Этот небольшой юбилейный очерк был написан в сентябре 2008 года и опубликован с большими искажениями (правда, с согласия автора) в Саровской газете «Саров» №48 (881) от 26 ноября 2008 г. во внутренней вкладке «САРОВСКАЯ пустынь» № 14 (52) ноябрь 2008 г. (почему – то в рубрике «Из архивной пыли», — а ведь фото Дмитриева востребованы сегодня как никогда!) под заголовком «СВЕТОПИСЕЦ».

«Краеведческое исследование – это, прежде всего, кропотливая работа, связанная с изучением и анализом документальных материалов: письменных, фотографических и пр. Согласимся, приятно смотреть книги, посвященные истории Отечества, которые хорошо иллюстрированы. В этой связи считаю нужным обратить внимание на фотографов, чьи работы украшают страницы изданий, но имена незаслуженно забыты. Их бесценные материалы использовались так, будто существовали всегда. Только сегодня мы начинаем понимать, как важно установить авторство той или иной фотографии. Фотография – застывшее мгновение жизни, каким оно предстало видению фотографа, тесно связанное с движением его собственной души, его сердца. К сожалению, биография фотографа редко попадает в поле зрения краеведа, а ведь она является важным источником информации для исследования, опирающиеся на фотодокументы».

А. Р. Комлев (Москва).

 Фото 1 Конверт (ХМК) с портреом М. П. Дмитриева

            21 августа 2008 исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося нижегородского фотохудожника Максима Петровича Дмитриева. С его именем связано начало русского публицистического фоторепортажа. «Основоположник», «родоначальник», «мастер» фоторепортажа, «фотолетописец России» – так называют Дмитриева исследователи его фотографического наследия.

К этому событию Почта России выпустила художественный маркированный конверт (ХМК): «150 лет со дня рождения М. П. ДМИТРИЕВА, нижегородского фотографа» с его портретом и фирменным бланком — паспарту (см. фото 1 —  Художественный маркированный конверт (ХМК): «150 лет со дня рождения М. П. ДМИТРИЕВА, нижегородского фотографа».) Символично, что конверт свободно продается в Сарове в отделениях почтовой связи, в городе, для которого так много сделал в историческом плане М. П. Дмитриев. Имеются в виду большие дореволюционные серии его фотографий, большая часть которых многократно переиздавалась на почтовых карточках – видовых фотооткрытках: «Саров», «Саровская пустынь», «На пути в Саров». В моей коллекции есть одна открытка Дмитриева «Саровъ. Торговая часть поселка Саровскаго монастыря», прошедшая почту Российской Империи из Сарова в Петроград в ноябре 1916 года. Подробно об этой открытке было рассказано в заметке «Привет из Саровской пустыни 90 лет спустя» (см. газету «НГ №» № 30 от 26 июля 2006 г.). Несколько лет меня не отпускал вопрос: «А сколько же разных почтовых карточек с видами Сарова было издано фотографом М. П. Дмитриевым в Нижнем Новгороде?» Теперь на этот вопрос получен ответ, о котором будет сказано ниже.

Не случайно в предисловие к этой статье помещены слова А. Р. Комлева. Наши Саровские краеведы, историки, журналисты зачастую используют фотонаследие Дмитриева в своих изданиях, не ссылаясь не него. За примером далеко ходить не надо. Возьмем хорошую книгу «Дорога длиной в век: Легенды и были Присаровья». Составитель А. А. Ломтев, И-ИА «Саров», 2008 г. Книга претендует на «научно-популярное издание». В оформлении обложки книги использована фотография Дмитриева, изданная им самим на почтовой карточке № 353 «САРОВЪ. Общiй видъ монастыря» (см. фото 2 – Саров.  Общий вид монастыря, фото М. П. Дмитриева 1904 г.), однако никаких ссылок на автора фото в выходных данных книги нет.

Из многочисленных материалов о М. П. Дмитриеве в Интернете выделяется статья Алексея Колосова «К вопросу о социально-исторической эволюции фотожурналистики». Предоставим ему слово.

«Одной из самых ярких личностей в истории отечественной фотографии второй половины ХIХ – первой половины ХХ вв., несомненно, является Максим Петрович Дмитриев.      Незаконнорожденный сын крепостной дворовой девки из Кирсановского уезда Тамбовской губернии появился на свет 9 августа 1858 года (21 августа по новому стилю, в деревне Повалишино – прим. Ал. Д.), за два с половиной года до отмены крепостного права в России. В 15 лет, учеником фотографа Императорского дома, мастера Московского живописного цеха Михаила Петровича Настюкова, он начинает изучать азы светописи и уже через несколько месяцев проходит путь от мойщика стекол для фотографических пластин до первого помощника Михаила Петровича. В это же время Максим Дмитриев посещает воскресные рисовальные классы Строгановского художественного училища, самостоятельно изучает историю отечественной живописи и архитектуры. Уже через год хозяин берет его с собой для работы в фотографическом павильоне на Нижегородскую ярмарку. Здесь и состоялось судьбоносное знакомство Максима Дмитриева с известным фотографом-художником Андреем Осиповичем Карелиным, выпускником Санкт-Петербургской Академии художеств. Опытный мастер заметил талантливого юношу и в 1879 году пригласил его к себе на работу.

