(Подготовили Марина Власова и Алексей Демидов)

При разборе фондов исторического объединения «СП» к нам в руки  попала папка с интересными рукописными и машинописными материалами. Некоторые бумаги имели следы затопления, что указывало на их связь с первым музеем «СП» в бомбоубежище. Название одного из материалов интригующее: САРОВСКИЕ  ПОДЗЕМЕЛЬЯ – предлагаются вашему вниманию сегодня.

         По версии  А.М.Подурца – это материал, написанный  А.А.Агаповым  к  одному  из  первых  вечеров в ДУ,  проводимых  объединением  «СП» — тогда ИСТОРИЧЕСКИМ КЛУБОМ (т. е. более  25  лет назад – по косвенным  данным  — это  1989 год). Анатолий Александрович подтвердил нашу догадку на одной из последних  встреч и дал «добро» на публикацию на сайте СК.

         (Итак документ из «Архива Агапова» — как «всё начиналось» ?!)

САРОВСКИЕ  ПОДЗЕМЕЛЬЯ

Конечно, большинство жителей нашего города знает, что в Саровском монастыре есть подземные хода. Исторический клуб приступил к поиску материалов о них и к их изучению.

        подземелья

         Первый  лист рукописи А. А. Агапова

Что побуждает нас изучать скрытые подземелья? С одной стороны это история в чистом виде. С другой стороны они таят в себе опасности для современных построек — могут быть провалы в неожиданных местах и даже обрушиваться целые здания, т.е. их нужно знать и с хозяйственной точки зрения.

Но, наверное, самое главное, это: «А вдруг!» Вдруг в этих подземельях отыщутся предметы старой культуры, техники и быта, а может быть и что-то очень важное, имеющее историческое значение: древние книги, исторические реликвии, уникальные драгоценности. Ведь до сих пор основные сокровища Саровской Пустыни не найдены.

Да, подземелья всегда окружены тайнами и легендами, а секретами подземелий владели немногие священники. И секреты эти передавались только устно — нет в архивах описании и планов подземелий. И порой случается так, что носители тайн исчезают в водовороте сложных времен, не успев никому передать только им известные сведения.

Преднамеренная секретность, отсутствие письменных сведений, случайные неожиданные находки — всё это способствовало появлению легенд и преданий, в которых факты заслонялись фантазией,  домыслами.

Раскрыть тайны подземного города — вот одна из задач исторического клуба. Работу клуб планирует вести по двум направлениям:

— изучение и анализ исторических материалов, поиск людей, знающих Саровские подземелья, тайны и легенды;

— составление плана подземных ходов и помещений;

—  применение инженерно-физических методов для проведения разведочных работ на поверхности земли.

Известно из истории России, что усиление строительства подземных сооружений наблюдается после Крестьянской войны под руководством Е. Пугачева. Восставшие крестьяне уходили в бега. Иные уходили на вольные земли Сибири, другие отрывали себе подземные лабиринты в глухих местах, укрываясь в них, обеспечивая свое существование грабежами купеческих караванов.

Много убежищ разбойников — «темьянов» было вдоль большой Посольской дороги, позже она названа Большая Темниковская дорога, проходившей по глухим лесам от Темникова до Арзамаса. В подземные сооружения внесли свою лепту и раскольники, бежавшие от вводимых Русской церковью порядков. Фанатичные в вере раскольники рыли скиты-убежища, устраивали молельни под землей, особенно их было много в Заволжье.

Действительно, подземелья не те темы, о которых бы много писали. И Саровские монахи  не были заинтересованы в распространении сведений о подземных ходах Сарова. Паломников, приходивших в Саровскую Пустынь, монахи водили по подземелью по строго определенному маршруту. Он был связан с подземной церковью Антония и Феодосия. Поэтому практически сведений о подземном городе нет. Еще, конечно, наложили отпечаток и особые условия, в которых находится город. Члены исторического клуба сделали попытку расспросить людей, бывших в подземельях Сарова, но их сведения оказались однообразны и скудны. Настоящего хранителя подземных тайн Сарова клуб еще не встретил.

Архитектура подземных сооружений (терра-тектура) продолжает наземную архитектуру зданий. И подземное пространство хранит множество тайн и загадок, подчас весьма неожиданных. Строители придумывали почти невероятные системы ходов, тоннелей, галерей, колодцев, ловушек, лабиринтов, многоэтажных подвалов.

Подземелья выполняли функции долговременных убежищ, хранилищ припасов и воды, некрополей, застенков и тюрем, а также они выполняли роль сокровищниц и хранительниц древних библиотек.

