ТРИЖДЫ ПЕРВЫЙ

(К 110-летию Диодора Михайловича Тарасова)

Авторы: М. А. Власова, Ал. А. Демидов

В рубрике «ЛЮДИ ОБЪЕКТА»

15 января 2021 года исполнилось 110 лет со дня рождения Тарасова Диодора Михайловича.

Д. М. Тарасов (15 января 1911 — 9 октября 1974) один из самых титулованных сотрудников газодинамического Сектора 3 КБ-11 (ныне Институт экспериментальной газодинамики и физики взрыва (ИФВ) РФЯЦ-ВНИИЭФ). Участник разработки и создания первого отечественного ядерного заряда РДС-1, Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1953), Ленинской премии (1963), Кавалер двух орденов Ленина (1949, 1956), ордена Трудового Красного Знамени (1962) Д. М. награждён медалью «За трудовое отличие» (1954). В 1945 г. ему была вручена военная медаль «За победу над Германией», медаль, которой Д.М. Тарасов очень гордился.

Тарасов Диодор Михайлович в расцвете творческих сил

 «Это был высокий, красивый человек, больше похожий на артиста, чем на научного работника. Чрезвычайно добросовестный, очень ответственный, смелый, требовательный к себе и другим и вместе с тем деликатный и добрый», — таким он остался в памяти В.А. Цукермана и его коллег.  Двадцать шесть лет проработал Диодор Михайлович в институте. И как довольно точно подметил В.А. Цукерман: «Прилагательное « первый» по отношению к нему может быть повторено, по крайней мере, трижды: первый научный сотрудник, первый руководитель взрывных рентгеновских экспериментов на площадках, первый директор и организатор филиала Московского вечернего инженерно- физического института».

Первый научный сотрудник 

Диодор Михайлович родился 15- го января 1911 г. в городе Шадринске Пермской (ныне Курганской) области.

Сразу после окончания школы 18-летним юношей он пошёл работать в сельскую школу преподавателем, а в 1932 г. поступил на учебу в Свердловский Государственный университет. После окончания университета в 1937 году начал работать в Уральском физико-техническом институте в должности младшего научного сотрудника. В 1938 году Тарасов Д. М. был принят аспирантуру по специальности «Физика рентгеновских лучей и рентгеноструктурный анализ», которую окончил незадолго до начала войны. Всю войну с 1941 по 1945 гг. Диодор Михайлович проходил службу в рядах Советской Армии в 48ой учебной стрелковой дивизии под г. Молотов (Пермь). Он успешно окончил Камышловское военное пехотное училище и нёс службу в военном лагере Бершеть.

Вместе с тем Диодор Михайлович не прекращает научной работы, он много и упорно занимается по избранной специальности. 2 июня 1944 года Ученый Совет Уральского индустриального института им. С. М. Кирова заслушал защиту диссертации на тему: «Структурные изменения в сплавах системы железо-никель-алюминий и коэрцитивная сила» и присвоил ему ученую степень кандидата физико-математических наук. После демобилизации из рядов Советской Армии в звании старшего лейтенанта Тарасов Д. М. продолжил свою научную деятельность в Уральском филиале Академии Наук старшим научным сотрудником.

В соответствии с решением секретариата ЦК ВКП(б) от 16 июля 1946 г. Диодор Михайлович был откомандирован в распоряжение Первого Главного Управления при Совете Министров СССР. И уже 19 ноября 1946 года Приказом начальника КБ-11, генерала-майора П.М. Зернова,  Диодор Михайлович Тарасов назначен старшим научным сотрудником лаборатории №3, под руководством В.А. Цукермана. Так Тарасов стал одним из первых научных сотрудников КБ-11. С тех пор вся его научная и общественно-политическая деятельность проходила в КБ-11 (ВНИИЭФ).

Первый руководитель взрывных рентгеновских экспериментов на площадках

В начале апреля 1947 года вместе с семьей Диодор Михайлович переехал на объект.