Невероятные по сложности одного только технического осуществления, фотоэкспедиции Максима Дмитриева заставляют преклоняться перед его талантом, трудоспособностью и патриотизмом тем искреннее, чем очевиднее становится бурный процесс эволюции техники, оптики и фотоматериалов. Не всякому современному фотографу, оснащенному легкой и компактной техникой, по плечу то, что осуществил Максим Петрович в конце ХIХ века. Пройти, проплыть, проехать от истоков до устья Волги с многопудовым грузом, который составляли громоздкие деревянные крупногабаритные фотоаппараты, тяжелые и хрупкие фотографические пластины (размером до 50х60 см) – уже испытание не из легких. Оставить в дар современникам и потомкам тысячи изумительных по достоверности, образности высокохудожественных изображений главной русской реки, исторических и природных памятников на ее берегах и народов, ее населявших (потратив на волжские экспедиции около 40 тысяч рублей собственных денег) – разве не альтруистический подвиг! Не обладая наследственными капиталами, Максим Дмитриев, надо полагать, компенсировал подобные, немыслимые не только для бедняков, затраты, выполняя фотографические заказы для состоятельных соотечественников.

Некоторые современные исследователи называют Максима Петровича Дмитриева основоположником отечественного фоторепортажа. На чем основываются эти утверждения? Снимки Дмитриева достоверны, исторически документальны, технически безупречны, образны. Выполненные им в ХIХ веке портреты купцов, писателей, старообрядцев, обитателей ночлежек, крестьян и рабочих сегодня просто бесценны. Фотохроника голодающего Поволжья, созданная Максимом Дмитриевым в период неурожайных 1891–1892 гг., не претендует на полноту освещения народного бедствия. С громоздким фотоаппаратом и тяжелым грузом фотопластин автор побывал лишь в некоторых, наиболее пострадавших от голода и эпидемий, уездах Нижегородской губернии. О чем он пишет сам в предисловии к фотоальбому «Неурожайный 1891–1892 год в Нижегородской губернии», изданному в собственной фототипии: «Альбом этот, хотя и не дает полного понятия о положении Нижегородской губернии в бедственный 1891/1892 год, так как заключающиеся в нем снимки с натуры касаются лишь некоторых уездов Нижегородской губернии, тем не менее, представляет в общем наглядные картины пострадавшего населения губернии и, главным образом, способов помощи ему, оказанной правительством и частными людьми, выразившейся одинаково во всех уездах губернии. Представляя настоящий альбом публике, смею просить ее быть снисходительной к моему труду, исполненному, насколько мне кажется, добросовестно, но при крайне ограниченных средствах и количестве времени, которое я мог посвятить на его создание»

От себя добавим, что на создание «Волжской коллекции» — съемки Волги и ее окрестностей от истоков до устья через каждые 5 — 8 верст Дмитриев затратил девять сезонов с 1894 по 1903 год. В январе 1899 г. по предложению П. П. Семенова-Тянь-Шанского и известного географа А. В. Григорьева М. П. Дмитриев был избран в действительные члены Русского географического общества. Это ли не признание?

Более 40 лет успешно проработало в Н. Новгороде – Горьком фотоателье М. П. Дмитриева с 1886 по 1929 год. Как пишут историки, «из-за того, что в его мастерской «числились» пятнадцать наемных работников, фотохудожник был объявлен эксплуататором и буржуазным элементом». С конца 1929 г. Дмитриев из владельцев становится павильонным фотографом, заведующим художественной частью своей бывшей фотографии. О своей жизни, работе и судьбе сообщил нам сам М. П. Дмитриев в своем письме 1937 года. Приведем текст этого письма из статьи «Дмитриев Максим Петрович. Начало русского реализма»:

Председателю Исполнительного Комитета Горьковской области товарищу Юлию Моисеевичу Кагановичу от фотографа Дмитриева Максима Петровича г. Горький, 6-я линия, д. 22.