Традиции многих религиозных культов требовали строительства подземелий. И христианство, как религия гонимых, начиналась в мрачной темноте катакомб. Отсюда пошли подземные церкви-крипты.

Уже на заре образования Киевского княжества были известны подземные ходы и даже целые лабиринты под древним Киевом. Эти подземелья дошли и до нашего времени. Они известны как знаменитые катакомбы  Киево-Печерского монастыря. Подземные сооружения «киевского» типа отличались большой протяженностью и разветвленностью. По примеру киевских ходов и тайников позднее сооружались целые подземные города. Известны монастырские подземные городки в Чернигове, Святогорье, Старом Осколе. И наш подземный город является прямым подражанием Киево-Печерских катакомб.

Считается, что первым начал копать пещеры в Киевской горе отшельный монах Илларион. И название этих пещер «Илларионовские».

И в нашем городе в Саровской горе пещеры начали копать монахи-отшельники, и вот здесь есть одна загадка. В летописи Саровского монастыря, начатой еще самим первоначальником Иоанном, описан молодой монах Илларион, который пришел вслед за первыми отшельниками Феодосией и Герасимом.

По летописи именно Илларион начал копать Саровские пещеры и с тех пор наши пещеры прослыли как  «Илларионовские». Но анализ текста летописи Саровского монастыря говорит о том, что никакого Иллариона не было, а копать пещеры начал сам первоначальник Иоанн.

Но, подражая киевским монахам, ввел вымышленный образ молодого Иллариона, который после нигде не появляется. Он исчез, выполнив свою функцию.

Давайте выясним — зачем монахам подземелья?

Монахи добровольно отреклись от всего мирского и посвятили себя только Богу. Они, следуя примеру Иисуса Христа, принимают на себя все грехи людей и, совершая свои подвиги (старчество, молчальничество, столпничество, затворничество и т.п.), приближаются к Богу, принимая еще при жизни ангельский чин. Одним из путей исполнения своих подвигов был путь собственного захоронения при жизни, а это можно было сделать только под землей. Как правило, весь великий пост монахи проводили в подземных склепах рядом с собственными гробами.

Саровские подземелья представляют собой многочисленные кельи вдоль подземных улиц и в центре Саровской горы подземную церковь-крипту в честь Антония и Феодосия Киево-Печерских. В этой церкви монахи могли исполнять все необходимые таинства, предначертанные христианством. Интересно, что подземную церковь построили и освятили с большим трудом и только благодаря сестрам Петра I Великим царевнам Марии и Феодосии. Именно их усердием и стараниями она была оснащена всей необходимой утварью и даже святыми мощами.

Но влажность в подземелье была большой, и церковь быстро пришла в негодность. Её восстановили, сделав основу из чугуна и железа. Благо рядом в Дивеево были железоделательные заводы.

Подвалы и подземелья Саровского монастыря выполняли еще и функции складов и хранилищ припасов.

Нам известно, что когда на Руси в 1775 году начался голод, Саровский монастырь смог прокормить все близлежащие деревни и села.

Саровские пещеры несли еще и функции некрополя. В подземельях Сарова хранились останки монахов, и Саровская Пустынь, как и Киево-Печерская лавра, была одним из поставщиков мощей нетленных для Руси.

Живы еще до сих пор очевидцы о неприглядной судьбе Саровского некрополя. Ныне здравствующая монахиня Серафимо-Дивеевского монастыря мать Серафима (Софья Александровна Булгакова) рассказывала, что после закрытия, а вернее (по её выражению) «разгона» Саровских монахов, в монастыре разместили колонию № 4 НКВД. Это были беспризорники, собранные со всей страны. Они вскрывали гробы с мощами старцев и глумились над ними, вставляя папиросы в рот мумифицированным монахам.

Очень мало нам известно о тайниках Саровского подземного города, но у нас нет сомнений, что они есть. До сих пор не найдена главная сокровищница монастыря. По легендам считается, что была она под алтарем подземной церкви. Вниз спускался вертикальный глубокий колодец: камень падал туда долго до воды. А внизу был боковой ход, который вел к тайнику. Известно, что во времена колоний был найден в потайном ходе клад с золотой посудой. Взял её Пазин Ф.М. — начальник колонии им. наркома труда В.В.Шмидта.

Точно мы не знаем за клад ли, но он был арестован и посажен в тюрьму. Это следующая история. Известно только, что дочь Пазина живет в Горьком. И мы постараемся узнать как можно больше.

 

ЧТО ИЗВЕСТНО?

