Текст: В.Ф. Кузнецова и А.М. Подурец
Начало маршрута: с. Ивановское (Дивеевский р-н)
Окончание: с. Хрипуново (Ардатовский р-н)
Пройден 6 — 9 мая 2011 г.
Протяжённость 30 км
Руководители: С.Г. Александров, В.Ф. Кузнецова, А.М. Подурец
Участники: 27 человек (16 взрослых и 11 школьников).
Цифрами обозначены: 1 — Старинный парк в посёлке Мыза; 2 — Церковь и родник в селе Юсупове; 3 — Урочище Колтоменье; 4 — Церковь и захоронение Чаадаевых в Хрипунове
1-й день
Заброска была на двух машинах — ПАЗе и Газели, которые выехали из города не одновременно. Поэтому одна часть группы ждала другую в селе Ивановском. Для лагеря мы ещё раньше присмотрели пруд, находящийся у дороги, ведущей из Ивановского в Сыресево (ширина пруда по дамбе ~ 70 м.). Выгрузились и ушли правым берегом пруда от дороги метров на 400. Пасмурно, временами идет дождь, температура воздуха 13ºС.
Церковь в Ивановском
Весна в этом году более поздняя: на березе листья только начали разворачиваться, плодовые деревья еще не цветут, на липе листьев еще нет. Разгар цветения ивы. Трава уже появилась. В оврагах кое-где ещё лежит снег.
В походе принимала участие орнитолог Э.Э. Шарапова. Здесь и далее мы приведём её наблюдения за птицами, которых она встретила на маршруте. Уточним, что это птицы, встреченные именно Эльвирой Эдуардовной. Потому что большинство птиц, как выяснилось, живут в своём параллельном птичьем мире, который с человеческим миром пересекается мало. Кого мы знаем? Ворон, воробьёв да сорок. А их, птиц, вон сколько, оказывается, — много и разных.
Итак: в Ивановском около церкви 125 гнезд грачей на березах.
На пруду: скворцы (стая), жаворонки, трясогузка желтоголовая (2 шт.), гнездо вороны и гнездо сороки.
Пруд. Село Ивановское видно вдалеке
2-й день
Утром собрались и выступили в сторону Сыресева. Идет дождь, прохладно. Хорошо тому, кто взял резиновые сапоги. Сыро, и ноги вязнут в грязи. Под дождем местность не производит впечатления.
После ночёвки у пруда
В Сыресеве уточнили дорогу и пошли в сторону Мызы. Местность здесь овражистая: то вниз, то вверх. От Мызы до Сыресева грунтовая дорога, но она проезжая только при сухой погоде.
Дорога от Сыресева к Мызе
На карте Генерального межевания Ардатовского уезда (1780-е г.г.) посёлок Мыза отсутствует. В «Списке населенных мест Нижегородской губернии» 1859 года поселение обозначено как Исупово (мыза, вл. — владельческое). При этом в графах «число дворов» и «число жителей» стоят прочерки и вынесено примечание: «число жителей, записанных по ревизии в других местах, постоянно меняется от большей или меньшей потребности в рабочих руках».
Согласно словарю Даля, мыза – дача, отдельный загородный дом с хозяйством, хутор.
По-видимому, на Мызу был вынесен барский дом одного из владельцев Юсупова (возможно, кн. Шаховского). Это подтверждается созданием здесь парка, которое ориентировочно относится к первой половине XIX века [1], остатками крупных жилых и хозяйственных построек (конюшня). На карте Менде (1850-е гг.) поселение обозначено как Мыза Сергиевская. На карте Ардатовского уезда 2-й половины XIX века оно названо Сергиевское. На карте 1940‑х годов обозначен свх. Мыза.
