Автор: Н.А. Петров

(«Импульс» № 19 (231) от 28.02.1990 года.)

3 марта 1990 года Николаю Александровичу Петрову исполнилось бы 79 лет. Последние 10 лет своей жизни он возглавлял лабораторию исторических исследований предприятия.

Среди незавершенных исторических материалов, над которыми он работал незадолго до смерти, есть воспоминания о башенных часах. Благодаря вдове Н. Петрова Валентине Васильевне Торопчиной мы имеем возможность предложить их вашему вниманию. Печатается в сокращении.

Одной из достопримечательностей нашего города являются башенные часы. Вот уже много лет они показывают время на все четыре стороны света.

Эти часы были установлены в 1965 году, к 20-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. С тех нор прошло четверть века, и само их появление на башне стало уже историей. Многие жители города проявляют интерес к этому событию и обращаются ко мне как инициатор) и участник) работ по их изготовлению и установке.

Много лет назад, Когда наша башня была действующей монастырской колокольней, на ней тоже имелись часы. Из брошюр, издававшихся в монастыре, можно узнать, что изготовлены они были в Туле в 1784 году мастером Иваном Ивановым и им же установлены. Это обошлось монастырю в 400 руб. серебром. Часы имели бой курантов с четвертями и исполняли мрачную мелодию: «Кто тя избежит, смертный час».

После закрытия монастыря в 1927 году его имущество было распродано с торгов. Свидетели этих событий утверждают, что снятые с колокольни часы были отправлены в Муром. Дальнейшая их судьба неизвестна.

Здание колокольни в разные годы служило для разных целей. Во второй половине 40-х годов оно было приспособлено под водонапорную башню. На первой площадке колокольни были заложены проемы и установлен напорный резервуар водопровода. Затем здесь разместился радиотрансляционный узел. Позже колокольня стала использоваться как телевизионная башня с телецентром.

Мысль об установке башенных часов на месте бывших монастырских появилась не вдруг. Летом 1962 года производился ремонт здания колокольни. Со времени последнего ремонта башни прошло, наверное, более пятидесяти лет, и, естественно, она имела неприглядный вид. Башня не ремонтировалась столь длительное время, поскольку считалось, что она представляет собой «визуальный ориентир местности» и ее необходимо снести. Но к началу 60-х годов это мнение изменилось, с развитием техники значение такого ориентира было утрачено.

Однажды утром я шел на работу в административный корпус. Мое внимание привлекло лежащее на дороге большое металлическое кольцо, снятое с колокольни. Это был старый накладной железный циферблат часов, сильно поврежденный коррозией за прошедшие полтора века. Меня удивили его размеры. На высоте 70-75 метров это кольцо казалось совсем небольшим, чуть больше метра.

Придя в кабинет, я записал эту цифру в журнал, больше из интереса, чем для какого-либо практического использования. Скоро ремонт башни был закончен. Она вновь впечатляла красотой своего архитектурного решения. Но на месте, отведенном для часов, зияла дыра. Башня нуждалась в часах!

В это время, кажется, в газете «Правда» была опубликована статья об устройстве башенных часов, установленных на здании Московского университета. Эта статья окончательно склонила меня к мысли восстановить часы на башне нашего телецентра. Решение общественных и хозяйственных организаций было положительным.

Часы должны были иметь электрический привод и навесной циферблат. Разработка конструкции циферблата со стрелочным приводом в виде самостоятельного агрегата была поручена отделению 7, разработка электроники и приводного механизма — отделу автоматики. Работы выполнялись в порядке общественного поручения.

Для крепления часов в проемы были помещены сварные рамы. Циферблат был сделан из дюралюминиевых листов, стрелки с противовесами — из алюминиевого сплава, а их валы из нержавеющей стали на шариковых подшипниках.

В качестве датчиков времени был взят морской судовой хронометр с точностью хода две секунды в сутки.

Работники ОКСа вместо старой деревянной площадки, где когда-то располагался механизм монастырских часов, спроектировали новую металлическую площадку. Она получилась очень удобной, имела перила.

Для звукового сигнала был использован механизм боя кабинетных часов с передачей звука через радиоузел на динамики (16-20 штук).

Жаркую дискуссию вызвал вопрос, в какой цвет окрашивать циферблаты. Предлагались два цвета: белый и черный. Соглашения достигнуть не удалось, и было принято компромиссное решение: западный и северный циферблаты сделать белыми с черными стрелками и числовыми метками, а южный и восточный — черными с белыми стрелками и числовыми метками.

После изготовления вся установка часов была временно смонтирована около отдела автоматики и испытана. Обнаруженные недостатки быстро устранили. И в один из субботних дней все четыре часовых блока были доставлены к башне.

Четырехметровый циферблат с двухметровыми стрелками собрал многочисленных зрителей, которые утверждали, что часы не поместятся в предназначенное для них место.