Вдоль всего подземелья идут маленькие кельи, годные быть жилищем разве  для малых детей, в таких комнатах, где трудно было поворотиться, отшельники жили года без хлеба, питаясь только одними травами. Некоторые запирались навсегда в своих кельях и довольствовались пищей и питием, которые им подавали через отверстия. Известен монах, зарывший себя по пояс, и так живший до самой смерти и его тело ещё долго стояло после его смерти.

Каждого, кто занимается пещерами, обязательно интересует характер их возникновения. Можно предположить, что это творение природы. Но вполне и то, что это творение рук человеческих. Но когда они созданы?

Может быть, пещеры остались от татарского стольного города времён Золотой Орды – Сараклыча?

Таким образом, могут существовать несколько версий происхождения Саровских пещер.

Монахи водили паломников по подземельям. Вот воспоминания одного из них: «Мы шли с восковыми свечами в руках и видели мощи, всё ещё облачённые в свои отшельнические одежды, с узкими железными поясами. Все они остались до сих пор в том виде, в каком застигла их блаженная смерть».

А ещё в пещерах хранились «Миропомазанные» головы, как бы вылечивающие от всех болезней. Это высохшие черепа отшельников, из которых выступало благовонное масло.

 

НАШИ ПЛАНЫ

 

Для начала нам хотелось бы проверить легенды всех подземных городов.

  • Из подземелий идет особый туннель с выходом в густой лес;
  • Разыскать алтарный ход – непременное условие любого подземного строительства;
  • Попасть в подземную церковь Антония и Феодосия, построенную (выкопанную) в 1711 году;
  • Развеять? или найти ход между женским и мужским монастырями. Как и во многих местах, у нас эта легенда жива и передается из поколение в поколение;
  • Терра-тектура – архитектурные сооружения в подземном пространстве потребуют длительного изучения.

Изучение подземелий может идти по двум направлениям.

  • Изучение и анализ истории и архитектуры, поиск людей и документов о наших подземельях;
  • Применение инженерно-физических методов, позволяющих определить наличие подземелий.

    И затем вскрыть полости, укрепить их, облицевать всесторонне. Конечно, это уже организация, специалисты, современная техника. На энтузиазме качественно сделать эту работу невозможно.

Традиционный подземный ход имеет ширину арки – 80 см, высоту – 1,5  – 1,8м – с водосборной канавкой посредине.

 

 

 

ЗАГАДКИ САРОВСКОГО ПОДЗЕМНОГО ГОРОДА

 

    Скрытые подземные своды отражают сложные функционально-бытовые, архитектурно-бытовые и социальные зависимости в подземном бытии человека.

    Лабиринты Египетских пирамид — (10-ки километров). Подземные города в Малой Азии — (сотни тысяч людей). Средневековые замки и монастыри.

    Сложные системы ходов, тоннелей, галерей, колодцев, ловушек, лабиринтов, многоэтажных подвалов.

Постройка подземелий – это традиция религиозных культов. Собственно христианство начиналось с катакомб, куда забрались гонимые секты христиан.

Подземелья выполняют функции убежища, хранилищ припасов, воды, некрополей, застенков и тюрем.

Подземелья были хранителями сокровищниц с хитроумными ловушками и преградами для злоумышленников.

 На Руси целенаправленное строительство начал Иван III, когда вызвал итальянских мастеров Аристотеля  Фиораванти и его сына Андрея. Аристотель построил замок в Милане. Тайна его подземелий уже разгадывается столетиями и до сих пор еще не разгадана. Именно он строил Кремль. И тайнами Кремля практически занимались единицы.

Киевские катакомбы в КПЛ известны с начала образования Киевского княжества. Начало постройки подземного города относится также к началу образования монастыря. Так же как и Киевские пещеры называются Илларионовскими по имени монаха, начавшего копать Пещеры в Киеве. Наши монахи в своих летописях искусственным способом, сделали так, что и наши пещеры начал копать монах Илларион и поэтому их также назвали Илларионовскими. Подземные сооружения «Киевского типа» отличались большой протяженностью и разветвленностью. Ходы соединяли отдельные здания, сооружались водозаборные тайники, глубокие подвалы- сокровищницы, некрополи.

Наши подземелья по известным причинам были замурованы. И только обвалы делают подземелья видимыми или проведение строительных работ, но реакция при их обнаружении решительна и мгновенна – закопать. Это было в 1953 году, когда обвалился купол подземной церкви – (крипты)- и в 70 годах и даже в 1988 году провал возле детской библиотеки был закопан на следующий день. Когда не нужно делать быстро – мы решаем мгновенно.