Мыза | |
год | чел. |
1978 | 67 |
1992 | 27 |
2010 | 11 |
Вдалеке показались посадки деревьев, спускающихся вниз балки — это старинный парк, а вот конюшня, которую мы видели здесь во время экспедиции 2010 года, издалека выглядит как-то странно. Приблизившись, мы поняли, что конюшня «приказала долго жить», она просто вся рухнула, но ей при этом, видимо, помогали местные жители. В Мызе мы снова встретили нашу прошлогоднюю знакомую, здешнюю жительницу. Немного с ней пообщались, и, спустившись к реке Ирже и перейдя ее по мосту, решили где-то здесь устроить обед. Обыскали все ближайшие места, но не смогли найти подходящего, везде очень сыро.
Старинный парк в Мызе
Грустные развалины конюшни
Мост через Иржу
На одном из деревьев у реки нам попалась весьма странная вещь — дохлая курица, подвешенная за лапы к ветке. Что это, — какой-то «колдовской» обряд или просто хулиганство?
Прошли немного к северу и остановились на берегу пруда речки Селей (левый приток Иржи). Стали разбивать лагерь. Дождь закончился, и даже солнце появилось. Жизнь сразу начала налаживаться. Костер, обед, красота!
Пруд на Селее
Упоминание о речке Селей обнаружено под 1596 годом. Только название её в то время было несколько другим: Синолея, Синолей, Синолейка [2]. Все три формы наименования встречены в одном документе. По речке проходила межа владений помещика из Юсупова Ивана Лобанова и мордвы из деревни Комодеева (впоследствии Погиблово, сейчас переименовано в Малиновку). На карте Ардатовского уезда Генерального межевания (1780-е г.г.) речка названа Синалейка.
В этом районе оказалось несколько больших прудов, не обозначенных на наших картах. Один находится к западу от деревни Малиновки, второй, на южном берегу которого расположился наш лагерь, образован перепруживанием Селея. Правый берег пруда очень крутой и высокий, порос густым лесом. Сейчас воды в пруду мало, она спущена.
После обеда пошли на экскурсию в село Юсупово. Осмотрели церковь. Она сильно разрушена, но службы в ней иногда проводятся. Местный житель показал нам фрагмент кованой оконной церковной решетки. По его словам, она выкована в Нижнем Тагиле. Сейчас постоянных жителей в селе осталось очень мало, если кто и живёт здесь, то это дачники.
Церковь в Юсупове
Вид от церкви в сторону Иржи
Затем мы пошли на родник, который расположен ниже села по течению Иржи на правом её берегу. Родник называется Прощенный. Сделали его описание, провели измерение температуры и кислотности воды (рН = 8,0 — т.е. вода щелочная). Из родника вытекает ручей, который впадает в Иржу.
Родник в Юсупове
Иржа у родника
Лагерь на Селее
Птицы:
Около пруда: черок-трескунок (пара), чернеть (пролетная птица), камышница, варакушка (4 пары), трясогузка желтая (2 шт.), большая поганка (чомга), чайка сизая, перевозчик (3 шт.), черныш (2 шт.), цапли (4 шт.), журавли (4 шт.).
Около лагеря: вяхирь, иволга, соловей, кукушка, 3 тока тетеревов, черный дрозд, зяблик, пеночка-весничка, лунь (2 шт.), мухоловка-пеструшка (4 пары).
На маршруте: коршун, кобчик, колония дроздов-рябинников, жаворонки, грачи, чибис (пара), трясогузка белая, дубровник, пустое воронье гнездо.
3-й день
Прошли до села Надежина, хотели попасть в храм (в советские годы церковь в Надежине действовала, и в ней крестили многих жителей нашего города, в частности, Валентину Фёдоровну Кузнецову), но он был закрыт, сказали, что батюшка куда-то отъехал. Не дождались его, и отправились дальше.
Церковь в Надёжине
В документе 1611 года упомянут Савин Дементьев по прозвищу Надежа. Надежа владел поместьем в сельце Отемасове (Атемасове) в Утишном стане Арзамасского уезда [3]. Поскольку Атемасово непосредственно граничит с Надежиным, мы вправе считать, что Надежа Дементьев и дал свое имя современному селу. Само поселение в документах того времени не упомянуто.
В конце XVIII – начале XIX вв. Надежиным владел Н.Г. Шаховской, вместе с Юсуповым сёла составляли одну дачу.