Глубокоуважаемый Юлий Моисеевич! Обращаюсь к Вам за защитой моих авторских прав фотографа-этнографа. Свою трудовую жизнь я начал с 9-ти летнего возраста. Пройдя тяжелый путь «мальчика», я был отдан матерью в ученики в одну из Московских фотографий. Это и определило мой жизненный путь фотографа-этнографа и краеведа. Не имея и дня отдыха, я в течение почти 60-ти лет фиксировал жизнь, отмечая природу, быт и события Горьковского края и всей Волги. В каждом музее нашего Союза Вы найдете мои фотографии. Я не считаю нужным перечислять свои работы, ибо важнейшие из них указаны в прилагаемом при моем письме журнале «Фотограф» на стр. 104. Мой фотоархив состоит из несколько тысяч негативов и обнимает: всю Волгу от истока до Астрахани, буквально все строительство нашего края, как до, так и после революционного периода, по моим фотографиям можно легко проследить всю жизнь края за полувековой период с 1886 года по 1932 год.

Общественность оценила мою работу, и в 1927 году в день 50-летия моей работы ряд общественных организаций и Государственных отметили мою деятельность. В 1929 году я передал свои фотографии в Деткомиссию, оставшись в ней в качестве руководителя художественной частью и фотографа. Мой архив я передал во временное пользование Деткомиссии. Преклонный возраст (мне 79 лет) и слабое состояние здоровья заставили меня оставить работу руководителя, и я решил заняться чисто архивно-этнографической работой, при помощи моего фотоархива. С этой целью я в 1933 году приступил к перевозке архива из фотографии Д. Т. К. к себе на квартиру.

Однако этому воспрепятствовал Председатель Крайархбюро т. Монахов и изъял из моего архива около 7000 негативов, сделав это изъятие вопреки моего согласия и ничего мне за негативы не уплатив.

Изъятыми негативами оказались:

1) Снимки революционного движения и революционных деятелей — 200 шт.

2) Виды Волги — 4000 шт.

3) Виды заводов и строительства — 800 шт.

4) Памятники старины — 100 шт.

5) Виды города Горького — 800 шт.

6) Типы народностей — 100 шт.

Такое огульное изъятие противоречит нашему законодательству, ибо согласно инструкции Центроархива хранению в Арх-бюро подлежат лишь снимки, имеющие историко-революционное значение, изображающие моменты революционной борьбы.

Таким незаконным изъятием т. Монахов лишил меня возможности продолжать мою полезную работу этнографа-краеведа, а также и единственного источника к существованию. Имея в своем распоряжении архив, я мог бы выполнять многочисленные заказы краеведческих организаций и выставок по отпечатыванию снимков, а, следовательно, получал бы материальное вознаграждение.

Кроме того, эта работа удовлетворяла бы меня и морально, т. к. я имел бы возможность продолжать общественно полезную работу, пользуясь трудами всей моей жизни. Негативы от т. Монахова сложены в Старом Соборе в Кремле, судьба их мне неизвестна и меня, автора их, не только лишили права ими пользоваться, но вообще в здание архива не допускают.

Меня крайне обижает такое несправедливое ко мне отношение и полагаю, что своим трудом я заслужил более чуткое внимание, тем более что пользу стране я принес не только как фотоработник, но и как гражданин. Из копии прилагаемой при сем письма А. М. Горького Вы увидите мое не безразличное отношение к революционному движению. Моя просьба к Вам, уважаемый Юлий Моисеевич, состоит в том, чтобы Вы оказали мне содействие к возврату незаконно отобранных у меня негативов, если же Вы полагаете, что негативы эти необходимы Государству, то я, не возражая против их хранения в Архиве-бюро, ходатайствую о назначении мне пенсии, с помощью которой я мог бы безбедно прожить остаток лет.

Мне не удалось установить, была ли назначена пенсия М. П. Дмитриеву, но как пишет Юрий Галай в статье «Дмитриев»: «Дом №32 на Ижорской улице и дачу на Щелоковском хуторе оставили за известным фотографом благодаря заступничеству М. Горького». На старости лет Максим Петрович не остался одинок. Из очерка Олега Рябова «Кисть рябины с каплями дождя» можно узнать, что до конца дней за «старым хозяином которому в 1948 году исполнилось 90 лет» «по-прежнему хлопотливо ухаживала» Поля, «долгие годы служившая горничной у Дмитриевых». Умер Максим Петрович 15 октября 1948 г. и похоронен на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде.

В бывшем помещении фотоателье Дмитриева на Сенной (ныне ул. Пискунова, д. 9-а в Н. Новгороде) в сентябре 1992 г. открыт первый в России Русский музей фотографии. С октября 2000 г. музей имеет статус государственного. К 150-летию М. П. Дмитриева сотрудники РМФ наметили и осуществляют большой план мероприятий, с которым можно познакомиться в Интернете.