Уже в мае он проводит первые опыты на лесных площадках. Как вспоминал В.А. Цукерман: «Диодор Михайлович первый начал производить экспериментальные взрывы на наших лесных площадках. Для таких опытов строители изготовили стальные бочки диаметром около двух метров и длиной 4 метра. … Эти сооружения из стали и бетона выдерживали взрывы зарядов массой до 1,5 килограмма». Совместно с Л. В. Альтшулером и другими исследователями он завершает большую работу по измерению скоростей распространения сильных ударных волн в различных веществах. Методика и результаты этих исследований, выполненные простыми и остроумными приемами, после их опубликования стали классическими и цитируются во многих статьях.

В короткий срок Тарасов Д. М. становится ведущим сотрудником в области специальной техники исследования быстропротекающих процессов.

За разработку новых методов сверхскоростной рентгенографии для исследования центральной части заряда атомной бомбы Диодор Михайлович награжден орденом Ленина в 1949 году и ему было присвоено звание лауреата Сталинской премии.

Увеличение числа импульсных рентгеновских установок и количества рентгенографируемых зарядов потребовало перестановки среди ведущих научных работников. В этой связи в 1952 году группа Диодора Михайловича Тарасова была выделена в самостоятельную лабораторию, а Тарасов Д. М.  назначен её начальником. Большой труд был вложен в совершенствование уникальной аппаратуры и измерительной техники, Тарасов Д. М. являлся руководителем ответственных исследований при опытно-конструкторской отработке целого ряда новых конструкций ядерных зарядов. В 1953 году за участие в разработке первой водородной бомбы Диодор Михайлович удостоен во второй раз звания лауреата Сталинской премии.

В 1956 г. Диодор Михайлович активно поддерживает новое техническое направление, предложенное А. И. Павловским, Г. Д. Кулешовым и другими. В результате совместной работы Диодора Михайловича, Александра Ивановича Павловского и его сотрудников был создан безжелезный бетатрон, что позволило перейти на новый уровень эксперимента. За совершенствование импульсной рентгенографии для исследования работы изделий в газодинамических экспериментах в 1956 Тарасов Д. М. был награжден вторым орденом Ленина, а в 1962 – орденом Трудового Красного Знамени. В 1963 году Диодор Михайлович защитил докторскую диссертацию, и ему была присвоена ученая степень доктора технических наук. В том же году совместно с Зысиным Ю. А., Павловским А. И. и их сотрудниками – Кулешовым Г. Д. и Склизковым Г. В. Тарасов Д. М. был удостоен звания лауреата Ленинской премии за комплекс работ по внедрению безжелезных бетатронов типа БИМ в практику газодинамических исследований. Руководя лабораторией, отделом он обеспечил успешное выполнение многих научно-практических заданий.

Первый директор и организатор филиала Московского вечернего инженерно- физического института

Некоторые сотрудники КБ-11 тогда имели незаконченное высшее образование: война прервала их обучение. По инициативе Юлия Борисовича Харитона в 1950-м году на объекте был создан Консультационный совет для консультаций и приема зачетов от слушателей заочного обучения, работающих в запретной зоне. Консультационный совет являлся основной учебной организацией на объекте. Фактически это было заочное высшее учебное заведение. Председателем Консультационного совета был утвержден Ю.Б. Харитон, заместителем – Я.Б. Зельдович. Лекции и семинары в нем читали профессора: Я. Б. Зельдович, Д. А. Франк- Каменецкий, Г. М. Флёров, Е. И. Забабахин и др. 20 мая 1951 года Д. М. Тарасов назначен исполняющим обязанности заведующего консультативным пунктом при консультативном совете объекта. И хотя формально филиал МИФИ был образован на базе консультативного пункта в 1952 году,  Диодора Михайловича можно считать фактически первым его директором.

Педагогическая деятельность Диодора Михайловича не ограничивалась административными обязанностями.

Имея большой научный и практический опыт, Тарасов Д.М. много сил и внимания уделял подготовке молодых научных кадров, руководя аспирантами. Воспитывал своих подчиненных в духе высокой требовательности, к глубине и качеству выполняемых работ.