Во второй половине XIX в. селом владели помещики Чирковы [4]. В 1851 году была построена каменная церковь (по другим данным – в 1855) [5] (Перед самой церковью написана дата – 1856).
Надёжино |
|
год | чел. |
1859 | 435 |
1914 | 748 |
1978 | 288 |
1992 | 451 |
От Надёжина до Хрипунова обозначена дорога с твёрдым покрытием. Может, это и было когда-то дорогой, но сейчас такие сооружения в народе называют «направлениями». Большинство автомобилистов предпочитают ехать рядом с насыпью по раскатанной полевой грунтовке. И вот, навстречу нам, по этому направлению подкатил самый настоящий сверкающий Лексус. Приоткрылось окошко, и мы увидели за рулём этого чуда особу духовного звания. Нас спросили, кто мы, да откуда, да что мы тут делаем. Наверное, это и был тот самый Надёжинский батюшка, которого мы не дождались. Очевидно, он ощущает себя здесь хозяином.
Прошли рядом с Четвертовым, где в прошлом году познакомились с парком. Полями и перелесками ушли в сторону Колтоменья. Места пустынные, в оврагах — лисьи норы, поля зарастают мелким лесом.
Путь на Колтоменье
Колтоменье оказалось чудесным красивым местом. Вокруг никого нет, день очень тёплый. Здесь есть пруд, но он спущен, т.к. дамбу размыло, но воды в пруду немного осталось, что позволило и взрослым, и особенно детям повозиться в этом водоёмчике, получая кучу положительных эмоций.
Панорама Колтоменья
О Колтоменье не удалось найти ни даты основания, ни даты окончания существования. По данным Генерального межевания в 1775 году Колтоменье было сельцом и им владели поручик Алексей Александрович Врасской и Мария Михайловна Неелова [6]. Статус сельца подразумевал наличие в населённом пункте господского дома кого-то из вышеупомянутых владельцев.
Колтоменье | |
год | чел. |
1785 | 306 |
1859 | 167 |
1914 | 445 |
Здесь была деревенская улица
Лагерь в Колтоменье
Спущенный пруд
От деревни практически ничего не осталось. Только заросли терновника (в этом году он еще не зацвел) указывают, что здесь было поселение. Деревня располагалась на склоне широкой балки. Вдоль склона просматривается дорога и угадываются заросшие бурьяном ямы от домов. Чуть выше на склоне видны развалины 2-х этажного каменного сооружения и рядом с ним — остатки ветряной мельницы: яма с гранитными камнями, служившими основанием мельницы, и 3 жернова.
Мельничные жернова
Краеведы на привале
Пока мы предавались отдыху на лоне дикой природы, А. Стасевич «сгонял» в Ардатов, чтобы попить лимонаду. А это около 11 км в одну сторону. Все же остальные прошли за этот день около 12 км.
В походе всё по-честному
Птицы:
Надежино: около церкви:120 гнезд грачей на деревьях.
Колтоменье: утка, серая цапля, вяхирь (2 шт.), варакушка, лунь луговой (2 шт.), тетерев (2 тетеревиных тока), сорока, жаворонки, конек лесной, коростель, перепел, овсянка садовая, дубровник, ворон, бол. синица, дрозд черный, в пролете 4 гуся.
Благодаря Эльвире Шараповой мы впервые услышали, как токуют тетерева. Оказалось, что мы и раньше в предрассветных сумерках слышали эти звуки, только не знали, что они означают.
Эльвира Эдуардовна Шарапова ведёт учёт птиц
4-й день
В честь праздника 9 мая было торжественное построение, шествие с разноцветными воздушными шариками и традиционное приветствие туристов нашим «генералиссимусом» С.Г. Александровым, ну и конечно, наше традиционное «ура» в ответ.
В этот день прошли немного — километров 5 — 6. Вышли в село Хрипуново, конечную точку маршрута. Осмотрели храм и родовое захоронение Чаадаевых.