В заключение хочется сказать о настоящем прорыве, который наметился в декабре прошлого года в отношении фотонаследия М. П. Дмитриева для рядовых краеведов и вообще любителей истории. В серии «Нижегородские были» изданием «Книги» тиражом 5000 экз. на мелованной бумаге выпущен сборник «Почтовые открытки фотографа Максима Дмитриева из коллекции Льва Тельнова». Составитель О. А. Рябов. Издание не является каталогом, но содержит, наверное, практически полное собрание иллюстраций дореволюционных открыток Дмитриева, уменьшенных примерно в 1.3 раза от оригинала – почти 1000 (тысячу!) штук. Большинство открыток перенумеровано самим Дмитриевым с хорошо читаемыми оригинальными аннотациями Автора к фото. Издание снабжено перечнем открыток и тематическим указателем, некоторые очерки из сборника использовались мною для данной публикации… Надо ли говорить, что именно эта книга дала мне фактически исчерпывающий ответ о видах Сарова и Саровского монастыря на открытках Дмитриева? Теперь будет просто неприлично использовать фото с открыток Дмитриева, не ссылаясь на автора, в изданиях о Сарове, Саровской пустыни и Серафиме Саровском …             Огромное СПАСИБО издателю О. А. Рябову и коллекционеру Л. Г. Тельнову, всем принимавшим участие в выпуске за этот светоносный сборник!

Думаю, если бы Максим Петрович был жив, в год своего 150 – летия он был бы очень доволен!

 Фото 2 Открытка Саров. Общий вид монастыря

                                                                       16.09.2008 г., Саров

 

P.S.     Фото 2 для этой публикации взято из вышеупомянутого сборника О. А. Рябова, а при оформлении конверта (фото 1) художник  Х. Бетрединова использовала фотокарточки из коллекции того же  Л. Г. Тельнова.

К этой записи 67 комментариев

  • Алексей Демидов:

    Надо же, статья «СВЕТОПИСЕЦ» до сих пор есть на сайте «Сарова» по адресу

    http://www.gazeta-sarov.ru/?cat=9&id=1177!

    Можно сравнить с оригиналом… 🙂

  • Алексей Демидов:

    После появления светоносной книги-сборника «Почтовые открытки фотографа Максима Дмитриева из коллекции Льва Тельнова» меня несколько лет «мучает» одна, на мой взгляд, красивая идея! В 2014 году издать большой фотоальбом: «Саров и Присаровье Максима Дмитриева». В альбоме будут в натуральную величину размещены видовые фотооткрытки Дмитриева по Саровским сериям, серия Дивеево и серия Понетаевка плюс сюжеты с Серафимом Саровским. Причем должна быть в альбоме размещена не только сюжетная сторона открытки, но и обязательно адресная, при этом предпочтение должно быть отдано целым вещам, т.е. открыткам, прошедшим почту, а лучше ещё — почту Сарова! Фотосюжеты Сарова, Дивеева и Понетаевки, не отраженные на фотооткрытках, должны быть сделаны со стекол из Архива! Любые другие фотооткрытки Дмитриева прошедшие почту Сарова, Дивеева, Понетаевки также должны быть размещены в альбоме в специальном разделе «Целые вещи Сарова и Присаровья».

    Что для этого нужно? Необходимо выйти на связь с коллекционером Львом Тельновым и начать сканировать по его разрешению нужную для фотоальбома часть его коллекции. Далее связаться с архивом, где хранятся стекла М. Дмитриева и сделать соответствующий запрос — заказ на фотоиллюстрации к альбому. Когда «скановый» материал будет готов, следует начать отрабатывать текстовую часть… Ну а далее — искать спонсоров на издание… Ясное дело — у альбома может быть несколько авторов-составителей, включая коллекционеров, предоставивших уникальные целые вещи для альбома…

    1. Алексей Демидов:

      Валер! Вот так как то… Пусть Лев Тельнов оценит идею…

      1. Валерий Валерий:

        1. Идея хорошая, но кто её будет реализовывать?
        2. 70-75% открыток Дмитриева по Сарову и ближнему присаровью есть у меня в коллекции.
        3. Ещё 15-20% есть в коллекции моего знакомого коллекционера.
        4. Я могу их отсканировать, т.е. по ним никуда ехать не надо и работу по изданию альбома можно начать хоть сейчас.
        5. Недостающие я могу попросить через своего знакомого у Тельнова — либо дать на время для сканирования (если он согласится), либо попросить отсканировать их в Нижнем.
        6. Надо ехать в архив в Нижний за сканами с негативов.

        Но! См. п.1.

        1. Алексей Демидов:

          Валера! Да, Мы с тобой! Нам это интересно, мы и будем работать!Пусть все, кто поможет хоть одной открыткой, будет АВТОРОМ-СОСТАВИТЕЛЕМ нашего АЛЬБОМА!

          Без промедления надо начинать работу!!! Пока жив Лев Тельнов, срочно надо выходить на связь с ним!!!