Рассказывает Б. В. Литвинов: «Через два месяца — мы приехали в июне — получили право на самостоятельное проведение взрывных работ. Я попал, как я уже сказал, в отдел Тарасова, отдел рентгенографических исследований, и Д. М. Тарасов сделал меня вроде бы руководителем группы, дав в мое распоряжение молодого техника, только что окончившего техникум, Женю Горбунова и двух юных лаборантов. Вот в такие стартовые условия попал лаборант — дипломник. Надо сказать, что Д. М.  Тарасов был не столько начальник, сколько педагог, учитель. Его метод воспитания был таким: он предоставлял очень большую самостоятельность и очень серьезно при этом требовал исполнительности. Это сочетание доверия и строгости порождало то чувство ответственности, которое присуще ВНИИЭФ и всем нам вообще».

Диодор Михайлович автор многочисленных научных отчетов и статей в открытой печати. Он являлся членом НТС института, членом Ученого Совета по защите диссертаций.

Постоянно занимался общественной работой, избирался в состав партийных органов, избирался депутатом Городского Совета Арзамаса-16.

В 1972 году ушел на пенсию и периодически временно работал до 1974 года старшим научным сотрудником.

Сотрудники отдела рентгенографических исследований Сектора 3 ВНИИЭФ провожают Д. М. Тарасова на заслуженный отдых (1972)

Как вспоминал В.С. Кондрахин: «Но даже будучи на пенсии, он не забывал про наш отдел. Помню, я в эти годы (1972…1974 гг.) был профоргом отдела, и Диодор Михайлович использовал меня для связи с отделом и сектором. Мы с ним встречались вечерами, он спрашивал обо всем, что происходило в отделе, о сотрудниках сектора… Такой вот был наш добрейший, мудрейший Диодор Михайлович, что даже будучи на отдыхе постоянно думал о своей работе, о своем коллективе и душой был с нами».

У Диодора Михайловича было два увлечения. Как рассказывает его сын, Тарасов Михаил Диодорович, он был страстным рыбаком. Рыбача с внуком, Диодор Михайлович всегда интересовался: «Ты ушёл от позора — поймал рыбу?» Второе увлечение – это книги о войне. Трудно было найти человека, прочитавшего столько мемуаров и художественной литературы о Великой Отечественной войне. Роман А. Бека «Волоколамское шоссе» считал одним из лучших из книг о войне.

Со своей женой Манаковой Марией Алексеевной Диодор Михайлович воспитал троих замечательных сыновей: Алексей (1937 г. р.), Валерий (1939 г. р.) и Михаил (1948 г. р.). Михаил Диодорович выпустил уже второе издание своей книги «ИСТОРИЯ СЕМЬИ из закрытого города», с которой можно ознакомиться в Интернете.

Умер Тарасов Диодор Михайлович 9 октября 1974 года, похоронен на муниципальном кладбище в Сарове. Ветераны отдела рентгенографических исследований ИФВ всегда с большой теплотой и благодарностью вспоминают Диодора Михайловича  — своего Начальника, Учителя, Человека.

Январь 2021г.

Просмотров: 2 685

К этой записи 19 комментариев

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Марина! Прошу! Сделай, чтобы «иконка» Д. М. Тарасова к материалу была «как надо»!

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      СПАСИБО!!! 🙂

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Завтра эта статья должна появиться в корпоративной газете ВНИИЭФ — во вкладке газеты «СТРАНА РОСАТОМ».

    Правда, немного под другим названием…

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Вчера, 15 февраля статья вышла в газете под названием «ПЕРВЫЙ ВЗРЫВНИК НА ОБЪЕКТЕ».

      Алла Николаевна — главный редактор — зачем-то выбросила из названия КБ-11 …

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Позвонил сегодня мне на работу младший сын Диодора Михайловича —

    Михаил Диодорович…

    Тепло и очень приятно благодарил за опубликование этой статьи
    на нашем сайте!

    Сказал, что второе издание его книги о семье уже вышло из печати и разрешил разместить электронную версию этой книги на нашем сайте…

    Думаю, Алексей Михайлович, это надо немедленно сделать!