Дорога на Хрипуново
Туристы расположились в центре села
Первое упоминание о деревне Хрипунове относится к 1610 году [7]. Упоминается она в связи со спором, возникшим между спальником Лжедмитрия II Игнатием Ермолаевичем Михневым и Фёдором Пушкиным, у которых обоих были претензии на владение этим поместьем. При этом отмечается, что ранее поместье в Хрипунове принадлежало Севрюку Дементьеву.
В 1650 году была построена деревянная церковь Знамения. В 1819 году церковь стала каменной [8].
Славу Хрипунова составляет то, что оно являлось родовым имением Чаадаевых. Селом владел Яков Петрович Чаадаев (1745-1795), затем оно перешло к его сыновьям Михаилу (1792-1866) и Петру (1794-1856). Возможно, Петр Яковлевич Хрипуновом не владел, так как во всех встреченных документах владельцем села после смерти отца значится М.Я. Чаадаев.
Краевед В.А. Назаров, утверждал, что, несмотря на то, что местом рождения П. Чаадаева указывается Москва, в действительности родился он в Хрипунове. Аргументом в пользу этого являлось то, что Чаадаев оказался здесь в младенчестве и был перевезен в Москву в малолетнем возрасте после смерти обоих родителей. После этого Чаадаев в Хрипунове не бывал, но память о родовом имении выразилась в написании сочинения «Письмо из Ардатова в Париж» и в псевдониме «Мишель Хрипуновский» [9].
Дом Чаадаевых не сохранился, могилы Чаадаевых при советской власти были «разорены и варварски раскопаны» [10]. Следовательно, находящиеся сегодня у церкви могилы Чаадаевых, скорее всего, являются муляжами несохранившихся захоронений.
Хрипуново было селом крупным и зажиточным. В середине 1920-х годов в нем было 24 мельницы, около десятка маслобоен, крупорушки, шерстобойни, кузницы и т.д. [11] В селе было около десятка прудов, в центре села стояла вековая липовая роща (была спилена на дрова во время Великой отечественной войны).
Не удивительно, что зажиточное население Хрипунова не всегда радостно приветствовало новую власть. В октябре 1918 года с хрипуновской волости потребовали 14 подвод для нужд мобилизации. Хрипуновцы отказали, за что на них был наложен штраф в размере 500 тысяч рублей. Справедливости ради надо сказать, что и на многие другие села Ардатовского уезда были наложены взыскания, но на Хрипуново штраф был максимальным [12].
Хрипуново | |
год | чел. |
1751 | 379 |
1781 | 802 |
1859 | 1244 |
1897 | 1834 |
1914 | 2645 |
1978 | 593 |
1992 | 555 |
(О Чаадаевых более подробно см. статью С.П. Егоршина «Хрипуново — родовое имение Чаадаевых»).
Церковь в Хрипунове
Захоронение Чаадаевых в церковной ограде
Использованы фотографии В. Кузнецовой, А. Подурца, А. Стасевича, Э. Шараповой и О. Шевцовой
[1] В.Баулина. Сады и парки Горьковской области. Горький, 1981, стр. 124.
[2] Веселовский С.Б. Арзамасские поместные акты (1578-1618). М., 1915 , стр. 125, 126.
[3] Там же, стр. 373.
[4] Ардатовский край: прошлое и настоящее. Н.Новгород, 2000, стр. 252.
[5] А.Базаев. исторические сведения о селениях Ардатовского района. Ардатов — Арзамас, 2004, стр. 61.
[6] Ардатовский край, стр.348.
[7] Арзамасские поместные акты, стр. 368.
[8] А.Базаев, стр.78.
[9] Знаменитые люди Ардатовского края XVI — XXI веков. Ардатов — Арзамас, 2002, стр. 219-220.
[10] Ардатовский край, стр. 315.
[11] Ардатовский край, стр. 307.
[12] Архив объединения «Саровская пустынь, Фонд Артемова, д. 57, лл. 102, 107.
Алексей Михайлович!
А по-подробнее про «яму с гранитными камнями, служившими основанием мельницы, и 3 жернова» можно что-нибудь сказать!? Масштаб камней!? Структура!? Почему, именно, граниты?
Я их не видел. Видела Валентина Фёдоровна.