          1. Валерий Валерий:

            Я готов помочь по пунктам 2-5, но кто поедет в архив? И, самое главное, кто будет заниматься изданием книги и за чей счёт? У тебя есть лишние хотя бы пол-«лимона»? Есть, правда, ещё два варианта: издаёт ИРЦ (маловероятно), ну или «ИНФО» или другая коммерческая фирма (тоже не слишком вероятно). Есть ещё третий вариант — через горадминистрацию, в качестве сувенира для важных гостей. Да, ещё вариант — через фонд Андрея Первозванного получить грант на книгу.
            Идеи дарю, но заниматься ими вплотную не готов. Дерзай! Но в любом случае у тебя могут спросить бизнес-план. Ты его хоть раз составлял?! Вряд ли.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    В этом году исполнилось уже 155 лет со дня рождения М. П. Дмитриева. Есть идея съездить на его Родину, посмотреть как там обстоят дела с Памятью об этом уникальном, удивительном Человеке…
    Судя по сообщениям нижегородского радио, сейчас в Нижнем в Русском музее фотографии работает юбилейная экспозиция фотооткрыток Дмитриева. Надо посетить экспозицию, связаться, наконец, с Львом Тельновым на предмет открыток по Сарову и Присаровью Максима Дмитриева… Всё надо делать вовремя… Время не ждёт!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Конверт ХМК «150 лет со дня рождения М. П. Дмитриева…» по каталогу Издатцентра «Марка»:

    http://rusmarka.ru/catalog/konvert/position/18446.aspx

    А на Родину Максима Дмитриева к его 155-летию мы, Алексей Михайлович, так и не выбрались…

  • Алексей Демидов:

    Сегодня привёз из Нижнего уникальный альбом: Максим Дмитриев ВОЛЖСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ (1994-1903) «ПО ВОЛГЕ-РЕКЕ».
    Альбом выпущен «К 155-летию со дня рождения фотохудожника Максима Петровича Дмитриева».

    «Большинство фотографий в альбоме … публикуются впервые».

    Культурно-просветительское издание
    Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2013.- 200 с., илл.

    Тираж 2200 экз., в том числе 200 экз. в кожаном переплете.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    У меня в руках книга:
    НЕПОВТОРИМЫЙ ГОРОД МОЙ… Почтовые открытки с видами Нижнего Новгорода фотографа и издателя Василия Бреева из коллекции Льва Тельнова. Составитель В. А. Косарев. — Нижний Новгород: издательство «Дятловы горы», 2013. — 144 с.

    Пока такие как мы мечтают, говорят и пишут, такие как Валерий Косарев выходят на контакт со Львом Гавриловичем Тельновым и выпускают исторические книги, фактически в том виде, как хотим мы… ЧЕСТЬ ЕМУ И ХВАЛА!!!

    1. Валерий Валерий:

      Я эту книгу привёз из Нижнего в ноябре, но там, насколько я помню, ничего нет по Сарову и присаровью.

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Книга построена фактически так, как мы хотим сделать по Сарову и Присаровью! Карточки в натуральную величину из коллекции Льва Тельнова! Чётко обрисована и раскрыта тема! Для нас важна и обратная сторона открыток, особенно прошедших почту Сарова…

        Создан прецедент, и за очень небольшие деньги! Тираж 500 экз. за 486 руб. за книгу на хорошей бумаге в футляре…

  • Алексей Демидов:

    Валер! Главное, проделать всю подготовительную работу! А дальше, уверен, мы найдём заинтересованных спонсоров! Хотя бы ту же Администрацию Сарова к 325-летию Сарова! Ведь издаёт же Администрация Альбомы «Прогулки по Сарову. Новейшая история 2012-2013» по 800 руб. за штуку, тираж 1000 экз., 186 стр.

    1. Валерий Валерий:

      Не путай кислое с пресным. Похоже, ты не слишком ориентируешься в ситуации. Открытки столетней давности никак не прославляют нынешнюю администрацию города. К тому же, инициатива исходит от исторического объединения «Саровская пустынь», не вписывающегося в представления горадминистрации о лояльности к ней — найди хоть в одной нашей книге или докладе что-нибудь типа: Спасибо родному правительству, извини, Главе администрации!
      А демократия — это для «большой земли».
      Так что насчёт спонсирования — весьма сомнительно!

      1. Алексей Демидов:

        Валера! Не надо «демонизировать» нашу Администрацию! Она такая есть, пока устраивает руководство ВНИИЭФ!

        Думаю, ты просто не в курсе адекватности нашей Администрации! Находишься под воздействием «ломтиевщины» с его газетёнкой «Арзамас-16»! Каратаевская Администрация нарушала Законы и Конституцию РФ в РАЗЫ БОЛЬШЕ!!! Это было показано в Судах, а не на «кухне»… :)Да, Димитровская Администрация ликвидировала Музей «Саровская Пустынь»! Да, она ликвидировала турклуб по Юности, 15 в угоду «2Аяксам»… НО она перестала ДИСКРИМИНИРОВАТЬ сотрудников ВНИИЭФ в очереди по месту жительства! А это ДОРОГОГО СТОИТ!!!