Рано утром в воскресенье, когда на улицах малолюдно, монтажники приступили к подъему часовых блоков и установке их на башне. Наблюдая, как поднимают первый блок, я испытывал сильное волнение: встанет ли он на место, совпадет ли с осью отверстия в колодке, куда должна поместит вся опора привода стрелок.

Но вот циферблат точно садится на место. Потом устанавливается второй блок, третий, четвертый. Все идет хорошо. На этом воскресная работа заканчивается. Через неделю после наладки часы уже показывали и отбивали время.

Слышимость звукового сигнала примерно полтора километра. Наверное, 20-тонный монастырский колокол был слышен гораздо дальше.

Статья опубликована в газете «Импульс» № 19 (231) от 28.02.1990 года.

Просмотров: 2 898

К этой записи 7 комментариев

  • Алексей Демидов:

    Без всякого сомнения Николая Александровича Петрова можно назвать одним из первых КРАЕВЕДОВ САРОВА с большой буквы! Думаю, необходимо написать ОЧЕРК о нём на нашем сайте!

    1. Спасибо, интересно! Конечно для таких пытливых вроде меня материала недостаточно. Непонятны некоторые мелочи — где располагались эти кабинетные часы, бой которых транслировался через динамики или же это была запись этого боя? Судовой хронометр… где это всё, в чьих нынче руках и т.д.
      Далее. Читал сегодня статью о новых часах на башне и не совсем понятно — эти новые часы сделаны «по образу и подобию» оригинальных часов времен монастыря или это чей-то полёт фантазии «поппури на тему…» ?
      Спасибо за информацию! Продолжаю издалека следить за «преображением» Сарова.

      1. Валерий Валерий:

        Известный московский мастер по курантам (запамятовал его фамилию), к которому монастырь обратился за помощью, предложил использовать имеющийся у него на примете хорошо сохранившийся механизм конца 19-го века. Его и поставили на нашу колокольню. Подробности см. в газете Городской курьер в конце прошлого года.

        1. Спасибо Валерий. С установленным ныне механизмом понятно. А циферблаты? Они были такими же или это современное исполнение «по мотивам тех лет», вот я о чем?
          Извините, если не с полу-слова понимаю о чем речь. Саров мне родной город, но не настолько, что я моментально схватываю фамилии современных деятелей или не читал ранее опубликованный материал на темы, что меня интересует. Делаю это по мере возможности.
          Спасибо!

          1. Валерий Валерий:

            По совам о.Никона (игумена монастыря) сначала планировали сделать новые циферблаты, но при демонтаже выяснилось, что старые в хорошем состоянии, можно просто их покрасить и смонтировать на них новые цифры. На каком варианте остановились, не знаю — давно не видел о.Никона. Можно спросить у Агапова (он его видит часто), но сегодня я уезжаю в командировку в Москву до воскресения. Так что смогу уточнить только через неделю. А вообще, можете поискать на сайтах местной прессы (газеты Саров, ГК или Колючий Саров) за этот год — там что-то по этому поводу было.

  • Спасибо! Я читал то, что смог найти на местных сайтах. Совершенно очевидно, что циферблаты как основа остались прежние. Это мне говорили сами рабочие, когда год назад я стоял на строительных лесах придерживаясь за этот циферблат, а они откручивали деления (я об этом писал). Вопрос в другом — современные циферблаты (те, что открылись взорам на той неделе) их исторический вид сохранён?? Они выполнены как те, что были при монастыре (имею ввиду цифры, стрелки…) ? Вы не знаете?
    Я Вам скажу почему так вдруг заинтересовался. На мой взгляд колокольню не столь реставрируют, сколько ремонтируют. Когда я был в ней в прошлом году, то видел сохранившуюся роспись (как и ту, что в комнате в надвратной части, так и в главном помещении церкви). Посетив Саров и Колокольню этой зимой с удивлением увидел, что никакой реставрации росписей не последовало, — старые остатки фресок закрашены и по этому слою производится новопись. Как-то странно, будто кто-то мотивирован сделать быстрее, без оглядки на оригинал. (Не представляю такого во Франции (в качестве примера), где на собственной земле ты не можешь снести останки древней хозяйственной постройки-всё учтено и под охраной государства…) Так вот про вид циферблатов новых часов — это оригинальный вид времен монастыря или чья-то современная художественная фантазия? Четкого ответа на сайте Саров.net — не нашел, а на колючем Сарове…даже смешно искать информацию — названия статей типа «А вот Пасха» смешат, а от комментариев бросает в дрожь )))
    Спасибо за ответ!
    С Уважением!

  • Алексей Демидов:

    В этом году исполнилось 25 лет, как не стало с нами Николая Александровича Петрова… И 35 лет со дня образования Лаборатории исторических исследований ВНИИЭФ, первым начальником которой был Н. А. Петров. Мы готовим большой материал об Н. А. на нашем сайте! Удивительно, но Н.А. Петров БЫЛ ПЕРВЫМ СОТРУДНИКОМ КБ-11 в САРОВЕ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>