Преднамеренная секретность способствовала появлению легенд и преданий. Но подземелья, как и клады, не даются в руки сразу. Говорят, что они открываются только бескорыстным людям. Мы готовим также экспедицию “Terra 90”. И, может быть, в следующем году нас ждут удивительные открытия.

Подземные старинные сооружения – это памятники архитектуры, истории, культуры. Невозможно реставрировать памятник архитектуры, стоящий на поверхности земли, если полностью проигнорировать то, что находится в пространстве под ними. Подземные объекты должны изучаться, оцениваться с точки зрения исторической, архитектурной и хозяйственной значимости.

Трудно найти построенные человеком другие объекты, которые бы так были окружены тайной, как подземелья. Секретами подземелий владели немногий посвященные, и эти секреты, как правило, передавались устно.

В архивах не попадаются документы с описанием и планами подземных сооружений.

    Нередко случается и так, что носители памяти о подземных тайнах исчезают в водоворотах жестоких и сложных времен, не успев передать только им известные сведения.

К этой записи 12 комментариев

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Марина! Всё хорошо! СПАСИБО! Работаем дальше! 🙂

  • В.Н. Ганькин Валерий:

    В предисловии надо обязательно указать дату открытия-отрытия нами пещер — 26.07.1992г., не все её помнят.
    А этот текст, скорее всего, черновик выступления Агапова на вечере «Тайна Саровской пустыни» в ДУ 13.01.1990 г.

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Валера! Готовится к публикации следующий материал из «Архива Агапова» — «Саровские подземелья-2», где «ты уже сам рассказываешь» об открытии пещер — очень любопытный документ! Видимо, «зарисовки» к вечеру СП уже 1992 года после «открытия». Так что «всё там» БУДЕТ! 🙂

      1. В.Н. Ганькин Валерий:

        Одно другому не мешает, не все гости читают сразу по две публикации. Добавить одно предложение очень просто.

  • Дмитрий:

    Однажды обнаружил нечто, весьма напоминающее еще один вход в подземелье: старую кирпичную арку, занесенную землей и засыпанную мусором. Предполагаемый вход находится к югу от монастыря, вблизи Рухлядной башни. Не знаю,известно ли вам про этот вход.

    1. В.Н. Ганькин Валерий:

      Осенью при работах на склоне он был присыпан. Похоже это было на ливневую канализацию

      1. Дмитрий:

        Есть фотография его местоположения. Не он ли был присыпан?
        Не знаю, делали ли в ливневой канализации арочные потолки. Вот, если бы кирпичи те рассмотреть — новые они были или дореволюционные. Но на фотографиях этого не разглядишь, увы. Так что, возможно, Вы правы, и это в самом деле канализация.

        1. Дмитрий, а у Вас есть еще какие-либо фотографии этого места? Я правильно понимаю, что это прямо рядом с Рухлядной башней находится?

          1. Дмитирй:

            Леонид, эта фотография лучшая из тех, которые есть. Она сделана рядом с Рухлядной башней, но не прямо код ней, кажется, а на несколько метров западнее. Если пойти по Южному проезду от Музрукова, то по правую руку будет въезд со шлагбаумом, а искомое место будет либо прямо напротив шлагбаума, либо чуть дальше. См. знак «уступите дорогу», может быть он ещё сохранился.

        2. Ткачёв К. И.:

          В самом начале 90-х, мы, члены исторического объединения «Саровская пустынь», как одержимые, в поисках входа в пещеры, добрались и до этого места. Вдвоём со Степашкиным В. вызвались обследовать его.
          От арки вверх под углом склона на небольшой глубине от поверхности (не более метра) идёт ход, а точнее канал размером сечения примерно 500×500 мм (может немного больше). Он был полностью забит грунтом. Поочерёдно, залезая в канал и в тесноте пробивая лопатой себе дорогу снизу вверх, мы прочистили его до половины ширины поверхности склона. Стены и пол канала кирпичные, оштукатуренные. Перекрытие деревянное, слегка подгнившее, но ещё крепкое (наверное, дуб). По всей видимости, канал выходит (если смотреть сверху) из угловой башни или рядом расположенного здания и предназначен для бытового водоотведения непосредственно в р. Саровку. Короче говоря, входа в пещеры мы там тогда, естественно, не нашли.

    2. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Да, Дмитрий, известно! Всё было зафотографировано!
      Будет время, сделаем ОТДЕЛЬНЫЙ материал по этому якобы «южному» входу в подземелье…
      За наблюдательность спасибо! ВЫ — МОЛОДЕЦ!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Валера! А дату 26.07.1992 г. ты очевидно взял со своих фотографий! 🙂

    Тщательнее надо… 🙂

Добавить комментарий для Дмитрий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>