        1. Валерий Валерий:

          То есть то, что она была вынуждена сделать по закону — это подвиг! А то, что она не выполняет десятки других решений суда, подавая бесконечные аппеляции, вместо того, чтобы признать очевидные вещи — это как?! А Каратаевская администрация сразу признавала свои ошибки. Но дело даже не в этом. Ты назвал только два «добрых» дела этих временщиков, причём не самых важных. И это всё?! Похоже всё-таки, что насчёт ориентации я был прав.
          Но дело даже не в её конкретных ошибках — не ошибается только тот, кто не работает. Каратаев НИКОГДА ничего не делал наперекор общественному мнению, пусть даже неправильному. А этот — «не чует под собой страны», в данном случае города. Приезжий издалека татарин стал городу родным, а почти местный высокомерный мордвин — так и остался чужим, которого никогда горожане не выберут ни на какую должность. И он не понимает — почему?! А ведь он, действительно, профессионал в управлении городским хозяйством — без иронии. Но что такое разделение властей — не понимает, или не хочет понимать. Наёмный управляющий должен исполнять волю народа, а не диктовать свою. И вот начинается кадровая чехарда непрофессионалов, рекрутирование других варягов, опора на прикормленных бизнесменов и т.д. А в результате — почти нулевой рейтинг. По крайней мере, среди моих знакомых никто за него не проголосовал бы.
          НО, опять я поддался на твою провокацию и теряю время на пустую болтовню. Лёш, давай лучше заниматься делом. И не отбирать хлеб у Ломтева.

        2. Валерий Валерий:

          P.S. Под делом я понимаю историю, а вся эта аналитика лезет в голову только тогда, когда ей (историей) мне не дают спокойно заниматься.

        3. Валерий Валерий:

          P.S.P.S. А по поводу закрытия нашего музея могу только вспомнить старый советский анекдот: «Встречаются два старика у Елисеевского гастронома. Один — другому: помню как до революции здесь было всё — икра, рябчики, стерлядь. И кому всё это мешало!».
          За всё, что мы сделали для города, нам на прощание даже спасибо не сказали.

          1. Алексей Демидов:

            Валер! Могу тебе ответить твоими же словами! Надо постараться преодолеть «ОБИДЫ» И ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТАТЬ ДАЛЬШЕ! С нами «ПРОЩАЮТСЯ», а мы им говорим «ДО СВИДАНИЯ»!

            У меня нет никаких сомнений, что мы и «Альбом Дмитриева» выпустим, и наш музей ВОЗРОДИМ!

          2. Валерий Валерий:

            Лёша, я же не против, я только высказываю свои обоснованные сомнения в одном из вариантов финансирования издания книги.

  • Александр:

    Имеется небольшая коллекция дореволюционных почтовых карточек М.П. Дмитриева. Сюжеты: Саров, Арзамас и др.
    Если заинтересует кого-либо, сканы вышлю по E-mail

    1. К.Зайцев:

      Александр, а как вам написать ?

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Александр! «НЕБОЛЬШАЯ» — это сколько!? Интересуют открытки по «нашей тематике» — «Саров», «На пути в Саров», «Саровская пустынь», «Арзамас», «Дивеево», «Царский скид», «Понетаевка»- одним словом ПРИСАРОВЬЕ! Разместите здесь на сайте! О цене поговорим «в личку»! 🙂

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Пока мы мечтаем, люди в Нижнем упорно работают! Находят спонсоров и выпускают открытки ретро, о которых мы здесь пишем…

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Обратная сторона. СОЦИАЛЬНАЯ СЕРИЯ «Открытка из прошлого»

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Проект:Сергей Чурадаев. Подсерия «100 лет с начала Первой мировой войны»

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Обратная сторона. И спонсор СОЛИДНЫЙ!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Проект:Сергей Чурадаев. Подсерия «Нижегородской губернии 300 ЛЕТ»

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Обратная сторона! — Это М. Дмитриев! Главный ярмарочный дом.Конец 19-го -начало 20 вв. Из фондов музея «РУССКИЙ МУЗЕЙ ФОТОГРАФИИ», Нижний Новгород… ВОТ ТАК! 🙂

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Кстати, и цена небольшая! Продаются по 10 рублей на Нижегородском Главпочтамте! Приобрёл в прошлую пятницу 12 декабря 2014 года. Если кто хорошо видит, в выходных данных указаны и сегодняшние тарифы на пересылку… 🙂

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Валера! Ты обещал сделать для меня «диск» с твоими оригинальными открытками Дмитриева! Тогда можно было бы начать подготовку Книги «Саров и Присаровье Максима Дмитриева» с опорой на твою коллекцию…

    1. Сергей Чурадаев:

      Наш проект «Открытка из прошлого» Нижегородская почтовая карточка» предусматривает выпуск различных серий без бюджетных средств, за счет участия в их выпуске как малого и среднего бизнеса, так и частных лиц. Для выпуска 1000 штук одного вида в рамках проекта достаточно 3 тыс. рублей. В марте издали еще 32 вида открыток. Большая серия готовится к 70-летию Победы. На мой взгляд, большой интерес будет представлять серия «Семейный альбом». Открытки можно найти еще в сувенирном киоске на Канатной дороге и в Русском Музее Фотографии на Пискунова 9А.

