время Татарская слобода не может похвастаться какими-нибудь выдающимися памятниками. Главная ценность Татарской слободы состоит в хорошо сохранившемся историческом ландшафте, не нарушенного никакими современными строениями.

Татарская слобода. Вдалеке виднеется Красная мечеть

В Татарской слободе таких кружевных домов не так много, но они есть

Задворки Татарской слободы. Выглядит все это колоритно, но бытовые условия здесь, по-видимому, не очень

Ул.Татарская, 1. Этот «Жилой дом городской усадьбы» начала ХIХ в., являющийся объектом культурного наследия, отреставрирован не так давно

Есть в Татарской слободе и дворец. Дворец Карим-бая, местного мецената — конезаводчика

В Татарской слободе две мечети: Красная и вот эта-Белая мечеть, 1911-1913 гг., модерн. Обе они находятся в разном духовном подчинении: Красная мечеть, «татарская», управляется из Уфы,  Белая мечеть- находится в подчинении Бухаре

Ул.Татарская, 6. Дом постройки конца 1880 –х гг. Автор и заказчик не установлены. По-видимому, дом строился как доходный. Памятник регионального значения. Этот «дом с историей»: в 20-е годы здесь жил Яков Юровский, который руководил расстрелом царской семьи

Старые дома по ул.Горького

Таких старых обветшалых домиков в Томске еще много. Во многих из них еще живут люди

Хотелось бы закончить свой рассказ о деревянном Томске на жизнерадостной ноте, но, тем не менее, даже при нашем беглом знакомстве с городом, нельзя было не заметить, что еще сохраняется много старых деревянных домом, находящихся в аварийном состоянии. Во многих из них еще живут люди, и их бытовые условия, особенно в зимнее время, тяжелые. Но в целом впечатление от Томска осталось очень хорошее, и если сравнивать его с другими старинными городами, в которых пришлось побывать, то в плане сохранения старины должное надо отдать Томску. Нам, приезжим, трудно разобраться во всех хитросплетениях противоречий градозащитников и застройщиков, нам неведомо какой кровью все это осуществляется, но результат налицо: Томск сохранил и сохраняет красоту деревянного зодчества для ныне живущих и будущих поколений.

Просмотров: 420

К этой записи 9 комментариев

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Валя! Как я хочу в Томск, ты не представляешь!

    Дедушка по матери Григорьев Михаил Ювентинович был профессором Томского университета…

    Бабушка Григорьева Василиса Захаровна окончила его и преподавала в университете…

    Дам здесь открытки из архива бабушки…

    1. В.Ф.Кузнецова:

      Во, Леша, ты также подтверждаешь, сколько незримых нитей тянется от нас в Томск. Я обязательно еще расскажу о том, что недалеко от Томска есть река и поселок с таким же названием, как наш-Саровка. В Томском технологическом институте в начале ХХ в. учился наш земляк из Лукоянова-Н.Н.Урванцев, исследователь Арктики, один из основателей Норильска.Тоже очень интересная тема

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Валя! Даю открытки из коллекции бабушки по матери Григорьевой Василисы Захаровны

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Обратная сторона, судя по номеру заказа открытка 1958 года.

          1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Далее цветная маркированная открытка «Привет из Томска!»

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Обратная сторона открытки 1954 года!

  • Валерий Валерий:

    Попался сегодня такой конверт. Могу поменять его на конверт Темников 1991 года.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Что за «конверт Темников 1991 года»?

    Санаксарский монастырь?

    1. Валерий Валерий:

      С Санаксарским монастырём

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>