  • ВЛАДИМИР БОБОЛЕВ:

    ПО ПРОСЬБЕ М.Д. ТАРАСОВА ПРИВОЖУ ЕГО БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА СТАТЬЮ О ЕГО ОТЦЕ — Д.М. ТАРАСОВЕ:

    «Благодарю авторов публикации за очень хорошую статью. Как выразился мой 20 летний канадский внук (правнук Диодора Михайловичв): «Теперь я знаю, в кого я стал добрым и настойчивым челевеком». С уважением, М. Д. Тарасов.»

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Спасибо, Владимир Васильевич!

      Будем и дальше плодотворно сотрудничать!

  • М.А. Власова:

    Из Личного дела Тарасова Д.М.
    Приказ заместителя начальника объекта №1269 от 08.08.1949г. (по личному составу)
    Старшего научного сотрудника отдела №24 тов. Тарасова Д.М. перевести в отдел №23 на ту же должность с сохранением оклада и надбавок, за время пребывания на объекте.

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Марина! СПАСИБО! Если честно, я ждал эту твою историческую находку!

      Ибо не могли историки Лаборатории № 4 Л. В. Альтшулера, такие как Г. С. Телегин, ошибочно указать, что Д. М. Тарасов работал под руководством Альтшулера в его лаборатории.

      Чтобы «расшифровать» запись в ЛД Тарасова, надо перечитать наш материал о карьере Альтшулера во ВНИИЭФ:

      http://sarpust.ru/2019/03/karera-altshulera-vo-vniief/

      Так вот отделом 24 НИСа в 1949 году РУКОВОДИЛ АЛЬТШУЛЕР, а переведён был Тарасов в отдел 23 НИСа, которым РУКОВОДИЛ, очевидно, В. А. ЦУКЕРМАН. Для доказательства руководства Цукерманом отделом 23 НИСа достаточно посмотреть ЛД Вениамина Ароновича в Архиве ВНИИЭФ.

      Думаю, это надо сделать для окончательного закрытия вопроса: работал или не работал Диодор Михайлович под руководством Льва Владимировича на Объекте КБ 11.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Обложка первого издания КНИГИ М. Д. Тарасова о своей семье.

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Обратная сторона.

      1. Лопатина Светлана:

        У меня есть версия о происхождении Светлосановых из церковнослужителей Вологодское епархии.

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Светлана! Есть версия!? Так и изложите её здесь на сайте!

          Какие проблемы?

          1. Лопатина Светлана:

            Проблем нет просто , я считаю что корни связаны с этой семьей
            В семье Федора и Александры Светлосановых (брак заключен в 1800 г.) было 9 детей: Агния, Алвиан, Анимаиса, Аристарх, Асенефа, Анфия, Анфиан, Алевтина, Архелая[7]. Сам реестр имен детей, начинающихся с буквы А, звучит отголоском какой-то древней культуры, связанной с благочестием.
            Думаю,что Аифал был сыном Анфина и т.д

          2. Лопатина Светлана:

            Семья Светлосановых оказала большое влияние на развитие Вологодского кружевоплетения.

            С2020 годв День вологодского кружева начали отмечать в Вологодской области 27 мая
            В этот день в 1812 году родилась Анфия Брянцева (Светлосанова) — основоположница вологодской манеры кружевоплетения

          3. Лопатина Светлана:

            Прошу довести мою информацию до Тарасовых

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Уникальное фото из архива Доктора Новицкого!

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      В центре в первом ряду: Монакова, Цукерман и Азарх.

      Вторая справа в первом ряду моя МАМА — Григорьева Нина Михайловна. Первый справа во втором ряду мой ОТЕЦ — Демидов Александр Дмитриевич.

      Фото сделано к 70-летию Тарасова Диодора Михайловича в конференц-зале Сектора 3 (ныне ИФВ РФЯЦ-ВНИИЭФ)

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Светлана! Сам Михаил Диодорович плохо видит и не читает наш сайт. Но у него — КУЧА родственников, которые ЧИТАЮТ наш сайт и доведут до него Вашу информацию…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>