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Сергей! Очень рад, что Вы вышли на наш сайт!
        Можете сказать, сколько серий (и каких) открыток выпущено уже на сегодня в Вашем Проекте и назвать количество видов открыток в каждой серии?
        Какие требования предъявляются к участникам Вашего Проекта?
        Как можно стать участником Вашего Проекта с набором своих открыток ретро?

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          В следующем (2016) году мы будем отмечать 325 лет Сарову. Можно ли будет для нас (нашего Города) организовать выход ретро-серий карточек Дмитриева с сюжетами по Сарову и Присаровью? Что нам надо для этого сделать?

  • Сергей Чурадаев:

    Все просто: подбираете материалы, которые необходимы для тиражирования, оформляете заказ для фиксирования авторских прав, предоставляете фото, или сканы, даете текст к фотографии и ссылку (из чьей коллекции, или кто предоставил материал). Если материал предоставляет сторонняя организация (архив или музей), то с ней подписывается договор и половина тиража передается этой организации. Лучше печатать сразу или 8 или 16 видов, или нам придется тиражи объединять. Если деньги на тираж дает спонсор (рекламодатель), он размещается на стороне «Б» под местом для марки. Соответственно макеты всеми сторонами согласовываются.

  • Сергей Чурадаев:

    Выпущено открыток уже много (более 100 видов): Эстафета Олимпийского огня, к 100-летию начала 1-ой Мировой войны, Литературный Нижний к Всероссийскому году литературы, Нижегородская ярмарка, Кремль, канатная дорога… В этом году хотим — Выксу и к году литературы (Мельников-Печерский «В лесах») — Борскую сторону: «Скиты, староверы в фотографиях Дмитриева» и иллюстрации к книге. Контактный тел. 89049048222. Буду рад, если Вы возьметесь готовить материал по Дивееву и Сарову.

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Сергей!
      Мы возьмёмся готовить материал по Дивееву и Сарову! Но сначала сделаем материал по Понетаевскому монастырю и Царскому скиту. Эти места в сфере наших интересов!
      Будем Вам очень признательны, если поможете выйти на связь с коллекционером Львом Тельновым из Нижнего! У него практически полная коллекция открыток Максима Дмитриева!

      1. Сергей Чурадаев:

        Новость: Нижегородский Гос. Архив предоставит из своих фондов фотоматериалы и другие виды визуализации для проекта.

  • К.Зайцев:

    Как-то у нас был разговор о том, что было бы неплохо сделать Ретро-открытки царского периода, Сарова и Присаровья.
    Сама идея мне понравилась и я решил попытаться ее осуществить, но в современном ключе.
    Вот такая попытка сделать и Почтовые открытки, которые можно посылать по почте, и использовать как каталог открыток фотографа М.Дмитриева, изданных по краеведческой тематике.
    Вот что из этого получилось.
    Посмотрите. Я готов принять справедливые критические замечания по их оформлению, чтобы учесть это в будущем.

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Костя! Идея ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ! ПОДДЕРЖИВАЮ!

      Но на своём мониторе не могу прочитать надписи, — слишком мелко 4 открытки в одном окне!

      1. К.Зайцев:

        Надписи на ПК повторяют надписи на открытках.

        1. Костя! Если подписи на Ваших открытках повторяют Аннотации на открытках Самого Дмитриева, — ЭТО ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНО!!! 🙂

  • К.Зайцев:

    Продолжение

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Если мне не изменяет память, свои серии фото по Сарову и Дивееву М. П. Дмитриев сделал в 1904 году. Тогда в Сарове действовал ещё календарный штемпель «Саровская пустынь» с крестообразной датой. Сейчас он уже найден и опубликован!
      Костя! Советую именно его использовать на Ваших открытках! Хотя на открытках Дмитриева, выпускавшихся аж до 1917 года, мы имеем уже оттиски календарных штемпелей «Саров Тамб.» со строчечной календарной датой…
      Это тоже имеет право на существование! 🙂

      1. К.Зайцев:

        Могу согласиться с таким предложением. Фото Сарова в основном сделаны именно в 1904 году. Но вот открытки выпускались значительно позднее. Поэтому я и применил этот штемпель. Хотя, в принципе, можно использовать, для разнообразия, разные штемпеля.

  • К.Зайцев:

    Здесь Проба опо Дивеевскому монастырю и Арзамас, Здание Школы живописи по фото М.Дмитриева…

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      С Дивеевым та же история!
      Но я ещё не видел оттисков штемпелей Дивеева с крестообразной календарной датой! Они ЕЩЁ НЕ НАЙДЕНЫ!!! 🙂

  • Сергей Чурадаев:

    Завершил серию открыток «Литературный Нижний» проекта «Открытка из прошлого. Нижегородская почтовая карточка». Серия была посвящена году Литературы. В серию вошли: Горький на пл.Горького (Мухинский), Горький на наб.Феодоровского, Горький и Шаляпин — Архивное фото, Памятник Горькому и Шаляпину — Моховые горы, Музей Горького, дом Пешкова, Пушкинское Болдино 2 открытки, мостик и церковь, и в завершение — Мельникову-Печерскому «В лесах» посвящены 3 фото Дмитриева 1897г. — Экспедиция по старообрядческим скитам. Оленевский скит. Групповой снимок уставщиц, дер.Шарпан; Старообрядцы Шарпанского скита, А.П.Мельников с иероманахом Кирьяном. Семеновский уезд.

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      О-очень интересно, Сергей! можно «зарезервировать» для нас пару Ваших комплектов!?

  • Сергей Чурадаев:

    Еще фото М.П.Дмитриева из ГосАрхива на открытках по этому же проекту «Открытка из прошлого»: Вид Спасо-Преображенского Староярмарочного собора в половодье; Буксирный пароход «Сормово» Балахнинский уезд, село Сормово и Общий вид здания Николаевского Нижегородского драматического театра. Все есть на ГлавПочтамте, окно 1. С февраля будет и в «Нижегородские сувениры».

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Когда мы приезжаем в Нижний, нам достаётся только малая часть Ваших открыток в остатке… 🙁

      1. Сергей Чурадаев:

        На этой неделе будет закончено на сайте наполнение раздела «галерея»; там будет все что выпускалось с 2013 по 2016 г. в рамках проекта «Открытка из прошлого. Нижегородская почтовая карточка». Заказать Вы все сможете через контакты на сайте. Есть возможность включить Ваши темы или серии для выпуска, т.к. План на 2016 год пока еще не утвержден.

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Сергей! Я, наверное, что-то упустил…

          О каком Вашем сайте идёт речь!?

          Наконец, где и когда мы «всё сможем заказать»?

          Желаем всячески с Вами сотрудничать, и даже — уже в 2016 году! 🙂

  • Сергей Чурадаев:

    W W W . n e w p o s t c a r d . c o m
    все можно изложить в письме по электронке. Находимся «Русский Музей Фотографии», напротив Драмтеатра, Пискунова — 9а, 3 этаж (НРО Спортивная РОССИЯ — один из операторов проекта «Нижегородская почтовая карточка. Открытка из прошлого» к Чемпионату Мира по футболу) Для получения открыток — привезем их в офис. Сообщите только заранее. т. 8 9 0 4 9 0 4 8 2 2 2

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Вот теперь — всё понятно!
      ПРИНЯТО!!!

      1. Алексей! Если будет нужно в Нижний, то я могу составить тебе компанию в моей машине.

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Отлично! Костя! Давай подумаем когда мы сможем с тобой выбраться в «Русский Музей Фотографии»!?

          1. К.Зайцев:

            Я уже был летом 2016 в этом музее и получил ОГРОМНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ и ВОСХИЩЕНИЕ !!

  • В рамках проекта «Открытка из прошлого» вышла в свет серия открыток (5 видов) «120 лет Нижегородскому трамваю» посвященная 120-летию первого трамвая в России по фотоматериалам Дмитриева из Гос. архива. Поступили и в Нижегородские отделения Почты России и киоски «Печать».

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Сергей! На нашем сайте появился материал «Понетаевка — 100 лет спустя»!

    Можно ли в Архиве посмотреть всё, что есть у Дмитриева по Понетаевскому монастырю! Ведь, наверное, далеко не всё он издал на своих дореволюционных открытках!?

  • Валерий Валерий:

    Вот интересное паспарту Дмитриева, переснял у И.Кочанкова

  • Валерий Валерий:

    Размер 67х107мм

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Валера! Очень интересно!

      Можно ли «вытащить» год съёмки!?

      1. Валерий Валерий:

        Сверху карандашом вроде бы написано 190… 15/XII.
        А середина надписи — содрана с клеем. Видимо фото было куда-то вклеено и подом оторвано

        1. К.Зайцев:

          Заказной конверт со штампом «Музея фотографии» и памятным каше в честь 150-летия фотографа Дмитриева.

          1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Да! Костя, молодец! О-очень интересный конвертик! 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>